Бильман – что это в фигурном катании, сложность выполнения элемента

Как интересно наблюдать за красивыми синхронными движениями фигуристов на льду, и насколько же сложно им выполнять те или иные движения. При этом сами виды прыжков мало кто знает и различает.

Зато многие любители зимних видов спорта могут назвать самых удачно выступивших фигуристов. Причем запоминаются не только их номера и тщательно подобранные костюмы, но и тот прыжок в фигурном катании, который они сделали в определенной сценической программе.

Сегодня мы постарались выяснить, какими же бывают современные прыжки. А также о том, какой из них самый сложный.

Бильман – что это в фигурном катании? Сложность выполнения

Общие сведения о прыжках в программах

Прыжки считаются обязательными элементами и частью программы для спортсменов, занимающихся профессиональным фигурным катанием. Данные элементы являются наиболее яркими, их выполняют на льду во всех дисциплинах.

Без прыжков работают лишь фигуристы, избравшие в качестве основной своей деятельности спортивные танцы.

По словам опытных спортсменов, прыжок в фигурном катании придает остроту ощущениям и требует не только красоты, но и высокого качества исполнения.

Бильман – что это в фигурном катании? Сложность выполнения

Какими бывают прыжки у фигуристов?

Со временем в любом виде спорта появляются дополнения и изменения. В настоящий момент современные фигуристы включают в свои показательные выступления сразу несколько видов прыжков. Всего их шесть. Каждый прыжок в фигурном катании входит в свою подгруппу. В общей сложности их насчитывается две, в каждой по три прыжка разного вида.

При этом первый вид предполагает, что в процессе выполнения упражнения фигурист отталкивается ребром своего конька (его называют опорным) от поверхности льда. А зубцовые позволяют сделать толчок от зубца или носка свободной ноги. При этом любой прыжок в фигурном катании является специфичным. Он требует от спортсмена особой подготовки и владения техникой выполнения.

Бильман – что это в фигурном катании? Сложность выполнения

Возможность усложнить текущую программу выступления

Многие спортсмены могут усложнять свою программу, устраивая настоящие «водопады», или «каскады» из прыжков. В итоге выполняются прыжки с двумя, тремя и четырьмя различными вариациями. И только самые сильные фигуристы могут выполнять прыжки сразу с четырьмя оборотами.

Бильман – что это в фигурном катании? Сложность выполнения

Что такое зубцовые и реберные прыжки?

К реберным можно отнести такие элементы, как сальхов, аксель и риттбергер. А к зубцовым – лутц, тулуп и флип. В настоящий момент самый сложный прыжок в фигурном катании — аксель. Далеко не каждый спортсмен способен его выполнить. Подробнее о нем и других видах прыжков мы и расскажем далее.

Особенности выполнения и история происхождения тулупа

Первые прыжки в фигурном катании с данным названием были выполнены американцем Брюсом Мэйпсом в начале 1920 года. Свое название данные элементы получили за счет сложностей перевода.

Так, это не одно, а сразу два слова — toe и loop, что в переводе на русский означает «петля в носке». Выполняется такой прыжок обычно с использованием внешнего ребра левой ступни.

При этом после его выполнения спортсмен оказывается в том же положении, что и до прыжка.

Бильман – что это в фигурном катании? Сложность выполнения

Что собой представляет флип?

Как вы уже поняли, исполнение прыжков в фигурном катании имеет свою историю. Так, второй по сложности элемент под названием флип, впервые был выполнен в середине 70-х годов. Как оказалось, не сохранилось фамилии человека, впервые его реализовавшего.

Однако достоверно известно, что это был мужчина, а в женском катании этот элемент был освоен лишь к началу 80-х годов. Это и неудивительно. Техника выполнения этого эффектного элемента довольно сложная. Делается он с разворота. А далее фигурист делает толчок от внутреннего ребра левой ноги и подпрыгивает.

История происхождения и особенности выполнения лутца

Лутц – это далеко не первый самый сложный прыжок в фигурном катании, но его также нельзя назвать и легким. Выполняется он по своеобразной траектории S, а толчок вверх делается от внешнего ребра левой ноги. Первый раз этот прыжок удался австрийцу Алоизу Лутцу в 1913 году.

Прыжки риттбергер и сальхов

Сальхов считается одним из самых простых реберных прыжков. Свое название он получил в честь шведа Ульриха Сальхова. Именно этот спортсмен впервые выполнил его в 1909 году. Выполняется этот элемент с разворота. Он сопровождается дополнительным махом правой ноги, а в качестве толчковой используется левая нога (ее внутреннее ребро).

Риттбергер, или луп, был выполнен немецким фигуристом Вернером Риттбергером в 1910 году. Это прыжок средней сложности, выполняемый с внешнего ребра, но не левой, а правой ноги.

