Как работает скистоп на лыжах и для чего он нужен

В обсуждениях горнолыжного снаряжения наибольшее внимание всегда сконцентрировано на лыжах. Вокруг них разворачиваются самые горячие споры. Гораздо реже, но всё же встречаются рассуждения и дискуссии на тему выбора горнолыжных ботинок. И совсем мало информации можно найти о горнолыжных креплениях. Постараемся раскрыть эту тему в нашем материале.

Выбор креплений для фрирайда должен определяться исходя из того, для чего они будут использоваться. Фрирайдные лыжи могут рассматриваться в следующих сценариях:

  • трасса и универсал;
  • фрирайд и универсал, сюда же можно отнести парковое катание;
  • бэккантри с акцентом на скитур.

Несмотря на кажущееся обилие креплений на рынке, производителей как таковых не так много. Тут важно знать, что под различными брендами порой кроются одни и те же модели.

  • Salomon — крепления продаются под брендами Salomon и Atomic, Stockli, Scott.
  • Look — сейчас продаются исключительно под своим брендом, но ранее выпускались также под марками Dynastar и Rossignol.
  • Tyrolia — выпускаются под своим брендом, а также под марками Head, Armada, Fischer, Kastle, Elan, 4FRNT.
  • Marker — выпускаются под собственным брендом, также устанавливаются как базовые на лыжах Volkl, K2, Nordica, Blizzard.
  • Vist — работает преимущественно под собственным брендом.

Некоторые производители лыж, например Stockli, используют крепления нескольких брендов, чтобы укомплектовать модели лыж разного уровня. Партнёрские отношения между производителями лыж и креплений могут со временем меняться. Например, 4FRNT в самом начале своей истории работал с креплениями Vist, а сейчас сотрудничает с Tyrolia.

Есть также ряд производителей, специализирующихся на разработке креплений для скитура с TLT-стандартом:

  • Fritschi/Diamir;
  • G3;
  • Dynafit;
  • Skitrab;
  • ATK.

Зачастую при выборе трассовых лыж того или иного бренда покупателю не даётся возможность поставить другое крепление. Сегодня производители лыж стараются продумать конструкцию лыжи-крепления самостоятельно, предложив нам вариант наилучшего решения.

С универсальными лыжами ситуация обстоит иначе: часть моделей производится с интегрированными креплениями, а часть — без. С платформами и креплениями зачастую предлагаются младшие и средние модели, которые рассматриваются скорее как трассовые варианты.

Широкие трассовые универсалы, фрирайдные универсалы, а также лыжи для фрирайда продаются без платформ, давая возможность лыжнику установить любые крепления. Платформы для таких моделей не нужны, так как они приподнимают райдера, тем самым концентрируя давление на небольшой площади, что негативно сказывается на катании вне трасс.

Теперь поговорим о видах креплений для фрирайда, их особенностях и нюансах. По сути, для фрирайда используются два типа креплений:

  • классические — мы привыкли видеть их на большинстве лыж;
  • гибридные — могут использоваться как для катания, так и для ходьбы.

Как работает скистоп на лыжах и для чего он нужен

Классические крепления

Многие фрирайдеры выбирают Salomon (Atomic) STH. На сегодняшний день эти крепления обладают самой точной системой подгонки по ботинку. У них есть возможность регулировки положения «губ» по ранту ботинка, а также вертикальная регулировка прижима в базе.

Как работает скистоп на лыжах и для чего он нужен Как работает скистоп на лыжах и для чего он нужен Как работает скистоп на лыжах и для чего он нужен

Salomon STH2 16 WTR

Как работает скистоп на лыжах и для чего он нужен Как работает скистоп на лыжах и для чего он нужен

Salomon STH2 16 WTR

Всё большую популярность набирают крепления Marker и Tyrolia, основными плюсами которых являются уменьшенная монтажная зона и малый вес. Размещение пружины поперёк позволило сделать головку крепления укороченной, благодаря чему область давления лыжником в передней части лыжи более локальна. Такая конструкция обеспечивает несколько лучшее всплытие носа лыжи.

