Биг-эйр: что это за спорт и в чем его особенности

Если окунуться в реалии современного отечественного маунтинбординга, то одним из камней преткновения в его развитии является частое отсутствие грамотных фигур для фристайла и незнание их проектирования, об этом и пойдет наше дальнейшее повествование.

Для начала рассмотрим идеализированный профиль нашего биг-эйра:

Биг-эйр: что это за спорт и в чем его особенности

Разгон (inrun) — как не трудно догадаться, служит для набора скорости необходимой для прыжка. В естественных условиях это простой ровный склон, в искусственных условиях (демо-шоу в черте города, соревнования в закрытых помещениях и т. п.) это сборная разгонная конструкция или, в простонародье, разгонка (roll in).

Транзит (transition) — горизонтальная прямая при подъезде к трамплину, позволяющая райдеру контролировать скорость. В различных видах спорта данный термин трактуется неоднозначно, но в данном случае мы примем наиболее правильное, на наш взгляд, обозначение — расстояние от разгонки до кикера.

Если транзит окажется слишком длинным либо с неровным покрытием, то при подъезде к трамплину у райдера потеряется достаточная скорость для трюка, а если слишком коротким, он банально не успеет подготовится к прыжку. Очень часто встречаются безтранзитные варианты, когда набор скорости происходит вплоть до самого кикера.

Если трамплины стоят серией один за другим (например при слоупстайле), транзитом будет считаться расстояние от приземления первого до кикера второго.

Трамплин или кикер (kicker) — призматическая конструкция, задающая траекторию полета райдера. Чем плавнее заезд на кикер, тем лучше.

Приземление (landing) — наклонный участок, необходимый для приземления.

Уклон позволяет скомпенсировать вертикальные составляющие сил действующие на райдера непосредственно в момент касания земли, а его длина и ширина должны обеспечивать райдеру комфортное приземление при отклонении его траектории полета от первоначально заданной. При создании «приземы» необходимо стремится к наиболее оптимальному углу наклона; рекомендуемые размеры будут приведены в конце статьи.

В естественных условиях бывает не приходится заботиться о резких либо чересчур пологих приземлениях, главное стоит избегать абсолютно плоских участков (плоскач) и песчаных приземлений, т. к. в этом случае колеса зарываются в рыхлый грунт, что неминуемо приводит к падениям.

Выкат (finish area) — пологий участок, необходимый для безопасного торможения. Длина и ширина выката должна быть достаточной для совершения торможения поверслайдом (powerslide), а поверхность, как показывает практика, может быть практически любая.

В ограниченном пространстве используются тормозные конструкции для изменения направления движение райдера на прямо противоположное: квотерпайпы (quarterpipe) или волрайды (wall ride). На территории легендарного Орехова на выкате расположен контруклон (banked turn) — вполне логичное решение с учетом того, что трамплин является частью байкеркросс трассы.

Теперь можно рассмотреть типы трамплинов, т. е. возможные варианты компоновки кикера с приземлением.

1. Big Air Jump

Один из вариантов классического сноубордического/лыжного трамплина который редко используется в маунтинбординге из-за возникающей травмоопасности при большом перепаде высоты между точками начала прыжка и приземления.

Биг-эйр: что это за спорт и в чем его особенности

По сути, это степдаун (step-down) трамплин, т. е. его приземление расположено ниже верхней части кикера. Такому варианту соответствует установка единичного кикера на склоне.

Забегая вперед отметим, что степап (step-up) трамплины, когда часть стола и приземление расположены выше верхней части кикера, в маунтинборинге также почти не используются.

2. Tabletop

Биг-эйр: что это за спорт и в чем его особенности

Тэйблтоп или пирамида — лучший вариант конфигурации трамплина. В данном случае кикер и приземление находятся на одном уровне, а сплошной стол дает возможность райдерам (в особенности новичкам) без опасения пробовать новые трюки на малой скорости.

3. Gap

Биг-эйр: что это за спорт и в чем его особенности

Гэп — наиболее распространенный вариант трамплинов, в особенности для искусственных конструкций. Приземление отделено от кикера ямой (гэпом), что позволяет тратить меньше средств и усилий при постройке, в отличие от тэйблтопа. В исключительных случаях площадка стола может отсутствовать, что крайне не желательно!

4. Roller

Биг-эйр: что это за спорт и в чем его особенности

В сноубордической терминологии роллером называется гэповый трамплин без явно выраженной ямы; в маунтинбординге под определение роллера попадают фигуры такого же плана.

5. Spine

Биг-эйр: что это за спорт и в чем его особенности

В редких случаях, когда стол у трамплина очень мал либо вовсе отсутствует, т. е. приземление начинается сразу за кромкой кикера, такой вид трамплинов называют спайном.

6. Мультибокс

Биг-эйр: что это за спорт и в чем его особенности

Иногда один стол и приземление одновременно используются сразу под несколько трамплинов. Обе боковые стенки пирамиды тоже можно задействовать для приземлений. Дертовым кикерам рекомендуется делать своеобразную ступеньку, увеличивающую его высоту над столом на 10–15 см и предотвращающую разрушение липа (lip) или точки отрыва.

Итак, маунтинбордический трамплин или кикер может быть как дертовый, так и фанерный. В первом случае его придется копать, а во втором мастерить. Но в любом случае, правильность построения именной этой фигуры влияет конечный результат.

Биг-эйр: что это за спорт и в чем его особенности

Помимо габаритных размеров, главными характеристиками кикера влияющими на траекторию прыжка считаются радиус и угол вылета (примерно от 45 до 55 градусов).

