Горнолыжные трассы — классификация уровней

На картах горнолыжных курортов все трассы обозначены разными цветами — так маркируется сложность горнолыжной трассы, чтобы райдер мог выбрать линию спуска себе по силам. Но эти обозначения часто ставят в тупик новичков и могут сыграть злую шутку даже с опытными райдерами, которые отправляются в другой горнолыжный регион.

Всё потому, что универсальной для всего мира системы маркировки сложности горнолыжных трасс пока не существует. Более того, некоторые курорты могут вносить небольшие изменения в уже существующие подходы, и нет чёткой системы оценки сложности спуска.

Да, при этом учитывают уклон и ширину трассы, степень её подготовки, протяжённость и возможные препятствия, но выстроенной и общей для всех шкалы оценивания нет. Поэтому трассы, заявленные как экспертные в одном регионе, в другом могут быть сопоставимы со спусками, заявленными для райдеров среднего уровня.

Так что всегда, когда вы приезжаете на незнакомый лыжный курорт, лучше изучить легенду к местной карте и уточнить обозначения сложности трасс, чтобы не оказаться на склоне, который вам не по силам.

Начнём с цветовой маркировки трасс на европейских курортах, так как эта система едва ли не самая старая и распространённая.

Горнолыжные трассы - классификация уровней

Европейская система маркировки сложности трасс

Карты европейских горнолыжных курортов пестрят обозначениями, знаками и цветными полосами трасс, но неизменными остаются три маркировки: синие, красные, чёрные.

Трассы для новичков, которые ещё не умеют кататься или делают первые самостоятельные шаги в катании, освоив азы техники поворота. Склоны тут не отличаются крутизной, и чаще всего такие трассы неинтересны большинству опытных райдеров — от продолжающих до экспертов.

Иногда курорты выделяют ещё и зелёные трассы. Это предельно простые спуски, предназначенные для райдеров, обучающихся самым азам катания. Как правило, это очень пологие и широкие участки склонов, часто достаточно короткие и расположенные в зоне выката. Так как не все рассматривают эти сегменты как полноценные трассы, «зелёные» склоны чаще всего поглощаются «синими».

Трассы для райдеров среднего уровня, которые совершенствуют свою технику катания. Они могут быть круче и/или уже синих трасс, а градиент уклона на них варьируется в широких пределах. Поэтому именно эти трассы отличаются наибольшим разнообразием и широтой спектра, на одной границе которого склоны, доступные вчерашним новичкам, а на другой — заставляющие «поработать» даже экспертов.

Горнолыжные трассы - классификация уровней

Указатель красной трассы на курорте Валь-Торанс

Трассы для райдеров-экспертов. Отличаются максимальной крутизной и сложностью прохождения отдельных сегментов. Эти трассы готовятся ратраком, а также могут представлять собой бугры для могула.

Иногда чёрным цветом помечают внетрассовые сегменты в черте курорта, катание на которых допускается, но они не обслуживаются лыжным патрулём и никогда не готовятся ратраками. Даже в пределах одной курортной зоны чёрные трассы могут заметно отличаться по сложности.

За ними на карте могут скрываться как склоны чуть круче красных, так и узкие кулуары, преодолеть которые сможет только опытный фрирайдер.

Горнолыжные трассы - классификация уровней

Знак, отмечающий чёрную трассу. Есть её номер на схеме курорта, а стрелка указывает направление для выезда на неё

Описанной маркировки незыблемо придерживаются все европейские лыжные курорты. Однако эта система достаточно стара, и с увеличением числа катающихся, а также с развитием горнолыжной техники и снаряжения её стало не хватать. Поэтому для новых усложнённых вариантов спуска были созданы новые цвета, но здесь царит разноголосица, и многие катальные районы придумывают своё.

Так, оранжевым цветом в Европе иногда маркируют экстрасложные спуски, которые есть далеко не на каждом курорте. Примером тут может служить небезызвестная трасса «Харакири» с градиентом уклона 78% в австрийском Майрхофене.

Однако на плане курорта она удостоилась не оранжевого цвета, а предупреждающего знака с собственным говорящим названием и маркирована как чёрная трасса. Швейцарский Церматт отмечает оранжевым цветом маркированные внетрассовые спуски и скитурные маршруты.

Однако на других курортах часто обозначают такие участки красным или жёлтым пунктиром, например в швейцарском же Вербье.

Горнолыжные трассы - классификация уровней

Карта швейцарского курорта Вербье. Жёлтым пунктиром обозначены маркированные внетрассовые спуски и скитурные маршруты

Американская система маркировки сложности трасс

Самая первая для горнолыжных курортов цветовая схема маркировки сложности трасс была введена зимой 1964-1965 годов.

Создана она была по инициативе Национальной ассоциации лыжных курортов — National Ski Area Association (NSAA), которая ежегодно сталкивалась с жалобами травмированных лыжников, не знавших о сложности и опасности тех или иных трасс. Спуски решили обозначать тремя цветными геометрическими фигурами:

  • зелёным квадратом отмечали трассы для новичков,
  • жёлтым треугольником или синим квадратом — для продвинутых,
  • бордовым ромбом — для экспертов.

Геометрические фигуры были введены неспроста. Они делали спуск заметнее на плане и позволяли лыжникам ассоциировать сложность трассы не только с цветом знака, которым её маркируют, но и с его формой. Например, проходя очередной поворот, лыжник мог не различить цвет знака из-за тёмных очков или лыжной маски, зато точно видел контур фигуры, а потому всё равно знал, к чему быть готовым.

