Кораблик (spread eagle) — элемент фигурного катания

Продолжаем изучать самый красивый вид зимнего спорта. Мы уже знаем  главные турниры и на что, в фигурном катании,  не стоит распыляться. Теперь учим матчасть — элементы. Знание даже половины из них произведет неизгладимое впечатление на Вашу девушку и добавить Вам плюсов в её глазах…

А

Аксель (axel jump) — один из шести стандартных прыжков фигурного катания; рёберный прыжок, единственный, выполняемый при движении вперёд. Назван в честь норвежского фигуриста Акселя Паульсена.

Арабеск (arabesque) — то же, что ласточка.

Б

Бабочка (англ. butterfly) — 1. Невращательный прыжок, в котором туловище находится параллельно льду, а ноги совершают высокую дугу. 2. Ошибка, при которой вместо многооборотного прыжка получается одинарный прыжок.

Бауэр, Ина Бауэр (англ. Ina Bauer) — скольжение, при котором коньки расположены параллельно: один направлен вперёд, второй назад. Назван в честь немецкой фигуристки Ины Бауэр.

Беговой шаг — простейший шаг, применяемый для набора скорости вперёд в повороте. Существует и «задняя» версия бегового шага, применяемая не для разгона, а как декоративный шаг. Английское crossover относится к беговому шагу вперёд и подсечке назад.

Бедуинский прыжок — то же, что бабочка.

Бильман (англ. Biellmann spin) — поза фигуриста (и вращение в этой позе), когда свободная нога поднята выше головы и удерживается руками за конёк. Выполняется большинством женщин, из мужчин доступно мало кому. Названо в честь швейцарской фигуристки Денизе Бильманн.

Кораблик (spread eagle) - элемент фигурного катания

Борт — ограждение катка.

В

Вальсовая позиция (также закрытая позиция) — в парном катании расположение партнёров лицом друг к другу, один катится вперёд, другой назад.

Вальсовая тройка (waltz three) — комбинация «(LFO) → тройка наружу (LBI) → подсечка (RBO)».

Взрослые любители — фигуристы возрастом 16 лет и более, не участвующие в ледовых шоу и рейтинговых соревнованиях. Соревнования взрослых любителей делают акцент на точности исполнения и красоте скольжения, а не на сложных элементах; оборотность прыжков ограничивается. Одиночники/пары выполняют одну укороченную программу, танцоры — два танца (обязательный и произвольный).

Винт (upright spin, scratch spin) — вращение стоя.

Кораблик (spread eagle) - элемент фигурного катания

Волчок (sit spin, duck spin) — вращение в позе «пистолетик».

Кораблик (spread eagle) - элемент фигурного катания

Выброс (throw) — в парном катании элемент, когда партнёр выталкивает партнёршу, она вращается в воздухе и самостоятельно приземляется на лёд.

Кораблик (spread eagle) - элемент фигурного катания

Д

Двойной прыжок (double jump) — прыжок с вращением в два оборота (2,5 для акселя).

Дорожка шагов (step sequence) — комбинация из шагов и поворотов, выполняемая в такт музыке.

Дуга (lobe) — скольжение на ребре одного конька. В отличие от спирали — продолжительного скольжения на одном коньке в красивой позе — дуга не является самостоятельным элементом.

Ж

Жим (также «поддержка 4 группы») — в парном катании поддержка типа «рука в руку», когда партнёр поднимает партнёршу силой.

Кораблик (spread eagle) - элемент фигурного катания

И

ИСУ — то же, что Международный союз конькобежцев.

З

Заклон (layback spin) — элемент, приспособленный под женскую пластику; вращение с выгнутым туловищем и запрокинутой назад головой.

Кораблик (spread eagle) - элемент фигурного катания

Закрытая позиция:

  1. Позиция, в которой свободная нога впереди по движению. В элементах открытость/закрытость определяется по позиции на выходе.
  2. В парном катании — то же, что вальсовая позиция.

Зубец — зубья на носке конька, применяемые в некоторых элементах (прыжки, зубцовые шаги, «циркуль», тодес…).

Зубцовые прыжки — прыжки, исполняемые со свободной ноги. Чтобы оттолкнуться, фигурист упирается зубцом свободного конька в лёд. Из стандартных — тулуп, флип, лутц.

К

Кантилевер (кораблик Климкина, cantilever) — разновидность «кораблика», когда таз оказывается над коньками, а тело укладывается горизонтально.

Кораблик (spread eagle) - элемент фигурного катания

Каскад (jump combination) — несколько прыжков, следующих друг за другом, без промежуточных шагов или перегруппировок.

Кауфман — выброс акселем.

Командные соревнования — соревнования, призванные определить, чья школа сильнее. Исполняются по две программы в четырёх основных дисциплинах (мужчины, женщины, пары, танцоры). Место в каждой из восьми программ переводится в очки; выигрывает та команда, у которой очков больше.

Комбинация вращений, комбинированное вращение (combination spin) — вращение со сменой позы (стоя/сидя/либела) и опорной ноги.

Комбинация прыжков (jump sequence) — несколько прыжков, разделённые связующими элементами (не шагами). Также в качестве исключения комбинацией считается аксель после любого стандартного, например, тулуп-аксель. Считается одним прыжковым элементом, засчитываются два лучших прыжка с коэффициентом 0,8.

Кораблик (spread eagle) — скольжение на двух коньках, поставленных пятками друг к другу.

Короткая программа — первая из двух дисциплин одиночного и парного (спортивного) катания; длится до 2:50 и требует выполнения определённых обязательных элементов.

Короткий танец — первая из двух дисциплин танцевального катания; длится 2:50 и совмещает обязательную танцевальную серию с творческой интерпретацией. С сезона 2010—2011 заменил обязательный и оригинальный танцы.

Кроссролл (crossroll) — танцевальный шаг, когда фигурист, едущий на внешнем ребре, заносит свободную ногу накрест с опорной и едет на внешнем ребре другой ноги. Заодно — упражнение на езду на внешнем ребре.

Кэрриган (Kerrigan) — спираль в позе «ласточки», свободная нога удерживается одноимённой рукой за колено. Приём назван в честь американской фигуристки Нэнси Кэрриган.

