Что такое ратрак и как он работает на склоне

Возжелалось нам тут рассказать вам о Красной Поляне в лицах и профессиях. Вкусно и с подробностями. Зачем? Чтобы вы (да и мы сами) могли понять, какой труд, например, вкладывается в горнолыжный склон ночью, чтобы мы с утра могли насладиться катанием.

Когда мне предложили заступить в смену и понаблюдать за работой ратраков на курорте Роза Хутор, я не долго сомневалась. Сказано — сделано. Берем 1 человека, 1 машину и 1 рабочую смену.

Ратрак наbr / курорте Роза Хутор

Смена начинается в 17:00, потом следует обеденный перерыв в полночь и продолжение до 7 утра. Идем к гаражу, в непосредственной близости с которым находится и домик самой службы. Собран он по традиции из того, что собирались отправить на свалку, и не успели другие службы курорта.

Рядом — внушительный ангар-гараж, внутрь которого мы пока и направляемся. Здесь стоят на обслуживании очаровательные «зубастые» монстрики. Знакомимся, рассматриваем полуразобранные ратраки и гуляем по гаражу, как по музею.

Ратрак вbr / гараже

Ратрак вbr / гараже

Ратрак вbr / гараже

Рядышком с домиком стоит старожил Розы — самый первый ратрак, который здесь появился. Это «Хаски», довольно маленькая машина, если сравнивать ее с остальными.

Ратракbr / Husky

Рассказывает Александр, мой экскурсовод и проводник в мир «снежных кошек»:

— На этой машине я возил проектировщиков, геодезистов и директоров — это первый ратрак Розы, на нем мы многому учились.

У него есть пассажирская кабина, а потом мы повесили фрезу и поменяли гусеницы на зимние.

Трассы он не готовит, а фреза позволяет только убирать свой собственный след, если, например, возили по ним гостей.

Ратрак — машина достаточно тяжелая, но давление ее на снежную поверхность невелико — порядка 0,05 кг/см2.

Дело в том, что машина снабжена широченными гусеницами, состоящими из параллельных армированных резиновых лент, к которым присоединены мощные поперечные планки — грунтозацепы и шипы — для работы на обледенелых участках.

Ажурная конструкция является классическим гусеничным движителем с катками, роль которых выполняют пневматические колеса.

Что такое ратрак и как он работает на склоне

Кстати, тягачи Pisten Bully прекрасно зарекомендовали себя во время работы в Антарктиде, на станции «Восток» и во время доставок горючего и грузов к другим станциям, придя на замену морально устаревшей технике советских времен.

Александр, на ратраке которого сияет не то его прозвище, не то знак качества, полученный во времена увлечения внедорожниками и джиппингом (от этого не лечат, кстати говоря, увлекается и сейчас по полной программе), запускает двигатель, проводит обязательный осмотр и начинает рассказывать и показывать.

Что такое ратрак и как он работает на склоне

— Грунтозацепы дюралюминиевые, защищают их стальные «лезвия», которые в случае повреждения просто заменяются. Поврежденные снимаем и ставим новые, все остальные тщательно проверяются: бывает, что грунтозацеп кажется новым, но на самом деле погнут и поэтому рвет ленту.

Грунтозацепыbr / на ратраке

Что такое ратрак и как он работает на склоне

Грунтозацепыbr / на ратраке

Зубья победитовые (для передвижения по льду), но камни и их не щадят — вот следы от большого валуна.

А вот эти лопатки предохраняют от бокового скольжения. Количество таких лопаток зависит от манеры вождения оператора и тех трасс, где он преимущественно работает.

Если есть замечания к работе ратрака, то их мы пишем в бортовом журнале и на стене — для механиков. Они за день устраняют все описанное, главный механик вечером обходит все действующие машины — их на курорте 24 (4 из них сейчас стоят в гараже на обслуживании), и ставит свою подпись.

Интересно, но каждый из операторов работает на своей машине, следит за ней в несезон и вне смены, и старается никому ее не доверять.

Теперь можно оставить машину на прогрев и пойти получить задачу на сегодняшнюю смену. Мы пропускаем мимо ушей обыкновенный разбор полетов по поводу чего-то вчерашнего, получаем свое задание и отправляемся на трассу.

Ратраки не могут похвастаться высокими скоростями — 20км/ч вполне хватает для передвижения по территории курорта.

У них нет спидометров — компьютер считает нагрузку, сколько и в каком режиме отработано (с лебедкой, на холостом ходу и т.д.).

Спрашиваю неделикатно про расход дизтоплива, выясняю цифры: на холостых расход от 2 до 5 литров, просто ход без работы отвала обходится 15-20, с отвалом и фрезой — 50-60 литров/моточас.

По территории курорта расставлены заправочные станции — их 4. Две самые верхние доступны только лебедочным машинам. Это позволяет минимизировать лишние прокаты для дозаправки.

Тем временем мы выезжаем на горнолыжный склон. Опустились сумерки, и сам склон в лучах прожекторов похож на местность после бомбардировки. Ну или на лунные кратеры в окружении работающих снегогенераторов.

Снегогенераторы или снежные пушки, не только поддерживают необходимое для работы склонов количество и качество снега, но и выполняют роль координатной сетки. Каждая из пушек пронумерована и операторам очень удобно сообщать свое местоположение, подкрепляя его номером из этой сетки.

