Одношажный ход на лыжах: техника выполнения и типичные ошибки

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Одношажный ход на лыжах: техника выполнения и типичные ошибки Описание слайда:

Лыжные ходы и ошибки их выполнения Дубровина Ольга Юрьевна учитель физической культуры МАОУ Вахтанская СОШ 2015г.

2 слайд Одношажный ход на лыжах: техника выполнения и типичные ошибки Описание слайда:

Пояснительная записка Основной задачей технической подготовки на этапе начальной спортивной специализации является формирование рациональной временной, пространственной и динамической структуры движений.

Особое значение имеет углубленное изучение и совершенствование элементов классического хода (обучение подседанию, отталкиванию, махам руками и ногами, активной постановке палок), конькового хода (обучение маховому выносу ноги и постановки ее на опору, подседанию на опорной ноге и отталкиванию боковым скользящим упором, ударной постановке палок и финальному усилию при отталкиванию руками) и формирование целесообразного ритма двигательных действий при передвижении классическими и коньковыми ходами.С этой целью применяется широкий круг традиционных методов и средств, направленных на согласованное и слитное выполнение основных элементов классических и коньковых ходов, создание целостной картины двигательного действия и объединение его частей в единое целое.

3 слайд Одношажный ход на лыжах: техника выполнения и типичные ошибки Описание слайда:

Цель : Достижение рационального сочетания процессов овладения техникой лыжных ходов и физической подготовки занимающихся. Выявление ошибок при выполнении лыжных ходов и своевременное их устранение.

4 слайд Одношажный ход на лыжах: техника выполнения и типичные ошибки Описание слайда:

Подготовительные упражнения:

  • сделай пружинку – многократное сгибание и разгибание ног (полуприседания);
  • изобрази зайчика – прыжки — подскоки на двух лыжах;
  • сделай аиста – поднять повыше согнутую ногу и возможно дольше удерживать лыжу горизонтально, с опорой и затем без опоры на палки;
  • нарисуй лыжами на снегу веер для себя – поворот переступанием вокруг пяток лыж на 90 0;
  • нарисуй веер для друга – поворот переступанием вокруг носков лыж на 900;
  • нарисуй лыжами на снегу две снежинки, выбери самую красивую;
  • поворот на 3600 переступанием вначале вокруг пяток лыж (первая снежинка), затем вокруг носков лыж (вторая снежинка);
  • нарисуй гармошку – переступание в сторону поочередно носками и пятками лыж;
  • спуск с горы на лыжах в разных стойках;
  • подбирание предметов во время спуска в низкой стойке.

5 слайд Одношажный ход на лыжах: техника выполнения и типичные ошибки Описание слайда:

Ступающий и скользящий шаг с палками. Скользящий шаг лежит в основе попеременных ходов. Лыжник скользит то на одной, то на другой лыже, сильно отталкиваясь ногами и попеременно при помощи палок руками. Техника ступающего и скользящего шага с палками.

Чтобы ускорить скольжение лыжи, необходимо создать условия для передачи усилий с палки на лыжу: выдвинуть стопу вперед для предупреждения преждевременного переката, напрячь мышцы в цепи звеньев тела от кисти до стопы, направить отталкивание палкой строго назад — вниз, параллельно лыжне, без поперечных отклонений.

6 слайд Одношажный ход на лыжах: техника выполнения и типичные ошибки Описание слайда:

Методические указания.

  1. Передвижение на лыжах скользящим шагом с палками в руках без толчков ими.
  2. Передвижение скользящим шагом с работой палками.

При выполнении указанных упражнений необходимо добиваться правильного сочетания работы рук и ног. Вынос руки вперед должен совпадать по времени с выдвижением противоположной ноги.

Толчки палками производятся с постепенно нарастающим усилием до полного выпрямления рук.

7 слайд Одношажный ход на лыжах: техника выполнения и типичные ошибки Описание слайда:

Попеременный двухшажный ход является основным ходом и применяется в самых разнообразных условиях местности, лыжни и погоды. Он наиболее экономичен и обеспечивает во время движения равномерную нагрузку на все основные группы мышц. Техника попеременного двухшажного хода.

С движением вперед левой ноги выносится вперед правая рука с палкой, а левая рука и правая нога в это время делают толчок, вес тела передается на левую ногу – происходит скольжение на левой лыже (одноопорное скольжение), правая лыжа в это время приподнимается вверх. При замедленном скольжении правая палка становится на снег на уровне носка левой ноги.

За этими движениями следуют такие же движения правой ноги и левой руки , потом опять левой ноги и правой руки и т.д.

8 слайд Одношажный ход на лыжах: техника выполнения и типичные ошибки Описание слайда:

Методические указания.

  1. Передвижение попеременным двухшажным ходом с различной скоростью на учебной лыжне.
  2. Передвижение попеременным двухшажным ходом по пересеченной местности.

При дальнейшем совершенствовании в технике передвижения попеременным двухшажным ходом устанавливается оптимальное соотношение длины и частоты шагов, прививается умение видоизменять технику, сообразуясь с словиями скольжения.

Типичные ошибки:

  1. Слишком высокая или низкая стойка лыжника.
  2. Чрезмерное выдвижение стопы вперед.
  3. Скольжение на двух лыжах одновременно (двойная опора).
  4. Незаконченность толчка ногой и рукой.
  5. Большие вертикальные и боковые колебания.
  6. Неправильное сочетание движений работы рук и ног (иноходь).
  7. Напряженность (скованность) движений. Способы устранения ошибок.

Исправлять ошибки следует путем многократного повторения (выполнения) подготовительных упражнений (стойка лыжника, работа рук стоя на месте, работа ног при передвижении скользящим шагом и др.). При пассивной работе рук в обычном ходе полезно применять передвижение на лыжах за счет толчков палками без движения ног.

Для выработки равновесия, толчка ногой и устранения двухопорного скольжения целесообразно применять элементы «конькового» хода. В целях устранения иноходи рекомендуется применять передвижение обычным ходом с повышенной скоростью (бегом) или выполнять его в отлогий подъем.