Бильман – что это в фигурном катании? Сложность выполнения

Несколько слов из истории о первом прыжке

Первый прыжок в фигурном катании был сделан лучшим норвежским фигуристом Акселем Паульсеном. Именно этот человек впервые выполнил необычайно сложное вращение и приземление, используя беговые коньки. Было это в 1882 году. Впоследствии этот элемент назвали в честь норвежского спортсмена — аксель.

В чем заключается техника исполнения акселя?

Как мы уже сказали, аксель – это самый сложный прыжок в фигурном катании. Год его выполнения навсегда запечатлен в истории современного фигурного катания. Его сложность заключается в том, что выполняется он с определенным посылом вперед. Из-за этого общее число оборотов оказывается неполным.

В зависимости от сложности данных оборотов аксель может быть одиночным, двойным, тройным и четверным. Так, одиночный прыжок предполагает выполнение в полтора оборота.

Двойной – два с половиной, тройной – три с половиной, а четверной, соответственно, четыре с половиной.

Интересно, что несмотря на стремительное развитие техники обучения современных спортсменов, выполнение четверного акселя по-прежнему считается большой редкостью. С такой задачей могут справиться только лучшие фигуристы.

Бильман – что это в фигурном катании? Сложность выполнения

«Перекидные» и «одноногие» прыжки

Аксель, выполненный менее чем в полтора оборота, назвали «перекидным», «испанским» или «вальсовым прыжком». Несмотря на свою схожесть с начальным элементом, этот прыжок выполняется без предварительной группировки, что делает его более простым. Чаще всего его используют вместо некоего связующего элемента в длинной спортивной программе.

В случае, когда во время прыжка фигурист опускается на ту же ногу, которой отталкивался, этот элемент принято называть «одноногим» акселем.

Особенности выполнения акселя

Если год первого сложного прыжка в фигурном катании мы уже знаем, стоит немного подробнее изучить особенности его выполнения. Что же в нем такого сложного? Для его выполнения, говорят спортсмены, необходимо заходить против часовой стрелки. Делается он так:

  • Сначала фигурист выполняет разминочное скольжение на правой ноге, дабы набрать скорость.
  • Затем он делает выпад, разворачивается.
  • Смещает вес тела на левую ногу и медленно снижается, приседая на ней.
  • Далее он осуществляет скольжение на левой ноге.
  • Подпрыгивает вверх, притормаживая при помощи лезвия конька и одновременно поднимая свободную ногу вперед.
  • Выполняется оборот в воздухе, во время которого спортсмен группируется и приземляется на правую ногу.

Интересные факты о выполнении сложных прыжков

Первым, кто выполнил аксель после его создателя, стал Дик Батон. Фигурист идеально повторил идеальный этот сложнейший прыжок во время Олимпийских игр 1948 года. Затем прыжок с тремя оборотами правда, с характерными ошибками, выполнил фигурист из Канады – Верн Тейлор. Было это также в 1948 году. Ровно через три года повторить тройной прыжок, но без ошибок, смог Александр Фадеев.

Как видите, покорение акселя, да и то с большим трудом, давалась исключительно мужчинам. Этот элемент требует от спортсмена отличной физической подготовки. Однако эту несправедливость удалось устранить спортсменке Соне Хени. Она стала первой фигуристкой, которая выполнила этот элемент без ошибок и падений.

После нее эстафетную палочку подхватила Кэрол Хейсс, которая в 1953 году выполнила аксель с двумя оборотами. Тройной прыжок в 1988 году покорился не менее очаровательной Мидори Ито. Несмотря на то что с тех пор прошло много лет, никто из девушек и мужчин так и не смог сделать аксель с четырьмя оборотами.

Источник: https://www.syl.ru/article/312388/samyiy-slojnyiy-pryijok-v-figurnom-katanii-istoriya-osobennosti-i-interesnyie-faktyi

Спор-площадка. Уничтожение женственных мужчин и еще 4 способа сделать фигурное катание круче

Гала-концерт – заключительное мероприятие практически всех соревнований по фигурному катанию. Здесь принимавшие участие в турнире спортсмены, облачившись в странные костюмы, развлекают публику придуманными номерами. Среднестатистическому любителю спорта это кажется странным.

Бильман – что это в фигурном катании? Сложность выполнения

Запрет на бильманы и шпагаты у мужчин-одиночек

Бильман, прыжок в шпагат, флажок и прочие элементы, требующие сильной растяжки, в исполнении парней смотрятся противоестественно. Потому что не ассоциируются с мужественностью.

Фигурное катание – физически тяжелый вид спорта: атлеты проводят больше времени на изнуряющих тренировках, чем в собственных кроватях.