  1. Во время работы снегогенератора вокруг образуется куча снега, которую необходимо разровнять по трассе.
  2. Вдобавок к этому любой ровный склон к вечеру, а то и раньше, превращается в тот самый лунный пейзаж, все бугры и кратеры на котором нужно или засыпать снегом, или разгладить, или срезать.
  3. Если снег сыпет природный, то и его необходимо уплотнить и перемешать с искусственным, который по своей природе имеет совершенно другую, не многолучевую, а оттого и более плотную структуру.
  4. Для чего это необходимо — уплотненный снег гораздо дольше может эксплуатироваться лыжниками, так что и свежий натуральный, и искусственный снег необходимо смешивать между собой, разбивая его структуру и делая ее однородной и уплотнять.

Мы прибыли на место работы. Александр выставляет специальный знак, цепляет лебедку за анкер, сообщает об этом по рации оперативному дежурному на курорте (который тут же передаст информацию остальным службам) вместе с координатами места работы, и его «снежная кошка» легко ныряет на крутой склон. На очень крутой склон, скажу я вам.

— Технология довольно сложная, — объясняет Александр, которого можно называть Сашей в нашей совершенно неофициальной беседе под шум мотора. — Это только кажется, что работать со снегом просто.

Достаточно прокатиться по склону несколько раз, как половина свежевыпавшего снега окажется у его подножия, поэтому мы его и уплотняем.

Делается это в несколько этапов: сначала его необходимо просто разровнять по всей площади склона, основной инструмент для этого — отвал.

  • В свете фар ратрака хорошо видны все неровности на трассе, дополнительно можно подсветить нужный участок мощным прожектором, который поворачивается ручкой вверху кабины.
  • Потом склон надо окончательно выровнять, уплотнить и отфрезеровать снег, после чего ему нужно дать осесть.

Сегодня мы готовим склон для коммерческого, а не для спортивного катания. В чем разница? В той нагрузке, которую сможет выдержать подготовленный снег, ведь к спортивным склонам предъявляются гораздо более жесткие требования.

Чтобы не усложнять, скажу так: каждый из 100 спортсменов должен получить одинаковые условия во время соревнований.

Поэтому вместо нескольких часов работы на такой склон уйдет целая ночь труда, сопряженного с колоссальной ответственностью.

Основная проблема всех тех, кто постоянно снимает и описывает все, что летает, косит, вспахивает и прочее — снижается чувствительность к чудесному. Ну комбайн и комбайн (первое сравнение, которое пришло мне в голову, при всем моем уважении к сельхоз и прочей технике). По склонам какой крутизны он у вас передвигаться может? Тут как-то теряешься, заполучив ответ.

Проходимость у ратрака просто невероятная — гусеницы практически не проскальзывают, и ратрак может подниматься по склону крутизной в 45-50 градусов (не процентов!).

Я по этому склону вверх не смогу передвигаться даже на четвереньках — проверено! Правда, для покорения настолько крутых склонов придется пользоваться гидравлической лебедкой, которая тянет трос синхронно с движением гусениц.

И думайте что хотите, но лебедка здесь — истинное произведение искусства, наблюдать за работой которого можно бесконечно. Когда висишь вместе с 12-тонной машиной на одном тросе, сразу напрашивается вопрос: — Рвутся ли тросы и часто ли это происходит?

Всякое случается, хоть лебедка и оборудована специальным датчиком, который предупреждает о заусенцах и порывах на тросе, но все равно форс-мажоры происходят.

Справляться с потерявшей твердую почву под ногами и сползающей вниз машиной оператора никто не учит, даже на курсах у официалов. Поэтому всякий опыт приходит со временем.

Проблемный участок троса просто отрезают, и к концу сезона в лебедке из 1100 метров остается обычно около 700-800 метров троса.

— А защитит ли нас каркас кабины, если сделаем «уши», т.е. перевернемся?У всей иностранной техники совсем другие запасы по прочности, поэтому не удивляюсь ответу: каркас рассчитан на 14 тонн, вес этой модели в стандартном исполнении 12 тонн плюс лебедка. Должно выдержать.

Кресла у оператора и пассажира представляют собой практически гоночные ковши, для оператора параметры его рабочего места могут подгоняться с анатомической точностью. Пристегнулся и поехал работать.

Огромное панорамное стекло с колоссальным запасом по прочности (вот тут не экономили) защищает находящихся внутри людей в том случае, если крюк с тросом или трос сорвется, лопнет и полетит в кабину.

Несмотря на внешнее сходство с бульдозером, управляется ратрак совсем иначе. Его отвал имеет множество степеней свободы, что позволяет не только разравнивать снег, но и строить сложные сооружения для парков.

Задняя фреза тоже достаточно гибкий инструмент, ее устройство различно у разных моделей и производителей.

Усилие, заглубление, направление и скорость вращения фрезы регулируются оператором в зависимости от внешних условий (тип снега, температура) и требований к трассе.

Вы знакомы с дизельной техникой, отлично крутите баранку и любите бездорожье? Точно уверены, что в жизни не хватает каких-то великих свершений и уверены, что управлять ратраком не сложнее, чем банальным бульдозером? Независимо от мощности, модификации и производителя эта интеллигентная техника максимально эффективно работает лишь в умелых руках и требует не просто определенных навыков, а еще и интеллекта.

Ратраком командует цифровая электроника, с помощью которой осуществляется управление и контроль привода, а также согласованность режимов управления и работы ходовой части машины.

Вся информация, характеристики и фактические процессы отражаются на дисплее, оператор имеет возможность постоянно контролировать оборудование и показатели производительности машины, а управление производится при помощи штурвала и джойстика, очень похожего на компьютерный.