9 слайд Одношажный ход на лыжах: техника выполнения и типичные ошибки Описание слайда:

Одновременный бесшажный ход Техника одновременного бесшажного хода состоит из двух фаз: скольжение без отталкивания палками и скольжение с отталкиванием палками. Лыжник в средней стойке скользит на двух лыжах. Руки опущены, кольца палок обращены назад.

Для очередного одновременного отталкивания палками следует плавно выпрямляться вверх и вперед и слегка согнутыми в локтях руками выносить обе палки вперед кольцами, обращенными несколько к себе. Лыжник ставит палки на снег впереди носков ботинок на 10-40 см и, сгибаясь в тазобедренном суставе, всем туловищем наваливается на палки.

Туловище при этом наклонено вперед, ноги слегка согнуты в коленях. Такое положение позволяет лыжнику удобнее оттолкнуться под достаточно острым углом (25 – 300) и лучше использовать силу толчка руками. Работа туловищем продолжается за счет энергичного отведения рук назад в плечевых суставах и включения разгибателей.

Толчок заканчивается в момент полного отведения рук назад. В это время кисти рук несколько сближаются, ладони поворачиваются кверху, спина разгибается, усиливая толчок в заключительной части.

10 слайд Описание слайда:

Методические указания. Исходное положение – законченный толчок палками. На счет « раз» — туловище выпрямляется. Руки с палками выносятся вперед, тяжесть тела передается к передней границе опоры, палки на снег не ставятся. На счет « два» обозначается толчок палками. Толчок начинается с наклона туловища.

После того, как наклон закончен, толчок продолжается руками до полного их выпрямления. Затем это упражнение выполняется слитно.

Изучение техники движений рук, ног и туловища при выполнении хода в целом.

Вначале нужно акцентировать внимание на правильном выносе палок и постановке их на снег, затем – на выполнении толчка до полного выпрямления рук и при активном участии туловища.

Типичные ошибки.

  1. Недостаточный наклон туловища при толчке палками.
  2. Прямые и напряженные руки при выносе палок вперед.
  3. Глубокое приседание как в начале, так и в конце толчка палками.
  4. недостаточное отведение рук назад.
  5. Недостаточное разгибание спины в момент окончания толчка палками.

Способы устранения ошибок. Многократная имитация одновременного бесшажного хода, стоя на месте.

Передвижение одновременным бесшажным ходом под счет по разделениям, акцентируя внимание на наклоне туловища и законченности толчка палками до соединения рук сзади над тазом.

11 слайд

Описание слайда:

Одновременный двухшажный ход применяется на равнине при отличных и хороших условиях скольжения и на пологих спусках при удовлетворительном скольжении. Цикл движений хода состоит из двух скользящих шагов и одновременного толчка руками на второй шаг.

Методика обучения:

После окончания одновременного толчка руками лыжник скользит на двух лыжах в согнутом положении и, медленно вы­прямляясь, начинает выносить палки вперед. Продолжается отталкивание руками и скольжение на левой лыже. В это время правая нога непрерывным маховым движением выносится вперед. С окончанием толчка руками правая нога приставляется к опорной и начинается скольжение на двух лыжах.

Некоторое вре­мя лыжник пассивно скользит на двух лыжах, используя набран­ную скорость. Затем цикл движений повторяется.

12 слайд Описание слайда:

Ошибки:

  • палки выносятся вперед мягким, расслабленным маятникообразным движением с последующей энергичной постановкой на снег,
  • быстрый (преждевременный) вынос палок вперед, незаконченный толчок руками «до бедра» (причиной этому может быть неверно усвоенное движение, а также слишком короткие или слишком длинные петли у палок (ученики боятся потерять контроль за палкой и поэтому сжима­ют ее в кулаке).
  • « провал» головы и туловища между рук при постановке палок в начале отталкивания,
  • чрезмерный наклон туловища (ниже горизонтального) при отталкивании руками,
  • в момент проката резкое выпрямление (это увеличивает давление лыж на снег и сокращает длину скольжения) туловища из низкого положения и перемещение рук с палками вниз,
  • отбрасывание рук с палками вверх после окончания толчка,
  • короткие «подбегающие» шаги (данная ошибка обычно бывает вызвана недостаточно сильным или не­верно (больше вверх, чем вперед) выполненным толчком ногой),
  • сгибание (приседание) ног при одно­временном толчке руками, широкая постановка палок (кольца ставятся далеко от лыжни), и широкое разведение локтей.

Исправление ошибок:

  • передвижение по лыж­не, размеченной ориентирами для отталкивания ногами (на рас­стоянии скользящих шагов). Кроме того, полезно повторение других упражнений для освоения, совершенствования скользящего шага,
  • убирать руки за спину, как бы стараясь со­единить там кисти рук,
  • держать близко друг к другу кисти рук и опущенные локти, а также постоянно смотреть на кисти рук.

13 слайд Описание слайда:

Одновременный одношажный ход

В одновременном одношажном ходе лыжник выполняет каждый одновременный толчок обеими палками с одним скользящим шагом, сильно отталкиваясь ногой.

Методика  обучения:  На  хорошо накатанной с уклоном  лыжне, обучающийся набирает скорость и, скользя под  уклон на обеих лыжах, выносит палки, направляя их кольцами вперед- вниз. И, быстро и сильно, как в  упражнении «самокат», отталкивается одной  ногой, делая шаг другой и ставя  палки на снег.

Наклоняясь и наклоняя палки вперед, сильно отталкивается руками и приставляет ногу.   При разучивании хода нужно следить, чтобы  во время отталкивания ногой лыжа плотно прижималась к снегу, каблук ботинка держался опущенным, как  можно дольше.

Загружать лыжи после выпада нужно плавно, а ставить лыжу на снег — мягко.

Отрабатывать ход сначала на уклоне 40-60 метров, спускаясь и поднимаясь вверх, затем  в передвижении по различной местности.

14 слайд

Описание слайда:

Способы устранения ошибок. Многократная имитация одновременного одношажного хода, стоя на месте. Передвижение одновременным одношажным ходом под счет по разделениям, акцентируя внимание на наклоне туловища и законченности толчка палками до соединения рук сзади над тазом.