Как работает скистоп на лыжах и для чего он нужен

Tyrolia Adrenalin 13

Как работает скистоп на лыжах и для чего он нужен

Крепления Marker Griffon с фирменной «поперечной» головкой

Для многих райдеров старой закалки культовыми стали «пушки» Look Pivot/Rossignol FKS — одни из самых простых и надёжных. Сейчас эти крепления представлены серией SPX, но у них по-прежнему есть два больших минуса:

  • Во-первых, вес — они довольно тяжёлые. На высоких скоростях это неоспоримый плюс, за счёт большего суммарного веса лыжи стабильнее и значительно лучше контролируются на жёстком склоне. Но в то же время вес превращается в серьёзный минус на малых скоростях, так как управляться с тяжёлым снаряжением труднее и требуются большие затраты физических сил. Кроме того, сегодня производители лыж стремятся к снижению веса всего снаряжения, а цельнометаллические крепления не очень вписываются в эту концепцию.
  • Второй минус, который уже ощутило на себе не одно поколение фрирайдеров, — та самая «пушка» в застёгнутом положении встаёт под довольно большим углом. При своей внушительной длине во время падения райдера или отклонения его назад при приземлении она прилично бьёт по филейной части тела, а при точном попадании «в яблочко» принесёт немало боли и страданий райдеру. Правда, от такого никто не застрахован и с любым другим креплением, но с такими «пушками» шансы увеличиваются.

Как работает скистоп на лыжах и для чего он нужен

Look SPX в застёгнутом положении внушают страх некоторым райдерам 🙂

Такие крепления используются, когда внетрассовое катание невозможно без пеших подъёмов и траверсов. Мы не говорим о длительных переходах, но в целом универсальность гибридных креплений — это большой плюс. Они рассчитаны на ботинки с обычной подошвой, то есть любой фрирайдный ботинок может использоваться с такими креплениями.

Работает гибридное крепление следующим образом: на лыжи надевается камус, режим креплений перещёлкивается с катания на ходьбу, выставляется каблук — и можно идти. И так же в обратном порядке, когда подход завершён и нужно ехать вниз.

Как работает скистоп на лыжах и для чего он нужен

Крепления Salomon Guardian в режиме «ходьба»

Но как и у любого универсального снаряжения, у гибридных креплений есть свои минусы:

  • В них используются платформы, а ранее мы отметили, что это приподнимает райдера над снегом и лыжей, а также меняет распределение усилия и сказывается на удобстве ходьбы.
  • Вес, который значительно увеличивается относительно аналогичных креплений без режима ходьбы, ведь добавляется много элементов, и некоторые из них довольно тяжёлые.
  • Зачастую, чтобы переключиться в режим ходьбы, нужно выстегнуться из крепления, переключить его, снова встегнуться, и только потом можно будет продолжить движение. Но это скорее нюанс, а не минус.

Можно условно разделить гибридные крепления на два направления:

  • фрирайд с акцентом на катание;
  • фрирайд с уклоном в скитур.

В первом случае вы имеете полноценное классическое крепление, а во втором облегчённое — менее надёжное при агрессивном катании и стоит дороже.

Все производители стремятся избавиться от описанных нами минусов, а потому, надеемся, в скором будущем говорить о недостатках универсальных креплений уже не придётся.

Скитуристы — это отдельная каста любителей бэккантри, которые в основном ходят и только в конце своего маршрута спускаются вниз. Главное для них — удобство ходьбы.

На данный момент наиболее популярна TLT-система, где рант ботинка фиксируется за счёт металлических «пинов», а не прижима ранта.

На переднем ранте ботинка для скитура можно увидеть два углубления по бокам и довольно замысловатую систему на пятке.