Принятая система продержалась недолго — до 1968 года. Главной проблемой стало полное несоответствие американской и европейской цветовых маркировок. Если в США трассы для экспертов обозначали бордовым цветом, то в Европе — чёрным, что порождало опасное непонимание для лыжников, катающихся по обе стороны океана.

Конечно, сегодня эта проблема может показаться надуманной, но мы говорим об эпохе, когда горнолыжный спорт был гораздо травматичнее и опаснее, чем сейчас, и многие падения с высокой вероятностью заканчивались переломами ног. К тому же трёх градаций явно не хватало, и курортам было сложно провести более-менее чёткие границы между ними по степени сложности.

Решение проблемы пришло откуда не ждали.

В начале 1960-х годов компания Disney хотела выкупить часть ледниковой долины Mineral King в Национальном парке «Секвойя» для строительства своего тематического парка с горнолыжным курортом.

Развёрнутая экоактивистами общественная компания не позволила этим планам реализоваться, но дизайнеры компании «Дисней» успели разработать собственную систему маркировки трасс.

Горнолыжные трассы - классификация уровней

Листовка активистов, защищавших Национальный парк «Секвойя» и ледник Mineral King от застройки горнолыжным комплексом компании Disney

Для этого они провели целое исследование, анализируя реакцию лыжников на те или иные геометрические формы и цвета.

Так, например, в компании установили, что простые трассы для новичков проще всего ассоциировать с кругом, не имеющим острых углов, и спокойным, мягким зелёным цветом.

Разработку Disney и взяла на вооружение NSAA, и с 1968 года все трассы на курортах США маркируются следующим образом:

  • Зелёный круг. Трассы для начинающих, которые соответствуют зелёным и синим в европейской системе.
  • Синий квадрат. Трассы для райдеров среднего уровня. Соответствуют красным в европейской системе.
  • Чёрный ромб. В английском варианте — black diamond. Трассы экспертного уровня, равнозначны чёрным в европейской системе. Цвет американцы специально заимствовали из Старого Света, чтобы наиболее опасные трассы отмечались одинаково по обе стороны океана. Градиент уклона здесь обычно больше 40%, и в США чёрные трассы необязательно регулярно ратрачат. За этим обозначением могут скрываться склоны для могула с высокими буграми, участки крутых внетрассовых спусков в черте курорта или широкие трассы, которые сознательно не готовят, когда их укрывает толстым слоем пушистого снега.
  • Два чёрных ромба. В английском варианте — double black diamond. Спуски экстремальной сложности. Само обозначение появилось только в 1980-е годы с развитием горнолыжной техники и снаряжения, популяризацией могула и зарождением фрирайда, когда лыжники стали всё активнее раскатывать ранее недоступные склоны. В европейской системе маркировки аналоги этих спусков могут быть отмечены чёрными или оранжевыми линиями или красным пунктиром. Если вы чувствуете хоть малейшую неуверенность на трассах с одним чёрным ромбом, то на спуски с двойным лучше не соваться. Здесь могут быть очень крутые уклоны, узкие кулуары, препятствия вроде скал или высокие дропы. Также за парой чёрных ромбов могут скрываться особо сложные трассы для могула.
  • Оранжевый прямоугольник со скруглёнными углами прибавился к этим обозначениям после популяризации сноубординга и ньюскула. Им в США отмечают сноупарк на территории курорта, где находятся трамплины, хафпайпы и фигуры для прыжков и слоупстайла.

Горнолыжные трассы - классификация уровней

Указатель на американском курорте Loon Mountain Resort. Куда ни поверни — ждёт сложный спуск

Созданная в США система оказалась достаточно удачной и понятной, а потому отдельные её элементы даже заимствуют некоторые европейские курорты.

Так, норвежский Kvitfjell использует европейскую цветовую схему маркировок, но дополнительно применяет фигуры в обозначении трасс: чёрный ромб отмечает спуски для экспертов, красный прямоугольник — для продвинутых, синий квадрат — для новичков, а зелёный круг — самые простые и пологие участки.

Горнолыжные трассы - классификация уровней

Карта норвежского горнолыжного курорта Kvitfjell. Трассы здесь обозначены по европейской цветовой схеме, но каждой присвоена определённая геометрическая форма знака как в США

Американская и европейская маркировки трасс стали основополагающими и используются по всему миру с минимальными изменениями. Так, например, в России и Чили трассы курортов обозначаются по абсолютно той же цветовой схеме, что и в Европе. Для наглядности мы свели наиболее распространённые схемы в таблицу.

Горнолыжные трассы - классификация уровней

  • 1 — Не всегда обозначается, иногда «поглощается» синими трассами.
  • 2 -На некоторых курортах отмечается чёрным ромбом.
  • 3 -Вариаций гораздо больше. Иногда такие спуски «поглощаются» чёрными трассами.
  • 4 -Прочерк в таблице означает, что нет общей для всех курортов данного региона маркировки для спусков такого уровня.
Читайте также:  Одежда для сноуборда: что входит и принципы подбора экипировки

Теперь вы во всеоружии, чтобы выбрать на карте любого мирового курорта трассы, которые вам по силам! Будьте внимательны на склоне и катайтесь безопасно. До встречи в горах!