Болельщики хотят видеть результаты этих упражнений в привязке к гендерной принадлежности фигуриста, а вместо этого получают бильман.

Бильман – что это в фигурном катании? Сложность выполнения

Закрытие позорных пабликов

«Фигурное катание. Палата №6», «Подслушано фигурное катание», «Волосожарики» – это болезнь. Такие группы в соцсетях переполнены мармеладным уродством и вызывают гневную истерию. Если подписчики этих пабликов – целевая аудитория фигурного катания, то хочется поскорее про него забыть.

Читайте также:  Лыжные ботинки Quechua: обзор и характеристики

Посты в группах обычно содержат смазливые фан-коллажи, портреты фигуристов в стиле аниме или еще хуже – идеи маникюра под платья спортсменок. В х под регулярными селфи Липницкой пользователи взрываются от экстаза, а любой, даже самый паршивый прокат, самозабвенно расхваливают.

Фанатская преданность в пабликах перерастает в идолопоклонство, и нет никакого желания иметь хоть что-то общее с этими людьми. Им бы немного успокоиться и полечиться в санатории.

Бильман – что это в фигурном катании? Сложность выполнения

Открытие изолированного блатного клуба

Фигуристы закрыты почти так же, как футболисты. Но мир футбола свободен и для СМИ, и для фанатов. Журналисту не обязательно дружить с игроками, чтобы иметь представление о происходящем в этом виде спорта. Закрытость игроков Премьер-лиги очевидна – они не только спортсмены, но и медиаперсоны, им нужно аккуратно подбирать слова при общении со СМИ, а это у них получается плохо.

А вот почему попрятались фигуристы – непонятно. В силу закрытости фигурки некоторые освещающие ее журналисты для успешной работы заводят сеть знакомств со спортсменами и представителями Федерации.

В результате такой коллаборации появляются пустые заголовки типа: «Анна Погорилая: На соревнованиях хотела выложиться на максимум!» или «Евгения Медведева: Если долго мучиться, что-нибудь получится!»

На эти новости кликнет только аудитория вышеуказанных идиотских пабликов. Такие авторы пользуются привилегиями, но из-за этого их тексты лишены остроты – желание смягчить углы, чтобы никого не обидеть, выходит на первый план. Правда, материалы журналистов, не обладающих инсайдами, тоже далеки от идеала – они не отражают полную картину, поскольку создаются неосведомленными.

Бильман – что это в фигурном катании? Сложность выполнения

Устранение субъективных оценок

В репортажах с турниров по фигурке часто используются клишированные фразы: «Какой прокат! Это так ново/изысканно/свежо!» Но комментаторы не виноваты – сама система судейства в фигурном катании часто пользуется такими эфемерными понятиями.

Специфика зимнего вида в его эстетической части, а рефери вольны интерпретировать это на свой порой весьма странный вкус. Но это не значит, что нельзя стремиться к объективности.

Несколько шагов на пути к совершенству сделано – в 2004 году система оценок подверглась пересмотру, затем судейство перестало быть анонимным.

Но это не решение всех проблем – возможно, есть смысл по-другому оценивать такие компоненты, как артистизм, красота исполнения, передача музыки и образа движениями на льду. Они, скорее, имеют отношение к искусству, а не к спорту – а можно ли оценивать искусство по какой-либо шкале?

Другое творение фигурной Семенюковой:

Дать про Машку. Мельдониевое дело Марии Шараповой как главная притча года

Источник: https://www.eurosport.ru/figure-skating/story_sto5993546.shtml

Исчезающий бильман

Во время просмотра женского турнира чемпионата России я заметил одну его интересную особенность: некоторые фигуристки, когда-то исполнявшие бильман, перестали это делать.

Напомню, что вращение или пируэт бильман был назван в честь выдающейся швейцарской фигуристки 70-х-начала 80-х Дениз Бильман:

Бильман – что это в фигурном катании? Сложность выполнения

В этом, однако, есть историческая несправедливость, т.к. еще в начале 60-х так вращалась наша Тамара Москвина.

Правда, считается, что Дениз Бильман для своего времени делала данный пируэт на уникальной скорости, с прекрасной растяжкой, центровкой и т.д.

Добавим сюда способность запада приписывать себе чужие победы и достижения и получаем вращение её имени, но не об этом речь.

Заключается техника в том, что фигурист стоя «захватывает конёк свободной ноги обеими руками сзади над головой». Со временем это стало более популярным — теперь  элементом владеет большинство девушек на топ-уровне.