Оптимальные значения этих величин для нашего случая лежат между резковатыми байкерскими и относительно пологими сноубордическими биг-эйрами.

Очень маленькие детские кикеры или подъезды к низким фигурам для джиббинга могут вообще не иметь радиуса.

Дертовые трамплины лучше всего подходят для тэйблтопов, а фанерные для гэпов. Кикеры из фанеры можно передвигать с места на место и они не теряют своих свойств, т. к. менее подвержены влиянию внешних воздействий.

Кикеры из земли со временем разрушаются (их необходимо поддерживать в должном состоянии), но при этом являются наиболее востребованным решением для маунтинборд парков и максимально оптимальной постройкой в естественной местности.

Если имеется возможность построить фанерный трамплин с дертовым приземлением, делайте — это одно из лучший решений для фристайла.

Самое главное во всей постройке — соблюсти правильные пропорции кикера, стола и приземления, соизмеримые со скоростью, которую возможно набрать на разгоне.

Биг-эйр: что это за спорт и в чем его особенности

Почти на всех больших соревнованиях и демо-шоу используется конструкция подобных размеров:

  • Длина кикера — 4 м
  • Высота кикера — 2 м (возможно 2.2 м)
  • Ширина кикера — не менее 1.5 м
  • Угол вылета — 51°
  • Радиус — 5 м
  • Гэп — 2.5-3 м
  • Длина стола — 2.5-3 м
  • Длина приземления — 5 м
  • Ширина приземления — минимум 5 м
  • Наклон приземления — от 20° до 30°
  • Длина разгонки — от 12 м (включая стартовую площадку)
  • Высота разгонки — 7 м
  • Ширина разгонки — 2 м
  • Средняя длина транзита — 10 м
  • Средняя длина выката — 10 м
  • Общая длина площадки с квотером — от 45 до 55 м

Пролет после двух метрового трамплина в среднем составляет 6 метров и увеличивать это расстояние не целесообразно, во-первых, по причине безопасности, во-вторых, оно оптимально подходит для выполнения почти всех возможных трюков, что доказывает общемировая практика. Учебные трамплины логичнее всего делать меньших размеров.

Касательно бордеркросс трасс, то в России они никогда не строились и в ближайшее время вряд ли будут из-за отсутствия возможностей и мизерной популярность гонок по сравнению с фристайлом. Там присутствуют все вышеперечисленные типы трамплинов в том или ином модифицированном виде.

Источник: http://www.mountainboard.ru/2009/12/07/big-air-bolshoj-tramplin/

Биг-эйр: что это за спорт и в чем его особенности

Фристайл

Лыжный фристайл объединяет различные альтернативные виды горнолыжного спорта: лыжную акробатику, ски-кросс, могул, слоуп-стайл, хаф-пайп, включённые в программу зимних Олимпийских игр. В 2017 году в число дисциплин фристайла вошёл биг-эйр.

Принято считать, что история фристайла в том виде, в котором он существует сейчас, началась с 1971 года, когда в Нью-Хэмпшире (США) прошли первые официальные соревнования в этой дисциплине. До этого фристайл представлял собой горное шоу, предназначенное для развлечения отдыхающей публики.

Кубок мира по фристайлу разыгрывается с 1978 года. В России фристайл появился в 1970-х гг. Первые всесоюзные соревнования по фристайлу состоялись в феврале 1986 года, в окрестностях деревни Горки. Первыми чемпионами страны в могуле стали Анна Вершинина и Станислав Соколенко.

В 1988 году была создана самостоятельная Федерация фристайла СССР.

Биг-эйр: что это за спорт и в чем его особенности

Пертахия Марика

В могуле лыжники спускаются по специально оборудованному склону длиной около 235 (+/- 35) м, на котором в шахматном порядке расположены бугры, могулы (mogul — англ. бугор). Во время спуска спортсмены должны выполнить 2 прыжка с расположенных на трассе трамплинов. Оцениваются три компонента: техника прохождения трассы, скорость и прыжки.

Биг-эйр: что это за спорт и в чем его особенности

Петлишнев Виталий

Судьи оценивают эстетику спуска: качество, ритмичность, быстроту поворотов, подъезд к трамплинам и вхождение в трассу после прыжков. На оценку прыжков влияют их сложность, траектория, амплитуда, высота, техническое исполнение и качество приземления. Время, за которое спортсмен прошел трассу по определенной формуле, пересчитывают в баллы.

Биг-эйр: что это за спорт и в чем его особенности

Ски-кросс – дисциплина фристайла, в которой лыжники стартуют по 4 человека одновременно и вместе проходят трассу с препятствиями в виде виражей и различных трамплинов, стараясь обогнать друг друга и прийти к финишу первым. С 2010 года является олимпийским видом спорта.

Соревнования по ски-кроссу разделяются на два этапа: квалификация и финалы. Во время квалификации участники проходят трассу по одному, стремясь показать лучшее время. В финальную стадию соревнований попадают не более 32 лыжников.

Затем их разбивают на четвёрки и проводятся заезды по трассе в четвёрках. В следующую стадию выходят два участника, первыми пришедшие к финишу. В конце соревнований проводится два финальных заезда.

В малом финале участники борются за 5-8 места, а в большом финале за 1-4 места.

Ски-кросс – очень зрелищный вид спорта. Нельзя точно предсказать, кто выиграет заезд, так как спортсмены соперничают между собой, и каждый старается финишировать первым.

Ски-кросс увлекает зрителей непредсказуемостью заездов, волнует опасными моментами, интригует исходом борьбы и приносит множество эмоций. Часто во время прохождения трассы спортсмены падают и сходят с дистанции.