Источник: https://sport-marafon.ru/article/gornye-lyzhi/kak-chitat-markirovku-gornolyzhnykh-trass/

Горнолыжные градиенты или о крутизне синих, красных и черных трасс

Горнолыжные трассы - классификация уровней

На практике крутизна наклонной поверхности в различных областях человеческой деятельности обозначается величиной уклона (или еще иначе — градиентом). Для начала давайте разберемся, что же означает само это понятие. Таблички с указанием уклона знакомы, наверное, всем водителям автомобилей (по крайней тем, кто самостоятельно сдал хотя бы теорию), но далеко не все из них знают, что же фактически означает, например, 10% на знаке.

Горнолыжные трассы - классификация уровней

Кто-то по-простому думает, что это угол наклона дороги, то есть 10 градусов.

Некоторые идут дальше в своих размышлениях и считают, что это доля от максимально возможного угла подъема в 90 градусов (отвесная стена) и 10% — это 90°×0.1 = 9°.

Мы все привыкли мыслить в градусах, каждый может визуально представить себе 90 градусов, 45, 30 и т.д., поэтому и стремимся все воспринимать в этой единице измерения (а правильный ответ: 10% = 5.7°).

Горнолыжные трассы - классификация уровней

  • Уклон в процентах (градиент) = h/c×100 = tg(a)×100
  • Ниже представлена форма, позволяющая перевести значения из градиентов в градусы и обратно:
  • Градиенты % = Градусы °

Ближе к делам горнолыжным

С теорией разобрались, переходим к горнолыжной практике.

Профиль горнолыжной трассы никогда не представляет из себя идеальную прямую. Где-то наклон может быть покруче, где-то поположе. В этом случае используется понятие среднего градиента, который, впрочем, вычисляется все по той же формуле: перепад высот между стартом и финишем трассы, деленный на длину горизонтальной проекции трассы.

По статистике средние градиенты синих трасс находятся в пределах до 18% (порядка 10 градусов), красных — до 23% (13 градусов), а черных — от 23% и выше (больше 13 градусов). На каких-то курортах сложность трасс несколько занижена (синие трассы в реальности могут оказаться ближе к красным по крутизне), на каких-то наоборот, ее завышают, но в среднем картина везде примерно такая.

Для ориентировочной оценки длин трасс, катаясь на курорте и имея на руках схему катания с обозначением перепадов высот, вы можете использовать следующие соотношения:

На каждый километр перепада высоты синей трассы приходится порядка 7 км ее длины, на километр перепада красной — 5 км, черной — 3.5 км.

Ниже на картинке для сравнения представлены профили синей, красной и черной трасс. Трассы находятся в известнейшем итальянском регионе Селларонда, а профили их взяты из замечательного приложения 3D Dolomiti Superski, которое позволяет совершить виртуальный тур по  региону, а также посмотреть технические характеристики всех трасс.

Горнолыжные трассы - классификация уровней

Название трассы Длина Перепад Наклон Градиент

Piz Seteur 2050 м 204 м 5.7° 10.0%
Fermeda 1 2090 м 456 м 12.6° 22.4%
Gran Risa 2290 м 677 м 17.2° 30.9%

Отдельно отметим представленную на картинке Gran Risa — знаменитую трассу, входящую в пятерку культовых трасс Кубка мира. Глядя на ее профиль можно подумать, что ничего такого особенного в нем нет, но на деле, когда вы оказываетесь на трассе, в некоторых местах может показаться, что склон уходит вертикально вниз.

Этот эффект часто присутствует при сравнении профиля трассы с реальной обстановкой на местности. Также не будем забывать, что мы все время ведем речь о средних градиентах, в то время как некоторые локальные участки склона могут оказаться намного круче (и часто именно по этим самым крутым местам присваивают сложность трассе).

Харакири

В австрийском Майрхофене находится одна из самых крутых трасс мира (и самая крутая в Австрии), с говорящим названием Harakiri. Ее средний уклон составляет 78% (38°, длина около 620 метров при перепаде 380 метров). Для подготовки склона используется специальная техника, закрепленная на спущенных сверху страховочных канатах.

Горнолыжные трассы - классификация уровней

Падение на Harakiri может быть чревато тем, что до конца трассы вы будете катиться кубарем, не имея возможности затормозить.

Так что всегда, катаясь на лыжах, соизмеряйте свои возможности с предлагаемыми горами условиями. Берегите себя и окружающих лыжников!

Источник: http://SkiExpert.ru/article/gradient/

Принятая классификация горнолыжных трасс

С наступлением зимы приверженцы активного образа жизни отправляются на зимние курорты, чтоб с головой погрузиться в удивительный мир сноуборда, даунхилла, слалома. Открытия сезона с нетерпением ждут опытные покорители крутых спусков и новички, только мечтающие стать асами фрирайда. Начинающим спортсменам будет полезно узнать, какие виды горнолыжных трасс существуют.

Для чего проводят классификацию горнолыжных трасс

Трассы принято разделять на категории. Это сделано для того, чтоб любитель или профессионал смог выбрать дистанцию по силам.

Выход на крутой склон, изобилующий могулами, резкими поворотами, скоростными участками чреват серьезными травмами для новичка, только постигающего азы катания.

Такие спуски требуют от спортсмена высокого уровня технической подготовленности, безупречного владения собственным телом и снаряжением. Ну а дебютантам лучше постигать секреты мастерства в безопасном горнолыжном «лягушатнике».

Критерии оценки

Классификация горнолыжных трасс составляется по итогам экспертной оценки. Группа специалистов тщательно обследует склон, по которому проложен маршрут, проводит объективный анализ собранной информации. Затем, опытный спортсмен совершает тестовый заезд для определения трудности прохождения спуска. Только после этого трассе присваивается категория.