Как правило, сейчас бильман является последней позицией во вращении в заклоне (LsP). Редкие фигуристки, такие как, например, Елизавета Нугуманова, чья растяжка позволяет поднимать ногу в шпагат и даже дальше, исполняют в конце уже не совсем бильман, т.к. руками держатся не за конёк, а за голень:

Бильман – что это в фигурном катании? Сложность выполнения

Однако некоторые девушки теряют данную позицию во вращении с течением лет. К примеру, на чемпионате России уже не могли выйти в «бильман» Серафима Саханович, Полина Цурская и Елизавета Туктамышева.

Сталкивались с такой проблемой не только фигуристки, но и фигуристы. Говорят, первым из них начал делать бильман Евгений Плющенко. Однако со временем он и у него пропал.

Почему же так происходит? Почему кто-то теряет данную позицию во вращении, а кто-то нет? Один из распространённых мифов: с возрастом якобы неизбежно уходит растяжка и делать бильман уже невозможно.

Это, конечно, глупости. Посмотрите на балерин — многие из них сохраняют растяжку и после 30. Посмотрите на некоторых фигуристок. Например, Эшли Вагнер исполняла данное вращение и после 25.

Но разве 25 — это возраст? Конечно же, нет.

Растяжка постепенно уходит, но её вполне можно поддерживать на необходимом уровне долгие-долгие годы, если, конечно, уделяешь этому должное количество времени и правильно занимаешься.

Поэтому одной из причин исчезновения не только бильмана, но и ряда других элементов у фигуристов, является их недостаточная либо безграмотная тренировка гибкости.

Кстати, заметьте, что у всех наших примеров по растяжке и скорости бильман либо средненький, либо совсем плохенький (Саханович). Т.е. у спортсменов «запас гибкости» итак был невелик.

Однако ещё более распространённой, можно сказать, основной причиной исчезновения бильмана являются травмы спины. Дело в том, что нагрузка именно на спину при исполнении этого элемента усиливается:  не только за счёт прогиба, но и за счёт вращения и усилий, предпринимаемых для его исполнения.

А в нашем списке мы можем достоверно говорить о наличии такого характера травм у Туктамышевой, Ким, Погорилой и Плющенко. Не стоит забывать, что позвоночник является наиболее уязвимой областью у фигуристов, т.к. при исполнении прыжков они приземляются не на маты или батуты, а на жёсткую поверхность льда, и вынуждены гасить свою скорость только усилиями собственного тела.

Источник: https://www.sports.ru/tribuna/blogs/figura_rechi/1533751.html

5 элементов фигурного катания, ради которых стоит смотреть командный турнир на Олимпиаде

Четверной лутц

Лутц — один из самых сложных прыжков в одиночном катании, зубцовый. Бывает одинарным, двойным, тройным и четверным. За одинарный дают 0,6 балла, за четверной — 6 баллов.

На официальных соревнованиях его впервые исполнил австриец Алоиз Лутц еще в 1913 году. Как нетрудно догадаться, свое название прыжок получил в честь него. Первый четверной лутц пришлось ждать почти 100 лет. В 2011 американец Брэндон Мроз включил его в свою короткую программу на японском этапе Гран-при.

Перед толчком спортсмен скользит назад-наружу по пологой дуге, затем приседает на опорной ноге, а свободной упирается зубцами в лед и выполняет прыжок. Раскручивается фигурист за счет замаха туловищем и руками и вращается против часовой стрелки.

Приземление — на правую ногу на ход наружу. Это в идеале. На деле многие спортсмены отталкиваются не зубцом, а плоскостью ребра. Так проще. Михаил Коляда исполняет его почти безупречно.

А чтобы во время Олимпийских игр выглядеть еще убедительнее, добавляет в короткую программу каскад из четверного и тройного тулупов и тройной аксель. Базовая стоимость такого прыжкового набора — 36,7 балла. У главных конкурентов американца Натана Чена и канадца Патрика Чана набирается заметно меньше: 35,4 балла и 29,1 балла, соответственно.

Подкрутка

Подкрутка — обязательный элемент для спортивных пар. Во время его исполнения партнер подбрасывает партнершу в воздух, ловит ее и ставит на лед. В воздухе партнерша совершает вращение. До конца 60-х спортсмены выполняли только одинарные подкрутки.

Сейчас самая сложная — четверная. Тарасова и Морозов покажут ее в произвольной программе. В короткой запланирована тройная. Зато на максимальный — четвертый — уровень сложности и очень приличные 8,7 балла (если без срывов и ошибок).

Чтобы получить четвертый уровень, нужно выполнить четыре условия: шпагат партнерши — каждая нога хотя бы 45 градусов от оси тела, ладони, руки и верхняя часть тела партнерши не должны касаться партнера во время приема, а еще — правильная позиция партнерши в воздухе (под углом 70 градусов) и сложные шаги и движения пары перед отрывом. Не выполнили хотя бы одно из условий — минус уровень.