Читайте также:  Профилирование лезвий хоккейных коньков - для чего это нужно?

Так что если подходить к управлению этой техникой с позиций «лома и кувалды», то ремонт потребуется очень и очень быстро.

В общем, пару сезонов рискнувшему и принятому в «подмастерья» придется учиться и постигать азы управления, понимать рельеф склонов, разбираться в снеге и ориентироваться вслепую в снегопады. Все это реально лишь при наличии особого желания и таланта к работе с техникой. И любви к сноуборду или лыжам, и горам.

Тогда ты будешь делать склон не для того дяди, а для себя и в результате получится не просто качественный продукт. Нечто гораздо большее.

После бесчисленного количества проходов вверх-вниз мы, наконец, закончили работу. Предстоит еще довести до ума соседний склон и можно на обед, который наступает примерно в час ночи. И то не всегда.

Сегодня снег не идет, а то бы потом еще пришлось ехать на переделку всей работы, да и системы Gazex не стреляли, иначе надо бы было разгрести лавины, которые они спустили.

Чем руководствуются курорты, выбирая ратраки? Не стоит считать, что какая-то фирма производит машины хуже, а какая-то лучше: у каждой модели свои особенности, свои сильные стороны, и в каждом конкретном случае решение должно быть принято с учетом всех деталей, и даже возможности летней эксплуатации.

Многие зимние машины применимы и летом, являясь по сути своей всесезонными тягачами, способными ровнять трассы, площадки для тенниса и футбола.

У каждого производителя, выпускающего ратраки, линия состоит из трех базовых моделей, различающихся по мощности двигателя, габаритов и производительности.

От мощности двигателя, в свою очередь, зависит не только крутизна обрабатываемых склонов, но и количество оборудования, которое может быть одновременно использовано на машине. Ведь и лебедка, и фреза тоже требуют своей доли мощности двигателя, как и отвал для перемещения снега.

А также машины с установленными пассажирскими кабинами поднимают любителей внетрассового катания и туристов. В общем, ратрак более чем универсален в любых условиях и обстоятельствах.

Ну что ж, моя часть смены закончена, самые крутые склоны обработаны и ждут утра. Теперь можно выпить чаю и поспать часа три.

Утро встречает прекрасным рассветом и парой часов голубого неба, которое позже сменится низкими неприятным облаками. Канатка и дорога домой, вниз, из маленького профессионального и специфического, но оттого не менее уютного, мира. Здесь другие законы, поскольку горы любой профессии диктуют определенные правила, жесткие, серьезные и очень честные. Горы учат ответственности.

Если ночью ты допустил ошибку на склоне, что-то недоделал, пропустил, то, катаясь днем, сам можешь стать жертвой этой ошибки. Когда ты краснополянец в 5 (!) поколении, то совсем иначе относишься к родному краю, историю которого вершили и строили твои предки.

Источник: https://funsochi.ru/blogs/funsochi/2016/ratrak

Что такое ратрак и как он работает на склоне

Ратрак: показываем то, что не видят горнолыжники

Если вы хотя бы раз в жизни приезжали на горнолыжный склон к самому открытию, то наверняка помните это странное «вельветовое» покрытие, по которому сперва даже как-то не по себе ехать — настолько оно идеально ровное и красивое. Но в течение дня горнолыжники и сноубордисты превращают аккуратные мазки девственного склона в неравномерный снежный покров, и ночью нужно снова все приводить в порядок, чтобы с утра опять была идиллическая картина.

Именно для этого и нужен ратрак, все любители прокатиться про него знают, их часто видят припаркованными недалеко от подъемников, но в работе за этими чудо-машинами удавалось наблюдать единицам.

Туристер с помощью Офиса по туризму Швейцарии приоткрывает завесу тайны, рассказывая про работу Нади Гут — водителя ратрака на курорте Ленцерхайде у подножия Штетцерхорна.

Между прочим, здесь проводятся этапы кубков мира по горнолыжным видам спорта, поэтому к качеству склонов требования очень высоки!

Что такое ратрак и как он работает на склоне

Управлять 14-тонным ратраком только со стороны легко, глядя, как тяжелая машина без видимых усилий взбирается в гору. На самом же деле там масса нюансов: в кабине множество кнопок и рычагов — один для лебедки, один для переднего отвала, один для фрезы сзади, один для финишера и так далее. Оператору этого монстра необходимы различные навыки, требующие большой концентрации внимания и сил.

Что такое ратрак и как он работает на склонеЧто такое ратрак и как он работает на склоне Что такое ратрак и как он работает на склоне

Может показаться, что это медитативная работа для настоящих мизантропов, но это совсем не так. Несмотря на то, что каждый оператор, включая Надю, отвечает за определенный склон, трудиться в одиночку ей приходится не часто — скорее наоборот. В случае, если одному из ее коллег требуется помощь, он по рации запрашивает ее у начальника смены, который координирует работу всех ратраков.

Что такое ратрак и как он работает на склоне Что такое ратрак и как он работает на склоне

Во флотилии машин курорта Ароза Ленцерхайде 29 ратраков, которыми управляют 39 операторов. Каждую ночь они выравнивают 225 километров горнолыжных трасс, поддерживая склоны в идеальном состоянии.

Что такое ратрак и как он работает на склоне Что такое ратрак и как он работает на склоне

При такой специфической работе не обходится и без ритуалов. Например, каждую полночь Надя ставит ратрак на нейтральную передачу, запускает проблесковый маячок, включает радио и с благоговением слушает швейцарский гимн. Другие водители делают то же самое.