Специалисты выделяют несколько критериев оценки. Главными из них считаются крутизна уклона, изменчивость рельефа, сложность профиля.

Значительное влияние на оценку оказывает качество разметки, наличие или отсутствие подъемных устройств, соответствие их пропускной способности оптимальному показателю.

Ни один спуск не получит лицензию, если на опасных участках не будут оборудованы ограждения-отбойники и снежные бордюры, исключающие вылет спортсмена с трассы.

Обозначение уровней сложности

Узнать о категории и сложности горнолыжной трассы можно по разметке. Единой мировой системы обозначений не существует. Знаки, установленные на спусках лыжных курортов Кавказа, отличаются от атрибутов маркировки, распространенных в Европе или за океаном.

В России принята собственная система обозначений для градации трасс. Им присваиваются определенные цвета:

  • Зеленый. Наиболее легкие маршруты с максимальной величиной угла наклона 15%.
  • Синий. Спуски низкого уровня сложности с соотношением продольного наклона к поперечному 25° и плавными радиальными поворотами.
  • Красный. Трассы с разнообразным профилем, скоростными участками, имеющие угол наклона до 40°.
  • Черный. Самые сложные спуски с резкими виражами, трамплинами, значительным перепадом высот.

Европейская разметка

В странах Европы принято классифицировать трассы по-иному. Знаки, в основном, круглые. Смысловую нагрузку несут цвета заливки маркеров.

  • Зеленый. Специальные рекреации для «чайников», оборудованные на пологих склонах у основания гор.
  • Синий. Простые спуски, подвластные всем, кто обладает минимальными навыками катания на горных лыжах или сноуборде.
  • Красный. Маршруты средней трудности со скоростными участками, но весьма простым профилем.
  • Черный. Склоны с изменчивым рельефом, опасными поворотами, могулами.

Спуски повышенной сложности, в том числе трассы с естественным настом и без защитных ограждений, могут обозначаться несколькими способами. На немецких и швейцарских курортах их маркируют оранжевым цветом. Австрийцы используют для этого желтый колер. Скандинавы обозначают маршруты категории «черный+» двумя антрацитовыми кругами.

Американская разметка

Североамериканские знаки отличаются от европейской разметки. На местных склонах встречаются разноцветные круги, квадраты, ромбы. Исходя из степени трудности прохождения, трассы маркируют:

  1. Зеленым кругом. Хорошо укатанные спуски с максимальной крутизной 10°.
  2. Синим квадратом. Наиболее популярный тип дистанций на зимних курортах. Подходит для прогулочного катания.
  3. Черным ромбом. Сложные маршруты с предельным уклоном выше 20°. Наст на подобных трассах часто укатывается только самими лыжниками.
  4. Двойным черным ромбом. Подобным способом маркируются спуски, подвластные лишь асам слалома и фрирайда. Здесь есть все — сложный рельеф, естественные препятствия, участки, на которых от скорости захватывает дух.
  5. Комбинацией фигур. Так американцами выделяются маршруты промежуточной сложности. Черный ромб, вписанный в синий квадрат, к примеру, соответствует категории «средняя+».

Посетители заокеанских сноу-парков могут увидеть еще один вариант разметки — оранжевый прямоугольник с радиальными углами. Подобным образом, как правило, обозначаются специализированные рекреации для занятий могулом, хафпайпом, иными разновидностями зимнего экстрима.

Подготовка горнолыжных трасс

К трассам для массового катания предъявляется ряд особых требований. Наст на склонах категорий вплоть до «красный+» обязательно систематически обрабатываться ратраками. Сложные участки оборудуются специальными отбойниками, снижающими вероятность получения травм. Для катания в темное время суток устанавливается освещение. Вдоль периметра спусков организуется патрулирование спасателей.

Сертифицированная трасса оснащается указателями, схемами маршрутов. Их количество должно быть оптимальным, чтобы турист мог легко ориентироваться на склоне и территории курорта.

На расстоянии не менее 30 м от опасных участков спуска размещаются специальные знаки. Они графически оповещают горнолыжника о том, что впереди его ждет крутой спуск, подъем, вираж, могул.

Кроме того, по всей длине дистанции устанавливаются специальные марки, окрашенные в цвет, соответствующий уровню сложности.

Информация, представленная в статье, поможет гостю зимнего курорта выбрать склон для увлекательно катания. Здесь вы сможете совершенствовать мастерство, получая наслаждение.Горнолыжные трассы - классификация уровней

Источник: https://vsnege.com/gornye-lyzhi/prinyataya-klassifikatsiya-gornolyzhnyh-trass/

Классификация горнолыжных трасс

Классификация горнолыжных трасс включает проведение оценки соответствия горнолыжных трасс минимальным обязательным требованиям по безопасности, информационному обеспечению, сложности горнолыжных трасс, доступа к соответствующему участку, предоставлению туристских услуг на горнолыжных трассах и присвоение трассам категорий, предусмотренных Порядком классификации объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы и пляжи №1215 (отменён только в отношении гостиницы).

Горнолыжные трассы - классификация уровней

Система классификации горнолыжных трасс применяется для горнолыжных трасс (альпийских лыж, сноуборда и лыжни для бега), расположенных на территории Российской Федерации.