Тано и риппон

Тано — это прыжок с поднятой рукой, риппон — с двумя руками наверх. И главная фишка Евгении Медведевой. Первый назвали в честь олимпийского чемпиона Калгари Брайана Бойатано. Второму дал имя Адам Риппон.

Во время юношеского чемпионата мира в 2009 году он безупречно исполнил свой любимый тано-лутц, но получил от судей неожиданно низкие 7,2 балла. Тогда тренер предложил ему прыгать с двумя руками наверх.

Читайте также:  Топ-рейтинг лучших горных лыж для карвинга

Такая манера исполнения высоко ценится судьями из-за дополнительной сложности. Выполняя любой прыжок, спортсмены всегда группируются с помощью рук. Когда руки наверху, сделать это, естественно, невозможно.

Зато можно получить хорошую надбавку — плюс два балла при чистом выезде с тано. Дополнительные 10% к общей сумме Женя получает за то, что отправляет большинство прыжковых элементов во вторую часть программы.

Каскад «тройной лутц — тройной риттбергер»

В женском одиночном катании нет каскада сложнее этого. Сейчас во всем мире его исполняет только одна спортсменка — Алина Загитова. Первой его решилась сделать тоже россиянка — Ирина Слуцкая. Он помог ей победить в финале Гран-при еще в 1999 году.

Про лутц вы уже все знаете. Присоединяя к нему риттбергер и отправляя сложный каскад во вторую часть произвольной программы, Алина зарабатывает почти пять дополнительных баллов. При чистом прокате собрать такую сумму, как у нее, не сможет ни одна фигуристка.

Риттбергер — один из трех реберных прыжков. Он не такой сложный, как лутц, потому часто становится вторым и третьим в каскадах. Правда, большинство современных фигуристов предпочитают с ним не связываться и выбирают совсем простой тулуп.

С ним легко справиться, потому что у любого прыжка выезд на внешнем ребре назад, а это — исходное положение для тулупа.

Каскады с риттбергером интереснее — исходное положение еще неразгруппированное, значит, неустойчивое, и прыжок делается с одной ноги.

Твизлы

В соревнованиях танцевальных пар невозможно увидеть прыжки и выбросы. Но есть свои элементы — дорожки шагов, вращения, поддержки и твизлы. Твизлы — это синхронные вращения партнеров на одной ноге со сменой ног, а также ребер конька.

Для танцоров это самая сложная (и дорогая) часть программы, особенно если твизлы используются в дорожках шагов. Дорожка с двойным твизлом потянет на четвертый уровень и принесет порядка 10-11 баллов.

Это много — за третий уровень, например, можно заработать не больше 6 баллов.

Чтобы увидеть безупречное исполнение элемента, достаточно посмотреть на чемпионов Ванкувера-2010 и вице-чемпионов Сочи-2014 Тессу Виртью и Скотта Моира из Канады.

Источник: https://sport24.ru/news/other/2018-02-08-5_elementov_figurnogo_kataniya_radi_kotorykh_stoit_smotret_komandnyy_turnir_na_olimpiade

Словарь элементов в фигурном катании

Задача описать элементы фигурного катания словами не так уж и просто — слова зачастую только затрудняют понимание. Гораздо легче показать как что-то сделать, а еще лучше попробовать исполнить их самим, тогда понимание почти гарантировано. Но мы попытаемся обойтись словами…

Для начала, следует сказать, что лезвие конька имеет два ребра — наружное и внутреннее. Поэтому, когда хотят описать определенный элемент, часто употребляют сокращения типа RFI или LBO.

Происхождение этих сокращений очень простое: R (right) означает «правый», L (left) — «левый», F (forward) — «вперед», B (backward) — «назад», I (inside) — «внутрь» и O (outside) — «наружу».

То есть RFI означает движение на правой ноге вперед на внутреннем ребре, а LBO — на левой ноге назад наружу.

С точки зрения зрителя, единственная сложность здесь — это разница между движением на наружном и на внутреннем ребре, поскольку далеко фигуристы исполняют четкие дуги, но если внимательно следить за движением конька, то можно увидеть, что он стоит не строго перпендикулярно льду, а отклоняется либо наружу, либо внутрь.

Элементы фигурного катания можно разбить на несколько групп. Самая базовая из них — это шаги, она же наиболее трудна для опознания. Вообще-то почти любой переход с одного ребра на другое можно расценивать как шаг, и сами фигуристы вряд ли смогут ответить на вопрос какие шаги и в какой последовательности они выполняют.