Что такое ратрак и как он работает на склоне

Летом Надя работает на альпийской сыроварне, а зимой занимается приведением в порядок склонов Ленцерхайде. Она любит природу и не представляет для себя работы лучше: «Попробовав себя в роли водителя ратрака, вы будете мечтать об этой работе» — утверждает Надя. Её напарники полностью разделяют ее чувства. От них же девушка получила очень милое прозвище — принцесса Штетцера.

Даже если поспать после смены удалось всего пару часов, но стоит хорошая погода, рано утром Надя отправляется на склон, чтобы придирчивым взглядом оценить качество работы своей команды прошлой ночью. Если трасса подготовлена идеально, Надя довольно улыбается и с мастерством опытного лыжника катится вниз. Она вернется на склон к вечеру — но уже за штурвалом любимого ратрака.

Источник: https://www.tourister.ru/world/europe/switzerland/photoreps/2305

Как выбрать ратрак? — Ратраки PistenBully и Prinoth в России

Выбор снегоуплотнительной машины, то есть ратрака, зависит от ряда факторов. Может показаться, что определяющей тут является цена, ведь все ратраки имеют разную стоимость.

Кто-то посчитает, что все дело в мощности. Но, конечно же, это не так. Главное при выборе ратрака – это его соответствие поставленной задаче.

Давайте на примере линейки ратраков PistenBully разберемся с тем, каким назначениям соответствуют те или иные ратраки.

Ратраки для гор

Горные машины – наиболее большие тяжелые и мощные, ведь им предстоит работать на крутых горных склонах. В линейке PistenBully к таким относятся модели серий 600 и 400.

Что такое ратрак и как он работает на склоне

Тяжелые ратраки серии 600 имеют увеличенную ширину отвала и фрезы, а также широкие гусеницы с максимальным зацепом. Также данные машины могут оснащаться лебедками для работы с анкерами на самых крутых склонах.

Что такое ратрак и как он работает на склоне

Мощные ратраки серии PistenBully 400 также предназначены для работы в больших горах, но более универсальны. За счет более компактного размера, меньшей ширины отвала и фрезы, а также площади гусениц, они обладают большей маневренностью.

Ратраки для сноу-парков

В последние годы все больше и больше курортов по всему миру предлагает клиентам не только стандартные лыжные трассы, но и более веселый формат, а именно, сноу-парки.

Что такое ратрак и как он работает на склоне

Если раньше это были комплексы снежных фигур, предназначенных исключительно для профессиональных экстремалов фристайла на лыжах или сноубордах, то теперь сноу-парки включают в себя развлечения для всей семьи и лыжников любого уровня подготовки. Профессионалы, в свою очередь, получили еще более совершенные трамплины и более крупные препятствия.

Что такое ратрак и как он работает на склоне

Для создания всех этих фигур нужны специальные ратраки. В линейке Pisten Bully, главными парковыми специалистами являются машины серии 400 Park. Мощные и умеренно компактные, они имеют расширенный рабочий диапазон инструментов – фрезы  и отвала, а также набор специальных приспособлений, расширяющих их возможность и позволяющих сноу-шейперам проявлять всю свою креативность.

Что такое ратрак и как он работает на склоне

Стоит упомянуть и парковую модификации компактного ратрака 100 Park, являющегося самым компактным парковым специалистом линейки PistenBully. Эта машина – оптимальный выбор для строительства парка на горнолыжном курорте с небольшими склонами.

Ратраки для работы в помещениях

Крытые горнолыжные курорты – еще один тренд современного мира. Уникальная возможность кататься на лыжах и сноубордах по настоящему снегу круглый год – что может быть круче? К машинам для крытых горнолыжных комплексов применяются специальные требования по чистоте выхлопа и уровню шуму.

Всему этому соответствуют ратраки PistenBully серии Indoor, оснащенные дополнительными системами фильтрации выхлопных газов и глушителем повышенной производительности.

Что такое ратрак и как он работает на склоне

Модель 400 Indoor предназначена для крупных комплексов, а модель ратрака 100 Indoor отлично подойдет для небольших крытых горнолыжных комплексов.

Ратраки для беговых лыжных трасс

Беговые лыжи – замечательный и популярный во всем мире вид активного зимнего спорта и отдыха. Прошли те времена, когда трассы для беговых лыж делали при помощи снегоходов.

Для полноценных трасс для лыжных гонок или биатлона в настоящее время применяются снегоуплотнительные машины серии PistenBully Nordic – ратраки, оснащенные, помимо базовых рабочих инструментов в виде отвала и фрезы, дополнительными насадками – так называемыми лыжнепрокладчиками или, как иногда их называют, лыжепрокладчиками.

Что такое ратрак и как он работает на склоне

Прокладчики лыжни состоят из двух платформ для прокладывания лыжни. В зависимости от модификации, прокладчики лыжни могут иметь регулируемые интервалы между лыжнями. Также существуют модификации лыжнепрокладчиков с дополнительными фрезами – для трасс самого высокого класса.

Помимо лыжных трасс, ратраки серии PistenBully 100 идеально подходят для подготовки склонов небольших горнолыжных курортов. Благодаря компактному размеру, эти машины незаменимы для обработки склонов под бугельными и кресельными подъемниками.

Источник: https://gtc-ratraki.ru/kak-vybrat-ratrak/

Что такое ратрак и как он работает

Эти машины хорошо знакомы всем, кто хоть раз катался на горных лыжах. Именно они первыми выходят на склон, чтобы разгрести напыленный снежными пушками снег или привести его в порядок после дня интенсивного катания. Знакомьтесь — икона горнолыжников, снегоуплотнительная машина, больше известная в России как ратрак.