Л

Лассо (также «поддержка 5 группы») — в парном катании поддержка типа «рука в руку», когда партнёрша обводится вокруг тела партнёра. Наиболее сложная из поддержек. Названа так за сходство с действиями ковбоя, замахивающегося лассо.

Ласточка (arabesque) — спираль, в которой туловище расположено горизонтально, а свободная нога отведена назад.

Либела (camel spin) — вращение в позе «ласточки».

Лутц (Lutz jump) — один из шести стандартных прыжков; зубцовый прыжок, исполняемый (левым фигуристом) с внешнего ребра левого конька. Назван в честь австрийского фигуриста Алоиза Лутца.

М

Международный союз конькобежцев — международная организация, управляющая конькобежным спортом, шорт-треком и фигурным катанием.

Н

Недокрут (cheat, underrotation) — ошибка при выполнении многооборотных прыжков, когда спортсмен не делает в воздухе нужное число оборотов, доворачиваясь уже после приземления. Недокрут до 90° считается нормой и не штрафуется; до 180° — даёт 70 % стоимости прыжка, больший — оценивается как прыжок ступенью меньше.

Новая судейская система — система оценок выступлений в фигурном катании на коньках, появившаяся в 2004 году. Выступление оценивается как сумма баллов за выполнение элементов, плюс оценки за общее впечатление от программы, плюс призовые/штрафные баллы.

О

Одинарный прыжок (single jump) — прыжок с вращением в один оборот (1,5 оборота для акселя).

Одиночное фигурное катание — разновидность фигурного катания, в которой спортсмен выступает в одиночку. Бывает мужским и женским.

Ойлер (half loop, Euler jump) — нестандартный прыжок; однооборотный прыжок с заходом как у риттбергера и приземлением на маховую ногу. Применяется как промежуточный между каким-либо стандартным и сальховым/флипом.

Сразу после введения новой судейской системы каскады с ойлером считались комбинациями, что привело к снижению популярности этого элемента. С 2010 года связка «прыжок-ойлер-сальхов/флип» считается каскадом, что возродило этот прыжок.

В каскадах ойлер получает стоимость одинарного риттбергера.

Опорная нога — в «одноногих» элементах та нога, на которой фигурист едет.

Открытая позиция —

  1. Позиция, в которой свободная нога позади по движению. В элементах открытость/закрытость определяется позицией на выходе.
  2. В парном катании — то же, что фокстротная позиция.

П

Параллельное вращение — то же, что синхронное вращение.

Параллельный прыжок — приём парного катания, когда оба партнёра одновременно совершают один и тот же прыжок.

Парное вращение — приём парного катания, когда оба партнёра вращаются как единое целое.

Парное фигурное катание — разновидность фигурного катания, в которой участвуют пары из мужчины и женщины.

Перекидной (waltz jump) — простой, но красивый прыжок, аксель в половину оборота. Применяется как связующий элемент.

Перебежка:

  1. Бег простейшими шагами от одного элемента к другому.
  2. Простонародное название подсечки.

Пистолетик (duck) — позиция в приседе на одной ноге, вторая вытянута.

Поддержка (lift) — приём парного катания, когда партнёр поднимает партнёршу, удерживает в этом положении и ставит на лёд. Какие-либо акробатические трюки в поддержке запрещены. В спортивном катании поддержка должна быть выше плеч, в танцевальном — наоборот, поддержки выше плеч запрещены.

Подкрутка (twist lift) — приём парного катания, когда партнёр подбрасывает партнёршу в воздух и ловит.

Произвольная программа — вторая часть соревнований в одиночном и парном (спортивном) катании; длится 4:30 у мужчин и пар, 4:00 у женщин. В отличие от короткой программы, количество исполняемых элементов только ограничено сверху.

Произвольный танец — последняя из двух дисциплин танцевального катания. Правила требуют от фигуристов лишь выполнить некоторый набор элементов — ритм, музыка и программа остаются на их усмотрение. Длится 4 минуты у взрослых, 3:30 у юниоров.

Профессионал — фигурист, получающий деньги из запрещённых ИСУ источников. Не может участвовать в соревнованиях ИСУ.

Прыжки — правила фигурного катания «прыжками» считают исключительно многооборотные прыжки: шесть стандартных (сальхов, риттбергер, аксель, тулуп, флип, лутц) и ещё несколько нестандартных (валлей, ойлер).

Прыжковый элемент — прыжок, каскад или комбинация прыжков.

Р

Ребро (edge) — одна из двух заострённых кромок конька. Одно ребро называют внутренним, второе — наружным.

Рёберность — в некоторых элементах соблюдение (или несоблюдение) требования, на каком ребре конька скользить. См. также Спираль, Тодес, Флутц, Лип.

Рёберные прыжки — прыжки с опорной ноги. Из стандартных таковыми будут аксель, риттбергер и сальхов. Несмотря на то, что современная техника предписывает исполнять их с зубца, перед «наколом» всегда есть глубокий след — дуга, совмещённая с толчком.

Риттбергер (loop jump) — один из шести стандартных прыжков; рёберный прыжок, исполняемый (левым фигуристом) с внешнего ребра правого конька. Вращение достигается за счёт поворота туловищем и маха левой ногой вверх-назад. Пригоден на роль второго прыжка в каскаде. Назван в честь немецкого фигуриста Вернера Риттбергера.

С

Сальто — прыжок с вращением через голову. В соревновательном катании запрещён. По-английски: somersault для переднего сальто, backflip для заднего.

Сальхов (Salchow jump) — один из шести стандартных прыжков; рёберный прыжок, исполняемый (левым фигуристом) с внутреннего ребра левого конька. Вращение достигается за счёт маха правой ногой вперёд-вниз. Назван в честь шведского фигуриста Ульриха Сальхова.

Свободная нога — в «одноногих» элементах та нога, которая поднята.

Связующие элементы — элементы, соединяющие сложные трюки в цельную программу. За связующие элементы ставят отдельную оценку, иногда — за «креативный» заход на элемент могут поднять его GOE.