Грубые помехи соперникам и агрессивное поведение запрещены, поэтому спортсмены стараются обогнать конкурентов на виражах, во время преодоления препятствий.

Биг-эйр: что это за спорт и в чем его особенности

Virus FREECAMP 2011 г.

Слоуп-стайл является популярной дисциплиной фристайла. Цель, которая стоит перед спортсменами – выполнить как можно более сложные трюки при достижении максимальной амплитуды прыжка. Важным является тот факт, что спортсмены должны стремиться к разнообразию исполняемых трюков, а не демонстрировать умение выполнять один и тот же, пусть сложный трюк.

Лыжи для катания в дисциплине слоуп-стайл схожи с лыжами для даунхилла, но имеют одну существенную особенность: задние концы лыж скруглены и загнуты вверх, как и передние, из-за чего такие лыжи получили название «твин типы». Это позволяет лыжнику двигаться или приземляться спиной вперёд, не беспокоясь о том, что концы лыж могут закопаться в снегу.

Самые различные препятствия — от перил до биг-эйра и квотер-пайпа, — могут располагаться на трассе для соревнований по слоуп-стайлу.

Спортсмен может воспользоваться каждым из них, чтобы продемонстрировать свой уровень.

Трамплины, расположенные на трассе, могут быть сколь угодно маленьких или крупных размеров, но в основном их длина укладывается в границы между 20 и 80 футами (от 6 до 24 метров).

Читайте также:  Скитур: что это такое, список снаряжения

На зимних Олимпийских играх эта дисциплина фристайла наряду с хаф-пайпом впервые представлена в 2014 году в Сочи. Также огромной популярностью в мире пользуются соревнования по слоуп-стайлу, проходящие в рамках Winter X Games.

Биг-эйр: что это за спорт и в чем его особенности

Лыжный хаф-пайп – это соревнование, в котором участники стартуют поодиночке с края хаф-пайпа: полукруглого рва или специально построенной рампы в форме полуцилиндра (обычно расположенную на склоне) глубиной от 8 до 22 футов (6,7 м).

Используя скорость, набранную на склоне, лыжники подлетают над краем пайпа и выполняют акробатические трюки в воздухе. Целью соревнований в хаф-пайпе является выполнение сложных трюков идеальной формы. Дисциплина хаф-пайп оценивается судьями путём присуждения общего результата на основании критериев сложности, вариативности и амплитуды.

Лыжная акробатика – лыжная акробатика предусматривает исполнение спортсменами максимально сложных акробатических прыжков со специально спрофилированного трамплина, который строится на склонах горнолыжных курортов или в городских условиях.

В спортивной программе ведущих лыжных акробатов мира — двойные и тройные сальто с вращениями вокруг своей оси. Например, в арсенале одной из наиболее титулованных спортсменок сборной России Ассоль Сливец – прыжок «фул-фул-фул», т.е. тройное сальто с тремя вращениями.

Стоит отметить, что лыжные палки в данном виде спорта не используются, а скорость разгона спортсменов перед прыжком — 60 км/ч и более.

Биг-эйр (англ. Big-Air – «большой воздух», также англ. Straight Jump) – соревнования, на которых лыжник выполняет прыжки с большого трамплина с исполнением в полёте разных трюков. Длина прыжков при этом составляет от 5 до 30 метров. Выступления участников оценивают по сложности трюков, динамике, «чистоте» и красоте исполнения.

Биг-эйр: что это за спорт и в чем его особенности

Nick Francke. Пример выступлений

Правила соревнований по биг-эйру в настоящее время находятся на утверждении в министерстве спорта России.

Источник: http://zvskrsk.ru/istoriya-razvitiya-vidov-sporta/fristajl

Биг Эйр — фристайл на сноуборде

Спорт не стоит на месте, постоянно развивается и выходит на новые уровни. Появляются новые направления, некоторые из них становятся официальными. С 2018 олимпийская программа пополнилась дисциплиной «Биг Эйр». Это зрелищное шоу, которое имеет много фанатов.

Что такое Биг Эйр

Классический спорт, будь то лыжный, футбол или гимнастика, развивается за счет фристайла — свободной программы, которая отличается от стандартного представления. Обычно, это трюки или сложные фигуры, которые отличаются сложностью, опасностью.

Биг Эйр — это фристайл на сноуборде. Спортсмен разгоняется, заезжает на высокий трамплин и в полете выполняет различные трюки: сальто, перевороты. В зависимости от высоты трамплина сноубордист пролетает от 4 до 35 метров.

История

Точной даты возникновения этого направления нет, но первые трюки на сноуборде начали делать сразу после появления доски — в 60 годах.

Первые серьезные соревнования FIS Snowboard World Cup были проведены в 1994 году, но до 2010 года Биг Эйр не входил в официальную программу и был любительским спортом. В 2015 году руководство зимних Олимпийских игр официально признало этот фристайл спортом. В 2018 прошли первые соревнования на уровне олимпиады. Были предусмотрены отдельные программы для мужчин и женщин.

Характеристика трамплинов

Сложность трюков достаточно высока, поэтому трамплины делятся на любительские и профессиональные. Они различаются размерами. Любительские кикеры — невысокие и представляют собой треугольник. Сноубордист разгоняется, вылетает на несколько метров на трамплине и делает пару трюков. Особенности:

  • высота до 1-5 метров;
  • дальность полета 3-10 метров;
  • возможность выполнить 1-2 фигуры.

Основные виды: пирамида и биг эйр джамп.

