Вращения — фигурное катание на коньках: техника выполнения и советы

В арсенале фигуриста имеется большое количество вращательных движений, возникающих естественно и выполняемых сравнительно легко. К таким движениям относятся опорные вращения — пируэты. Они разнообразят произвольную программу, позволяют спортсмену продемонстрировать способность сохранять равновесие в сложных позициях. Пируэт представляет собой длительное вращательное движение тела вокруг вертикальной оси. В зависимости от направления вращения различают пируэты вперед, когда вращение происходит в сторону опорной ноги, и назад, выполняемые в сторону свободной ноги.

С точки зрения позы пируэты делят на три основные группы: пируэты стоя, пируэты в приседе (волчки) и пируэты в положении «ласточка» (рис. 49). Оригинальной разновидностью пируэтов являются так называемые заклоны.

Эти вращения могут выполняться в любом из перечисленных выше положений, однако основным признаком заклона считается характерный прогиб или скручивание тела при вращении.

Среди заклонов встречаются пируэты с захватом ноги (рис. 50).

Вращения - Фигурное катание на коньках: техника и советы
Рис. 49. Три основные группы вращений: а — стоя, б — в приседе, в — в ласточке
Вращения - Фигурное катание на коньках: техника и советы
Рис. 50. Заклоны и пируэты с захватом ноги

Различают простые пируэты, в которых вращение происходит в относительно неизменной позе, и сложные пируэты со сменой позы (например, с переходом из положения стоя в положение сидя) или со сменой опорной ноги во время вращения. В коротких и произвольных программах важное место занимают комбинации вращений со сменой позиций и опорной ноги.

Пируэты могут выполняться на одной и двух ногах. В последнем случае понятие «направление вращения» (вперед или назад-) теряет смысл, так как обе ноги являются опорными.

Основы техники исполнения вращений. Пируэт состоит из подхода, въезда, вращения и выезда. На рис. 51 показаны следы, оставленные при выполнении пируэта вперед. Дуги 1, 2, 3 и 4 соответствуют подходу, дуга 5 — въезду, точка 6 — вращению, а дуги 7 и 8 — выезду.

Вращения - Фигурное катание на коньках: техника и советы
Рис. 51. Схема следов пируэтов вперед (а) и назад (б)

Подход. Есть несколько вариантов подходов. Наиболее удобным и поэтому целесообразным для начального обучения является сочетание тройки вперед-наружу с перебежкой назад.

Используют подходы в виде тройки вперед-внутрь — назад-наружу, а также ходом вперед-наружу.

В подходе важно сохранять плавность скольжения, хорошую осанку, чтобы вращение было естественным, а приготовление к нему—незаметным.

Въезд. Это наиболее сложная и ответственная часть пируэта. Именно здесь возникает вращение.

Если фигурист сообщил телу устойчивое вращение, то, как правило, сохранять и поддерживать его уже не так сложно. След, оставляемый коньком при въезде, представляет собой линию с плавно меняющейся кривизной.

Выполняют въезд на согнутой ноге и не выпрямляют ее до тех пор, пока не возникнет устойчивое вращение.

Вращение телу можно придать двумя способами: толчком ноги при переходе с последней дуги подхода на въездную дугу, а также круговым маховым движением свободной ноги и руки при въезде. Во вращении стоя и в волчках используют оба способа. При вращениях в ласточке маховое движение не всегда эффективно.

Здесь оно может привести к выведению свободной ноги вперед, и для принятия положения «ласточка» фигурист будет вынужден в конце въезда резко отводить свободную ногу назад. Это движение часто вызывает потерю равновесия.

К более простым и надежным относится въезд с отведенной назад свободной ногой и одноименной рукой.

При въезде же в волчок круговое маховое движение весьма целесообразно и эффективно. Мах, т. е. выведение рук и ноги вперед, следует начинать только тогда, когда дуга достигает максимальной кривизны.

Въезд во вращение стоя по существу не отличается от въезда в волчок, но опорная нога здесь выпрямлена больше. Не следует, однако, выпрямлять ее полностью, ибо это может привести к нарушению равновесия.

Для устойчивости вращения очень важно правильно выполнить конечный участок дуги въезда. В пируэтах вперед в конце въезда, когда дуга достигнет максимальной кривизны, происходит поворот тройкой вперед-наружу, после чего следует окружность диаметром 20—30 см, и только тогда начинается вращение.

Вращение. В этой фазе важна точность положения тела, стабильность положения оси и центра вращения. В ласточке необходимо вращаться на плоскости конька, не касаясь льда зубцами.

Начинающие фигуристы часто теряют равновесие уже в начале вращения, так как чрезмерно перемещают центр тяжести тела вперед.

Чтобы избежать этого, необходимо на протяжении всего вращения, особенно в начале его, оттягивать свободную ногу назад.

Вращение в волчке происходит на передней трети конька. Для повышения устойчивости в начале вращения допустимо легкое касание льда зубцами. Наиболее распространенная ошибка здесь — падение назад.

Чтобы избежать этого, нужно развернутую свободную ногу и руки вытянуть вперед. Опорная нога при этом согнута, плечи опущены.

Вращение стоя также происходит на передней трети конька с легким касанием льда зубцами.

Сложные пируэты требуют группировки тела. Рассмотрим, как выполняется группировка в пируэте стоя, называемом винтом. При вращении на левой ноге вытянутую правую ногу, не опуская, выводят вперед, сгибают в колене и скрещивают с левой. Затем правую ногу опускают, скользя задней поверхностью голени по левой.

Одновременно с этим или несколько позже происходит группировка рук. В заключительной фазе руки плотно прижимают к телу, а слегка согнутую опорную ногу выпрямляют, что дает дополнительное увеличение скорости вращения. Необходимо следить за симметрией группировки, ибо неодинаковое движение рук вызывает нарушение равновесия.

В этом пируэте скорость вращения наибольшая — до 2 и более оборотов в секунду.