Синхронное вращение — в парном катании вращение обоих партнёров синхронно и независимо друг от друга.

Синхронное фигурное катание — разновидность фигурного катания; на льду выступает команда из 8—20 человек.

Скобка (bracket turn) — относительно сложный разворот на одной ноге со сменой ребра. Называется так потому, что прочерченный коньком след напоминает фигурную скобку.

Совместное вращение — то же, что парное вращение.

Спираль — продолжительная езда на одном коньке на чётко выраженном ребре, в то время как вторая нога поднята. Обязательный элемент женского и парного катания, мужчинами исполняется нечасто.

Спортивная пара — пара в дисциплине парного катания, в противоположность танцевальной паре.

Судейская система ИСУ — то же, что Новая судейская система.

Судейский борт — длинный борт катка, около которого располагаются судьи. Программы (особенно парные) компонуют с учётом расположения судей, чтобы показать сильные стороны фигуриста/пары и скрыть слабые.

Читайте также:  Сноуборды GNU: преимущества и особенности моделей

Т

Танцы на льду (ice dancing) — одна из дисциплин фигурного катания, основанная на сложных шагах и вращениях. В танцах выступает пара из мужчины и женщины; запрещены поддержки выше плеч, прыжки и прочие «акробатические» элементы.

Твизл (twizzle) — вращение в движении.

Технический специалист — член судейской бригады, фиксирующий название и сложность элемента.

Тодес (death spiral) — элемент парного катания, когда партнёр выполняет «циркуль», держа за руку партнёршу, которая описывает круги вокруг него, выгнув тело параллельно льду.

Тройка (three turn) — разворот на одной ноге со сменой ребра. Назван так, потому что конёк рисует на льду цифру «3».

Тройной прыжок (triple jump) — прыжок с вращением в три оборота (3,5 для акселя).

Тулуп (toe loop jump) — один из шести стандартных прыжков; зубцовый прыжок, исполняемый (при вращении влево) с внешнего ребра правого конька. Часто применяется как второй прыжок в каскаде.

У

Уголок слёз и поцелуев (Kiss and cry) — место, где фигурист ожидает оценки судей.

Уровень сложности элемента — по особым критериям техническая бригада относит элемент к уровню B (базовому), 1, 2, 3 или 4 и по таблице определяется базовая оценка (SOV). Например: дорожка шагов 4 уровня должна содержать разнообразные шаги и повороты, исполняемые в разных направлениях и сочетающиеся с поворотами туловища, и быстрые смены направления вращения.

Ф

Флип (flip jump) — один из шести стандартных прыжков; зубцовый прыжок, исполняемый (левым фигуристом) с внутреннего ребра левого конька.

Фокстротная позиция (также открытая позиция) — в парном катании позиция, когда партнёры находятся бок о бок и скользят одним и тем же фронтом.

Ц

Центровка — способность (или неспособность) фигуриста вращаться на одном месте, не «съезжая» в сторону.

Ч

Чемпионат четырёх континентов — объединённый чемпионат Азии, Африки, Америки и Океании (всего остального мира, кроме Европы).

Четверной прыжок (quadruple jump) — прыжок с вращением в четыре оборота (4,5 оборота для акселя).

Чистое исполнение — исполнение элемента или программы без ошибок, которые могли бы привести к вычитанию очков (недокрут, приземление на две ноги, задевание рукой льда, неуместное пользование зубцом конька, падение…).

Чоктау (choctaw turn) — шаг со сменой ноги, ребра и направления. Из-за сложности применяется преимущественно в танцах.

Ш

Шаг — любое движение, приводящее к смене опорной ноги, опорного ребра и/или фронта движения.

Шестибалльная система — система оценивания выступлений фигуристов, в которой каждый из судей выставляет оценки от 0,0 до 6,0 баллов. Применялась с 1901 до 2004 года.

Источник: https://by.tribuna.com/tribuna/blogs/figureskating/712340.html

Кораблик (spread eagle) - элемент фигурного катания

Словарь терминов фигурного катания

Сальхов, бильман, чоктау, пендаль, твизл, кэрриган, моухок… Это отнюдь не абракадабра и вовсе даже не текст очередного магического заклинания очкарика Гарри. Это всего лишь термины фигурного катания, которые отные будут вам понятны.

А
Аксель (Axel) — единственный прыжок, который исполняется с движения вперед. Cуществуют прыжок в полтора, 2,5 и 3,5 оборотов.

Б
Бауер (Ina Bauer) — элемент похожий на кораблик (см. далее), но ноги в нем стоят не во второй позиции (не на одной линии), а ближе к четвертой (параллельно друг другу). Нога, которая находится сзади, всегда стоит на внутреннем ребре, а та, что спереди, может быть на внутреннем или на наружным.

Бестия (Besti squad), Бести, Бестемьянова — корабликоподобная спираль. От кораблика отличается сильным прогибом в коленях, что позволяет взять более крутую дугу.

Беговой (Progressive, run) — танцевальный шаг. На ход вперед полностью соответствует подсечке вперед. На ход назад делается толчок назад-наружу ногой, которая находится в круге, в закрытую скрестную спереди позицию, затем назад внуть ногой снаружи круга в положение выпада.

Бильман (Bielmann spin) — вращение стоя с захватом конька свободной ноги обеими руками сзади над головой.

В
Валлей (Walley), цак — реберный прыжок в один оборот с хода назад-внутрь на ход назад наружу той же ноги. Характерной особенностью является поджимание согнутой в колене свободной ноги сбоку вместо скрестной группировки.

Выброс (Throw) – элемент парного катания. Партнер выбрасывает партнершу в любой многооборотный прыжок.

Выпад (Lunge) — полушпагат.

Выкрюк (Counter) — шаг, используемый, в основном, в танцах на льду. Это поворот на одной ноге со сменой направления движения без смены ребра, но со сменой «дуги». Сначала спортсмен движется, например, на правой ноге вперед наружу, а затем совершает поворот и продолжает движение на правой ноге назад наружу.
Выкрюк исполняется в направлении «выходящей дуги».