В программах шаги присутствуют в виде дорожек шагов (step sequences) и просто связующих элементов (connecting steps). И в том, и в другом случае ценится, прежде всего, четкость и плавность исполнения. В деле должно быть ясно видно, с какого и на какое ребро переходит фигурист, а сам переход должен совершаться без рывков и видимых усилий.

Кроме того, естественно, учитывается и сложность самих шагов, а также то, насколько эти шаги согласуются с музыкой.    Следующая группа элементов — спирали.

С этим понятием есть некоторая путаница, поскольку в английском языке spiral означает вполне определенный элемент, называемый у нас ласточкой, а то, что называем спиралями мы, в английском языке будет или spiral sequence или moves in the field.

При исполнении спиралей ценится, прежде всего, все те же реберность и плавность: насколько четко выражено ребро (насколько оно «глубоко» (deep)), насколько уверенно стоит на нем фигурист, насколько хорошо «держит» позицию и насколько долго он в ней находится.

Среди поклонников фигурного катания не умолкают споры о том, насколько важно, например, для исполнения ласточек иметь хорошую растяжку: одни говорят, что любая ласточка, при которой свободная нога не поднимается выше головы, вообще не должна засчитываться.

Другие, справедливо указывают на то, что хотя спирали в исполнении, скажем, американки Саши Коэн действительно производят очень сильное впечатление, но растяжка как таковая не относится к «фигурному катанию», и что гораздо больше следует ценить способность спортсмена скользить на «хорошем» ребре. При оценке комбинации спиралей учитывается так же сложность «перехода» от одной ласточки к другой. Например, знаменитая комбинация спиралей, которую на протяжении многих лет включает в свои программы американка Мишель Кван, формально не так уж сложна: переход с внутреннего ребра на наружное один из самых простых, но в ее случае «ценность» этому элементу придает непревзойденное качество исполнения.

Вращения делятся на простые (просто вперед или просто назад), со сменой ноги, комбинированные (со сменой ноги и позиции), парные (параллельные и совместные) и танцевальные.

Однако, несмотря на множество возможных вариантов, критерии оценки остаются практически одинаковыми: центровка (фигурист должен вращаться на одном месте), число оборотов (обычно всегда оговаривается минимальное число оборотов), скорость вращения (чем быстрее, тем лучше) и четкость/правильность позиции. Для танцевальных вращений обязательным требованием является вращение в танцевальной позе (in dansehold).

Прыжки во вращения являются обязательным элементом для одиночников и пар. Их оценивают двояко: с одной стороны как вращения (то есть по тем же центровке/числу оборотов и т.д.), а с другой стороны по прыжку. В «прыжковой» части главное высота и то, что фигурист должен занять нужную позицию еще в полете. Вращение должно начинаться сразу же по приземлении.

Прыжки принадлежат к числу наиболее эффектных элементов фигурного катания. В настоящий момент «стандартом» для женщин является исполнение всех тройных прыжков, кроме акселя, а также каскадов из тройного и двойного или двух тройных прыжков.

Для мужчин «стандарт» все тройные, включая аксель, четверной, а также каскад из четверного прыжка (или тройного акселя) и тройного. Для прыжков, безусловно, наиболее важна чистота приземления.

Фигурист должен приземляться на одну ногу, не касаться льда рукой или свободной ногой, и при этом «выезжать» из прыжка, а не останавливаться сразу по приземлении.

Однако не менее важен и заход на прыжок: все прыжки должны исполняться в одной ноги и с правильного ребра (наиболее частая ошибка исполнение лутца с внутреннего ребра, а не с наружного). Важна также и амплитуда исполнения прыжка. Судья зачастую могут снизить оценки, если фигурист долго готовится к прыжку. Грубой ошибкой считаются «не докрученные» прыжки.

Элементами парного катания являются прежде всего тодесы (death spiral), различающиеся по ребру на котором «скользит» партнерша, выбросы (throws), различающиеся по заходу и называющиеся по соответствующему прыжку.

Например, выброс тройной сальхов (throw triple salchow), подкрутки (twists), в которых партнер подбрасывает партнершу в воздух, ловит ее и ставит на лед (наиболее распространенный вариант двойной или тройной лутц шпагатом), а также поддержки (lifts), который различают по заходу и положению: рука на бедре (партнер поднимает партнершу за бедро), рука на талии, рука к руке и лассо, при котором партнерша перед заходом на поддержку скользит назад перед партнером, а в момент захода поворачивается. Требования к этим элементам легче всего понять из списка ошибок.

ШАГИ

Елочка (Basic Stroking)
Елочка напоминает коньковый шаг на лыжах и называется так потому, что при движении на льду остается след, напоминающий елку. Как видно из английского названия — это самый основной шаг.