Что такое ратрак и как он работает на склоне

Мы выезжаем на горнолыжный склон спортивного парка «Волен» в подмосковной Яхроме, и я скептически смотрю на напыленный пушками снег.

Склон похож на местность после бомбардировки: кучи снега высотой в полтора человеческих роста разбросаны то  здесь, то там. «Работы, наверное, на неделю?» - спрашиваю я. «Какая еще неделя? - удивляется оператор ратрака Алексей Маляров.

— Сейчас часа за два все разровняем, а после того как снег осядет — отфрезеруем. К вечеру склон уже откроется для катания».

«Технология довольно сложная, - объясняет «Популярной механике» руководитель службы подготовки склонов спортивного парка «Волен» Владимир Марин  - Достаточно прокатиться по склону несколько раз — и половина свежевыпавшего снега окажется у его подножия. Снег (желательно искусственный) обязательно нужно уплотнить, и делается это в несколько этапов.

Читайте также:  Как сделать станок для лыж своими руками

Сначала, после напыления пушками, его разравнивают, основной инструмент для этого  - отвал. Затем выжидают несколько часов, чтобы снег осел. Во  второй раз ратраки выезжают на склон, чтобы окончательно выровнять, уплотнить и отфрезеровать снег, после чего ему опять нужно дать осесть.

Лишь по окончании всех этих процедур склон можно открывать для катания».

Что такое ратрак и как он работает на склоне

На широкую ногу

Ратрак — машина достаточно тяжелая, но давление ее на снежную поверхность невелико  - порядка 0,05 кг/см2.

Дело в том, что машина снабжена широченными гусеницами, состоящими из параллельных армированных резиновых лент, к которым присоединены мощные поперечные планки - грунтозацепы (а   на некоторых моделях и шипы  - для работы на обледенелых участках).

Ажурная  конструкция несколько напоминает движитель Неждановского, хотя на самом деле это именно классический гусеничный движитель с катками, роль которых выполняют пневматические колеса. Гидравлическая трансмиссия с дизельной силовой установкой вращает несколько приводных помп.

Проходимость у ратрака просто невероятная — гусеницы практически не проскальзывают, и ратрак может подниматься по склону крутизной в 45−50 градусов (не процентов!). Правда, для покорения крутых склонов придется воспользоваться гидравлической лебедкой, которая тянет трос синхронно с движением гусениц.

Несмотря на внешнее сходство с бульдозером, управляется ратрак совсем иначе. Его отвал имеет множество степеней свободы, что позволяет не только разравнивать снег, но и строить сложные сооружения для парков.

Но возможности этой машины, конечно, не безграничны — для сооружения пайпа требуется специальная дугообразная фреза, которая навешивается на переднюю часть ратрака. Задняя фреза — тоже достаточно гибкий инструмент, в зависимости от модели она может состоять из нескольких частей, а -иногда на нее навешиваются также лыжепрокладчики для создания лыжни.

Усилие, заглубление, направление и скорость вращения фрезы регулируются оператором в зависимости от внешних условий (тип  снега, температура) и требований к трассе.

Что такое ратрак и как он работает на склоне

Основные органы управления — рулевые рычаги или штурвал (1), контролирующий движение гусениц, и педаль акселератора (2). Команды с рычагов и педали поступают в компьютер, который и управляет всеми системами, статус отображается на экране (3). Джойстик под правую руку (4) управляет отвалом.

Этот инструмент позволяет не только срезать бугры и разравнивать трассу, но и придавать снежной поверхности произвольную форму с буквально ювелирной точностью. На некоторых машинах на джойстике располагаются клавиши управления самыми распространенными функциями (5).

Основная работа ратраков начинается после закрытия склонов, поэтому машины снабжаются несколькими комплектами мощных фар, управляемыми с панели (6).

Что в имени тебе моем?

Основные производители ратраков в мире - это Prinoth (Италия), Kassbohrer (торговая марка PistenBully, Германия), Bombardier (Канада) и OHARA (Япония).

Само слово «ратрак», ставшее в русском языке нарицательным, происходит от торговой марки Ratrac (позднее Ratrak) - именно так назывался модельный ряд компании Thiokol/DMC/LMC. В английском языке подобные машины обозначаются термином snowcat, который происходит от торговой марки Sno-Cat.

Такое название носили модели орегонской компании Tucker Sno-Cat Corporation, доминировавшие на рынке снежных вездеходов с конца 1940-х до 1960-х годов.

Источник: https://vexsi.ru/chto-takoe-ratrak-i-kak-on-rabotaet/

Ратраки

Ратраки представляют собой особый трактор, который способен передвигаться по горной местности, поднимаясь по склонам с достаточно большим углом наклона (более 20 градусов). Основное предназначение ратраков – доставка людей или грузов на вершину горы.

Для этого машину оборудуют специальными грузовыми платформами или пассажирскими кабинами. Название «ратрак» технике было дано по аналогии с первыми подобными машинами, которые выпускались американскими фирмами Thiokol и LMC. Трактор назывался «Ratrac» и был очень популярен в Европе в 60-х годах прошлого века.

В 1990-х годах в названии была заменена последняя буква и техника получила название «Ratrak».

Эксплуатация ратраков

Ратрак является наиболее распространенной техникой, используемой для подготовки лыжных трасс, поскольку позволяет равномерно уплотнить снежное покрытие на склоне горы.