Винт (Scratch Spin) — вращение в положении стоя. В начале исполнения элемента свободная нога уводится в сторону и сгибается перед опорной. Руки постепенно группируются, а нога опускается и выпрямляется. Это вращение является самым скоростным. Обычный винт исполняется на левой ноге. Обратный винт — на правой.

Волчок (Sit Spin) — вращение в положении сидя. Опорная нога сгибается, а свободная выпрямляется параллельно льду.

Г
Гидроспирали (Hydboblading) — совокупность спиралей на сильно выраженных ребрах с глубоким просаживанием, и, как правило, укладыванием корпуса максимально близко ко льду. Классическая гидроспираль — спираль на ребре назад-внутрь со скрещенной сзади и вытянутой из круга свободной ногой, наклоном корпуса в круг и легким касанием пальцами свободной руки льда в центре круга.

Д
Джаксон (Jackson) – шаг, состоящий из нескольких микроэлементов. Основным из них является наружный моухок (см. далее), с которого Джаксон и начинается.

В левую сторону Джаксон выполняется следующим образом. Левая вперед наружу, правая назад наружу (LFO-RBO) — моухок. Дальше идет скрещение спереди, переход на левую ногу, ходом назад, внутреннее ребро (RBO-LBI). Последний шаг – переход на правую вперед внутрь (LBI-RFI). В правую сторону все то же самое, только с другой ноги.

Дуга — основной элемент фигурного катания — скольжение на одной ноге на наружном или внутреннем ребрах, вперед или назад. Соответственно, дуга может быть вперед-наружу, вперед-внутрь, назад-наружу и назад-внутрь.

Е
Елочка (Basic Stroking) — основной шаг. Елочка напоминает коньковый шаг на лыжах и называется так потому, что при движении на льду остается след, напоминающий елку. Как видно из английского названия — это самый основной шаг.

Фигуристы используют его, чтобы набрать скорость или перейти от одного элемента к другому, однако излишнее его использование свидетельствует (согласно существующим правилам) о недостаточно хорошей технике спортсмена, поэтому сильнейшие фигуристы стараются свести его использование к минимуму.

З
Заклон (Layback Spin) — вращение в прогибе назад. Свободная нога сбоку. Руки могут находится в различных положениях.

К
Кантилевер (Cantilever), лимбо, кораблик Климкина — корабликоподобная спираль. Ноги сгибаются в коленях и подаются сильно вперед так, чтобы таз оказался прямо над коньками, а корпус укладывается назад параллельно льду и максимально низко. Есть вариации с касанием одной или двумя руками льда как в мостике.

Кораблик (Spreadeagle) — скольжение на двух ногах на наружних или внутренних ребрах в выворотном положении.

Кроссбильман (Cross-grab) — спираль с захватом конька свободной ноги противоположной рукой.

Кроссролл — движение со сменой ноги и направления скольжения. Начинается с любой ноги на наружном ребре, свободная нога находится сзади. Далее свободная проходит мимо опорной по шестой позиции и ставится на лед. После этого ноги скрещиваются и происходит переход на свободную ногу.

Крюк (Rocker) — шаг, используемый, в основном, в танцах на льду. Это поворот на одной ноге со сменой направления движения без смены ребра, но со сменой дуги. Сначала спортсмен движется, например, на правой ноге вперед наружу, а затем совершает поворот и продолжает движение на правой ноге назад наружу. Крюк выполняется в направлении «входящей» дуги.

Кэрриган (Kerrigan spiral) — спираль в позиции ласточки с захватом колена свободной ноги одноименной рукой.

Л
Ласточка (Spiral) — суть элемента в том, что спортсмен скользит на одной ноге, а свободную поднимает вверх.

В зависимости от того, на каком ребре происходит скольжение, ласточки бывают наружу, внутрь, вперед или назад.

При оценке ласточек, в первую очередь, ценится реберность и плавность, умение держать позицию. При оценке комбинаций учитывается сложность перехода от одной спирали к другой.

Либела (Camel Spin) — вращение в положении ласточки. В классическом варианте исполняется на прямой опорной ноге. При качающейся либеле спортсмен наклоняется вперед и поднимается обратно.

Лутц (Lutz) — зубцовый прыжок. Используется зубец правой ноги, а сам прыжок выполняется с наружнего ребра левой ноги.

Читателям на заметку: Если вас интересует мониторинг цен конкурентов, то поможет вам в этом интернет-ресурс konkurenta.net.

М
Моухок (Mawhawk) — шаг с использованием обеих ног. При его исполнении происходит смена ноги, направления движения, но ребро остается неизменным.

Наиболее распространенный вариант начинается с движения на правой ноге вперед наружу, затем фигурист как бы «подставляет» другую ногу и выезжает на левой ноге назад наружу. Иногда используется для захода на флип, но чаще для быстрой смены направления движения или в дорожках шагов.

Танцоры различают «открытый» (open) и «закрытый» (close) моухок: в первом случае свободная нога при смене ставится впереди, а во втором сзади опорной.

О
Олень (Stag jump) — прыжок аналогичен прыжку в продольный шпагат, но в полете маховая нога сгибается в колене, а корпус, как правило, прогибается назад.

Ойлер (Half loop) — прыжок. Используется как связка в комбинациях прыжков. По способу отталкивания он аналогичен прыжку петлей (риттбергер), но приземление в нем происходит на маховую ногу.

Поэтому здесь важны энергичное маховое движение выпрямленной свободной ногой в направлении общего движения тела и фиксация положения обеих ног в полете. Чтобы уверенно выполнять приземление ходом назад-внутрь, необходимо отводить назад и удерживать в этом положении свободную ногу и одноименную руку.

В качестве вспомогательного упражнения для овладения приземлением рекомендуется длительное скольжение в таком положении.

Опорная нога — нога, на которой скользит фигурист.

П
Падающий лист (Falling leaf) — прыжок в продольный шпагат с ритбергерного захода.

Пендаль (Hitch kick), прыжок пендалем – с ритбергерного захода выполняется вымахивание сначала левой, а затем сразу правой ноги максимально вверх с приземлением вперед на левый зубец и быстрым переходом на правую ногу.