Горнолыжные трассы классифицирует по следующим категориям:

  •   «зелёная» — для начинающих;
  •   «синяя» — низкой степени сложности;
  •   «красная» — среднего уровня сложности;
  •   «чёрная» — высокого уровня сложности.

Сегодня классификация горнолыжных трасс в России проводится в два этапа:

  •   первый этап — оценка соответствия горнолыжных трасс установленным требованиям;
  •   второй этап — присвоение горнолыжным трассам соответствующей категории по результатам экспертной оценки.

Заявитель направляет заявку, к которой прилагаются:

  •  анкета — вопросник, содержащая сведения о горнолыжных трассах;
  •  копии учредительных документов и документов о государственной регистрации юридического лица или копии документов о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
  •  копии свидетельства о постановке на учёт в налоговом органе;
  •  копии свидетельства о собственности на землю, здания;
  •  сооружения, расположенные на территории горнолыжного комплекса, или договоров, подтверждающих право аренды или пользования данными объектами;
  •  копии разрешения Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на эксплуатацию подвесных канатных дорог;
  •  копии заключения (разрешения) органов экологической экспертизы;
  •  «схема» (карта, план) горнолыжной трассы с указанным названием трассы в масштабе 1:5000;
  •  обзорная карта местонахождения трассы;
  •  план — карта расположения объектов на территории горнолыжного комплекса;
  •  документ, подтверждающий полномочия лица, представляющего документы.
Читайте также:  Охотничьи лыжи своими руками: древесина, технология изготовления

Горнолыжные трассы - классификация уровней

После проведения оценки аккредитованная организация принимает решение о присвоении объекту туристской индустрии категории, предусмотренной системой классификации, и оформляет Свидетельство.

Копия Свидетельства направляется в Министерство экономического развития РФ.

И только после этого горнолыжная трасса имеет право применять Знак категории, графически представляющий собой название и/или номер трассы, выполненные на фоне, цвет которого соответствует категории трассы.

Источник: http://omsktest.ru/klassifikatsiya-gornolyzhnykh-trass-1

Классификация горнолыжных трасс

Классификация горнолыжных трасс — оценка соответствия горнолыжных трасс требованиям правил классификации и присвоение определенной категории на основании этой оценки.

В настоящее время действует Порядок классификации горнолыжных трасс, утвержденный приказом Минкультуры России № 1215 от 11 июля 2014 г.

Проводить Классификацию имеют право только аккредитованные государством организации.

Нововведения в законодательстве

05.02.2018 г Президентом Российской Федерации был подписан Федеральный закон № 16 «О внесении изменений …». В этом законе устанавливается понятие «классификация горнолыжной трассы».

А также с принятием закона горнолыжному курорту нельзя использовать в рекламе, названии и деятельности курорта знак категории горнолыжной трассы, если у Вас нет свидетельства о присвоении категории.

То есть размещать на схеме курорта или на карте перед трассами цветовые полосы синего, зеленого, красного и черного цветов нельзя. Использование этих цветов нарушает Федеральный закон №16 от 05.02.2018, Закон о рекламе и Закон о защите прав потребителя.

Что такое сертификация горнолыжных курортов?

Сертификация горнолыжных курортов в России несет добровольный характер. Сертификация – это подтверждение соответствия горнолыжных трасс или горнолыжных объектов требованиям технических регламентов, стандартов (ГОСТов и СТО) или условиям договора. Сертификация решает ряд задач:

  • подтверждение полноценной безопасности горнолыжных трасс и оказываемых на них услуг в соответствие с требованиями ГОСТ Р 55881-2016, СТО и других нормативных документов;
  • соответствие системе качества по оказанию услуг согласно ГОСТ Р 57279-2016 «Туристские услуги. Оценка качества и безопасности предоставления услуг горнолыжных комплексов», СТО и международным стандартам ИСО серии 9000, ИСО 9004-2;
  • подтверждение выбранного для ГТРК эксплуатационного набора физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг на соответствие с принятыми в мировой практике регламентами и стандартами, описанными в требованиях ГОСТ Р 55881-2016 и СТО;
  • создание полноценных юридических условий защиты интересов ГТРК в правоохранительных органах при разборе Чрезвычайных Ситуаций (ЧС) и несчастных случаев с клиентами.

Сертификация горнолыжных объектов и услуг должна соответствовать ФЗ «О техническом регулировании» N 184-ФЗ от 27 декабря 2002 года», ГОСТ Р 55881-2016, ГОСТ Р 57279-2016, а также общим стандартам по безопасности физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг ГОСТ 52025-03, ГОСТ 52024-03, ГОСТ 55529-2013 и другим нормативным документам, установленным Системой добровольной сертификации. Критерии сертификации основаны на ГОСТах, но компания сама решает какие ГОСТы использовать, а какие не указывать в программе сертификации. Сейчас существует около 40 разных программ сертификации. Напротив – в классификации есть установленный государством перечень критериев для оценки горнолыжных трасс. И выданное свидетельство о классификации горнолыжной трассы будет означать, что Ваши трассы соответствуют государственным требованиям безопасности.

Отличия классификации и сертификации

Классификация и сертификация – не взаимозаменяемые вещи. Для полноценной работы горнолыжного курорта необходима и классификация, и сертификация. Два этих процесса решают разные задачи.

Классификация устанавливает:

  • сложность горнолыжных трасс в соответствие с упрощёнными характеристиками;
  • наличие средств безопасности и компонентов инфраструктуры для удобства и защищенности гостей.

Сертификация решает технические вопросы безопасности горнолыжного курорта – соответствие ГОСТам и СТО.