Кикеры для профессионалов больше. Самый крупный FIS трамплин достигает 39 метров в высоту. Помимо классической конструкции — Big Air Jump, используются альтернативные, более сложные кикеры:

  1. Гэп — состоит из зоны для прыжка, ямы и места для приземления. Пролетая над ямой, сноубордист выполняет трюки. Считается одним из опасных, поскольку в случае недолета есть риск получить серьезные травмы при падении.
  2. Роллер — аналог гэпа, но яма отсутствует.
  3. Спайн — трамплин в котором у сноубордиста нет места для приземления, поскольку кикер сразу переходит в спуск (зону для торможения). Требует большого опыта.

Профессиональные трамплины делят на степ ап и степ даун. В первом случае зона для приземления находится выше кикера, во втором — ниже.

Наиболее опасные и сложные — степ ап и геп, поскольку спортсмену нужно не только рассчитать скорость и сложность трюка, но и высоко выпрыгнуть, чтобы спокойно приземлиться.

Несмотря на внешнюю рискованность, этот спорт безопасен. Но обучение должно начинаться с классического биг эйр трамплина. Однократно, можно выполнять по одному трюку на невысокой скорости. Затем, движения усложняют и комбинируют.Биг-эйр: что это за спорт и в чем его особенности

Источник: https://vsnege.com/snoubord/big-ejr-fristajl-na-snouborde/

Воздушные лыжи. Что такое биг-эйр, слоупстайл и как удержать грэб

Если описывать соревнования по биг-эйру тому, кто ни разу их не видел, то первым делом напрашиваются сравнения с лыжной акробатикой — и там, и там спортсмены на лыжах вылетают с трамплина, выполняют в воздухе определенные трюки и стараются не упасть при приземлении. На самом деле разница довольно велика, ее легко заметить в форме и размерах трамплинов, технике движения фристайлистов, оборудовании и даже околоспортивной культуре.

Если говорить о технических отличиях, то в лыжной акробатике из-за конструкции трамплина фристайлист вылетает вверх и уже высоко в воздухе исполняет свою программу. В биг-эйре вылет происходит вперед, лыжник отталкивается от трамплина и выполняет элементы во время пролета практически параллельно земле.

В этих дисциплинах различается даже конструкция лыж — для акробатики они меньше, чтобы не мешать вращениям. Лыжи для слоупстайла и биг-эйра сконструированы так, чтобы спортсмену было удобно двигаться по трассе и лицом, и спиной вперед.

Это достигается за счет симметрии — нос и хвост таких лыж одинаково загнуты.

Биг-эйр, слоупстайл и хафпайп принято объединять под общим названием «фри-ски» — «свободные дисциплины».

До вхождения в олимпийскую программу это было практически отдельной субкультурой, альтернативным свободным движением, где даже на трассу каждый выходил в той одежде, которая ему больше нравится.

Главными соревнованиями в этих видах были не чемпионаты и Кубки мира, а Всемирные экстремальные игры — X Games.

По словам старшего тренера сборной России по фристайлу в дисциплинах биг-эйр и слоупстайл Никиты Васильева, после включения фри-ски в программу Олимпийских игр андеграундного духа в этих видах поубавилось.

«Сейчас максимально профессиональный подход и к тренировкам, и к подготовке оборудования, лыж, но сохранилось основное — свобода решений, собственный выбор того, что ты будешь делать на трассе. Мы не заявляем перед попыткой какой-то определенный трюк, спортсмен едет и буквально делает что хочет, может даже перед самим трамплином передумать.

В акробатике все совсем по-другому — у ребят есть определенная программа, которую они выполняют, и передумать в процессе уже точно нельзя», — отметил Васильев.

Как это происходит

В формате чемпионатов и этапов Кубка мира соревнования по биг-эйру проводятся в отдельном зачете, но на самом деле большой трамплин является частью слоупстайла. В нем спортсмен начинает свою попытку с прохождения джиббинговой секции, а потом уже выходит на линию из двух-трех трамплинов.

«У нас одна сборная и по слоупстайлу, и по биг-эйру, но так во всем мире — одни и те же люди катаются и там, и там. Да, в биг-эйре меньше трасса, всего один трамплин, но за счет этого сразу повышается сложность исполняемых трюков, — пояснил Васильев.

— А вот по параметрам слоупстайла на трассе должно присутствовать минимум два трамплина, но сейчас обычно делают три, это заставляет спортсмена выполнять более вариативную программу».

Биг-эйр: что это за спорт и в чем его особенности

Участники приезжают на соревнования за два дня до старта и именно тогда впервые видят трассу. Секции и трамплины строятся специально к турниру, и до официальных тренировок выходить на них запрещено.

Основным параметром трамплина является длина пролета — это то расстояние, которое есть у спортсмена, чтобы выполнить трюк, когда он вылетает с трамплина. Точно заданного стандарта тут нет, есть только минимальные технические требования, которые меняются в зависимости от статуса турнира.

Например, на чемпионатах мира и Олимпийских играх длина пролета составляет от 18 до 25 метров, но спортсмен должен быть готов выполнить трюк и на большем, и на меньшем трамплине.

«Перед началом тренировочного сезона мы со спортсменами определяемся с набором трюков, над которыми будем работать. Есть базовые элементы, которые подходят под большинство трасс, вне зависимости от размера трамплинов.

Уже на самих соревнованиях ты смотришь на уровень соперников, кто какие трюки делает и что нужно прыгнуть тебе, чтобы победить. Выбираешь три-четыре элемента и начинаешь планомерно над ними работать, обкатывать, привыкаешь к трамплину.