Перевод — поворот плечевого пояса или головы вокруг продольной, оси, а также связанное с этим изменение положения свободной ноги и рук.

Перекидной прыжок (Waltz Jump) — прыжок в 0,5 оборота, подготовка к акселю.

Перетяжка Крюк (Rocker) — движение со сменой ребра и направления скольжения, без смены ноги. Выполняется вперед и назад. Используется как связующий элемент в дорожках шагов.

Петля — элемент получил свое название из-за следа оставляемого лезвием на льду после его исполнения. Это достигается за счет скручивания корпуса в направлении скольжения, и приседа на опорной ноге. Начинается петля, как обычная дуга. Раньше петля была обязательным элементом школы, сейчас практически забыта.

Пистолетик (Duck) — спираль в позиции сидя. Выполняется на любом из ребер в любом направлении, свободная нога выносится выворотно вперед. Обязательное условие: ягодицы должны быть не выше колена опорной ноги.

Читайте также:  Топ-рейтинг лучших горнолыжных ботинок: описание моделей

Подкрутка (Twist) — элемент парного катания. Партнер подбрасывает партнершу над головой, партнерша совершает обороты в горизонтальной плоскости, партнер ловит ее и ставит на лед в позицию выезда.

Прыжок в либелу — вращение. Фигурист скользит вперед на левой ноге и приземляется на правую. Вращение происходит назад.

Полубильман (спираль) (Catch-foot spiral, half-biellmann spiral) — пираль с захватом конька свободной ноги одноименной рукой.

Подсечка (Crossovers) – еще один базовый шаг в фигурном катании. В отличие от елочки, которая позволяет двигаться по прямой, подсечка предназначена для движения по кругу и выполняется ходом назад. Часто используется при заходах на прыжки и вращения. Как и елочка, подсечка считается простым шагом и используется в «служебных» целях, как связующие шаг.

Р
Риттбергер (loop) — при исполнении риттбергера не используется ни мах, ни удар зубцом. Выпрыгивание происходит с дуги, на которой находится опорная нога.

С
Сальхов (Salchow) – прыжок, названный в честь шведского фигуриста Ульриха Сальхова. В нем прыжку предшествует мах свободной ногой. Затем спортсмен подтягивает ногу и выталкивает себя вверх. Считается одним из наиболее простых прыжков.

Свободная нога — нога, которая не касается льда.

Скручивание туловища — поворот верхней части туловища по отношению к нижней по продольной оси. Положительным направлением скручивания туловища считается направление в сторону закругления дуги. Отрицательным направлением скручивания туловища считается направление, противоположное закруглению дуги.

Скобка (Bracket) — поворот на одной ноге со сменой ребра и направления движения.

Если мысленно продолжить дугу, по которой фигурист начинает исполнять поворот, то получится круг и при тройке получится движение «левым боком к центру круга — лицом к центру круга — правым боком» (тройка LFO), а при такой же (LFO) скобке будет «левым боком к центру круга — спиной к центру круга — правым боком». Скобка более сложный поворот, чем тройка, поскольку требует большего мастерства и умения владеть своим телом. В некотором роде тройка поворот «естественный», по направлению движения, он получается практически сам собой, а скобка — «противоестественный». Скобку используют в основном в дорожках шагов, и выглядит это приблизительно как быстрая смена направления движения: сначала лезвие «едет» зубцом вперед, потом на короткое время оказывается зубцом назад, а потом опять вперед.

Смена направления — переход от скольжения вправо к скольжению влево или наоборот.

Смена фронта — переход от скольжения вперед к скольжению назад или наоборот.
Положение головы, свободной ноги и рук впереди или сзади рассматривается по отношению к туловищу фигуриста, а не к направлению движения по льду (если это не оговаривается в тексте особо).

Собачка (Fan spiral) — свободная нога поднимается выворотно вверх в поперечный шпагат, корпус отклоняется в центр круга. В идеале линия ног должна не иметь изгибов. Положение рук произвольно.

Т
Твизл (Twizzle) — шаг, который используется, в основном, в танцах на льду. Это нечто среднее между многократной тройкой и вращением: быстрый поворот на одной ноге с незначительным продвижением. Чем быстрее поворот и чем меньше смещается спортсмен, тем лучше. Для танцев обязательным являются серии твиззлов, которые партнеры исполняют синхронно.

Тодес — этот элемент считается одним из наиболее сложных в парном фигурном катании. При исполнении тодеса партнерша скользит на одной ноге в горизонтальном положении. Партнер выполняет циркуль назад-наружу. Тодес может исполняться назад-наружу, назад-внутрь и вперед-наружу (по ребру, на котором скользит партнерша).

Тройка (троечный поворот) (Three turn) — поворот на одной ноге со сменой ребра и направления движения. Называется так потому, что остающийся на льду след имеет вид цифры 3.

Одна из самых распространенных троек выглядит так: фигурист скользит вперед на наружном ребре левой ноги, затем поворачивается на 180 градусов через левое плечо («в центр круга») и продолжает скользить на левой ноге, но назад и на внутреннем ребре. Эта тройка используется при заходах на сальхов и флип.

Остальные варианты выглядят приблизительно также, например, один из заходов на риттбергер начинается с тройки «вперед внутрь»: фигурист скользит на правой ноге вперед внутрь, поворачивается и движется назад на наружном ребре.

Когда тройки используют в качестве заходов на прыжки вторая часть («после поворота») часто срезается, фигурист просто выпрыгивает в воздух с необходимого ребра, но иногда используют так называемые «многократные» тройки (когда повороты исполняются один за другим без остановки), например Ирина Слуцкая часто использовала многократные тройки для захода на тройной риттбергер.

Тройка риттбергеровая — шаг со сменой фронта движения и ребра. Например, движение начинается в левую сторону, и спортсмен едет на левой ноге. Выполняется широкий шаг, как при подсечке, затем переход на правую ногу. Левая остается спереди. Затем выполняется тройка на правой ноге назад наружу, вперед внутрь. Дальше следует переход на левую ногу назад внутрь и снова толчок на правую.