С помощью этой техники выравнивают как естественный, так и искусственный снег, производимый снегогенераторами.

Обойтись на горнолыжной трассе без ратраков достаточно проблематично, в связи с тем, что в результате работы снежных пушек на склонах образуются достаточно высокие снежные кучи, которые необходимо равномерно распределить по горе.

Что такое ратрак и как он работает на склоне

Хотя свежевыпавший натуральный снег тоже доставляет немало проблем работникам трассы – если его вовремя не уплотнить, то уже через несколько часов активных спусков лыжники превращают трассу в бугристое пространство, что существенно затрудняет перемещение. Уплотненный снег, представляющий собой ровное покрытие, «служит» гораздо дольше времени и позволяет активно эксплуатировать лыжные трассы.

Ратраки используют и для сооружения трамплинов и пайпов, которые так любят сноубордисты. Как правило, при работе ратраков, горнолыжные трассы зарывают, поскольку случайное столкновение райдеров с этой техникой может привести к печальным последствиям.

Для перемещения по горным склонам ратрак оборудован широкими (более 1 м) гусеницами, имеющих специальные грунтозацепы.

Именно специальные траки обеспечивают хорошую устойчивость машины на крутых склонах и позволяют оказывать сильное давление на снежный покров.

Характеристики ратраков

Техника отлично подходит для эксплуатации даже в суровую зимнюю погоду. Для сгребания снега техника комплектуется ковшом, а для уплотнения снежного покрова на кронштейн, расположенный в задней части машины, одевается фреза с выступами. В результате работы этого трехметрового цилиндра структура утрамбованного снега становится ребристой, что в разы усиливает скольжение райдеров.

Дополнительно приминать снег возможно за счет установленной резиновой ласты, которая одновременно выполняет функцию защиту фрезы. Для производства ратраков используются облегченные материалы.

Производители заботятся об утеплении кабины, из которой открывается панорамный обзор.

Некоторые модели ратраков оборудованы специальными лыжепрокладчиками – эти устройства позволяют создать идеальную трассу и корректировать расстояние между соседними лыжнями.

Что такое ратрак и как он работает на склоне

Лидирующее место на рынке снегоуплотняющей техники принадлежит итальянской компании Prinoth, которая выпустила свою первую модель ратрака еще в 1962 году.

Огромное разнообразие моделей, различающихся по мощности и по дополнительной комплектации, подарило этой компании мировое признание и статус ведущего производителя.

Эргономичный дизайн, высокий уровень безопасности, низкие затраты на эксплуатацию – эти неоспоримые преимущества привлекают огромное количество пользователей во всем мире, в том числе и в России.

Часто встречающейся маркой ратраков в России является и Kassbohrer. Машины каждой компании имеют свои преимущества и недостатки, и выбирать определенную модель необходимо с учетом дальнейших условий эксплуатации.

Некоторые ратраки можно использовать и в летнее время, например, для создания трасс для горных велосипедов, выравнивания теннисных и футбольных полей. В последнее время становится все больше любителей покорять нетронутое природное пространство.

Для проведения, так называемых, фрирайдерских туров используются ратраки,оснащенные пассажирскими кабинами (вместимостью до 16 человек).

Источник: https://promplace.ru/articles/ratraki-296

От Формулы 1 до горнолыжных склонов. Ратраки, строящие сноупарки

«Величие всякой профессии, быть может, прежде всего в том, что она объединяет людей.»

Антуан де Сент-Экзюпери.

Перед всякими горнолыжными тусовками очень принято создавать информационные поводы. Поскольку мне обычно скучно подобное, то я иду к людям и технике. Ведь надо начинать с площадки, на которой все и будет происходить.

Что такое ратрак и как он работает на склоне

Да, это соседний курорт, Горки Город. Мне картинка нравится.

Горнолыжный курорт — это огромный часовой механизм, где нет ни одной лишней детали. От человека до техники — здесь каждый должен быть профессионалом в свое деле. Или иметь желание им стать.

А еще человек неотделим от той техники, с которой и на которой он работает. Поэтому сегодня повествую о дневной смене операторов ратраков и об особенностях строительства сноупарков.

Ратраками называют широкогусеничные тракторы с навесным оборудованием (и без него) для работы на снежных склонах — элита из элит среди машин повышенной проходимости. Обычно они скромно прячутся по уголкам горнолыжных курортов, хотя явно достойны большего внимания не только из-за своей околокосмической стоимости.

У ратрака или сноу-кэта, как принято называть эти машины в англоговорящей среде, крайне широкий круг задач — от ювелирной работы по созданию фигур в сноупарках и фрезеровки нежнейшего вельвета до транспортировки людей и грузов (привет, Эльбрус!).

А что общего у ратраков и болидов Формулы 1? Точно ничего общего нет? А если присмотреться?

Так вот, если очень внимательно начать изучать историю этих очаровательных машин, то выяснится интересная подробность.

Историческое, но не экскурсионное.

В 1962 году итальянский формульный гонщик по имени Эрнст Принот (призер 1 гонки сезона 1961 года), у которого, к слову, еще за 10 лет до этого появилась собственная автомастерская, сконструировал, собрал и получил патент на снегоуплотнительную машину.

Тогда, когда Принот создавал свое детище, она была именно снегоуплотнительной машиной, а вот сейчас применять к ратраку этот термин не совсем верно — он с легкостью работает со всеми «слабыми основаниями». То есть с песком, снегом, болотистыми почвами и почвами, на которые необходимо минимизировать давление. Тундра, например.