Характерные ошибки:

  • в период отталкивания ногой толчок, который выполняется не полностью загруженной весом тела ногой (следствием этой ошибки будет уменьшение максимальной величины усилия отталкивания ногой),
  • раннее приставление маховой ноги к опорной,
  • отсутствие равномерного распределения веса тела на обе лыжи при двухопорном скольжении,
  • недостаточное сгибание ноги перед отталкиванием.

В движении руками наиболее существенными ошибками являются:

  • постановка палок кольцами вперед с активной преждевременной опорой на них,
  • отбрасывание рук назад-вверх после толчка (основной вариант),
  • «проваливание» плеч между палками (основной вариант),
  • отталкивание согнутыми руками, незаконченный толчок.

При работе туловища основными недостатками считаются:

  • слишком глубокий наклон туловища к концу толчка руками с последующим резким выпрямлением,
  • недостаточный навал на палки,
  • прогибание туловища при отталкивании.

Источник: https://infourok.ru/lyzhnye_hody_i_oshibki_pri_vypolnenii-436110.htm

Одношажный ход на лыжах: техника выполнения и типичные ошибки

Техника конькового хода на лыжах. Ошибки в технике конькового хода

Катание на лыжах, как профессиональный спорт или как любительское увлечение, стало снова набирать свои обороты. Многие города уже на сегодняшний день могут сделать не одно предложение по индивидуальному обучению катанию на лыжах или же предложить занятия в группах с одинаковым уровнем подготовки всех учащихся.

Читайте также:  Заточка кантов горных лыж: видео инструкции и советы

Освоить методы и технику катания на лыжах можно различными способами, в том числе и самостоятельно, изучив технику в теории и применив ее на трассах различного уровня сложности, начиная от меньшего к большему. На данный момент одной из относительно новых и наиболее применимых является техника конькового хода на лыжах. О том, как, где и кто применяет такой способ хождения, можно узнать из данной статьи.

Что это такое?

Появление конькового хода в сфере катания на лыжах — явление сравнительно новое. Помимо такого варианта существуют еще классический и свободный. Коньковый ход характеризуется активным участием ног в процессе катания, что отличает его от классического.

Особенной чертой такой техники является отталкивание лыжей под определенным углом от трассы по отношению к направлению движения. Визуально такой маневр напоминает катание на коньках. В связи с этим фактом и возникло название данной техники. Существует несколько разновидностей такого катания.

Техника коньковых ходов на лыжах может отличаться определенными нюансами выполнения в зависимости от трассы, уровня подготовки катающегося человека или удобства выполнения того или иного варианта.

Появление нового метода катания на лыжах было обусловлено прогрессом в области создания лыжного снаряжения.

Разработка более современных лыж, лыжных ботинок и усовершенствование крепления одного к другому позволило спортсменам и любителям в этой области сделать боковой упор на ногу.

Этот факт поспособствовал разработке новой методики бега на лыжах, которая стала больше задействовать ноги и уменьшать нагрузку на руки по сравнению с классическим вариантом.

При использовании такого метода, как коньковый ход на лыжах, техника выполнения может иметь четыре разновидности и быть использована в различных ситуациях.

Где актуальна такая техника?

Область применения такого способа катания на трассах за последние несколько десятилетий значительно поменялась.

Первоначальное значение конькового хода ограничивалось только обучающими упражнениями для освоения спортсменами движения на поворотах и других сложных участках трассы.

После изобретения новых элементов лыжного обмундирования такой ход изменил свое значение от обычного упражнения до отдельной техники, применимой как на профессиональных соревнованиях, так и на любительских трассах горнолыжных курортов.

Одношажный ход на лыжах: техника выполнения и типичные ошибки

Техника конькового хода на лыжах доступна в применении для любого человека, который чувствует удобство и уверенность в ее выполнении.

Профессиональный спортсмен может применять элементы этого метода или некоторые его разновидности в рамках выполнения свободного стиля катания на всех состязаниях, допускающих такой стиль передвижения в тех ситуациях, когда она ему удобна и дает скоростное преимущество. Отдельных профессиональных соревнований по коньковой технике на данный момент не существует.

При прохождении сложных трасс и их участков дает особое преимущество техника конькового хода на лыжах. Ошибки могут возникать при ее выполнении. Поэтому важно об этом знать и оттачивать мастерство.

История возникновения

Около ста лет назад коньковый ход использовали как обычное упражнение для тренировки лыжников и не рассматривали как отдельно взятую технику. Причиной такого положения дел была неудобная фиксация лыжного ботинка к самой лыже.

После появления новшеств в снаряжении лыжника, которые произошли в 70-е годы XX века, такая техника стала более удобной, и ее применение помогало развивать большую скорость передвижения. Были пересмотрены программы тренировок на соревнованиях, проходивших в последующие несколько десятилетий. Техника конькового хода на лыжах стала иметь разные варианты выполнения.

Одношажный ход на лыжах: техника выполнения и типичные ошибки

На данный момент такой способ передвижения по горнолыжной трассе или его элементы имеют место только в выполнении свободного стиля катания. Коньковый ход может быть представлен в виде одношажного, двухшажного, полуконькового или попеременного.

Также выделить в отдельный вариант передвижения можно технику без использования палок, то есть практически не задействуя руки. Каждый из таких вариантов предназначен для определенных трасс и их элементов.

Совмещение нескольких подвидов конькового хода и чередование его с классическим на одной трассе дает возможность повысить эффективность ее прохождения.

В связи с этим обучение различным техникам катания на лыжах уже с раннего детства дает высокие результаты в будущем. Для любителей применение нескольких вариантов катания делает процесс более интересным и увлекательным, а также способствует тренировке большего количества мышц.

Правила выполнения

Любой коньковый ход на лыжах, техника выполнения которого проходит без ошибок, должен подчиняться таким правилам:

  • Необходимость задействования инерции и собственного веса, а не только физической силы.
  • Одна нога является опорной, другая – отталкивающейся.
  • Центр массы всегда должен быть расположен над опорной ногой.
  • В процессе отталкивания центр массы подается немного вперед по отношению к ботинку опорной ноги, затем корпус выравнивается и незначительно поворачивается в сторону направления отталкивающейся ноги.
  • Для высокой эффективности задействования своего веса и инерции требуется подбирать палки длины, вычисляемой по формуле: рост лыжника минус 20 сантиметров. Более высокие палки не позволяют эффективно применять вышеизложенные правила на практике.