Подобная схема крепления значительно снижает его вес, а также позволяет ходить с большим удобством. К тому же, чтобы переключиться с катания на ходьбу и обратно, не нужно выстёгиваться — всё делается довольно быстро, буквально одним движением палки.

Но есть у скитурных креплений довольно серьёзный минус. Они обладают далеко не самой надёжной фиксацией и при нагрузке сравнительно легко выстёгиваются, что, естественно, сказывается на характере катания.

Однако недавно Salomon произвёл фурор на горнолыжном рынке, выпустив новые скитурно-фрирайдные крепления Shift, которые обладают полноценной фиксацией, но при этом сохраняют все плюсы TLT-системы для ходьбы.

Пожалуй, это самый мощный прорыв за последние годы в дизайне горнолыжных креплений. Эта новинка в значительной мере переворачивает представления о фрирайдных креплениях и даёт новый виток развития горнолыжному снаряжению.

Как правильно подобрать ширину скистопа

Есть в креплениях такой элемент, как скистоп. Он позволяет лыжам зацепиться за снег и не улететь далеко вниз по склону, когда в них не встёгнут райдер. Крепления для фрирайда могут продаваться в комплекте с ним или врозь. При этом одна и та же модель креплений может комплектоваться скистопами разной ширины.

Чтобы узнать ширину скистопа в комплектации, при покупке креплений нужно посмотреть наименование или описание крепления. Например, Salomon STH 16 90 — бренд, модель, максимальная мощность и далее то самое число 90. То есть ширина скистопа в этом креплении — 90 мм.

Если скистоп не идёт в комплекте к креплению, важно понять: кто производитель крепления. То есть крепление может продаваться под маркой Head, но его производитель Tyrolia. И скистоп вы будете выбирать Tyrolia.

Важно правильно подобрать ширину скистопа: оптимально ширина талии лыж и плюс до 6 мм.

Если скистоп по ширине меньше талии лыж, он не будет нормально работать: при встёгивании ботинка крепление просто не застегнётся либо пластиковая часть скистопа будет тереться о кант, а при открытии он будет упираться в поверхность лыжи. Соответственно, при падении ножки скистопа упрутся в лыжу и не смогут цепляться за снег и остановить её.

Нельзя брать скистоп «с запасом», например, на лыжу с шириной талии 100 мм ставить 120 или шире. В крайнем случае — не более плюс 10 мм к ширине талии лыжи. При закантовке лыжи, иногда даже и не очень большой, излишне широкий скистоп будет цепляться за снег, тем самым мешая катанию и скольжению.

Отмечу, что наличие такого тормоза не гарантирует, что лыжа никуда не уедет. При катании вне трасс скистоп может не помочь, и лыжа уедет довольно далеко вниз. Это во многом зависит от ситуации, скорости, снежного покрова и направления падения. В любом случае безопасность не бывает излишней. Так что будьте аккуратны.

Совместимость креплений с ботинками

В последние годы при выборе креплений важную роль стала играть форма подошвы ботинок. Чтобы в горнолыжных ботинках было удобнее ходить, в ряде моделей производители стали делать подошвы изогнутыми, что обеспечивает плавный перекат с носка на пятку. Такая особенность привела к изменению формы и толщины самой подошвы, сделав её несовместимой с креплениями традиционных конструкций.

Сегодня производители креплений стремятся создавать такие модели, которые могут быть отрегулированы и выставлены в режим соответствия тому или иному стандарту ботинка. Например, крепления Tyrolia с индексом MBS или Marker Sole ID. Следует внимательнее читать описание при подборе, а ещё лучше проконсультироваться с экспертами в магазине.

Читайте также:  Коньковые виды спорта: их развитие и становление

Теперь поговорим про такой важный момент, как затяжка крепления. Есть классическая формула, по которой выставляют те самые цифры на шкалах креплений:

Усилие срабатывания = вес/10-1,5. Можно вычесть 1, критичным не будет.