Но самое сложное, как и везде, собраться перед попыткой», — рассказал Васильев.

«Как во всех видах спорта, у мальчиков программы несколько сложнее за счет физического развития.

Но не сказал бы, что у мужчин меньше страха, иногда на соревнованиях именно девочки кажутся более мужественными и принимают более отчаянные решения.

Девушки более устойчивы с психологической точки зрения, они могут собраться в критический момент и даже после ошибок собраться и выполнить следующую попытку отлично», — отметил Васильев.

Основные трюки в биг-эйре: вращения по разным осям, сальто, грэбы — захваты лыж рукой. Профессиональные судьи обычно на глаз могут определить, сколько оборотов совершил спортсмен, видеоповтором арбитры обычно пользуются, чтобы уточнить детали. Например, как именно лыжник взял грэб, какое время его удерживал. В слоупстайле к трюкам на трамплинах прибавляется прохождение джиббинговой секции.

Критерии оценки одинаковые и в биг-эйре, и в слоупстайле, и они не сводятся только к тому, чтобы удержаться на ногах. «Первое, на что смотрят судьи, это стиль атлета. Довольно субъективное понятие, которое подразумевает, как спортсмен смотрится по ходу всей трассы, какое общее впечатление складывается от его выступления.

Читайте также:  Лыжная мазь Swix: назначение и правила нанесения

Второй критерий — амплитуда прыжка: кто-то может прыгнуть и приземлиться на 15 метров, хотя по конфигурации трамплина мог бы улететь и на все 25. Кто-то рискует, прыгает трюк дальше и за это уже получает больше баллов.

Ну и конечно, учитывается сложность программы и ее чистота исполнения», — заключил старший тренер российской команды.

Лидеры и перспективы

Дисциплины фри-ски можно назвать спортом молодых, пиковый период для атлетов тут начинается уже с 16 лет и длится примерно до 21 года, хотя выступать на высоком уровне можно продолжать и в более старшем возрасте. Именно поэтому очень важна массовость этих дисциплин, чтобы уже к 16 годам из большого количества детей вырастали те, кто хочет заниматься спортом профессионально.

«Мировые лидеры в этих дисциплинах — это такая большая пятерка стран: США, Канада, Норвегия, Швеция, Швейцария.

Их успехи объясняются тем, что в этих странах буквально на каждом горнолыжном курорте есть парки с перилами, трамплинами, где дети могут тренироваться. Отсюда развитие массовости, конкуренции, — рассказал Васильев.

— У нас в России эти дисциплины развиваются в Чувашии, Санкт-Петербурге, Москве, Красноярске, Томской области, Челябинской области».

Несмотря на то что Россия не является безоговорочным лидером в дисциплинах фри-ски, надежды на успехи последние несколько лет связаны с женской командой, в которую входят чемпионка зимних Юношеских олимпийских игр и Универсиады-2019 Лана Прусакова, а также серебряный призер Универсиады Анастасия Таталина. В прошлом сезоне на дебютном для себя чемпионате мира Таталина показала лучший результат в квалификации биг-эйра, вышла в финал, где заняла шестое место. В этом году чемпионат мира не проводится, поэтому задачи на сезон несколько отличаются.

Биг-эйр: что это за спорт и в чем его особенности

«У девочек в прошлом сезоне были травмы, и сейчас для них наступил восстановительный период. Мы спокойно готовимся, повторяем старое и постепенно учим новое, но без форсирования подготовки, — отметил Васильев.

— А вот для мужчин важно в этом сезоне показать себя на этапах Кубка мира.

Мальчикам нужно продемонстрировать, что они готовы выступать на международном уровне, достойно представлять страну и бороться за место в олимпийской сборной».

«Конечно, как и в любом спорте, хотелось бы, чтобы к нам в школы приходило больше детей, очень большую роль играет то, насколько вид спорта культивирован в регионе.

Могу рассказать про Чувашию, которую представляет Лана Прусакова:  в регионе ей уделяется много внимания, и это полезно для нашего вида спорта. У нас было такое — Лана что-то выиграла, ее показали по телевизору, и в школу сразу звонки: а как к вам прийти заниматься.

И сейчас эти дети ходят в спортивную школу, растут, сами выходят на уровень профессиональных спортсменов».

Источник: https://tass.ru/sport/7066326

Разновидности и характеристики трассы биг-эйр

Биг-эйр дословно можно перевести как «большой воздух» или «большой полет». Так называется одна из самых популярных дисциплин в сноубординге. Также биг-эйром называют трамплин, на котором совершают прыжки спортсмены.

Что такое биг-эйр

Биг-эйр – довольно распространенный и зрелищный спорт. Спортсмены буквально взлетают в воздух при помощи трамплина, при этом выполняя в полете различные акробатические трюки.

Ежегодно в разных странах проходят соревнования по этой дисциплине, а с 2003 года чемпионаты мира. С 2018 года этот вид спорта был включен в программу Олимпиады. Соревнования проводят не только в горах, также в крупных городах. В 2008 году одно из выступлений было организовано в Москве на Воробьевых горах.

Составные части трассы биг-эйр

Чтобы достаточно разогнаться, взлететь и правильно приземлиться, важны все составляющие трассы:

  1. Движение по трассе начинается с разгона. Он располагается выше точки отрыва от земли примерно на 35 метров под углом наклона 39 градусов. Чем выше и круче место для разгона, тем выше взлетит спортсмен и пролетит большее расстояние.
  2. Перед трамплином располагается транзит. Эта плоская поверхность позволяет контролировать скорость разгона.
  3. Трамплин называется кикер. Его форма влияет на траекторию движения сноубордиста.
  4. Стол (или транзит) – участок, над которым спортсмен пролетает.
  5. Приземление происходит на наклонный участок трассы. Его ширина обеспечивает безопасное завершение трюка, даже если в полете произошли отклонения от заданного курса.
  6. Торможение происходит на плоском выкате.