Выезд. Его выполнению всегда предшествует движение, обратное группировке,— разгруппировка. Делается это для уменьшения скорости вращения, что облегчает выполнение выезда. Важно, чтобы разгруппировка заканчивалась небольшим сгибанием опорной ноги.

Обычно выезд выполняют со сменой ноги: ранее свободная нога становится опорной, и вращение завершается толчком, аналогичным толчку назад-наружу в обязательной фигуре. Такой вариант выезда самый распространенный, его рекомендуют при разучивании пируэтов.

В программах мастеров встречаются более сложные выезды (например, вперед-наружу со сменой ноги, назад-внутрь без смены ноги, въезд в остановку, в прыжок).

При любом варианте следует стремиться к слитности всех движений, к такому выполнению, при котором выезд является естественным продолжением вращения.

Заклоны. Их выполняют со значительным прогибом назад или в сторону с откинутой головой.

Вращение с необычным положением головы усложняет пространственную ориентировку, вызывает нарушение координации движений, порой сопровождается головокружением.

В то же время заклоны — очень ценное упражнение для совершенствования равновесия. Прежде чем осваивать заклоны, фигурист должен научиться уверенно принимать нужную позу без коньков.

Подход и въезд делают как в обычных вращениях. Положение заклона принимают после начала вращения.

Далее прогиб рекомендуется увеличить и вместе с тем по возможности (незаметно для наблюдателя) выполнять группировку.

Опытные фигуристы иногда поднимают одну руку вверх или опускают вниз, чтобы ее положение совпадало с положением оси вращения: это обеспечивает дополнительную группировку, что увеличивает скорость вращения.

Пируэты назад. Исключительно ценными для дальнейшего овладения прыжками являются пируэты назад. Их выполняют в тех же позах, что и пируэты вперед. Но есть у них и некоторые особенности.

Так, несмотря на то что направление вращения тела в пируэтах назад и вперед может быть одно и то же, ощущения, испытываемые фигуристом, различны.

Пируэты назад наиболее точно имитируют движения тела в полете при выполнении прыжков, поэтому важны как подготовительные упражнения. Они очень зрелищны, вот почему их включают в различные комбинации.

При обучении вращениям назад рекомендуется выполнять подход в виде крутой дуги вперед-внутрь.

Въезд представляет собой дугу вперед-внутрь на другой ноге , описывая которую фигурист делает энергичное вращательное движение свободной ногой и руками.

Вращение может выполняться в любом положении (в ласточке, волчке, стоя), а также в промежуточных положениях. Выезд лучше всего разучивать на той же ноге, на которой происходило вращение: это помогает совершенствовать выезд из многооборотных прыжков.

Освоение пируэтов вперед и назад открывает большие возможности для выполнения различных комбинаций: волчок со сменой ноги, вращение в ласточке со сменой ноги, варианты смены положения тела и ноги.

Обучение вращениям. Для успешного овладения пируэтами важно определить удобную для спортсмена сторону вращения. Большинство фигуристов быстрее овладевают вращениями влево и лучше их переносят.

Наиболее простой и верный способ определения «своего» направления вращения — выполнение пируэта назад с выездом без смены ноги.

Если пируэт и выезд увереннее и легче получаются на правой ноге, следует лучшие варианты своих вращений планировать влево, и наоборот.

Важным направлением в тренировке вращений вне льда является работа над . гибкостью. При этом необходимо сочетать упражнения для развития пассивной гибкости (шпагаты, махи и т. п.) с упражнениями для развития активной гибкости.

Например, для совершенствования положения «ласточка» целесообразно применять утяжелитель, прикрепляемый к стопе свободной ноги: он позволяет добиваться хорошего результата при развитии как пассивной гибкости (выполнение махов назад), так и активной (удержание свободной ноги с грузом в требуемой позе).

Этот же способ эффективен и в занятиях на льду. Хорошим способом совершенствования положения тела во вращении в ласточке является разучивание так называемой качающейся ласточки— поочередно на обеих ногах.

Для совершенствования точности позы и чувства равновесия целесообразно использовать тренажер «Грация». Повышению уровня общей выносливости фигуриста к вращательным нагрузкам помогают специальные тренажеры в виде вращающихся платформ с электроприводом и плавной регулировкой скорости вращения до 3 об/с и более.

В тренировках на льду основное внимание следует уделять поиску оптимального варианта въезда во вращение и анализу характера следов на льду, обращая главное внимание на то, чтобы не было скобления и касания льда зубцами.

Хорошим средством совершенствования въезда во вращение, повышения стабильности его выполнения являются тренировки с отключением зрения.

Надевая специальные непрозрачные очки, фигурист выполняет требуемое вращение. При этом обостряется деятельность двигательного, вестибулярного, тактильного и слухового анализаторов.

Такие упражнения повышают устойчивость навыка, делают выполнение вращений увереннее, стабильнее.

Разучивание пируэтов вперед и назад в различных позах помогает подготовить организм фигуриста к вращательным нагрузкам, которые он постоянно испытывает во время катания.

Источник: https://www.tulup.ru/articles/93/vrathenija.html

Вращения - Фигурное катание на коньках: техника и советы

«Падать на льду не так страшно, как кажется». Как влюбиться в фигурное катание?

В этот раз мы расскажем о фигурном катании — как правильно себя мотивировать, не ошибиться с экипировкой и не бояться падать. Нам помогла кандидат в мастера спорта и участница всероссийских соревнований по фигурному катанию Анна Кириленко.

Поставьте себе цель. Это помогает сфокусироваться

Даже в 13 лет поздновато приходить в фигурку, поэтому мысли о профессиональной карьере придется отбросить сразу. Но важно помнить, что спорт не ограничивается Олимпийскими играми и чемпионатами мира. Во-первых, можно кататься для себя, просто получая удовольствие от танца.

Во-вторых, – если вам все-таки хочется добавить к занятиям соревновательный момент – в России есть любительские соревнования с возрастными категориями и отличной организацией — например, «Русская зима» (неофициальное первенство страны среди аматоров). Награждают медалями, все по-серьезному.