Фигуристы используют его, чтобы набрать скорость или перейти от одного элемента к другому, однако излишнее его использование свидетельствует (согласно существующим правилам) о недостаточно хорошей технике спортсмена, поэтому сильнейшие фигуристы стараются свести его использование к минимуму.

Читайте также:  Цикли для подготовки лыж: что это такое и как сделать?

Подсечка (Crossovers)
Еще один «базовый» шаг. В отличие от елочки, которая позволяет двигаться по прямой, подсечка предназначена для движения по кругу. Различают подсечку вперед и назад, а также наружу и внутрь.

Большинство фигуристов используют подсечка вперед, когда движутся вдоль бортика катка и им надо повернуть в углу. Подсечка назад используется при заходах на прыжки и вращения.

Как и елочка, подсечка считается простым шагом и используется только «в служебных» целях.

Троечный поворот, тройка (Three turn)
Поворот на одной ноге со сменой ребра и направления движения. Называется так потому, что остающийся на льду след имеет вид цифры 3.

Одна из самых распространенных троек выглядит так: фигурист скользит вперед на наружном ребре левой ноги, затем поворачивается на 180 градусов через левое плечо («в центр круга») и продолжает скользить на левой ноге, но назад и на внутреннем ребре. Эта тройка используется при заходах на сальхов и флип.

Остальные варианты выглядят приблизительно также, например, один из заходов на риттбергер начинается с тройки «вперед внутрь»: фигурист скользит на правой ноге вперед внутрь, поворачивается и движется назад на наружном ребре.

Когда тройки используют в качестве заходов на прыжки вторая часть («после поворота») часто срезается, фигурист просто выпрыгивает в воздух с необходимого ребра, но иногда используют так называемые «многократные» тройки (когда повороты исполняются один за другим без остановки), например Ирина Слуцкая часто использует многократные тройки для захода на тройной риттбергер.

Скобка (Bracket)
Как и тройка, это поворот на одной ноге со сменой ребра и направления движения. Разница между ними в направлении поворота: «в круг» или «из круга».

Если мысленно продолжить дугу, по которой фигурист начинает исполнять поворот, то получится круг и при тройке получится движение «левым боком к центру круга — лицом к центру круга — правым боком» (тройка LFO), а при такой же (LFO) скобке будет «левым боком к центру круга — спиной к центру круга — правым боком».

Скобка более сложный поворот, чем тройка, поскольку требует большего мастерства и умения владеть своим телом. В некотором роде тройка поворот «естественный», по направлению движения, он получается практически сам собой, а скобка — «противоестественный».

Скобку используют в основном в дорожках шагов, и выглядит это приблизительно как быстрая смена направления движения: сначала лезвие «едет» зубцом вперед, потом на короткое время оказывается зубцом назад, а потом опять вперед.

Twizzle
Используется в основном в танцах на льду, где стал обязательным элементом. В некотором роде это что-то среднее между многократной тройкой и вращением: быстрый поворот на одной ноге практически на одном месте.

Чем быстрее поворот и чем меньше смещается фигурист при его исполнении, тем лучше.

Обязательными для танцев являются так называемые series of sinchronizied twizzles, когда оба партнера одновременно исполняют сначала один быстрый поворот, потом другой, причем между ними не должно быть более трех небольших шагов и выполнять этот элемент нужно синхронно.

Крюк и выкрюк (Rocker and Counter)
Еще одна пара поворотов на одной ноге, различающаяся направлением поворота. Это смена направления движения без смены ноги и ребра, но со сменой «дуги»: если тройки «укладываются» в круг, то крюки «переходят» с одного круга на другой.

Например, спортсмен сначала движется на правой ноге вперед наружу, затем поворачивается в движется на правой ноге назад наружу. В зависимости от направления поворота это будет либо rocker (в направлении «входящей» дуги), либо counter (в направлении «выходящей» дуги).

Этот шаг используется практически только в танцах на льду, да и то не очень часто.

Моухок (Mawhawk)
Это уже шаг «с использованием» обеих ног. При его исполнении происходит смена ноги, направления движения, но ребро остается неизменным.

Наиболее распространенный вариант начинается с движения на правой ноге вперед наружу, затем фигурист как бы «подставляет» другую ногу и выезжает на левой ноге назад наружу. Иногда используется для захода на флип, но чаще для быстрой смены направления движения или в дорожках шагов.

Танцоры различают «открытый» (open) и «закрытый» (close) моухок: в первом случае свободная нога при смене ставится впереди, а во втором сзади опорной.

Чоктау (Choctaw)
Тоже шаг «с использованием» обеих ног. В отличие от моухока, это смена ноги, направления движения и ребра. Т.е. получается RFO/LBI. Используется в основном танцорами, реже одиночниками в дорожках шагов.