Из перечисленных элементов состоят классические трассы биг-эйр. Но существуют другие разновидности трамплинов.

Разновидности биг-эйров и их характеристики

Все трассы для совершения прыжков с трамплина делятся на профессиональные и любительские. Их можно отличить по следующим параметрам:

  1. Длина стола. Профессиональный биг-эйр имеет стол протяженностью от 5 до 10 метров. На любительских трассах его ширина не превышает 5 метров.
  2. Наличие транзита. Профессиональная версия может быть без него, если место не позволяет. На трамплине для любителей транзит обязателен.
  3. Форма и длина кикера. Профессионалы совершают прыжки с коротких, часто агрессивных по типу трамплинов. Любительская трасса имеет достаточно длинный кикер с плавным радиусом.

Кроме деления на любительские и профессиональные, бывают следующие разновидности трамплинов:

  • Спайн – не имеет плоского широкого кикера, а сразу после трамплина начинается зона торможения. Выполнение трюков на такой трассе требует большого опыта, поскольку отсутствует место для приземления.
  • Гэп – не имеет стола. За самим трамплином находится яма, над которой выполняются трюки. А далее расположено место для приземления.

Внимание! Экстремальный вид биг-эйра считается самым опасным. Если спортсмен не долетит до участка приземления, можно получить серьезные травмы.

  • Роллер – не имеет ямы, в остальном похож на гэп.
  • Пирамида – оборудована зоной приземления на одном уровне с самим трамплином. Безопасен, используется для освоения новых трюков.
  • Step up – зона приземления расположена выше самого кикера. Наравне с гэп, один из самых травмоопасных подвидов.
  • Step down – зона приземления ниже кикера.

Сноуборд не является опасным видом спорта, начинать тренировки следует на простых трассах.

Внимание! Лучше всего для начинающего спортсмена подойдет классический биг-эйр или «пирамида».

Нужно научиться рассчитывать траекторию полета, скорость движения, высоту взлета.

Какие трюки можно делать

Трюки на биг-эйр всегда выполняются в прыжке, который делится на три фазы: разгона, самого прыжка с выполнением трюков в состоянии свободного полета и приземления.

Для любителей

Любители и начинающие сноубордисты должны начинать с освоения классической техники. Приемы включают в себя стойку, захват рукой снаряда и вращение. Для начала следует освоить основные захваты сноуборда рукой:

  • мелон;
  • метод;
  • тэйлгреб;
  • мьют;
  • ноусгреб;
  • крэйл;
  • кросс рокет;
  • джапан;
  • тинди;
  • тэйлфиш.

Помимо перечисленных, насчитывается еще несколько десятков захватов.

Для профессионалов

Освоив тюки с руками, получив опыт, можно переходить к вращениям. Эти элементы чаще выполняют профессионалы, чтобы заработать очки на соревнованиях и сделать свое выступление зрелищным:

  • бэкфлип – заднее сальто;
  • фронтфлип – переднее сальто;
  • мисти флип – переднее сальто на 540 или 720 градусов;
  • фронтсайд родео – вращение назад в горизонтальной плоскости;
  • бэксайд родео – заднее сальто вращением в горизонтальной плоскости;
  • риппей флип – заднее сальто на 360 градусов методом, который был придуман Джиммом Риппи.

Биг-эйр – зрелищный вид спорта, который собирает поклонников по всему миру. Теперь любители сноуборда смогут наблюдать соревнования по прыжкам с трамплина во время Олимпийских игр.

Источник: https://sportotip.ru/vidy-sporta/snowboard/big-ejr/

Как устроены биг-эйры (bigair)

Очень многие лыжники и бордеры любят прыгать. Однако далеко не все прыгают на качественных трамплинах. Не секрет, что строительство сноупарков в нашей стране находится в зародышевом состоянии. Весенний лагерь на Домбае, летний лагерь на Эльбрусе — вот и всё.

Даже в Москве, где, казалось бы, есть ухоженные склоны, снежные пушки и ратраки, качественных парков, мягко говоря, немного. Хочется надеяться, что в наступающем сезоне положение будет хотя бы слегка исправлено.

Ведь на самом деле не такая уж и большая проблема — сформировать ратраком основу для тейблтопа, за которым потом будет следить либо специально привлечённый шейпер, либо сами же райдеры–энтузиасты. Посмотрите на Финляндию.

В стране нет больших гор, а трассы на большинстве курортов своими размерами сравнимы, к примеру, с трассами в Сорочанах. Что остаётся райдерам? Кататься в сноупарках.

Финляндия — страна сильных фристайлеров и сумасшедших джибберов. Ну да ладно, это лирическое отступление. На самом деле, в этой статье мы попытаемся ответить на животрепещущий вопрос начинающих российских фристайлеров-любителей: «как правильно построить трамплин?»

Итак, для начала рассмотрим общую анатомию трамплина. В идеале участок склона, выделенный для постройки трамплина, должен иметь примерно такую конфигурацию.

На рисунке видно, что склон чётко делится на три основных участка:

Разгон (Inrun) — A

Этот участок (что очевидным образом отражено в его названии) служит для набора необходимой для прыжка скорости. Разгон должен быть хорошо укатанным, а его длина и крутизна, естественно, определяют набираемую для прыжка скорость.