Международный союз конькобежцев (ISU) составил правила соревнований для спортсменов-любителей и проводит турниры — в октябре один из таких состоится в Лейк-Плэсид.

Читайте также:  Лыжи или снегоступы: что предпочесть при походе по снегу?

В любом возрасте можно выучить большинство элементов фигурного катания – даже прыжки. Конечно, до четверных дело не дойдет, но прыжки в два оборота вполне реальны.

В любом виде спорта важно правильно поставить цель и задать планку, остальное дело техники.

Проникнитесь фигурным катанием. Это очень красиво

И полезно. Фигурное катание помогает поддерживать здоровье и прокачивать тело: развиваются пластика и гибкость, уходит лишний вес и укрепляется позвоночник.

А еще это настоящее искусство — катаешься под музыку, придумываешь движения для программ, преобразуешь эмоции в танец. Фигурка – это состояние души.

Анна Кириленко: Так как фигурное катание – сложнокоординационный вид, оно способствует развитию всех систем организма, особенно мышечной, нервной и дыхательной. Занятия проходят в холодных условиях, поэтому организм заодно закаляется. Как ни крути, это спорт – выносливость тоже развивается.

Купите коньки. Удобные! 

Можно взять коньки напрокат, но лучше купить – у вас к ним будет совершенно другое, трепетное отношение.

Важно тщательно подобрать коньки по ноге. Неправильно выбранная обувь может не только доставлять неудобства, но и вести к травмам – переломам, растяжениям и вывихам голеностопа. Лучше примерять их сразу на носки, в которых планируете кататься.

Шнуровка тоже должна быть правильной. Коньки нужно зашнуровывать плотно, чтобы нога не гуляла в ботинке – иначе есть риск получить вывих. У носка шнурки лучше затянуть чуть слабее, на середине – максимально туго, а несколько последних витков вновь ослабить. После шнуровки стопа должна быть прочно зафиксирована, так, чтобы ей невозможно было двигать в коньке.

Вращения - Фигурное катание на коньках: техника и советы

Анна Кириленко: Прежде всего новичок должен понимать, что независимо от целей (для спортивных тренировок или массового катания) коньки нужны личные! Если коньки покупаются для уличного катания зимой, лучше сделать упор на утепленные (продаются в любом спортивном магазине) и помнить о запасе для теплых носков.

Если цель – все-таки спорт, то коньки покупают в специализированных магазинах. Коньки – своего рода обувь, поэтому должны быть по размеру с максимально удобной колодкой.

Перед покупкой следует полностью зашнуровать ботинки и немного походить в них, затем поприседать, чуть согнув ноги в коленях и голеностопах.

Помните, что ботинки должны быть в меру жесткими и крепко держать стопу, но не мешать сгибанию голеностопа при небольшом усилии.

Особенно это касается тех, кто покупает профессиональные коньки: не берите коньки для тройных прыжков, если еще не все одинарные освоены.

Правильно оденьтесь. Фигурное катание – зимний вид спорта

Одежда должна быть теплой. Лучше всего выбрать спортивный костюм с непромокаемой (или плохо промокаемой) тканью, так как падения на лед во время тренировок неизбежны. В мокрой одежде заниматься некомфортно, к тому же легко  заболеть.

Для коньков понадобятся специальные чехлы (возможно, вы замечали такие у профессиональных фигуристов во время трансляций по телевизору) – во время прокатов они не дадут шнуркам развязаться и помешают им попасть под лезвие.

Анна Кириленко: «Одежда для тренировок должна быть максимально комфортной, не стесняющей движений и достаточно теплой, все-таки даже на крытом катке холодно.

Не забудьте про перчатки, которые не только согреют, но и защитят руки при падении.

Юным фигуристам (3-4 года) для начала советую надеть повязку на голову для защиты ушей от переохлаждения, особенно если это слабое место в организме».

Поймайте баланс. Без этого никуда

Самое важное в катании на коньках – равновесие. Если вы раньше не стояли на льду, то в первое время с этим точно будут проблемы. Но главное – преодолеть страх перед падениями.

Сначала можно пройтись по льду, держась за бортик. Торопиться некуда – чувство равновесия и уверенность обязательно придут, для этого нужна практика.

И не стоит стесняться людей на катке – все когда-то впервые выходили на лед, постоянно падали и вообще выглядели точно так же.

Вращения - Фигурное катание на коньках: техника и советы

Анна Кириленко: «Чтобы держать равновесие на коньках, помните пару основных правил. Во-первых, ноги всегда должны быть немного согнуты в коленях и голеностопах. Для этого представляем, что садимся по стенке, прижавшись к ней плечами, попой и пятками, через эти же условные точки мысленно проводим прямую и присаживаемся.

Во-вторых, руки фиксируем в поднятом в стороны состоянии. У канатоходцев есть палка для равновесия, у фигуристов – руки. Ну а теперь можно начинать движение маленькими шагами».

Будьте готовы к падениям. Это самое важное

Падений будет много. Даже если вы уверенно стоите на коньках, любое движение из фигурного катания может привести к падению.

На самом деле падать на льду не так страшно, как кажется. Чаще всего падения происходят во время скольжения, а значит, инерция гасит силу удара.

Но все равно  падать тоже нужно правильно, чтобы избежать травм. Старайтесь сгибать ноги в коленях, как бы приседая, и заваливаться на бок. На руки лучше не падать. Сразу после падения поднимайтесь как можно быстрее, не надо долго лежать на льду.

Чем больше вы будете падать, тем быстрее научитесь правильно группироваться, как бы странно это ни звучало. По-другому не выйдет. Помните: падают все, даже профи.

Найдите тренера. С этим мы вам поможем

Фигурное катание – не тот вид, где уместно самообучение: слишком велик риск травмы. Без посторонней помощи вы можете научиться держать равновесие и осторожно кататься, но чтобы выучить элементы фигурного катания нужен помощник.