СПИРАЛИ

Ласточка (Spiral)
В балете этот элемент называется арабеском и состоит он в том, что, скользя на одной ноге, фигурист поднимает свободную ногу настолько высоко, насколько позволяет его или ее растяжка.

В зависимости от того, на каком ребре скользит фигурист, ласточки бывают вперед и назад, а также наружу и внутрь.

Традиционно считается, что ласточки на внутреннем ребре исполнять сложнее, чем на наружном, и назад сложнее, чем вперед.

Кораблик (Spreadeagle)
Представляет собой скольжение на двух ногах на наружных или внутренних ребрах. Чаще всего используется в качестве «связки».

Например, «наружный» кораблик часто включает в свои программы Виктория Волчкова, а сочетание «внутренний» кораблик /ласточка стало фирменной «связкой» пары Елена Бережная и Антон Сихарулидзе.

Считается, что чисто исполнить внутренний кораблик сложнее, чем наружный.

Ina Bauer
Вариант кораблика, отличающийся от spreadeagle тем, что ноги стоят не на «одной линии», а параллельно друг другу. «Задняя» нога при этом всегда стоит на внутреннем ребре, а вторая может быть либо на внутреннем, либо на наружном. В зависимости от этого фигурист будет двигаться либо по кругу, либо по прямой.

Полу шпагат (Lunge)
При исполнении полу шпагата опорная нога сгибается, а свободная «лежит» сзади на льду. Чаще всего исполняет полу шпата вперед, но довольно эффектно выглядит связка из полу шпагата вперед, троечного поворота (не вставая) и полу шпагата назад.

Уголок
Представляет собой «утрированное» исполнение подсечки назад или вперед. Например, скользя назад на внутреннем ребре левой ноги, фигурист начинает «садиться» вынося правую ногу наружу и опуская корпус (вплоть до касания льда одной из ладоней).

ВРАЩЕНИЯ

Вращения стоя (Upright Spins)
Как нетрудно понять из названия во время исполнения вращений этого типа фигурист «крутится» стоя.

Наиболее распространенный вариант этого вращения — винтик (scratch spin): в начале свободная нога согнута перед опорной, а руки сцеплены перед грудью, а затем фигурист начинает постепенно опускать (и выпрямлять) свободную ногу и поднимать (и выпрямлять) руки.

При этом скорость вращения, как правило, возрастает и получается очень эффектный элемент. Существуют и другие разновидности этого вращения, например, свободная нога сгибается в колене и заносится за (а не перед как в винтике) опорную ногу.

Вращения сидя (Sit Spins)
Наиболее распространенный вариант — волчок : опорная нога согнута, свободная нога вытянута вперед параллельно льду, руки вытянуты вперед параллельно льду.

Варианты: руки сцеплены сзади (такой вариант часто исполняет Мария Бутырская), свободная нога не вытянута вперед, а лежит на колене опорной при этом фигурист нагибается вперед, руки наоборот выносит назад (иногда такое вращение называют «чёртик».

Оно смотрится довольно забавно, однако для исполнять его довольно трудно, поскольку трудно удерживать равновесие).

Либела (Camel Spin)
Вращение в положении «ласточка». Классический вариант исполняется на прямой опорной ноге с руками, вытянутыми вдоль тела. Есть еще качающаяся либела (illusion spin) при которой фигурист во время вращения наклоняется вперед и поднимается обратно.

Заклон (Layback)
Обязательный элемент короткой программы для женщин. При исполнении этого вращения фигуристка выгибается назад, свободная нога «вывернута» наружу и вынесена назад.

Бильман (Biellemann)
Назван так в честь Денис Бильман, которая первой исполнила это вращения на международных соревнованиях. Требует хорошей гибкости и растяжки — фигуристка (из мужчин этот элемент делает только Евгений Плющенко и еще несколько юниоров) ловит лезвие конька свободной ноги обеими руками и вытягивает наверх. При идеальном исполнении получается почти вертикальный шпагат.

Прыжок в либелу (Flying Camel)
Перекидной или бедуинский в либелу назад. Т.е. фигурист скользит вперед на левой ноге, прыгает, приземляется на правую ногу и начинает вращаться назад.

Чинян (Flying Sit Spins)
Прыжок в волчок вперед. Фигурист подпрыгивает на левой ноге, в воздухе «складывается» в волчок, приземляется и вращается вперед.

Прыжок в волчок (Death Drop)
Очень эффектный элемент: бедуинский в волчок назад. Фигурист скользит вперед на левой ноге, высоко прыгает, а потом «камнем» падает вниз и начинает исполнять волчок назад.

Источник: https://www.sportsarae.ru/article/slovar-elementov-v-figurnom-katanii/

Ссылка на основную публикацию