Категории горнолыжных трасс:

  •  «зелёная» — для начинающих;
  • «синяя» — низкого уровня сложности;
  • «красная» — среднего уровня сложности;
  • «чёрная» — высокого уровня сложности.

Порядок работ по классификации:

Горнолыжные трассы - классификация уровней

Преимущества классификации горнолыжных трасс:

  • Вы увеличите привлекательность Вашего объекта для потребителей. Прохождение проверки и наличие сертификата государственного образца повысит доверие потребителей к Вашим объектам.
  • Вы поднимете конкурентоспособность Вашего объекта. Вы привлечете не только профессионалов, но и новичков зимних видов спорта прозрачной и понятной системой классификации.
  • Вы убережете посетителей от травм. Достоверное информирование потребителей в отношении категории и уровня сложности горнолыжных трасс способствует повышению безопасности объектов и профилактики травматизма посетителей.
  • Вы получите право применять знак категории — «зелёная», «синяя», «красная», «чёрная» — на законном основании.

Не упустите момент!

Государством четко задан вектор развития туристской индустрии – совершенствование и увеличение привлекательности наших туристических объектов для потребителей.

  • Не упустите возможность выгодно отличаться от конкурентов уже сейчас. Играйте на опережение!
  • Воспользуйтесь низкими тарифами. Волна повышения цен начнется с начала 2019 года. Воспользуйтесь уникальным предложением, пока время работает на Вас!
  • Обезопасьте себя от нестабильности. Изменения сферы туризма появляются так часто, что далеко не все компании поспевают за ними. Свидетельство о классификации горнолыжных трасс действует три года – заточите канты и мчитесь к развитию Вашего бизнеса! И пусть Вас не тормозят бесчисленные проверки и препятствия на пути!

Источник: http://endikon-expert.ru/index.php/energoaudit/gornolyzhnye-kurorty

Классификация горнолыжных трасс

Классификация горнолыжных трасс имеет свою цветовую градацию в зависимости от уровня сложности. Современные курорты используют четыре цветовых обозначения: зеленый, красный, черный, синий.

Кроме этого существует деление на категории по качеству обслуживания. В первую входят трассы, обслуживание которых осуществляется регулярно с помощью специальной техники. Во вторую группу входят склоны, которые контролируются службой безопасности. Чтобы не ошибиться, горнолыжнику следует научиться разбираться в принципах классифицирования.

Для чего нужно разделение на категории

Трассы делят по категориям, чтобы горнолыжник выбирал спуск исходя из своих навыков и умений. Крутые склоны, множественные повороты, скоростные участки могут обернуться травмой для неопытного лыжника.

Подобная лыжня предназначена для подготовленных спортсменов, имеющих высокий уровень подготовки, профессиональную технику и управление снаряжением.

Для тех, кто только начинает постигать азы лыжного спорта, предназначены безопасные места для тренировок и оттачивания навыков.

Для классификации собирается группа экспертов, которая оценивает отдельно каждый склон. Они внимательно изучают всю протяженность маршрута и на основе полученной информации анализируют объект. Трудность маршрута оценивается опытным спортсменом, который совершает заезд по указанному склону. После завершения всех проверочных действий трасса получает определенную категорию.

Существует несколько оценочных критериев. Наиболее важными являются: градус наклона трассы, уровень рельефности, характеристика профиля.

К существенным факторам при оценке относятся: качество нанесенной разметки, подъемные механизмы и их пропускная способность согласно установленным показателям.

Однозначный отказ в лицензии получают склоны, не имеющие отбойников и ограждений на опасных участках. Они необходимы для защиты спортсмена от вылета за пределы трассы.

Сложность горнолыжных трасс по цветам

В общепринятую градацию горнолыжных трасс по цветам входят:

  • Зеленые спуски. Они считаются самыми легкими и подходят для тех, кто встает на лыжи впервые или имеет небольшой опыт езды. Характеризуются большой шириной, ровной поверхностью, маленьким углом наклона, который не превышает 25 градусов. Спортсмены спускаются на минимальной скорости, отрабатывая технику и движения, не боясь упасть, травмироваться.

Внимание! При спуске по зеленому склону скорость увеличивается за счет самостоятельного разбега, двигаться по инерции не позволяет пологая местность. Из-за разбега, совершаемого спортсменами в процессе разгона, данный тип склонов носит название – беговой.

  • Синие склоны. На спусках синего цвета угол наклона варьируется в пределах 25 градусов с небольшими изменениями в большую или меньшую сторону. На трассе отсутствуют бугры, выступы, препятствия, крутые повороты. Угол наклона позволяет непрофессиональным лыжникам разгоняться до безопасных пределов, сохраняя при этом равновесие и не опасаясь получить травму. Трасса синего цвета универсальна: юниоры могут отрабатывать и закреплять навыки, а профессионалы – вырабатывать катание на высокой скорости. Этот вид классификации используется на всех горнолыжных курортах и считается самым знаменитым среди туристов.
  • Красная трасса. Сложность горнолыжных трасс красного цвета не рассчитана на новичков. На них есть резкие повороты, препятствия, скоростные участки, а угол наклона колеблется в пределах 30-40 градусов. Для неопытных спортсменов выход на красный склон чреват опасными последствиями. В зависимости от курорта, красный спуск может быть немного сложнее синего или, наоборот, быть максимально приближен к экстремальным условиям. Для покорения подобного склона требуется высокий уровень подготовки спортсмена, который не всегда имеется даже у опытных лыжников.
  • Черный склон. В эту категорию входят максимально опасные и сложные трассы, предназначенные для профессиональных лыжников и мастеров спорта. Данный вид характеризуется возможностью развития огромной скорости или лавинного схода при относительно безопасной лыжне.
  • Некоторые курорты оборудуют трассы оранжевого или желтого уровня повышенной сложности. Они аналогичны черным.