Одношажный ход

Разные виды имеет техника конькового хода на лыжах. Одновременный одношажный ход является одним из них. Выполнение одного полного цикла такого хода включает в себя два шага. Они выполняются следующим образом:

  • первоначально происходит отталкивание одной из ног;
  • одновременно с отталкиванием ноги происходит отталкивание двумя руками;
  • после чего происходит скольжение опорной ноги.

Проделывание всех этих движений считается выполнением одного полного цикла хода. Лыжник за одну минуту может выполнять до 50 таких циклов. Это требует высокой физической подготовленности.

Одношажный ход на лыжах: техника выполнения и типичные ошибки

Такая техника выполнения отлично подходит для развития высокой скорости при движении вверх, на ровном участке трассы, на небольших пологих спусках. Такой ход является отличным вариантом движения лыжника в ситуациях, когда необходимо разогнать скорость или добиться ускорения движения.

Данная техника конькового хода на лыжах в горку за каждый цикл помогает преодолевать человеку от 4-10 метров.

При передвижении спортсмена на ровном участке трассы это число возрастает до 6-15 метров при условии, что такой способ катания на лыжах выполняется без ошибок.

По времени пробежка должна занимать не более одной или двух секунд. При катании на лыжах стоит также выполнять основные правила конькового хода, которые были уже изложены выше.

Двухшажный ход

Разнообразна техника конькового хода на лыжах. Одновременный двухшажный ход – еще один из ее вариантов. Его выполнение немного похоже на предыдущий способ.

Разница заключается лишь в том, что в данной ситуации обе лыжи, а, соответственно, и обе ноги находятся под определенным углом к направлению движения лыжника. Выполнение одного цикла такого хода занимает по-прежнему не более одной или двух секунд.

За одну минуту подготовленный человек может выполнить от 30 до 70 таких циклов.

Одношажный ход на лыжах: техника выполнения и типичные ошибки

Полный цикл выполнения одновременного двухшажного хода включает в себя совершение двух скользящих шагов различными ногами и одно отталкивание руками, то есть отталкивание палками от трассы.

Использование такого хода целесообразно при движении вверх на горках маленькой или средней крутости. Также данный способ часто используется при беге на равнинных участках трассы.

В последнее время описываемая техника коньковых ходов на лыжах стала наиболее популярной и применимой как среди спортсменов, так и среди продвинутых любителей.

Этот вариант редко используют при движении под уклон, но иногда его применение в такой ситуации является целесообразным.

Длина одного полного цикла, проделанного одновременным двушажным коньковым ходом, может варьироваться от 3,5 до 8,5 метра.

Это немного меньше, чем в предыдущем варианте катания на лыжах, но заметно увеличивается количество таких циклов, приходящихся на одну минуту бега на лыжах.

Именно этот факт может дать лыжнику скоростное преимущество, что является одной из причин возросшей популярности данного подвида коньковой техники.

Попеременный ход

Также включает в себя техника конькового хода на лыжах попеременный вариант передвижения на горнолыжной трассе. Этот подвид существенно отличается от двух предыдущих. Его особенность заключается главным образом в выполнении двух скользящих шагов и уже двух поочередных отталкивающихся движений руками. За счет этого и возникает такое название техники.

Одношажный ход на лыжах: техника выполнения и типичные ошибки

Из-за выполнения отталкивания руками после каждого скользящего шага происходит снижение скорости передвижения по отношению к одношажному и двушажному вариантам. Длина каждого такого хода не превышает 5 метров. Одна полная фаза попеременного хода занимает у профессионального лыжника не более секунды.

Используют такую технику при подъемах на крутые горки. Целесообразно применять попеременный коньковый ход и при не очень хороших условиях для скольжения, а также при мягкой лыжне. Она означает хорошо прогибающуюся лыжу, которая смягчает неровности рельефа и делает ошибки любой техники менее ощутимыми.

Использование таких лыж характерно для новичков или в случае катания на трассе с мягким снегом.

Техника без использования палок

Для сохранения высокой скорости передвижения или ее развития имеет еще один способ техника конькового хода на лыжах – коньковый без отталкивания руками. Он имеет два своих подвида, оба из которых не задействуют палки.

Такая техника применяется на равнинных участках, на которых созданы хорошие условия для скольжения, или на пологих участках горнолыжной трассы. Визуально этот вариант еще больше напоминает движения конькобежца.

Использование палок, то есть отталкивание руками при такой ситуации только тормозит лыжника и не позволяет добиться максимальной скорости передвижения.

При выполнении такого хода лыжник делает только два скользящих шага. При этом его тело все время находится под наклоном, который составляет около 45 градусов. Такое положение туловища дает возможность уменьшить встречное сопротивление ветра.

Техника конькового хода на лыжах без палок подразделяется на выполнения движений с махами и без них. В первом варианте махи руками позволяют развить более высокую скорость. Лыжник выполняет активные движения руками то вперед, то назад, сочетая их с работой ног. Палки при таких движениях находятся под углом и направлены кольцами назад.

При втором варианте лыжного бега без палок руки сложены перед грудью таким образом, чтобы прижать палки к телу. Они находятся в горизонтальном положении кольцами назад, как и в прошлом варианте. Нередко лыжники их держат под мышками. Такая ситуация характеризуется более низкой энергозатратностью за счёт пассивной работы рук.

Полуконьковый ход

Эффективный в развитии большой скорости и распространенный в применении подвид имеет техника конькового хода на лыжах – полуконьковый ход. Он имеет ряд своих отличий от всех предыдущих вариантов передвижения по снежной трассе.

Применяется в основном на пологих или равнинных частях лыжной дороги для катания. Нередко его применяют при движении вниз, то есть на спусках небольшой крутизны. Выполнение одного полного цикла занимает не более одной секунды у лыжника.

Зачастую за это время можно проделать две полных фазы.