Тулуп (Toe loop) — зубцовый прыжок. Удар производится зубцом левой ноги. Чаще всего этот прыжок используется в качестве второго в каскаде.

Ф
Флип (Flip) — зубцовый прыжок. Используется зубец правой ноги. Может выполняться с тройки вперед наружу или с моухока.

Флажок (Y-spiral) — свободная нога поднимается выворотно вверх в поперечный шпагат и удерживается там одноименной рукой.

Ц
Циркуль (Pivot) — скольжение на любом из ребер на ход вперед или назад с постановкой свободной ноги на зубец в центр спирали. Циркули на ход вперед предваряются постановкой ноги на зубец. На ход назад, напротив, сначала скольжение, затем зубец.

Ч
Чоктау (Choctaw) — шаг с использованием обеих ног. В отличие от моухока, это смена ноги, направления движения и ребра. Используется в основном танцорами, реже одиночниками в дорожках шагов.

Ш
Шаги (Steps) – элементы, которые представляют собой комбинации толчков, дуг, троек, перетяжек, скобок, крюков, выкрюков и петель, с помощью которых фигурист перемещается по площадке. Шаги в фигурном катании могут быть классифицированы по нескольким признакам. Различают шаги, выполняемые на одной ноге с переходом на другую и на двух ногах.

Комбинации шагов на двух ногах называют змейками. В зависимости от рисунка комбинаций шагов различают дорожки по прямой, по кругу и так называемый серпантин — комбинацию шагов с извилистым рисунком, состоящую из крутых дуг.

С учетом основного ключевого элемента, встречающегося в данной комбинации, различают шаги тройкой, скобкой, крюком, выкрюком, петлей, на зубцах и т. д..

Шарлотта (Charlotte Spiral) — спираль с переводом корпуса в вертикальное положение параллельно опорной ноге и подъемом свободной ноги в полный шпагат вверх.

Шассе — один из самых простых шагов в фигурном катании. Выполняется со сменой ноги и ребра скольжения, без смены фронта и направления движения.

Может начинаться с правой и левой ног, вперед и назад, наружу и внутрь.

Пример: левая вперед наружу, далее к ней подтягивается правая нога и ставится вперед внутрь, левая слегка поднимается надо льдом, но остается по шестой позиции (мысок к мыску, пятка к пятке).

Шезлонг (Inverted spiral) — лежачая спираль. Из позиции ласточки корпус и свободная нога выворачиваются «лицом» вверх.

Шпагат (продольный) (Split jump) — зубцовый прыжок в позицию продольного шпагата с флипового или тулупного захода, приземление на ход вперед на зубец маховой ноги и сразу переход на ход вперед толчковой ноги.

Источник: http://ruchampions.com/glossarium/35-slovar-terminov-figurnogo_kataniya.html

Словарь элементов в фигурном катании

Задача описать элементы фигурного катания словами не так уж и просто — слова зачастую только затрудняют понимание. Гораздо легче показать как что-то сделать, а еще лучше попробовать исполнить их самим, тогда понимание почти гарантировано. Но мы попытаемся обойтись словами…

Для начала, следует сказать, что лезвие конька имеет два ребра — наружное и внутреннее. Поэтому, когда хотят описать определенный элемент, часто употребляют сокращения типа RFI или LBO.

Происхождение этих сокращений очень простое: R (right) означает «правый», L (left) — «левый», F (forward) — «вперед», B (backward) — «назад», I (inside) — «внутрь» и O (outside) — «наружу».

То есть RFI означает движение на правой ноге вперед на внутреннем ребре, а LBO — на левой ноге назад наружу.

С точки зрения зрителя, единственная сложность здесь — это разница между движением на наружном и на внутреннем ребре, поскольку далеко фигуристы исполняют четкие дуги, но если внимательно следить за движением конька, то можно увидеть, что он стоит не строго перпендикулярно льду, а отклоняется либо наружу, либо внутрь.

Элементы фигурного катания можно разбить на несколько групп. Самая базовая из них — это шаги, она же наиболее трудна для опознания.

Вообще-то почти любой переход с одного ребра на другое можно расценивать как шаг, и сами фигуристы вряд ли смогут ответить на вопрос какие шаги и в какой последовательности они выполняют.

В программах шаги присутствуют в виде дорожек шагов (step sequences) и просто связующих элементов (connecting steps). И в том, и в другом случае ценится, прежде всего, четкость и плавность исполнения.

В деле должно быть ясно видно, с какого и на какое ребро переходит фигурист, а сам переход должен совершаться без рывков и видимых усилий. Кроме того, естественно, учитывается и сложность самих шагов, а также то, насколько эти шаги согласуются с музыкой.

Следующая группа элементов — спирали.

С этим понятием есть некоторая путаница, поскольку в английском языке spiral означает вполне определенный элемент, называемый у нас ласточкой, а то, что называем спиралями мы, в английском языке будет или spiral sequence или moves in the field.

При исполнении спиралей ценится, прежде всего, все те же реберность и плавность: насколько четко выражено ребро (насколько оно «глубоко» (deep)), насколько уверенно стоит на нем фигурист, насколько хорошо «держит» позицию и насколько долго он в ней находится.

Среди поклонников фигурного катания не умолкают споры о том, насколько важно, например, для исполнения ласточек иметь хорошую растяжку: одни говорят, что любая ласточка, при которой свободная нога не поднимается выше головы, вообще не должна засчитываться.

Другие, справедливо указывают на то, что хотя спирали в исполнении, скажем, американки Саши Коэн действительно производят очень сильное впечатление, но растяжка как таковая не относится к «фигурному катанию», и что гораздо больше следует ценить способность спортсмена скользить на «хорошем» ребре.

При оценке комбинации спиралей учитывается так же сложность «перехода» от одной ласточки к другой.

Например, знаменитая комбинация спиралей, которую на протяжении многих лет включает в свои программы американка Мишель Кван, формально не так уж сложна: переход с внутреннего ребра на наружное один из самых простых, но в ее случае «ценность» этому элементу придает непревзойденное качество исполнения.

Вращения делятся на простые (просто вперед или просто назад), со сменой ноги, комбинированные (со сменой ноги и позиции), парные (параллельные и совместные) и танцевальные.