Выход простой – найти хорошего тренера. Он не только научит азам катания и поможет избежать травм, но и станет вашим личным мотиватором.

Анна Кириленко: Тренер всегда лучше самообучения независимо от вида спорта, особенно в фигурном катании. В первую очередь важно заложить основы правильной техники, мгновенное исправление ошибок – а это возможно только при наличии тренера.

К тому же тренер может что-то показать «на себе», сделать прокат специально для вас. Не забудьте и о том, что первые шаги страшны, а потому тренер – не только наставник, но и тот, кто вас всегда поддержит».

Источник: https://www.sports.ru/tribuna/blogs/profiru/2564390.html

Виды и техника выполнения вращений в фигурном катании

Вращения в фигурном катании это элементы, которые добавляют программе разнообразия и позволяют выступающему продемонстрировать, как он сохраняет равновесие в позициях разной сложности. Правильность их выполнения зависит от собранности спортсмена и соблюдения им ряда требований.

Вращения в фигурном катании

Опорные вращения (пируэты) часто демонстрируются в 5 основных позах.

Поза Описание
Винт (USp) Выступающий кружится, скрестив ноги и сложив руки в области груди. Затем, маховую конечность нужно опустить и выпрямить. Винт самый быстрый способ выполнения пируэтов (возможная скорость от 2 оборотов ежесекундно).
Заклон (LSp) Для заклона характерен сильный прогиб туловища назад или в сторону.Голову нужно откинуть. Маховую ногу отводят назад, «вывернув» ее наружу.Специфика такого положения становится причиной потери координации и вызывает головокружение. Поэтому изначально LSp отрабатывается без коньков.
Волчок (SSp) Фигурист сгибает опорную конечность, а свободную вытягивает так, чтобы она была параллельноповерхности льда. В этой позе и выполняется пируэт.
Бильман Выступающий вращается, стоя прямо, а руками захватывает сзади над головой конек не опорной ноги.
Либела Пируэт в «ласточке». В ходе кругового движения тело наклоняется вперед, а после поднимается обратно.

Существует и несколько дополнительных вариаций:

  • заклон «колечком»;
  • полубильман;
  • «флажок» и т. д.

Справка! Бильманы и заклоны выполняются преимущественно женщинами.

В соответствии с направлением движения и общим характером исполнения выделяют несколько разновидностей пируэтов.

Виды вращения Описание
Вперед Фигурист двигается против часовой стрелки, опираясь на левую ногу.
Назад Движение осуществляется против часовой стрелки, но на правой ноге.
Со сменой ноги (C) Не прекращая крутиться, спортсмен опирается поочередно на обе ноги.
Комбинированное (CoSp) В процессе выполнения элемента одна поза сменяется другой.
«Прыжок во вращение» (F) Заход выполняется прыжком.

Важно! Если фигурист вращается сразу на двух ногах, то направление вращения (вперед/назад) не определяется.

Как научиться правильно кружиться на коньках

Пируэт выполняется поэтапно:

Имеет несколько вариаций. На начальной фазе освоения уместна тройка вперед-наружу с перебежкой назад. Здесь важно плавно скользить, сохраняя естественность движений и хорошую осанку.

«Зарождение» вращения фаза повышенной сложности и ответственности. Опорную ногу нужно согнуть. Поза сохраняется до обретения устойчивости. Начало движения вокруг своей оси задается толчкомлибо махом второй ноги (второе не всегда уместно при либеле, но будет очень кстати в волчке).

По достижении третьего этапа, отслеживается точность позиции. В «ласточке» пируэт выполняется так, что со льдом соприкасается только плоскость конька, а не его зубцы. В волчке пируэт выполняется на передней 1/3 конька (с легким касанием льда зубцами).Для предотвращения падения в данной позиции, рекомендуется свободную ногу и руки вытягивать вперед.

На заключительном этапе происходит разгруппирование(оно завершается незначительным сгибанием опорной конечности). Это замедляет скорость и помогает правильно выполнить выезд, который обычно сопровождается сменой ноги.

Техника вращения в фигурном катании, позволяет двигаться и вперед, и назад. Во втором случае пируэты получаются более эффектными, но выполняются они несколько иначе.

По каким параметрам оцениваются пируэты

Критерии оценки техники вращения:

  • Ускорение и скорость;
  • Обороты (их число);
  • Способность удерживать баланс;
  • Время центровки;
  • Удержание контроля;
  • Позиция;
  • Нестандартность;
  • Соответствие музыкальному сопровождению.

В парном катании,помимо этого, учитывается:

  • насколько идентичны были позиции партнеров;
  • было ли расстояние между ними стабильным;
  • осуществлялись ли движения легко, плавно и непрерывно.

Вращение на коньках, выполняемое в заключительной части элемента, засчитывается только с вариацией. В ходе одиночного выступления участники выполняют по три пируэта (независимо от программы).

Вращения не считаются очень травмоопасными, но если скручивание колена будет слишком сильным, то связки могут пострадать.

Советы по развитию необходимых навыков

Обучение пируэтам начинают с первых же уроков. Но прежде фигуристу потребуется развить свою пассивную и активную гибкость путем выполнения специальных упражнений.

Чтобы усовершенствовать чувство равновесия и своего тела, рекомендуется применить тренажер «Грация». С этой же целью проводят тренировки с «отключением зрения» (в непрозрачных очках).

Для отработки навыков вращения «на суше» используют диск спиннер (еще один специализированный тренажер) или роликовые коньки.

Внимание! Прежде чем учиться выполнять пируэты, потребуется найти для себя подходящее направление. Если элемент легче получается на правой ноге, то лучше двигаться влево и наоборот.