Благодаря общедоступной классификации, не сложно сделать выбор в пользу определенного цвета, опираясь на свой опыт.

Особенности маркировки сложности горнолыжных трасс в странах

Единой общепринятой классификации не существует, поэтому каждый горнолыжный курорт устанавливает свои требования безопасности.

Внимание! Аналогичные склоны в разных точках мира могут иметь различное цветовое обозначение. Для горнолыжников, райдеров, сноубордистов данная информация необходима. Это поможет сделать правильный выбор с учетом собственных навыков и опыта.

Читайте также:  Как научиться кататься на горных лыжах: советы профессионалов

В Североамериканской градации используются геометрические фигуры конкретного цвета для определения опасности:

  • Круг зеленого цвета. Указывает, что угол наклона может достигать от 6 до 25 градусов. Видя такой знак, можно рассчитывать на широкий, пологий, ухоженный склон без препятствий, подходящий для неопытного спортсмена.
  • Квадрат синего цвета говорит о лыжне среднего уровня сложности с углом наклона до 40 градусов. Здесь нет резких поворотов, крутых спусков и неровностей. На ней можно оттачивать мастерство на начальном этапе занятий горнолыжным спортом.
  • Ромб черного цвета. Отличается углом наклона более 40 градусов. Узкий, крутой и труднопроходимый склон предназначен для профессионалов. Есть также двойной черный ромб, говорящий о чрезвычайной опасности, справиться с которой могут только мастера лыжного спорта. Перед тем, как сделать выбор в пользу данного вида, стоит серьезно оценить свои возможности.
  • Прямоугольник оранжевого цвета. К этой классификации относятся специальные парки, оборудованные препятствиями, трамплинами, трюковыми перилами. Они предназначены для джиббинга и других видов экстремального катания. Их можно найти не на всех курортах.

На европейских курортах распространена цветовая градация:

  • Зеленый цвет говорит о том, что лыжня подходит для детей и юниоров. Ее несложно найти, потому что она расположена в начале. Здесь есть небольшие подъемники, отсутствует большой перепад высоты, ухоженная и безопасная территория.
  • Синие спуски по сложности аналогичны североамериканским трассам под знаком зеленого круга. Несложная, подготовленная лыжня для начинающих ездоков.
  • Красный цвет говорит о более крутых перепадах высоты. Здесь хорошо утрамбован верхний слой и проводится регулярная чистка. Уверенный лыжник будет чувствовать себя хорошо на красном склоне.
  • Черный цвет, как в любой классификации, является признаком опасности. Такой спуск может быть не укатан, иметь резкие повороты и неровности.
  • Желтые склоны не укатываются машинами и не патрулируются службами безопасности. Встречаются в специально выделенной курортной зоне для катания вне трассы.

Опираясь на классификацию, несложно выбрать нужную лыжню на любом горнолыжном курорте мира.

Источник: https://sportotip.ru/vidy-sporta/gornye-lyzhi/klassifikaciya-gornolyzhnyx-trass/

Цветовая маркировка трасс в зависимости от сложности

Для облегчения ориентировки на крупных курортах существует определенная классификация трасс
спуска ( а в некоторых странах — например в Америке — и подъемников, ведущих к трассам) по
цветовому признаку. Как же различаются различные трассы?
Самые простые трассы— зеленые. Это трассы, на которых начинающий горнолыжник может ехать по прямой, практически не набирая скорости.

В том случае, если уклон несколько больше — обязательно есть контруклон, на котором даже не умеющий
поворачивать индивидуум обязательно остановится. Опытный катальщик на таких трассах может ехать
задом наперед, на одной лыже, вальсировать. В некоторых местах для того, чтобы лыжи скользили,
приходится толкаться палками. Трассы тщательно ухожены, бугры отсутствуют.

Следующие по сложности — синие трассы. На таких трассах комфортно себя чувствует лыжник, уже освоивший повороты «из упора». Поворот плугом неудобен из-за возросшей крутизны отдельных участков трасс.

Несколько возросшая крутизна, переменный рельеф, отсутствие бугров и резких перепадов рельефа склона делает спуски по синим трассам более интересными и разнообразными для лыжников среднего уровня, а частые прямые участки с маленьким уклоном дают возможность покататься на скорости и тем, кому более серьезные трассы пока «не по зубам».

Опытный катальщик на трассах этого типа может кататься по прямой, в крайнем случае
используя повороты большого радиуса на высокой скорости. Трассы тщательно ухожены, бугры
отсутствуют. В некоторых странах, например в Америке, этот тип трасс объединен со следующими —
красными трассами.
Цветовое обозначение — синие трассы.

Наиболее интересные — красные трассы — имеют еще более возросшую крутизну, характеризуются отсутствием пологих участков или сочетанием недлинных крутых мест, где уже необходимо достаточно хорошо владеть поворотами малого радиуса на параллельных лыжах и выполаживаний, на которых можно успеть погасить скорость.