Одношажный ход на лыжах: техника выполнения и типичные ошибки

Цикл состоит из набора следующих движений:

  1. Центр массы тела человека изначально находится по отношению к пятке ноги, на которую выполняется опора, немного сзади и в стороне. Далее происходит скольжение опорной ногой.
  2. Одновременно с движением ноги, на которую изначально производилась опора, лыжник выпрямляется и отводит руки назад.
  3. Далее вторая нога выполняет замах вверх и в сторону, выполняется скользящий шаг.
  4. При завершении выполнения скользящего шага на практически выпрямленной опорной ноге предполагается такая техника конькового хода на лыжах – полуконьковый. Одновременно поставить палки на снег для дальнейшего отталкивания после этого. Тело должно немного податься вперед.
  5. Маховая нога, которая должна быть немного согнута в коленном суставе, выполняет выпад вперед и немного вбок, ставит лыжню под небольшим углом к направлению движения лыжника.
  6. В этот момент пятки должны находиться скрестно, а опорная нога – начинать сгибаться в колене, готовясь к скольжению.
Читайте также:  Бильман – что это в фигурном катании, сложность выполнения элемента

Опорными ногами во время выполнения одного цикла поочередно становятся правая и левая, а маховыми, соответственно, – левая и правая в этот момент.

Упражнения

Для освоения всех вышеизложенных техник нужна систематичная практика на горнолыжных трассах, а также регулярные занятия с выполнением движений, имитирующих бег лыжника. Существуют для такого варианта, как техника конькового хода на лыжах, упражнения. Наиболее распространенными и применимыми являются следующие движения и положения тела:

  1. Перенос всего веса с одной ноги на другую с поочерёдным сгибанием ног в коленных суставах. Руки не задействуются при этом движении. Они находятся за спиной.
  2. Тот же перенос опоры с одной ноги на другую. Руки вытянуты вперед. Палки при этом расположены перпендикулярно поверхности.
  3. На равнинной трассе выполняется поочередный свободный скользящий шаг то правой, то левой ногой. На два скользящих шага – одно отталкивание руками.
  4. Выполнение поочередного скользящего шага то правой, то левой ногой, но с двумя отталкиваниями палками после каждого шага.
  5. Поочередное сочетание всех техник конькового хода на равнинной трассе.
  6. Выполнение одношажного хода с отталкиванием руками на ровных участках трассы.

Все эти упражнения помогут освоиться на легких горнолыжных трассах, а также на трассах средней сложности. Правильно научиться держать туловище и переносить центр массы – одна из главных задач при обучении катанию на лыжах любым коньковым ходом.

Распространенные ошибки

Техника конькового хода на лыжах ошибки должна минимизировать или исключать совсем.

Неправильное выполнение такого способа передвижения может не дать ожидаемого результата или поспособствовать получению травмы.

Крайне опасно допускать ошибки в технике лыжного бега на склонах, поворотах или подъемах. На ровных участках и при наличии мягких лыж недочеты спортсмена становятся менее заметными.

Коньковая техника становится неэффективной или же ее эффективность значительно снижается в следующих случаях:

  • при слишком низком наклоне вперед при выполнении скользящих шагов не происходит полной нагрузки собственного тела на лыжню;
  • при слишком низком наклоне тела во время отталкивания может возникнуть такая реакция, как разворот корпуса вбок;
  • постановка опорной лыжни не под себя, а немного назад также приводит к маленькой загрузке лыжни собственным весом.

Существуют и другие ошибки в процессе бега на лыжах коньковым способом, но все они, так или иначе, связаны с двумя моментами. Первый из них – это низкий наклон корпуса, который, ко всеобщему заблуждению, не приносит развития скорости. Наклон не должен превышать 45 градусов. В таком случае техника эффективна.

Вторая ошибка – нахождение ноги в момент отталкивания не под собой, а немного сзади, то есть до пересечения с вертикальной осью тела. Обе эти ошибки приводят либо к заносам в разные стороны, либо к неполной загрузке лыжи собственным весом.

Для быстрого бега на лыжах нужно задействовать, кроме мышечной массы, еще и собственный вес с импульсом.

Для любителей, катающихся на курортных горнолыжных трассах, развитие максимальной скорости иногда не является первоочередной задачей, и поэтому ошибки могут казаться не такими грубыми. Занос туловища в сторону может привести к потере равновесия и к падению, что травмоопасно.

Техника конькового хода на лыжах, выполняемая по всем вышеизложенным правилам и методикам с учетом ошибок, может быть доступна как профессионалу, так и любителю на трассах разной сложности.

Источник: https://www.syl.ru/article/193368/new_tehnika-konkovogo-hoda-na-lyijah-oshibki-v-tehnike-konkovogo-hoda

Одновременный двухшажный ход

Одношажный ход на лыжах: техника выполнения и типичные ошибки

Одновременный двухшажный ход применяется на равнине при отличных и хороших условиях скольжения и на пологих спусках при удовлетворительном скольжении. Ход позволяет передвигаться с достаточно высокой скоростью, хотя он и уступает по этому показателю одновременному одношажному; поэтому сильнейшие лыжники применяют его мало.

У лыжников-новичков и школьников он пользуется большей популярностью, особенно в туристских походах и на прогулках. Ход требует твердой опоры для палок.

Благодаря наличию в цикле хода двух скользящих шагов и только одного одновременного толчка палками ученики даже с относительно слабым уровнем развития мышц рук и плечевого пояса достигают довольно высокой скорости при передвижении на подготовительной лыжне.

Цикл движений хода состоит из двух скользящих шагов и одновременного толчка руками на второй шаг. Квалифицированные лыжники за один цикл проходят на лыжне от 8 до 11 м со средней скоростью 5-7 м/с.

Одношажный ход на лыжах: техника выполнения и типичные ошибки

Одновременный двухшажный ход выполняется следующим образом:

  1. После окончания одновременного толчка руками лыжник скользит на двух лыжах в согнутом положении и, медленно выпрямляясь, начинает выносить палки вперед.
  2. Сосредоточив массу тела на левой ноге, после предварительного небольшого подседания лыжник делает шаг правой вперед, продолжая вынос палок. После окончания толчка левой ногой начинается скольжение на правой.
  3. Предварительно перенеся массу тела на правую лыжу и выполнив подседание, лыжник отталкивается правой ногой; палки в это время выводятся кольцами вперед-и ставятся на снег.
  4. В момент окончания толчка ногой палки приходят в рабочее положение (под острым углом вперед) и начинается отталкивание руками.
  5. Продолжается отталкивание руками и скольжение на левой лыже. В это время правая нога непрерывным маховым движением выносится вперед.
  6. С окончанием толчка руками правая нога приставляется к опорной и начинается скольжение на двух лыжах. Некоторое время лыжник пассивно скользит на двух лыжах, используя набранную скорость.