Уровни вращений

При установлении уровня сложности исполнения (1, 2, 3либо 4) учитывается наличие у выступающих следующих «черт»:

  • сложной вариации;
  • сложного захода на пируэт;
  • смены ноги прыжком;
  • прыжка в ходе вращения (опорная нога не меняется);
  • сложной позиционной смены (опорная нога та же);
  • отчетливой смены ребра конька;
  • повторения всех трех базовых позиций на второй ноге;
  • последовательного разнонаправленного вращения (либеле, волчок);
  • ускорения;
  • выполнения от 8 оборотов (ноги и ребра сохраняют исходную позу).

Число обязательных оборотов меняется в соответствии с разрядом спортсмена.

Читайте также:  Как сделать станок для лыж своими руками

В заклоне значима смена наклона при условии, что в каждой позиции было сделано от 3 оборотов. В короткой программе принимается во внимание поза Бильман, если спортсмен занял ее, выполнив предварительно 8 оборотов в заклоне.

Сложно вариативные прыжки сопровождаются движениями (осуществляемыми руками, ногами или головой), способными повлиять на баланс и требуют для выполнения значительной физической подготовки и ловкости.

Важно! Все сложно вариативные пируэты, выполненные в базовых позициях, получают оценку лишь один раз в ходе выступления (когда исполняются впервые).

Дополнительные требования

Требования к комбинированным пируэтам с прыжковым заходом:

  • прыжок хорошо заметен (его нельзя спутать с шагом или подскоком);
  • спортсмен оказался в «чистой» позиции за 2 оборота;
  • позиция удерживалась еще 2 оборота.

Если демонстрируются пируэты со сменой ноги, то будет необходимо занять «чистую» позицию на каждой ноге. В комбинированных вращениях со сменой ноги демонстрируется смена сразу трех основных позиций: стоя, сидя и либела.

Несоблюдение одного из требований приводит к снижению оценки до 70% от максимальной, а двух до 50%.

В парном катании и танцах

Спортсмены, занимающиеся парным катанием, выполняют вращения двух видов:

  • параллельные (фигуристы кружатся синхронно);
  • совместные (партнеры образуют цельную фигуру и вращаются, не разрушая ее).

Танец допускает использование только совместных (PSp) пируэтов, в числе которых:

  • «английский» (элемент выполняется сидя);
  • парная либела;
  • «крокодил» (встречная либела) и т. д.

Парные участники в короткой программе демонстрируют одно вращение (его вид для каждого сезона определяют отдельно). В произвольном выступлении выполняются два таких элемента (совместный и параллельный).

Наибольшая надбавка, начисляемая спортсмену за вращение 1,5 балла к базовой стоимости элемента (для этого все судьи должны поставить «+3»).

Прыжки во вращение

Выполняя такой элемент, фигурист обычно не пытается сделать как можно больше оборотов, находясь в воздухе. Поэтому элементы данного вида относят к особой категории. Качество их исполнения определяется следующими характеристиками:

  • высотой полета;
  • скоростью вращения после приземления;
  • устойчивостью,занятой при соприкосновении со льдом позиции.

Выделяют два вида прыжков во вращение в соответствии с тем, какая конечность была задействована при приземлении: маховая или толчковая. А также эти элементы классифицируются по конечной позиции, занимаемой спортсменом. Например, прыжок в либелу или в волчок. Отдельно рассматриваются прыжки с положением в полете.

Внимание! Самые частые ошибки начинающих: низкий прыжок (почти шаг) и принятие необходимой позы только после соприкосновения со льдом.

Изменение способа толчка, сильно перекраивает картину прыжка во вращение. В программах,выступающих этот элемент выполняется в виде:

  • акселя;
  • оллера;
  • сальхова и т.д.

Перечисленные варианты отличаются поворотным углом в момент полета, но выбирают их, исходя лишь из собственного удобства при приземлении и последующей устойчивости.

Важно! Если вместо прыжка выступающий сделает сальто, то с него снимут 2 балла, поскольку с 1976 года этот элемент считается запрещенным.

Техника выполнения

Элемент выполняется в 3 этапа:

Точка отрыва и точка приземления должны лежать на линии, которая расположена по касательной относительно дуги подхода. Так сохраняется изначальная направленность движения, обеспечивающая устойчивость полета, а также его естественность, высоту и легкость.

На втором этапе спортсмен принимает необходимую для демонстрации пируэта позу. Однако плотная группировка слишком некрасива и технически неуместна (приземление будет тяжелым, а вращение чрезмерно быстрым).

При нахождении в воздухе осевая линия, относительно которой вращается фигурист проходит сквозь стопу толчковой конечности.

Спортсмен отслеживает жесткость полетной позиции (излишняя расслабленность затрудняет удержание равновесия и делает прыжок менее зрелищным).

Выступающий приземляется на зубцы, независимо от вида толчка и занимаемой позиции. Действия, выполняемые после этого, соответствуют выбранному пируэту.

Овладевая прыжками во вращение, фигурист улучшает свою координацию и обеспечивает себе хорошую подготовку к многооборотным прыжкам.

Техника выполнения всех видов пируэтов имеет общие черты, но совершенное выполнение любого из таких элементов потребует терпения и настойчивости даже от опытных спортсменов. Но при должном старании и внимании ко всем установленным требованиям желаемый результат будет достигнут.

Источник: https://vsnege.com/konki/vidy-i-tehnika-vypolneniya-vrashhenij-v-figurnom-katanii/

Вращения в фигурном катании

Профессиональное катание на льду манит зрителя своей красотой и непринужденностью. Начинающий фигурист едва ли задумывался о том, сколько сил и терпения вкладывает мастер спорта в дело своей жизни. Любой опасный трюк — результат кропотливой работы. Вэтой статье мы рассмотрим, какие элементы вращения существуют и какизбежать травм.

История

Фигурное катание — довольно древний вид спорта. Археологические находки свидетельствуют о том, что в XVI веке до н. э. люди владели навыками езды по льду, а в качестве коньков использовали фаланги мертвых млекопитающих.

Первые хоккейные коньки были произведены в Голландии в XIII веке до н. э.