Опытный катальщик на красных трассах может кататься «большими или маленькими дугами» во всем диапазоне скоростей, спуски по прямой уже приведут к нежелательным последствиям. Трассы тщательно ухожены, бугры при большом количестве катающихся могут появляться к концу дня.

В эту-же категорию попадают некоторые спуски «вне трасс», которые имеют меньшую крутизну, но из-за природных особенностей (например глубокий снег или узкие места) не могут быть рекомендованы лыжникам с малым опытом катания. Спуски такого типа часто обозначаются красным пунктиром.
Следующий класс трасс — черные — для экспертов.

В большинстве стран на эти трассы ратраки не выпускают, и на них можно встретить все, что угодно — от крутых жестких досок с буграми до целинного крутого-же снега, узкие (но не пологие) места, резкие повороты с перепадами склона, поэтому если Вы не можете уверенно и быстро проходить красные трассы, на
черные лучше не ходить — удовольствия не получите.

В некоторых местах катание уже переходит в прыгание. К этой-же категории относятся спуски «вне трасс», по которым опытный лыжник сможет спуститься (но удовольствие от спуска не гарантируется). Обычно на схемах такие спуски обозначаются черным пунктиром. Кроме того, сюда-же относятся искусственные бугры для могула, халфпайп и трамплины для сноубордеров.
В Америке существует еще один класс трасс — двойные черные. Имена этих трасс соответствуют их характеру, наиболее, на мой взгляд, яркое — «widowmaker» (создатель вдов). Только для экспертов. Без комментариев.

Приезжая в другую страну, лыжник часто сталкивается с множеством проблем, одна из которых — как
оценить, насколько сложна трасса, по которой собираешься пройти, отмаркированая, к примеру, «синим
ромбом»? Ниже приводится справочник по принятым обозначениям трасс во всем мире.

Сложность трассы Франция
Италия
Скандинавия
Austria
Германия
Швейцария
Япония США
Канада
Австралия
Очень простые Зеленая Синяя Зеленый круг Зеленый круг
Простые Синяя Синяя Зеленый круг Зеленый круг
Более сложные Красная Красная Красный квадрат Синий квадрат
Очень сложные Черная Черная Синий ромб Черный(ые) ромб(ы)

Делай это по-французски!

В Европе французы и итальянцы стремятся классифицировать трассы четырьмя цветами: зелый
используется для обозначения очень простых трасс, синий — для простых, красный — для более сложных
и черный — для экспертных. Обычно каждый регион катания располагает трассами для всех уровней
лыжников.

Регионы катания в Скандинавии (Норвегия и Швеция) также, как и в Южной Америке (Аргентина и
Чили), в-основном, следуют Французской модели цветовой маркировки, несмотря на то, что некоторые не
заморачиваются относительно зеленых трасс.

Немецкий метод

Немецкий подход, используемый в Германии, Австрии и Швейцарии, похож на французскую систему, за
исключением того, что не используется зеленый цвет. Синие — легкие, красные — слеожные и черные —
для экспертов.

Многие регионы из этих стран не публикуют (как это принято во Франции) общего количества трасс или количества трасс разной сложности.

Вместо этого дается информация по длине трасс каждой категории или суммарная длина трасс и процентное соотношение трасс разной сложности.

К примеру, если регион располагает трассами суммарной длиной 100 км, из которых 50 км — синие, 30 км — красные и 20 км — черные, вы разберетесь, где вы будете толкаться палками, а где — кататься…

Северная Америка

В Северной Америке нет красных трасс, Но они используют фигуры для маркировки (для дальтоников,
наверное:-) — AD) Зеленый круг соответствует Европейской синей или зеленой трассе, синий квадрат —
между синей и красной и черный ромб — между красной и черной. Более сложные трассы обозначаются в
Северной Америке двумя или даже тремя черными ромбами.

В Северной Америке регион катания характеризуется общей площадью (в акрах) склонов и процентным
соотношением этиз склонов по сложности. Напимер регион площадью 2000 акров может состоять из 50%
(1000 акров) легких, 30% (600 акров) сложных и 20% (400 акров) экспертных трасс.

Регионы катания в Австралии и Новой Зеландии используют такую же маркировку.

Япония — лучшее из двух миров

Японцы, вероятно располагающие самыми крутыми регионами катания в мире, скрестили
Североамериканские фигуры и Европейские цвета, привнеся что-то свое и получили уникальную систему
маркировки: самые сложные трассы — синие! Зеленые круг — легкие, как и в Северной Америке, а
средние обозначаются красным квадратом — американская фигура, европейский цвет.

Сопоставление цветовых маркировок

Продвинутые лыжники соглашаются с утверждением, что цветовая маркировка носит условный характер.
Черная трасса может быть легче при хорошем снеге, чем синяя — при плохом.

Обычно европейские лыжники считают, что большинство «одинарных черных» трасс в Северной Америке
не тянут на «черную» европейскую трассу. Не потому, что они недостаточно круты, а из-за лучшей
подготовки трассы. Черные трассы в Альпах редко специально подготавливаеются: дело ограничивается
только первоначальной расчисткой склона.

Следует еще отметить, что небольшие регионы катания, не располагающие разнообразным рельефом, часто маркируют трассы как «красные» и «черные» только лишь для привлечения туристов в этот регион.

Менеджеры этих регионов обычно при этом упоминают, что разметка трасс является относительной, а не
абсолютной и определить действительную сложность трасс таких регионов по каталогам и рекламным
проспектам практически невозможно.

Источник: https://www.rasc.ru/resorts/article07.shtml

Ссылка на основную публикацию