Стол (Table) — B

Это практически горизонтальный или достаточно пологий участок склона. Основное его назначение — служить платформой для размещения кикера (kicker) — E . Кикер — это как раз непосредственно трамплин, рукотворная конструкция в форме, грубо говоря, трёхгранной призмы.

Стол должен быть практически горизонтальным для того чтобы более плавно вывести райдера на кикер, имеющий положительный угол вылета. Если кикер с таким же углом вылета поставить прямо на крутом разгонном участке, то выход на него будет восприниматься как удар по ногам, лишающий райдера равновесия.

А баланс в момент вылета — основополагающая вещь при прыжке.

Транзит — D

Участок стола, начинающийся за кромкой кикера, называется транзитом. Подразумевается, что райдер должен перелетать транзит. Приземление на плоский транзит после прыжка с большой амплитудой — вещь болезненная.

Приземление (Landing) — C

Этот участок, как можно догадаться по его названию, служит для приземления после прыжка. Приземление должно иметь достаточный уклон для того, чтобы частично погасить вертикальную составляющую скорости райдера, смягчив таким образом удар по ногам.

Читайте также:  Как научить ребенка кататься на горных лыжах?

Длина приземления должна быть достаточной для того, чтобы обеспечить райдерам определённый запас — не каждый заканчивает свой прыжок аккуратно в начале приземления. Некоторые его вообще перелетают, что ещё более болезненно, чем приземление на транзит.

Приземление оканчивается пологим выкатом, длина которого должна быть достаточной для того, чтобы безопасно сбросить скорость и затормозить после прыжка.

Сейчас у читателя, собирающегося строить свой первый трамплин, наверняка накопилось раздражение и масса вопросов.

Что значит «достаточная длина», «достаточная крутизна», «достаточная ширина» и прочие расплывчатые определения? Если вы хотите однозначных и точных цифр — в конце статьи вы найдёте параметры тейблтопа, утверждённые канадской ассоциацией лыжного фристайла.

Однако эти цифры бессмысленны для вас, если вы не являетесь менеджером хоть какой-нибудь завалящейся горки с одним ратраком. А так как вы, скорее всего, таковым не являетесь, то наберитесь терпения — когда вы дочитаете эту статью, вы, надеюсь, получите представление о том, что вам следует делать.

Итак, в первую очередь следует выбрать место для постройки трамплина. С идеальным рельефом для прыжков мы уже ознакомились, осталось добавить немного ясности. Выбирая место для кикера, необходимо оценить несколько факторов. В первую очередь, нужно определить размеры транзита. Его длина естественным образом зависит от амплитуды вашей траектории.

Чем определяется амплитуда? Размерами и формой кикера, а также скоростью вылета. Чем определяется скорость вылета? В основном, разумеется, крутизной и длиной разгона. Кроме того, есть ещё один немаловажный фактор — состояние снега. Насколько он «скользкий».

А так как ратрака у нас нет, то параметры разгона, стола и приземления жёстко диктуются рельефом склона.

Видите, как всё непросто? Не затабулировать же все возможные сочетания угловых и линейных размеров элементов трамплина.

Единственный надёжный советчик в этом вопросе — ваш собственный опыт. Когда вы представляете себе, как работает кикер, на какой скорости вы можете на него комфортно выйти, с каким углом вылета вам удобнее работать — тогда всё становится более или менее ясно.

Выберите наиболее подходящий с виду участок склона, заберитесь наверх, сделайте глубокий вдох, резкий выдох — и мочите вниз по прямой. Если снег свежий, то спуск придётся повторить несколько раз, пока ваш след не укатается.

Так вы получите представление о своей скорости при выходе на стол, а также о том, достаточно ли вам места на приземлении и выкате, чтобы безопасно завершить прыжок.

А если опыт прыжков отсутствует напрочь? В этом случае всё ещё проще. Смело выбирайте любой понравившийся вам достаточно пологий участок склона и лепите на нём небольшой кикер.

С такого кикера сильно не вылетишь, а значит, приземление на плоскость не будут болезненными. Кроме того, начинать прыгать на небольшом кикере с пологим приземлением, которое находится у вас в непосредственной видимости, гораздо проще психологически.

А между тем, такого кикера достаточно для того, чтобы легко крутить 360.

Итак, что же всё-таки такое «небольшой кикер»? Взгляните на рисунок.

Если максимальные размеры кикера ограничиваются только фантазией строителей и отвагой райдеров, то минимальные размеры определены достаточно чётко. Пожалуйста, не ленитесь помахать лопатами лишних пол часа. Не стройте кикеров с верхней гранью L короче 2.5 метров.

Короткий кикер — это не кикер, а бугор, который бьёт вам по ногам, вышибает из правильной стойки, и пускает весь прыжок насмарку. Короткие кикеры годятся только для того, чтобы запрыгивать на рейлы. А то ведь больно смотреть, с каких кочек пытаются прыгать молодые бордеры. В общем, высота Н кикера с длиной L в 2.5 метра более-менее комфортно может достигать 1 метра.

Более крутой кикер будет уже не таким комфортным. Верхняя грань готового кикера должна иметь ширину хотя бы в 1 метр. Естественно, крупные кикеры должны быть шире. Во-первых, это безопаснее, а во-вторых, зачастую бордеры используют для закручивания вход на кикер по дуге.

Многие слышали, что у трамплинов есть такая магическая вещь, как радиус. Только не спрашивайте о конкретных цифрах. Вам же всё равно нечем этот радиус замерять. Многие ошибочно полагают, что радиус поверхности трамплина определяет траекторию прыжка.