Однако, несмотря на множество возможных вариантов, критерии оценки остаются практически одинаковыми: центровка (фигурист должен вращаться на одном месте), число оборотов (обычно всегда оговаривается минимальное число оборотов), скорость вращения (чем быстрее, тем лучше) и четкость/правильность позиции. Для танцевальных вращений обязательным требованием является вращение в танцевальной позе (in dansehold).

Читайте также:  Горные лыжи Armada: особенности, нюансы, характеристики

Прыжки во вращения являются обязательным элементом для одиночников и пар. Их оценивают двояко: с одной стороны как вращения (то есть по тем же центровке/числу оборотов и т.д.), а с другой стороны по прыжку. В «прыжковой» части главное высота и то, что фигурист должен занять нужную позицию еще в полете. Вращение должно начинаться сразу же по приземлении.

Прыжки принадлежат к числу наиболее эффектных элементов фигурного катания. В настоящий момент «стандартом» для женщин является исполнение всех тройных прыжков, кроме акселя, а также каскадов из тройного и двойного или двух тройных прыжков.

Для мужчин «стандарт» все тройные, включая аксель, четверной, а также каскад из четверного прыжка (или тройного акселя) и тройного. Для прыжков, безусловно, наиболее важна чистота приземления.

Фигурист должен приземляться на одну ногу, не касаться льда рукой или свободной ногой, и при этом «выезжать» из прыжка, а не останавливаться сразу по приземлении.

Однако не менее важен и заход на прыжок: все прыжки должны исполняться в одной ноги и с правильного ребра (наиболее частая ошибка исполнение лутца с внутреннего ребра, а не с наружного). Важна также и амплитуда исполнения прыжка. Судья зачастую могут снизить оценки, если фигурист долго готовится к прыжку. Грубой ошибкой считаются «не докрученные» прыжки.

Элементами парного катания являются прежде всего тодесы (death spiral), различающиеся по ребру на котором «скользит» партнерша, выбросы (throws), различающиеся по заходу и называющиеся по соответствующему прыжку.

Например, выброс тройной сальхов (throw triple salchow), подкрутки (twists), в которых партнер подбрасывает партнершу в воздух, ловит ее и ставит на лед (наиболее распространенный вариант двойной или тройной лутц шпагатом), а также поддержки (lifts), который различают по заходу и положению: рука на бедре (партнер поднимает партнершу за бедро), рука на талии, рука к руке и лассо, при котором партнерша перед заходом на поддержку скользит назад перед партнером, а в момент захода поворачивается. Требования к этим элементам легче всего понять из списка ошибок.

ШАГИ

Елочка (Basic Stroking)

Елочка напоминает коньковый шаг на лыжах и называется так потому, что при движении на льду остается след, напоминающий елку. Как видно из английского названия — это самый основной шаг.

Фигуристы используют его, чтобы набрать скорость или перейти от одного элемента к другому, однако излишнее его использование свидетельствует (согласно существующим правилам) о недостаточно хорошей технике спортсмена, поэтому сильнейшие фигуристы стараются свести его использование к минимуму.

Подсечка (Crossovers)

Еще один «базовый» шаг. В отличие от елочки, которая позволяет двигаться по прямой, подсечка предназначена для движения по кругу. Различают подсечку вперед и назад, а также наружу и внутрь.

Большинство фигуристов используют подсечка вперед, когда движутся вдоль бортика катка и им надо повернуть в углу. Подсечка назад используется при заходах на прыжки и вращения.

Как и елочка, подсечка считается простым шагом и используется только «в служебных» целях.

Троечный поворот, тройка (Three turn)

Поворот на одной ноге со сменой ребра и направления движения. Называется так потому, что остающийся на льду след имеет вид цифры 3.

Одна из самых распространенных троек выглядит так: фигурист скользит вперед на наружном ребре левой ноги, затем поворачивается на 180 градусов через левое плечо («в центр круга») и продолжает скользить на левой ноге, но назад и на внутреннем ребре. Эта тройка используется при заходах на сальхов и флип.

Остальные варианты выглядят приблизительно также, например, один из заходов на риттбергер начинается с тройки «вперед внутрь»: фигурист скользит на правой ноге вперед внутрь, поворачивается и движется назад на наружном ребре.

Когда тройки используют в качестве заходов на прыжки вторая часть («после поворота») часто срезается, фигурист просто выпрыгивает в воздух с необходимого ребра, но иногда используют так называемые «многократные» тройки (когда повороты исполняются один за другим без остановки), например Ирина Слуцкая часто использует многократные тройки для захода на тройной риттбергер.

Скобка (Bracket)

Как и тройка, это поворот на одной ноге со сменой ребра и направления движения. Разница между ними в направлении поворота: «в круг» или «из круга».

Если мысленно продолжить дугу, по которой фигурист начинает исполнять поворот, то получится круг и при тройке получится движение «левым боком к центру круга — лицом к центру круга — правым боком» (тройка LFO), а при такой же (LFO) скобке будет «левым боком к центру круга — спиной к центру круга — правым боком».

Скобка более сложный поворот, чем тройка, поскольку требует большего мастерства и умения владеть своим телом. В некотором роде тройка поворот «естественный», по направлению движения, он получается практически сам собой, а скобка — «противоестественный».

Скобку используют в основном в дорожках шагов, и выглядит это приблизительно как быстрая смена направления движения: сначала лезвие «едет» зубцом вперед, потом на короткое время оказывается зубцом назад, а потом опять вперед.

Twizzle

Используется в основном в танцах на льду, где стал обязательным элементом. В некотором роде это что-то среднее между многократной тройкой и вращением: быстрый поворот на одной ноге практически на одном месте.

Чем быстрее поворот и чем меньше смещается фигурист при его исполнении, тем лучше.

Обязательными для танцев являются так называемые series of sinchronizied twizzles, когда оба партнера одновременно исполняют сначала один быстрый поворот, потом другой, причем между ними не должно быть более трех небольших шагов и выполнять этот элемент нужно синхронно.