Фигурное катание превратилось из обыденного развлечения в настоящее спортивное искусство: люди узнали, как кружиться на коньках, не падая, и при этом выполнять акробатические движения.

Первый клуб фигуристов открылся в Англии в XVIII веке. В нем была разработана система оценивания спортсменов и разряды, а также правила и теоретическое изучение фигурного катания. Спустя некоторое время, спорт на льду завоевал любовь американцев. В США и Канаде были созданы спортивные ассоциации, произведены новые модели коньков.

История соревнований началась в конце XIX века в Австрии, но участниками мероприятия были только мужчины. Женщины «покорили лед» на 10 лет позже. С первой половины XX века и по сей день фигуристы всего мира участвуют в Олимпийских играх.

Вращение на льду

Спорт на льду характеризуется не только развитым вестибулярным аппаратом, но и умением создавать движениями целый художественный образ. Вращения в фигурном катании зависят от того, как и при каких условиях выполняются движения: в паре, танце, синхронно.

В прыжке

Вращение, продолжающееся после приземления, называют «прыжком во вращении». От фигуриста не требуется сделать максимальное количество оборотов, находясь в воздухе. Главная задача спортсмена: подпрыгнуть как можно выше и устойчиво приземлиться.

Прыжки в фигурном катании бывают двух видов: с приземлением и последующим вращением. В первом случае спортсмен при соприкосновении с землей переходит к другим элементам и продолжает движение в заданном направлении. Во втором — усиливает вращение вокруг своей оси.

В парном катании

Съемка парного катания — излюбленное зрелище аудитории. На лед выходят, как правило, мужчина и женщина, и выполняют различные фигурные элементы: обводку, поддержку. Парные элементы создают визуальный образ сплочения и помогают спортсменам передать суть художественной программы.

В танцах

Многие зрители путают парное катание с танцами на льду. Между ними много общего: движения должны выполняться правильно, гармонично, а в паре должны состоять исключительно спортсмены противоположного пола.

Спортивные танцы отличаются тем, что они не подразумевают акробатических элементов. Главная задача танцев на льду — передать красоту исполнения и суть художественного замысла (страсть, ненависть). Большая часть элементов в этом случае ориентирована на хореографию, а не на сложность постановки.

В танцы на льду входят:

  • паттерн-танец (ходы, повороты);
  • поддержка партнера;
  • хореографические вращения.

Танец на льду имеет постоянное направление и исполняется под музыку с четкой ритмикой, тематикой и характером.

Как оцениваются прыжки

Существует схема оценивания фигуристов на соревнованиях и чемпионатах. Ее пункты расшифровываются следующим образом:

  • USp — движение в стоячем положении;
  • SSp — в сидячем положении;
  • CSp — элемент «либела»;
  • LSp — заклон;
  • CoSp — комбинированный элемент;
  • PSp — совместные элементы.

Также судьями оценивается техника исполнения: быстрота, центровка, баланс, количество оборотов, позиция и ритмика спортсмена.

Вращения: правила

В одиночном катании фигурист выполняет две программы: короткую и импровизационную. Короткая длится 2-3 минуты и включает 8 элементов (порядок не принципиален). При недостатке хотя бы одного правильного элемента в связке фигурист получает штраф — вычитание баллов.

Правила парного катания отличаются лишь наличием обязательных элементов. К ним относится поддержка партнера, подпрыгивание с выбросом, синхронность и вращение. Требования аналогичные.

Танцы на льду подразумевают иную программу. Фигуристы должны исполнить 3 вида танца: обязательный, произвольный и оригинальный. Первый вид подразумевает связку обязательных элементов. Произвольный (без предварительных репетиций) демонстрирует, как партнеры умеют чувствовать друг друга. Оригинальный выполняется под заданную мелодию и тематику выступления.

Уровни вращений

Существует 4 уровня сложности спорта на льду. Число пунктов в каждом уровне соответствует номеру (1-4). К ним относится:

  • смена задней ноги;
  • прыжки во время вращения;
  • смена положения;
  • уровень сложности исполнения;
  • смена конькового ребра;
  • ускорение;
  • превышение элементов в одной связке.

Последний уровень также характеризуется наклоном головы, рук и ног, влияющих на поддержание баланса. Выполнение пируэта требует наличия спортивной подготовки, ловкости и знание физики движения.

Основные понятия вращений

Самые известные позиции: либела, волчок и вертикальное кручение. Либела характеризуется поднятием опорной ноги позади тела. Корпус должен крутиться параллельно льду. Название элемента в русской интерпретации — «ласточка».

Волчок — это вращение на месте в сидячем положении. Бедро опорной ноги выставляется горизонтально льду, посадка корпуса низкая. Волчок — обязательный элемент в фигурном катании.

Вращение в стоячем положении — это любое движение, при котором выставлена одна нога (например, винт).

Существуют и другие виды вращений:

  1. Заклон: характеризуется выгнутой спиной (уклон может быть боковым). Это обязательный элемент в программе женщин-фигуристок.
  2. Промежуточная позиция: положение любое, не являющееся вертикальным, поворотным, либелой или волчком.
  3. Прыжок во вращении: элемент, начинающийся с быстрых прыжковых заходов.
  4. Обратный заход: начинается с тройной связки «вперед внутрь — назад наружу». Варианты элемента могут быть разными.

Второстепенные определения вращений: со сменой ног (в одной позиции или нескольких) и комбинирование. В последнем случае спортсмен соединяет несколько вращательных видов в одной постановке и выполняет их непрерывно.