Или земли заповедников. Можете хоть собирать клюкву на болотах в Финляндии, чем, кстати, «кошки» там и занимаются.

В основе проекта Принота с простым индексом Р-20 вместо имени лежала концепция гоночного болида с максимально облегченной, но крайне прочной несущей конструкцией, очень низкий центр тяжести и мощный мотор.

Уже через 3 года усовершенствованная модель готовила склоны для международных соревнований, поражая всех еще и необычным внешним видом, которым и по сей день отличается эта марка ратраков — дизайн для моделей Prinoth разрабатывает бюро Pininfarina, а к эргономике привлекаются такие монстры из автомобильного мира, как MM Design и Recaro.

И это не блажь — ратрак всегда на виду на самых статусных курортах, более того, оператор проводит в нем рабочую смену в 8-10 часов, поэтому крайне необходимо обеспечить максимальное удобство кабины для не самой простой работы в горах.

Вот такие неожиданные повороты встречаются в мире автоспорта иногда — производство стало семейным бизнесом, а Приноты сейчас работают практически на всех мировых курортах.

Почему я вам рассказываю все это? Модель этого производителя усердно трудится над созданием сноупарков на Розе Хутор.

Вооружен и безопасен.

Читайте также:  Лыжные ботинки Quechua: обзор и характеристики

Особое внимание на законодательном уровне (в Европе, не у нас) уделяется системам антиопрокидывания и вообще безопасности оператора. При весе порядка 10 тонн (плюс лебедка около 2 тонн) требуется мощный мотор, цепкие траки гусениц, снабженные победитовыми шипами, и роскошная гидропневматическая подвеска, гасящая вибрации от неровностей.

И огромной прочности скелет — пространственная рама, на тот случай, если силе тяжести вы все-таки проиграете. Что бывает и случается: не выдерживает трос лебедки, склон оказывается слишком крут — в таких случаях приходится проявлять ловкость не только рук. Хотя и это продумано крайне тщательно — тормозная система стоит отдельного рассказа.

Не машина, а мечта для любого ценителя бездорожья!

Ратраки очень хорошо вооружены — ножи-отвалы и фрезы творят архитектурную красоту. Именно яркому «хвостику» на этом снимке мы и обязаны тонким рисунком вельвета.

Почти все управление оборудованием вынесено на руль, и склоны проглаживаются без лишнего напряжения. При этом информация о скорости и глубине среза снежного покрова выводится на большой контрольный дисплей.

Но, несмотря на обилие электроники и вспомогательных систем, любой ратрак требует квалифицированных рук водителя-оператора, на подготовку которого может уйти пара сезонов. Или больше. И это не считая опыта в горных лыжах или сноуборде. Зачем такие сложности?

Сегодня за рулем-джойстиком Prinoth Bison X Максим Лавренев, специалист по созданию сноупарков курорта «Роза Хутор», победитель первых в России состязаний операторов парковых ратраков, которые прошли в апреле 2016 года в Миассе. Он и расскажет, почему управлять «снежной кошкой» не так просто, как может показаться.

— На ратраки я раньше смотрел со стороны — ну гребут и гребут снег… — рассказывает о первых шагах в профессию Максим. — И никогда себя с этим не собирался связывать. Но уже 4 сезона работаю и это дорогого стоит. И не просто потому, что машина очень дорогая. Мне нравятся горы, хотя романтика прошла давно.

Я приехал сюда из Москвы уже 9 лет назад. Как попал во всю эту горную историю? Я занимался очень долго горными лыжами профессионально. В Поляну приехал первый раз в 1998 году, и с тех пор мы с друзьями приезжали ежегодно — до 2008 года пропустил только один сезон — 2005 года. Приезжали, конечно, за знаменитым паудером.

Как завязал с горными лыжами? Появилась знаменитая модель от Salomon, потом люди стали выкладывать видео, как они катаются вне трасс — понеслось! Когда зашла речь о строительстве олимпийских объектов, очень захотелось поработать именно с этим. Но понимания, чем можно и нужно заниматься, еще не было.

Устроился на Розу, работал инструктором, познакомился с оснежением, со всем инструкторским коллективом… Под Олимпиаду я уже был заведующим экстрим-парком. Конечно, общался здесь с иностранцами, которые работали на ратраках. До 2007 года я знал, что такое ратраки, вельвет, но не знал, что я когда-либо буду его делать.

Когда все закончилось, я уехал в Новую Зеландию — учиться строить парки. Вернулся и работаю.

Итак, что касается Bison X. В дизайне нареканий нет. Ни капли! Угрюм и суров. А еще он неприхотлив, не особо дорог в обслуживании и создан специально для строительства сноупарков и парков развлечений, благодаря хорошей маневренности, грузоподъемности и специальной гидравлической системе.

— По своей сути парковый ратрак мало чем отличается от трассового, только отвал имеет больший угол: ты можешь его больше заглубить и выше поднять. — рассказывает Максим. — Фреза тоже имеет больший угол подъема и дополнительные функции. Именно она позволяет заглаживать сложные поверхности фигур — обычная машина не сможет такого.

Ратраки и сноупарки.

Сегодня сноупарк является неотъемлемым атрибутом горнолыжного курорта. Хорошего курорта! Такой парк необходим для привлечения совершенно разных райдеров: от молодых до продвинутых. Та еще задача — обеспечить должное качество, актуальность и разнообразие фигур для такой аудитории.

— Что касается паркостроения: что для этого нужно, что необходимо. Когда человек садится за ратрак и собирается заниматься строительством фигур, то очень важно, чтобы он сам имел отношение к какому-либо экстремальному виду спорта. Даже серфинг подойдет.