Крюк и выкрюк (Rocker and Counter)

Еще одна пара поворотов на одной ноге, различающаяся направлением поворота. Это смена направления движения без смены ноги и ребра, но со сменой «дуги»: если тройки «укладываются» в круг, то крюки «переходят» с одного круга на другой.

Например, спортсмен сначала движется на правой ноге вперед наружу, затем поворачивается в движется на правой ноге назад наружу. В зависимости от направления поворота это будет либо rocker (в направлении «входящей» дуги), либо counter (в направлении «выходящей» дуги).

Этот шаг используется практически только в танцах на льду, да и то не очень часто.

Моухок (Mawhawk)

Это уже шаг «с использованием» обеих ног. При его исполнении происходит смена ноги, направления движения, но ребро остается неизменным.

Наиболее распространенный вариант начинается с движения на правой ноге вперед наружу, затем фигурист как бы «подставляет» другую ногу и выезжает на левой ноге назад наружу. Иногда используется для захода на флип, но чаще для быстрой смены направления движения или в дорожках шагов.

Танцоры различают «открытый» (open) и «закрытый» (close) моухок: в первом случае свободная нога при смене ставится впереди, а во втором сзади опорной.

Чоктау (Choctaw)

Тоже шаг «с использованием» обеих ног. В отличие от моухока, это смена ноги, направления движения и ребра. Т.е. получается RFO/LBI. Используется в основном танцорами, реже одиночниками в дорожках шагов.

СПИРАЛИ

Ласточка (Spiral)

В балете этот элемент называется арабеском и состоит он в том, что, скользя на одной ноге, фигурист поднимает свободную ногу настолько высоко, насколько позволяет его или ее растяжка.

В зависимости от того, на каком ребре скользит фигурист, ласточки бывают вперед и назад, а также наружу и внутрь.

Традиционно считается, что ласточки на внутреннем ребре исполнять сложнее, чем на наружном, и назад сложнее, чем вперед.

Кораблик (Spreadeagle)

Представляет собой скольжение на двух ногах на наружных или внутренних ребрах. Чаще всего используется в качестве «связки». Например, «наружный» кораблик часто включает в свои программы Виктория Волчкова, а сочетание «внутренний» кораблик /ласточка стало фирменной «связкой» пары Елена Бережная и Антон Сихарулидзе. Считается, что чисто исполнить внутренний кораблик сложнее, чем наружный.

Ina Bauer

Вариант кораблика, отличающийся от spreadeagle тем, что ноги стоят не на «одной линии», а параллельно друг другу. «Задняя» нога при этом всегда стоит на внутреннем ребре, а вторая может быть либо на внутреннем, либо на наружном. В зависимости от этого фигурист будет двигаться либо по кругу, либо по прямой.

Полу шпагат (Lunge)

При исполнении полу шпагата опорная нога сгибается, а свободная «лежит» сзади на льду. Чаще всего исполняет полу шпата вперед, но довольно эффектно выглядит связка из полу шпагата вперед, троечного поворота (не вставая) и полу шпагата назад.

Уголок

Представляет собой «утрированное» исполнение подсечки назад или вперед. Например, скользя назад на внутреннем ребре левой ноги, фигурист начинает «садиться» вынося правую ногу наружу и опуская корпус (вплоть до касания льда одной из ладоней).

ВРАЩЕНИЯ

Вращения стоя (Upright Spins)

Как нетрудно понять из названия во время исполнения вращений этого типа фигурист «крутится» стоя.

Наиболее распространенный вариант этого вращения — винтик (scratch spin): в начале свободная нога согнута перед опорной, а руки сцеплены перед грудью, а затем фигурист начинает постепенно опускать (и выпрямлять) свободную ногу и поднимать (и выпрямлять) руки.

При этом скорость вращения, как правило, возрастает и получается очень эффектный элемент. Существуют и другие разновидности этого вращения, например, свободная нога сгибается в колене и заносится за (а не перед как в винтике) опорную ногу.

Вращения сидя (Sit Spins)

Наиболее распространенный вариант — волчок : опорная нога согнута, свободная нога вытянута вперед параллельно льду, руки вытянуты вперед параллельно льду.

Варианты: руки сцеплены сзади (такой вариант часто исполняет Мария Бутырская), свободная нога не вытянута вперед, а лежит на колене опорной при этом фигурист нагибается вперед, руки наоборот выносит назад (иногда такое вращение называют «чёртик».

Оно смотрится довольно забавно, однако для исполнять его довольно трудно, поскольку трудно удерживать равновесие).

Либела (Camel Spin)

Вращение в положении «ласточка». Классический вариант исполняется на прямой опорной ноге с руками, вытянутыми вдоль тела. Есть еще качающаяся либела (illusion spin) при которой фигурист во время вращения наклоняется вперед и поднимается обратно.

Заклон (Layback)

Обязательный элемент короткой программы для женщин. При исполнении этого вращения фигуристка выгибается назад, свободная нога «вывернута» наружу и вынесена назад.

Бильман (Biellemann)

Назван так в честь Денис Бильман, которая первой исполнила это вращения на международных соревнованиях. Требует хорошей гибкости и растяжки — фигуристка (из мужчин этот элемент делает только Евгений Плющенко и еще несколько юниоров) ловит лезвие конька свободной ноги обеими руками и вытягивает наверх. При идеальном исполнении получается почти вертикальный шпагат.

Прыжок в либелу (Flying Camel)

Перекидной или бедуинский в либелу назад. Т.е. фигурист скользит вперед на левой ноге, прыгает, приземляется на правую ногу и начинает вращаться назад.

Чинян (Flying Sit Spins)

Прыжок в волчок вперед. Фигурист подпрыгивает на левой ноге, в воздухе «складывается» в волчок, приземляется и вращается вперед.

Прыжок в волчок (Death Drop)

Очень эффектный элемент: бедуинский в волчок назад. Фигурист скользит вперед на левой ноге, высоко прыгает, а потом «камнем» падает вниз и начинает исполнять волчок назад.

Источник: https://led.com.ua/statti/slovar-elementov-v-figurnom-katanii/

Ссылка на основную публикацию