Как освоить вращение на коньках

Новичок, интересующийся, как научиться вращаться на коньках, должен помнить, что освоение одного (даже легкого) элемента должно происходить поэтапно. Существует несколько рекомендаций для любителей:

  1. Обучение профессиональным трюкам желательно начинать постепенно, практикуясь на роликовых коньках. Так организм привыкнет непрерывно кружиться, соблюдая баланс.
  2. Вес должен фиксироваться на правой пятке и на левом носке.
  3. Когда кружение начинает получаться, постепенно пробуйте отрывать правую ногу от поверхности льда, не замедляя движения.
  4. При фиксации основного веса на левом коньке можно сделать передней частью конька маленьких круг назад, при этом вращаясь на одной ноге.
  5. Следите за животом. При катании, мышцы живота должны быть плотно втянуты и напряжены. Свободная нога должна быть слегка согнутой в колене и подтянутой к колену опорной конечности.
  6. При регулярных тренировках, когда вращение получается все лучше и лучше, пытайтесь притягивать руки в грудной клетке.
  7. Следите за тем, чтобы свободная нога при выходе из вращательного движения была прямая, дуга держалась, а спина была ровной. Нужно высоко держать подбородок.
  8. Чтобы освоить вращение в фигурном катании, можно тренироваться на спиннере (вращающемся диске). Это отличный тренажер вестибулярного аппарата.

При прохождении уроков фигурного катания стоит учитывать и возраст человека. Ребенок больше способен обучаться и адаптироваться к новым спортивным испытаниям. Но это совсем не значит, что зрелым людям противопоказано учиться кататься на льду. Любой взрослый человек, не имеющий проблем со здоровьем (таких как частое головокружение), может научиться выполнять вращение и даже прыжки.

Читайте также:  Что такое ратрак и как он работает на склоне

Источник: https://sportotip.ru/vidy-sporta/konki-na-ldu/vrashheniya-v-figurnom-katanii/

Техника

Первый элемент техники фигурного катания — толчок— казалось бы, не представляет никаких трудностей, и учить тут начинающего нечему. На деле это не так.

Неправильный толчок, вошедший в привычку, очень часто составляет трудно одолимое препятствие к овладению техникой катания.

Поэтому инструктор должен с самого начала объяснить ученику, насколько важно получение с одного чистого толчка наибольшей скорости хода: ведь в большей части фигур наличие остаточного хода прямо зависит от первоначальной его скорости (например, голландские шаги, перетяжки, тройки простые и двойные, крюки и выкрюки), а в других чистое исполнение перетяжек и самая правильность рисунка обусловлены тем же фактором (восьмерки простые и с тройками).

Затем от ученика требуется постановка коньков на лед под углом друг к другу около 70°, сгибание толкающей ноги в голеностопном сочленении и в колене до максимума, возможного без выгиба поясницы, с одновременным подъемом другой ноги на воздух вперед и тотчас назад за опорную, и возможно сильнейшее отталкивание внутренним ребром конька, точнее передней его третью в должном направлении; перед толчком корпусу придается общий наклон в сторону движения, чтобы тело как бы начало падать в этом направлении.

Инструктор должен наблюдать, чтобы толчок вперед производился именно передней третью, а не носком конька. Правильность толчка много зависит от формы конька: острые и в особенности излишне длинные и острые концы обычно ведут у начинающих к ошибочному отталкиванию носком; это нужно пресекать с самого начала, лучше же всего избегать коньков такой формы.

При толчках назад, как внутрь, так и наружу, нужно строго следить за устранением не только разбега, но и заметного вращения корпусом — то и другое не допускается по правилам соревнований и испытаний; на этих ходах указанные ошибки вкореняются у начинающих особенно легко, так как большинство фигуристов делают на них первоначальный толчок, исходя из резкой II позиции с сильно скрученным станом и с поворотом свободной ноги внутрь: поставив обе ноги на лед в скрещенном положении (толкающая на внутреннем ребре, а свободная на носке), начинающий не отнимает последнюю ото льда перед толчком, а потому получается двойной толчок: сперва носком свободной ноги, потом внутренним ребром толкающей, что фактически равняется разбегу и на соревновании должно быть остановлено стартером.

Правильной работе опорной ногой не трудно научить, если постановка ее была правильна, т. е. если колено на инертном скольжении остается достаточно мягким. Инструктор должен требовать, чтобы ученик, поневоле согнувший опорное колено на толчке (на передних ходах наподобие фехтовального выпада), не вытягивал его по окончании толчка сразу, но лишь очень медленно, к самому концу фигуры.

Наилучшим упражнением для развития работы опорной ноги являются всякие перетяжки, лучше в форме восьмерок, в особенности же многократное повторение восьмерки вперед и назад на одной ноге, а также все специальные фигуры.

Инструктор должен объяснить ученику, что на нормальность работы опорной ноги весьма сильно влияет внешняя температура: мышцы ноги лежат неглубоко под покровами, костюм фигуриста — обычно трико — слабо защищает эту часть тела от холода; вследствие этого даже при непродолжительном пребывании на льду без движения мышцы эти быстро теряют нормальную работоспособность. Поэтому в больших соревнованиях и на многолюдных испытаниях, когда приходится подолгу ждать своей очереди к выступлению, необходимо либо быть все время в работе, либо временно надевать какую-либо длинную одежду.

При объяснении работы свободной ноги инструктор должен прежде всего напомнить 5-е правило техники — о постоянной определенности положений свободной ноги — и на практике требовать, чтобы ученик, откинув ногу назад (или вперед) на толчке, не подтягивал ее тотчас к занятой, но оставлял бы в прежнем положении откинутой, конечно с соблюдением правильной и красивой постановки; затем, вынося свободную ногу по ходу фигуры вперед или назад, делал бы это не коротким рывком, но плавно и постепенно; колено свободной ноги при вынесении ее вперед должно делаться менее мягким (вытягиваться), а при вынесении спереди назад, наоборот, смягчаться. Совершенно недопустимо по своему безобразию сгибание колена перед выносом ноги вперед с последующим вытягиванием его уже спереди, подобно переступанию через какое-то препятствие.

Тут же объясняется правило 7-е и показывается на примере маятникообразное движение свободной ноги при прохождении ее сзади наперед и обратно, объясняется ошибочность круговых путей ее и показываются последствия такой ошибки на практике — вогнутости на линии движения. Объясняется на примерах регулирование направления линии движения постановкой свободной ноги по ту или другую сторону этой линии (правило 6-е).