Затем цикл движений повторяется.

При объяснении или показе следует обратить внимание учеников на следующие детали хода, которые очень важны для достижения высокой скорости скольжения и экономичности движения: в момент проката недопустимо резкое выпрямление, так как это увеличивает давление лыж на снег и сокращает длину скольжения; палки выносятся вперед мягким, расслабленным маятникообразным движением с последующей энергичной постановкой на снег; давление на палки резко увеличивается сразу после постановки их; недопустимо отбрасывание палок назад-вверх после окончания отталкивания.

После объяснения и показа техники данного хода целесообразно вместе со школьниками проимитировать без лыж все движения цикла хода, добиваясь согласованности в работе рук и ног и выполняя все элементы скользящего шага.

После этого приступают к выполнению всего хода в целом при передвижении на лыжах. Ученики после показа и объяснения хода обычно довольно быстро осваивают общую схему движений.

Дальнейшее изучение идет по пути устранения ошибок в цикле, а также совершенствования отдельных элементов и всего хода в целом.

Нельзя допускать значительного падения скорости в момент скольжения на двух лыжах. Это приведет к неравномерности передвижения и к большей затрате сил. Оба шага в цикле хода должны быть длинными, сочетание сильных отталкиваний ногами и руками позволяет поддерживать высокую скорость передвижения.

Если некоторые ученики после показа и объяснения за несколько попыток (прохождение 2-3 учебных кругов) не осваивают в общих чертах согласованности движений, целесообразно провести обучение расчлененным методом под счет преподавателя с остановкой и проверкой положения частей тела после первого и второго шага. Затем можно выполнить движения в замедленном темпе под команду учителя. При такой последовательности освоение хода проходит всегда успешно.

Указанными методическими приемами можно воспользоваться и при изучении других способов передвижения на лыжах, но прибегать к расчленению движений следует только в крайних случаях, когда целостный метод не дает нужного эффекта.

Наиболее типичной для школьников ошибкой при передвижении этим ходом являются короткие «подбегающие» шаги. Внешне это выглядит как разбег перед отталкиванием руками.

Данная ошибка обычно бывает вызвана недостаточно сильным или неверно (больше вверх, чем вперед) выполненным толчком ногой. Исправлению этой ошибки способствует передвижение по лыжне, размеченной ориентирами для отталкивания ногами (на расстоянии скользящих шагов).

Кроме того, полезно повторить и другие упражнения для освоения и совершенствования скользящего шага.

Встречаются ошибки и в работе рук, что уменьшает силу отталкивания: незаконченный толчок руками «до бедра».

Причиной этому может быть неверно усвоенное движение, а также слишком короткие или слишком длинные петли у палок (ученики боятся потерять контроль за палкой и поэтому сжимают ее в кулаке).

При исправлении этой ошибки необходимо требовать от учеников убирать руки за спину, как бы стараясь соединить там кисти рук.

Заметно уменьшается сила толчка и при «провале» головы и туловища между рук при постановке палок в начале отталкивания.

Появление такой ошибки может быть связано с широкой постановкой палок и, что встречается особенно часто, с сильным сгибанием рук и отведением локтей в сторону до начала отталкивания.

Для устранения ошибки необходимо требовать от учеников держать близко друг к другу кисти рук и опущенные локти, а также постоянно смотреть на кисти рук.

Ошибками также являются: чрезмерный наклон туловища (ниже горизонтального) при отталкивании руками, отбрасывание рук с палками вверх после окончания толчка.

Последующее выпрямление туловища из низкого положения и перемещение рук с палками вниз вызывают инерционные силы и сокращение длины свободного скольжения. Это надо объяснить ученикам при исправлении указанных ошибок.

Недопустимо и сгибание (приседание) ног при одновременном толчке руками — это вызывает снижение силы отталкивания, так как не создается жесткая система (руки — туловище — ноги) для передачи усилий от толчка руками на скольжение лыж.

Ошибкой следует считать и быстрый (преждевременный) вынос палок вперед, в этом случае ученики вынуждены удерживать палки впереди в статическом положении, что нарушает общую согласованность движений.

Необходимо объяснить ученикам способы постановки палок на снег под различными углами. При хорошем скольжении (под уклон) палки можно выносить кольцами вперед, что позволит своевременно выполнить «навал» туловищем на палки, усилить и удлинить отталкивание.

При ухудшении скольжения или при движении по равнине палки ставятся более вертикально с тем, чтобы быстрее перевести их в острый угол, что сразу увеличит горизонтальную составляющую силу толчка.

Следует иметь в виду, что, как только палки пройдут вертикальное положение (даже если они выбрасывались кольцами вперед), необходимо сразу увеличить давление на них (начать отталкивание), так как, создавая жесткую передачу усилий по замкнутой цепи «палки — руки — туловище -ноги — лыжи», лыжники уже частично уменьшают давление лыж на снег, а тем самым увеличивается скорость скольжения. В дальнейшем с уменьшением угла отталкивания палками скорость увеличивается за счет возрастания горизонтальной составляющей толчка. Ошибками считаются и широкая постановка палок (кольца ставятся далеко от лыжни), и широкое разведение локтей.

Первоначальное обучение одновременному двухшажному ходу удобно проводить на учебной площадке, имеющей небольшой уклон. Лыжня должна иметь твердую опору для палок.

Если часть учеников не смогла сразу освоить общую согласованность движений, можно рекомендовать проводить обучение на обычной скорости, но под счет.

На счет «раз» — первый шаг и вынос палок; на счет «два» — толчок другой ногой и постановка палок на снег; на счет «три» — отталкивание палками с одновременным приставлением ноги.

Иногда счет заменяют командами «Шаг — шаг!», «Толчок!» Как только ученики освоят движение без грубых ошибок, можно перейти к совершенствованию хода на учебно-тренировочной лыжне, объясняя и показывая ученикам, где лучше применить этот способ передвижения. С первого же занятия по изучению этого хода необходимо приучать учеников делать первый шаг в цикле поочередно с левой и правой ноги.