На самом деле определяющую роль играет «угол касательной к поверхности кикера у его кромки», проще говоря — угол вылета.

Радиус же делается для того, чтобы сделать выход с горизонтальной поверхности стола на этот угол вылета более комфортным, что необходимо в случае, когда этот угол достаточно крутой.

На реально больших трамплинах искривлённым является только участок сопряжения кикера с поверхностью стола, а далее, ближе к вылету, поверхность кикера является плоской.

Это гораздо комфортнее для райдера — ведь радиус вжимает вас в склон, пытаясь опрокинуть в заднюю стойку, что крайне нежелательно, если только вы не в квотере или не собираетесь крутить мощный бэкфлип.

Кстати, если вы постепенно будете наращивать крутизну своего кикера, то радиус выведется сам собой. Но об этом ниже.

А теперь несколько слов о том, как строить кикер. Строить его можно как угодно, однако есть несколько полезных приёмов. Если есть доступ к несмёрзшемуся и нератраченному снегу, то это очень хорошо. Лопатой нарезайте из этого снега блоки, из которых затем выкладывайте основу кикера.

После укладки каждых двух-трёх слоёв конструкцию следует уплотнять. Здесь у бордеров есть значительное преимущество перед лыжниками — доски. Доски вообще являются отличным строительным инструментом.

Если их в избытке, они могут служить опалубкой, предотвращающей расползание насыпаемого снега в разные стороны.

Если нарезать снежные блоки не получается — не беда. Просто набрасывайте снег в продолговатую кучу, не забывая периодически уплотнять его. В любом случае, ширина основания кикера должна быть в полтора-два раза больше планируемой ширины его верхней грани — снег неизбежно будет сваливаться вниз по мере роста высоты кикера.

Хорошо периодически подсыпать в строящийся кикер селитры или соли, особенно, если снег мокрый. Правда, если вас заметут с мешком селитры в метро, то могут принять за террориста.

В месте сопряжения кикера со столом тоже набросайте снега, уплотните его, выведите какой-никакой радиус, чтобы переход со стола на кикер не был резким.

Готовый кикер следует хорошенько уплотнить, аккуратно потоптавшись по нему в лыжах или на доске, а затем неплохо оставить его на ночь, чтобы снег схватился как следует — селитра очень способствовала бы этому процессу.

Но я очень сомневаюсь, что кому-нибудь хватит силы воли бросить свежепостроенный кикер, не обкатав его.

В общем, когда начнёте обкатку, кикер начнёт проседать. Подсыпайте на него снег, разравнивайте, уплотняйте его, и снова обкатывайте. После нескольких прыжков с более-менее серьёзным разгоном станет понятно, устраивает вас форма кикера или нет.

Если вас слишком сильно выбрасывает вверх — сделайте кикер более пологим, подрезайте его, начиная от кромки. Если наоборот хотите, чтобы выбрасывало повыше — подсыпайте снег ближе к кромке, уплотняйте его, только сохраняйте плавность формы.

Hа самом деле, если вы переборщите с крутизной, а выход на угол вылета будет недостаточно плавным, то это сразу будет заметно при прыжке — вас будет бить по ногам и опрокидывать назад. И когда вы начнёте таким вот итерационным образом наращивать угол вылета, вы невольно выведете радиус своего кикера — всё получится примерно как на рисунке.

Естественно, при этом кикер, скорее всего, придётся удлинять — но это всё вы поймёте сами, когда будете обкатывать подкорректированную форму.

Ну а теперь посмотрим, что можно делать в парке при наличии ратрака. Как мы выяснили в самом начале, для хорошего трамплина необходимо хорошее место. Приличный уклон для разгона, потом выполаживание для стола, потом перегиб и снова крутяк для приземления — не на каждой горке найдёшь такое место.

Но если есть снег, ратрак, шейпер и желание построить трамплин — то это не проблема. Стол, кикер, транзит и приземление можно сформировать вообще на пустом месте. Единственное, что требуется от горки — достаточная для разгона длина.

Есть несколько вариантов профилей такого насыпного трамплина:

  • A — Классический бигэйр с кикером.
  • B — Спайн, требует больше снега, зато меньше возни с кикером, более безопасный для начинающих.
  • C — Спайн с гэпом, строится для соревнований. Полёт над ямой — вещь эффектная.
  • D — Роллер, требует меньше снега, чем спайн и проще обрабатывается ратраком, чем гэп с явно выраженной ямой.

И в заключение несколько слов о бэккантри. Если вы прыгаете в больших горах, то вам повезло. Рельеф в горах гораздо разнообразнее, его можно очень выгодно обыграть. Здесь гораздо больше шансов найти участок склона с плоским столом и крутяком для приземления.

Можно нарыть небольшой кикер над естественным дропом — небольшим обрывом или резким перегибом на крутяк.

Можно обыграть надувы, возникающие на подветренных бортах кулуаров или подветренных же сторонах природных возвышений, вроде пригорков или основательно заснеженных скальных грядок.

В таких местах ветер и снег кропотливо выводят для вас идеально плавный радиус, вам остаётся только раскатать разгон, уплотнить, и, при необходимости, подрубить вылет. В общем, дайте своей фантазии разгуляться.

Но не забывайте, что места для бэккантри кикеров следует выбирать осторожно — как известно, неровности рельефа и перегибы склона зачастую являются концентраторами напряжения в снежном покрове и могут быть местом отрыва снежных досок.

Источник: http://glader.ru/content/bigair.htm

Ссылка на основную публикацию