Просто какой-то дядька-тракторист не поймет тонкостей и особенностей этой работы, хотя ездить на ратраке дело не хитрое. Сел и поехал. Все начинается с планирования оснежения. У команды должно быть понимание, что все хотят видеть в нем — количество фигур и так далее.

Важно, чтобы собралась квалифицированная и понимающая свое дело команда. Иначе парк не получится интересным.

Со стороны наблюдать за строительством долго не получится — две машины гребут снег, который то рассыпается как сахар, то накатывается как пломбир. Спокойно, монотонно, с остановками, во время которых операторы выходят и осматривают плоды своего труда.

Нельзя строить парк под себя, необходимо сделать его для того, чтобы райдеры, имеющие мало опыта, но много желания, могли прогрессировать. Хотите крутить непростые трюки — начните с базовых вещей.

В этом случае очень важно, чтобы в парке могли кататься и опытные райдеры высокого уровня.— Очень часто возникает ситуация, что желание архитектора невыполнимо — именно поэтому важно работать в команде.

Парк, кроме всего прочего, стоит очень много ручного труда, поскольку многие фигуры возможно выполнить только вручную. Постройка начинается с лета, когда нет снега. Когда место определено, ждем зиму, морозы. Потом включаются пушки, которые делают нам искусственный снег.

После того, как оснежение закончило свою работу, начинается планирование, создается база. Когда есть готовая база, есть понимание того, что надо построить, начинается работа. Приборы (измерительные), кстати, при строительстве слабо помогают — только опыт.

Это творческий процесс — все, что нарисовано на бумаге, порой не соответствует тому, что есть в реальности. Например, нужно часть снега отгрести в сторону или наоборот, добавить еще пару сотен кубометров.

Ты прикатываешься к снегу, а он бывает разный, и глазами начинаешь выводить все в чистовую, видеть недочеты и перебор…

В парке наша фантазия может работать как угодно, главное – учесть множественные детали и особенности. Когда все спланировано, выведено в черновую, парк готов к фрезеровке. Все закатывается, равняется — такой финальный шейп. И можно открывать все для желающих.

А дальше каждую ночь парк обслуживается точно так же, как и все склоны — ничего необычного.Но, когда дело касается спортивных мероприятий профессионального уровня, то там все жестко — есть параметры, которые нужно соблюдать очень точно. Длина разгона, приземления — стандарты очень жесткие.

FIS этим облегчает нам работу.

А в чем залог успеха при работе на крайне интеллигентной машине? В хорошем сменщике, порядочном и ответственном — ратрак не терпит грубого обращения, а ремонт слишком дорог.

150 моточасов работы плюс труд шейперов — и парк готов принять гостей!

Источник: https://www.drive2.ru/b/496409160049492611/

Ратрак

Сегодня мы расскажем вам о том, как делают такие ровные и невероятно красивые склоны на различных горнолыжных курортах. Всем нравится съезжать с идеально-подготовленного склона, который так и манит тебя. Солнечный блеск, лунное сияние – все отображается в нем.

За снегом на склоне нужен постоянный уход, а в особенности после того как его напылили пушки. Но мало кто знает, каким трудом создаются идеально отратраченные  склоны, как много времени и сил работники курортов уделяют им. Мы расскажем вам как же именно они это делают?

В ангаре каждого курорта стоит и ждет своего часа замечательная снегоуплотнительная машина, более известная нам как ратрак. Именно он приводит склон в идеальное состояние.

 Кроме этого, такие машины помогают в спасательных работах — они могут добираться в те места, куда обычный транспорт просто не в состоянии проехать. Несмотря на свои габариты, ратрак – очень даже проходимая техника.

Он может с легкостью подыматься вверх по склону, крутизною в 45-50 градусов. Иногда и больше, но для этого нужно будет пользоваться специальными тросами.

У него есть довольно таки обширное количество функций, но среди них можно выделить три основные: срезает снежную корку, которая уплотняется после активных катаний бордеров и лыжников; перемешивает снег до однородной структуры; после этого разглаживает поверхность, убирая бугры и заполняя впадины снегом. Еще его могут использовать в качестве подъемника на довольно большие вершины, а также чтобы перемещать по склону какие либо тяжелые предметы.

Что такое ратрак и как он работает на склоне

Работа  по уходу за склоном не занимает очень много времени и происходит в три этапа: сначала снег разравнивают с помощью отвала (основная деталь ратрака), затем нужно подождать несколько часов, пока он осядет. Потом опять выводят эту чудо-технику «погулять», и на этот раз он фрезерует его, после этого можно с уверенностью сказать, что склон готов к катанию.

Ратрак снабжен очень широкими гусеницами, которые в ширину составляют больше метра, они состоят из параллельных резиновых лент, и к ним прикреплены грунтозацепы, а иногда и шипы – это в случае работы на обледенелых участках. Большие гусеничные колеса придают идеальную устойчивость, а из-за большой ширины еще и хорошо уплотняют и выравнивают снег.

Впереди гусеничных колес крепится большой ковш, который убирает ненужный снег. Сзади же иногда ставят контейнер, который распыляет свежий снег. Сама же машина производится из легких сплавов, что дает хорошую подвижную силу.

Наверху всей конструкции находится  утепленная кабина, где сидит водитель данного монстра, а из панорамных окон он видит весь склон как на ладони, и, благодаря этому, идеально делает свою работу.

Источник: http://snow-fly.ru/technology/ratrak/

Ссылка на основную публикацию