Читайте также:  Как установить крепления для охотничьих лыж

Как только ученики освоят ход в целом, необходимо обратить их внимание на согласование движений с дыханием. Это необходимо делать и при изучении других одновременных ходов. Толчок выполняется в момент выдоха, при выпрямлении делается вдох. Такая ритмичность усиливает отталкивание и улучшает вентиляцию легких.

Хороший эффект при обучении всем одновременным ходам дает применение упражнений игрового характера. Например, на хорошо подготовленной лыжне на расстоянии 25-50 м устанавливаются ворота; задание ученикам: кто пройдет отрезок за наименьшее количество циклов одновременного хода? Длина отрезка зависит от изучаемого хода; естественно, при бесшажном ходе он короче.

Можно устроить небольшие соревнования: учащиеся проходят по параллельным лыжням (отрезок 50-100 м) на скорость (кто быстрее). Это задание можно давать, если ученики хорошо освоили технику хода.

Здесь внимание обращается на силу отталкивания. Недопустимо применение этого упражнения при наличии ошибок в цикле хода.

Целесообразно применять упражнение и на освоение техники одновременных ходов по ориентирам (флажкам, воротам из палок и др.).

Источник: http://www.fizkult-ura.ru/sci/ski_race/19

Анализ техники ОДНОВРЕМЕННО БЕСШАЖНОГО ХОДА. Методика обучения. Типичные ошибки и их исправление

Передвижение этим ходом осуществляется только за счет одновременного отталкивания руками. Применяется ход на пологих спус­ках, а также на равнине при хороших условиях скольжения. Цикл хода состоит из свободного скольжения на двух лыжах и одновременного отталкивания руками.

В цикле хода выделяют две фазы: свободное скольжение на лыжах и скольжение на лыжах с одновременным отталкиванием.

Фаза 1 — свободное скольжение на двух лыжах. Начинается она с момента отрыва палок от снега и заканчи­вается постановкой их на опору.

Цель фазы — не допустить большой потери скорости скольжения лыж, приобретенной в результате отталкивания руками, и подгото­виться к следующему отталкиванию руками.

В этой фазе не следует делать ускоренные движения рук вверх после окончания отталкивания, необходимо плавно разгибать туло­вище и выносить руки вперед-вверх. Постановка же палок на снег осуществляется за счет ускоренного наклона туловища.

Фаза 2— скольжение на двух лыжах с одно­временным отталкиванием руками. Начинается она- с момента по­становки палок на снег и заканчивается отрывом их от опоры по окончании отталкивания руками. Цель лыжника в этой фазе—увеличить скорость скольжения.

В настоящее время применяется вариант одновременного бесшажного хода. в котором имеет место движение ног вперед-назад относительно друг друга.

В фазе свободного скольжения с выносом рук вперед одна из ног отводится несколько назад, масса тела переносится на другую ногу. а при отталкивании руками свободная нога движется вперед к опорной ноге.

Вместе с тем лыжник делает подседание с перераспределением массы тела на обе согнутые ноги. При этом стопу опорной ноги он вы­двигает несколько вперед .

Методика обучения

Одновременный бесшажный ход применяется при отличном скольжении и с твердой опорой для палок на равнине, при хорошем скольжении — на пологих спусках, при плохом — на спусках средней крутизны.

Техника одновременного бесшажного хода довольно проста, и обучение проводится целостным методом.

Однако перед началом передвижения по лыжне целесообразно проимитировать движение (наклон туловища, отталкивание руками и медленное выпрямление) без палок, стоя на месте.

При объяснении следует обратить особое внимание учеников на медленное выпрямление туловища при прокате, расслабленный, маятникообразный вынос рук вперед и постановку палок на снег под углом около креплений. Это позволяет сразу начать эффективное отталкивание.

Палки ставятся на снег активным движением, почти «ударом».

  1. Очень важно сразу создать жесткую систему передачи усилия отталкивания на скользящие лыжи (руки — туловище — ноги — лыжи).
  2. Толчок начинается с наклона туловища («навала») на палки и заканчивается резким выпрямлением рук.
  3. В то же время ноги в коленях слегка согнуты и жестко «закреплены» — сгибание или разгибание ног приводит к уменьшению силы отталкивания.
  4. Обучение этому ходу удобно проводить на ровном пологом склоне с длинным прямым выкатом.

Набрав скорость на спуске, школьники продолжают движение по равнине, пытаясь как можно дольше поддержать ее за счет одновременных толчков палками. Попытка приводит к снижению скорости, а это недопустимо, так как требуется больше сил при следующем толчке.

Таким образом, каждое отталкивание важно начинать, не дожидаясь уменьшения скорости. Обучение этому ходу в плохих условиях скольжения проводить нецелесообразно.

Учащиеся в связи с недостаточным уровнем развития силы мышц плечевого пояса не в состоянии выполнить в таких условиях полноценный толчок. В этом случае все их внимание будет сосредоточено на силе отталкивания, а не на правильной технике движения, что затрудняет обучение.

Единственный правильный выход — проводить обучение под уклон на хорошо подготовленной лыжне с твердой опорой на палки. Величина уклона зависит от условий скольжения и возраста учащихся.

ОШИБКИ:

  1. Широкая постановка палок, туловище проваливается между палок.
  2. Незаконченный толчок палками.
  3. Преждевременное выпрямление туловища.
  4. Быстрое выпрямление туловища после толчка.

Анализ техники ОСНОВНОГО (ДИСТАНЦИОННОГО) ВАРИАНТА ОДНОВРЕМЕННОГО ОДНОШАЖНОГО хода. Методика обучения. Типичные ошибки и их исправление.

  • В цикле основного варианта этого хода те же фазы, что и в цикле скоростного варианта, но в согласовании работы ног, рук и туловища есть отличия.
  • В основном варианте хода после окончания одновременного отталкивания палками лыжник, перейдя к свободному скольжению на двух лыжах, разгибает туловище и выносит руки вперед, не делая выпад ногой, как в скоростном варианте.
  • Сделав шаг, лыжник выводит палки из положения кольцами к себе в положение кольцами от себя, а оттолкнувшись ногой, он должен вновь расположить их кольцами к себе.
  • Постановка палок на снег и отталкивание ими осуществляются под острым углом.
  • Весь период от окончания отталкивания руками до начала следующего отталкивания ими значительно продолжительнее, чем в скоростном варианте.
  • Длительность цикла основного варианта одновременного одношажного хода — 12-16 с, длина цикла — 5—7 м.