Некоторые лыжники затягивают крепление на максимум или около того. Не стоит так делать, если вы не спортсмен или серьёзно подготовленный райдер. Их можно понять, одна из задач креплений — не открыться на ходу.

Обычно ключевой момент — вход в поворот, когда приходится максимальное давление на боковое срабатывание головки крепления и направленное вверх усилие на пятке. С другой стороны, при падении крепление должно сработать, отстегнув лыжу и не допустив травмы лыжника.

По этой причине стоит выставлять усилие срабатывания правильно — безопасность превыше всего.

При катании вне трасс крепления обычно затягивают несколько сильнее, так как там нагрузки зачастую выше, например, во время приземления после прыжка на рельефе или когда лыжи зарываются в снег. В связи с этим при выборе креплений учтите, что ваше стандартное значение усилия не должно совпадать с верхним значением на креплениях, всегда должен быть запас в несколько единиц.

Напомню, что не рекомендуется хранить лыжи с максимально затянутыми креплениями, так как их постоянно сжатые пружины могут деформироваться.

Установка креплений на лыжи

Когда речь идёт о фрирайде, есть особые нюансы в установке креплений. На лыжах есть отметки, которыми помечают центр постановки креплений. Он отличен от геометрического центра. Есть также метки смещения, которые могут быть как со знаком плюс, так и со знаком минус.

  • При смещении крепления чуть назад уменьшается длина пятки и увеличивается длина носка, плюс к тому центр тяжести смещается назад, за счёт чего улучшается всплытие лыжи.
  • Смещение крепления вперёд физически удлинит область пятки, что даст возможность лучше чувствовать себя на приземлении после прыжков.

Некоторые лыжники, которые прыгают бэккантри-фристайл или катаются в парке, ставят крепления по геометрическому центру лыжи: это помогает при прыжках и вращениях, улучшая баланс и закрутку райдера. Для рядовых катальщиков этого делать не рекомендуется.

В любом случае при смещении центра постановки крепления будут меняться управляемость лыжи и её стабильность, которые сильно зависят от величины смещения, а также конструкции и геометрии лыжи. Очень рекомендуем не выходить за рамки, которые указывает производитель, в противном случае можно получить совершенно неожиданный негативный результат.

Как итогом хотелось бы сказать, что крепления играют не менее важную роль, чем ботинки или лыжи, и не стоит пренебрегать мерами безопасности. Особенно это касается установки креплений. Чтобы точно просверлить лыжи под крепления, нужны специальные свёрла (для нужного диаметра и глубины) и кондуктор (шаблон). Лучше доверить это хорошему мастеру в сервисе. Любая ошибка может привести к некорректной работе крепления и стать причиной травмы.

Источник: https://sport-marafon.ru/article/gornye-lyzhi/kak-vybrat-krepleniya-dlya-frirayda/

Зачем нужен штайншлифт лыж

Штайшлифт лыж дает возможность существенно улучшить качество скольжения их поверхности в зависимости от тех погодных условий, на которые они рассчитаны.

Штайшлифт лыж

Первое время после покупки горных или беговых лыж они хорошо скользят и не нуждаются в дополнительной обработке.

Но в связи с трением, окислением, обработкой утюгом и нанесением на скользящую поверхность агрессивных химических элементов их поверхностный слой повреждается и требует обновления.

Как работает скистоп на лыжах и для чего он нужен

Что такое штайншлифт?

Штайншлифт в переводе означает шлифование камнем. При этом лыжу зажимают между 2 роликами — подающим и шлифовальным. Таким образом поверхность выравнивается, что обеспечивает плотное соприкосновение со снежным покровом, при этом трение равномерно распределяется по всей поверхности. Это способствует лучшему скольжению.

Зачем он необходим?