Особое применение этой последней работы свободной ноги в петлях и в сложных поворотных фигурах — скобках, крюках и выкрюках —объясняется ученику только при прохождении этих фигур, как имеющее специальное, а не общее значение.

О работе корпуса инструктор должен сказать ученикам очень многое.

Ведь этот фактор по сравнению с предыдущими имеет гораздо большую сложность уже потому, что вместе с корпусом всегда согласованно работают руки и далеко не всегда — голова; руки самостоятельно в школьном катании вовсе не работают, всегда следуя вращению плеч и корпуса; голова же, как увидим ниже, имеет преимущественно самостоятельное значение. Ученику нужно совершенно ясно обрисовать роль корпуса, как регулятора скольжения по кривой, вполне выяснить значение его работы в переменах направления; в предварительных положениях, подготовляющих все повороты и, наконец, в их разрешениях. При этом необходимо, чтобы ученик совершенно ясно представлял себе разницу между понятием «скручивание» и «скрученность».

Как увидим ниже при изучении техники фигурного катания, почти во всех фигурах огромную роль играет полнота скручиваний корпуса, в особенности в предварительных положениях перетяжек и наиболее трудных поворотов— скобки и крюка. При работе над этими фигурами инструктор должен с самого начала следить за этой полнотой. Методический прием для этого заключается в следующем.

Инструктор становится на продольную ось исполняемой фигуры (если это восьмерка или крюк) или на линию, перпендикулярную к продольной оси в точке поворота конька (если это скобка) и наблюдает, чтобы в предварительных положениях ему были видны обе руки фигуриста — одна спереди, а другая сзади тела — направленными в противоположные стороны вперед и назад; если, например, на восьмерке вперед наружу на правой ноге он не увидит в этот момент всей правой руки фигуриста от кисти до плеча позади тела (рис. 312), то это будет явным признаком недостаточной скрученности корпуса, как причины плохого выполнения.

Параллельно следует объяснить, что работа рук, состоящая в перенесении их всегда в ту сторону, куда повернут корпус, согласуется с работой корпуса не только по форме, но и по характеру движений, т. е.

не только в пространстве, но и во времени; другими словами быстрота (плавность или отрывистость) их движения должна всегда отвечать быстроте вращений корпуса: например, в голландском шаге вперед наружу корпус весьма постепенно вращается по закривлению дуги, а руки так же постепенно переносятся с одной стороны тела на другую; в скобках, крюках и выкрюках в момент самого поворота корпус отрывисто и быстро вращается против поворота конька — и руки так же отрывисто и быстро перебрасываются одна спереди назад, другая сзади наперед. Практический показ этого дается при прохождении соответствующих фигур.

Относительно работы головы следует отметить, что она почти всегда независима от работы корпуса, так как лицо и взор фигуриста в огромном большинстве случаев направлены в сторону движения: так например, в простой тройке (вперед наружу — вперед наружу, № 7) голова почти не участвует в вращениях корпуса, так же как в голландском шаге; то же надо сказать и о скобках, крюках и выкрюках.

Особенно важна работа головы в петлях и во всех фигурах с поворотами; тем важнее, чем труднее выполнение данного поворота. В петлях голова работает согласованно с корпусом, так как последний вращается здесь все время по закривлению, т, е. в направлении движения; в поворотных же фигурах она идет обычно несогласованно с ним потому, что в предварительных положениях он вращается либо против закривления (например в скобках и выкрюках), либо по закривлению (тройки, крюки), но всегда более или менее сильно выводится из поверхности движения; голова же должна все время оставаться возможно ближе к ней своим сагиттальным сечением. Это последнее требование обосновывается тем, что голова, обладая довольно значительным весом и следовательно таковой же инерцией, играет при вращениях корпуса роль второй точки опоры для этих движений его.

Насколько важна эта работа головы, видно на практике из того, что часто не только значительные, а даже едва заметные отклонения ее от надлежащего положения совершенно портят исполняемую фигуру.

Это одна из причин, по которой необходимо строжайше воспретить ученику взглядывать, хотя бы на мгновение, на уже исполненный, пройденный элемент, например на петлю назад наружу, скобку вперед внутрь и т. п., за исключением таких фигур, где этот элемент по ходу фигуры лежит перед глазами (например, петля назад внутрь, выкрюк вперед внутрь).

При объяснении ученикам техники фигурного катания было бы совершенно недостаточно ограничиться изложением только сказанного выше о работе отдельных частей тела: координация этой работы должна остановить на себе серьезнейшее внимание инструктора, тем более что в разных фигурах или на разных ходах она выражается по-разному.

Например, в голландских шагах вперед (и назад) наружу свободная нога остается сзади (и спереди) тела до полного скручивания корпуса по закривлению и лишь тогда выносится вперед (и назад); в голландских же шагах вперед (и назад) внутрь корпус в начале дуги почти не вращается и свободная нога проходит вперед (и назад) одновременно и вполне согласованно с этим вращением на второй части дуги. Объяснение этого см. ч. II, разд. 2, гл. XIII, стр. 199. Или на перетяжках вперед в параграфах с одной стороны и в восьмерках с другой — одни и те же по существу движения корпуса, свободной и занятой ног координируются совсем по-разному, в целях достижения наиболее правильных форм линии движения.

Важность координации отдельных движений выступает тем ярче, чем труднее фигура; плохо координированная работа корпуса и свободной ноги уже на голландских шагах приведет к вогнутостям на линии; на перетяжках она не дает ни хода, ни равной величины дуг. Но наибольшее значение координация получает на крюках, в особенности на наружных, где малейшее несоответствие  во времени всех движений корпуса, свободной ноги, опорного колена, головы, рук, выверта конька на повороте — портит фигуру.

Источник: http://www.offsport.ru/figure-skating/tehnika.shtml

Ссылка на основную публикацию