Ход может быть применен при хороших условиях скольжения на пологих спусках (1—3°), а также на равнинных участках местности при отличных условиях скольжения (обледеневшая лыжня, крупнозернистый снег и т.д.).

Анализ техники СТАРТОВОГО (СКОРОСТНОГО) ВАРИАНТА ОДНОВРЕМЕННОГО ОДНОШАЖНОГО хода. Методика обучения. Типичные ошибки и их исправление.

Цикл состоит из одного отталкивания ногой. Одновременного отталкивания руками и свободного скольжения на двух лыжах. Длина цикла – 7-9 м, скорость – 6-8 м/с, В цикле шесть фаз

Фаза 1 –свободное скольжения на двух лыжах.

Начинается с отрыва палок от снега и заканчивается началом сгибания правой ноги, которая будет толчковой, в коленном суставе.

Если в начале свободного скольжения масса тела равномерно распределена на обе ноги, то в дальнейшем лыжник отводит маховую (левую) ногу почти на стопу назад, сгибает ее в коленном суставе и начинает подводит к опорной (правой) ноге. Массу тела лыжник переносит на правую ногу, руки опускает прямыми вниз.

Фаза 2 — скольжение с подседанием.

Начинается фаза со сгибания опорной (правой) ноги в коленномсуставе и заканчивается в момент остановки правой лыжи.

За это время лыжник сгибает правую ногу в коленном суставе на 20°,отклоненную голень приводит в положение наклоненной вперед под углом 85°.

Маховая нога лыжника догоняет опорную (стопывместе), туловище он наклоняет, сгибая в тазобедренном суставе. Руки лыжник начинает выносить вперед, сгибая в локтевых суставах.

Фаза 3 — выпад с подседанием.

Начинается фаза с момента остановки правой лыжи и заканчивается началом вы­прямления правой ноги в коленном суставе.

Выпад левой ногой лыжник может начать до остановки правой лыжи (слишком рано), в момент остановки (своевременно) или после остановки ее (с запозданием).В этой фазе лыжник, сгибая правую ногу в каленном и голеностопном суставах, заканчивает подседание.

центр массы тела его сосредоточивается на передней части столы.Сгибая руки в локтевых суставах, лыжник продолжает ускоренно выносить палки вперед.

Фаза 4 — отталкивание с выпрямлением толчковой (правой) ноги — от начала разгибания правой ноги в коленном суставе и до отрыва правой лыжи от снега.

В этой фазе лыжник активно выпрямляет правую ногу: в тазобедренном суставе — на 65°, в коленном — на 55°.Отталкивание за­канчивается под углом 45-55° разгибанием в голеностопном суставе. Лыжник продолжает выносить палки вперед-вверх, поднимая кисти рук до уровня глаз. Туловище его за это время разгибается приблизительно на 10° и образует столчковой ногой прямую линию.

Фаза 5 — свободное одноопорное скольжение на левой лыже.

Начинается фаза с отрыва правой лыжи от снега и за­канчивается постановкой палок на опору.

Окончив отталкивание, лыжник продолжает отводитьправую но­гу по инерции назад-вверх,сгибая ее с целью расслабления в коленномсуставе.

Опорную (левую) ногу он начинает плавно разгибать в коленном суставе, а голень, наклоненную вперед, приводит в вертикальное положение. Палки лыжник продолжает выносить вверх, а кисти рук его поднимаются выше головы.

Фаза 6 — скольжении с одновременным отталкиванием руками.

Маховая (правая) нога не полностью подводится к опорной, а остается на полстопы сзади нее.

Стопа левой ноги выдвинута вперед, голень ее отклонена назад на 5—10°от вертикали, чем обеспечивается жесткая (без амортизации) передача усилия, развиваемого при отталкивании туловищем и руками, на скользящие лыжи. Отрывом палок от снега заканчивается цикл ско­ростного варианта одновременного одношажного хода.

Методика обучения ход используется на равнине при хорошем скольжении и при твердой опоре для палок.

Цикл движения начинается с отталкивания ногой и одновременного выноса палок вперед, затем следует прокат на опорной ноге.

После небольшой паузы (проката) выполняется толчок руками с одновременным приставлением маховой ноги, далее следует более длительный второй прокат. Этот вариант позволяет быстро набрать скорость, он часто применяется при старте, поэтому его иногда называют еще стартовым. Ввиду одновременности в работе рук и ног школьники довольно легко овладевают координацией этого хода.

  1. Во втором варианте хода очень важно активно («ударом») поставить палки на снег и сразу резко увеличить давление на них, что способствует уменьшению давления лыж на снег и увеличению скорости скольжения.
  2. С целью быстрого освоения скоростного варианта одновременного одношажного хода в начале обучения целесообразно проимитировать движения, добиваясь согласованности в работе рук и ног (по времени).
  3. Исходное положение для выполнения этого упражнения — положение проката на двух лыжах после окончания толчка палками: на счет «раз» — шаг ногой вперед и одновременный вынос рук с палками вперед {кольца назад); на счет «два» -одновременный толчок палками (обозначение) и приставление толчковой ноги к опорной.

После освоения имитации работы рук и ног ученики выполняют на лыжне весь ход в цепом в медленном темпе. Затем скорость движений увеличивается.

  • При изучении данного варианта хода необходимо обратить внимание на энергичный маховый вынос рук вперед и постановку палок в снег ударом кольцами к себе (назад).
  • Быстрый маховый вынос рук и выпад другой ногой увеличивают силу отталкивания опорной ногой.
  • Толчку ногой предшествует быстрое и короткое подседание.
  • В любом варианте хода большое значение имеет энергичный маховый вынос толчковой ноги вперед с быстрым торможением ее около опорной.

Источник: https://poisk-ru.ru/s7785t1.html

Ссылка на основную публикацию