Когда поверхность лыжи скользит по снегу, то происходит ее нагревание в процессе трения. Это приводит к плавлению снега и образованию тончайшей водяной пленки, которая улучшает скольжение.

Но при низких температурах и сухом снеге эта прослойка истончается. Тогда скольжение становится затрудненным. Если же температура воздуха повышается, а снег становится влажным, то прослойка воды увеличивается, создавая подсос. При этом сопротивление растет, а скорость движения снижается.

Для устранения этого явления скользящая поверхность лыж покрывается специальной структурой. Она представляет собой систему борозд, напоминающую поверхность покрышек для автомобилей. Происходит отвод лишней влаги, что уменьшает торможение.

Как работает скистоп на лыжах и для чего он нужен

Преимущества и недостатки процедуры

Преимуществом штайншлифта выступают ровная поверхность поперечника лыж вследствие специальной обработки, а также минимальное количество ворса на скользящей поверхности.

Эта технология позволяет насечкам на скользящей стороне дольше сохраняться. Даже при частом использовании лыж такую процедуру достаточно совершать не более 2 раз за год.

Кроме того, к достоинствам этого процесса можно отнести следующие:

  • нанесенная таким способом структура достаточно прочная и долго держится;
  • станок с максимальной точностью воссоздает выбранную структуру при каждом последующем штайншлифте;
  • специальные программы помогают нанести структуру любой сложности;
  • станок не только наносит на скользящую поверхность необходимую структуру, но и полностью удаляет предыдущую, выравнивая поверхность и делая ее плоской (устраняет завалы в какую-либо сторону, которые возникают при изнашивании лыж (чаще всего — коньковых)).

К недостаткам относятся возможное пережигание пластика, а также выбор несоответствующей структуры.

Нанесение при помощи станка позволяет в точности воспроизвести имеющийся узор или перенести его на другие лыжи.

Повторный штайншлифт позволяет удалить предыдущий рисунок и нанести новый. Кроме того, во время такой процедуры выравнивается поверхность лыж во всех плоскостях.

Как работает скистоп на лыжах и для чего он нужен

Типы наносимых структур

Существует множество разновидностей наносимых структур. К основным относятся:

  • линейная;
  • беспорядочная;
  • перекрещивающаяся;
  • двухуровневая.

Какую структуру выбрать?

Главное влияние на процесс скольжения оказывает структура скользящей поверхности (микротопография). При выборе структуры необходимо учитывать погодные условия:

  • температуру воздуха;
  • плотность снежного покрова;
  • состояние снега;
  • влажность и пр.

Каждая из структур оказывает влияние на водоотталкивающие свойства скользящего слоя.

Нанесение структуры может проводиться разными способами:

  • на шлифовальной машине;
  • ручным (накаткой, щеткой из металла, шлифовальной бумагой, циклевкой и т.п.).

Специалисты утверждают, что правильный подбор структуры влияет на качество скольжения больше, чем выбор мази и других средств обработки.

При использовании машинного метода структура наносится с использованием абразивного камня и шлифовочной машины.

Стальной кант на горных лыжах не позволяет провести циклевку, в связи с чем используется шлифмашина. При этом во время такой обработки удаляется одинаковое количество материала с кантов и скользяка.

Процесс шлифовки происходит благодаря прохождению лыжни над вращающимся с большой скоростью абразивным камнем. Над ним находятся наждачный камень и пружинящий резиновый ролик, которые обеспечивают равномерную скорость подачи лыжи.

Для поддержания состояния рабочей поверхности шлифовального камня с него удаляются все шероховатости при помощи алмазной головки, которая движется в поперечном направлении. Подобная заправка помогает сохранить нужную форму рабочей поверхности, а также создает узор на камне для перенесения его на скользяк лыж.

Структура, созданная с помощью ручных накаток, недолговечна, т.к. для нее используют материал полиэтилен UHMW. Он отличается своей эластичностью, а при температуре свыше 100°С возвращается в свое первоначальное состояние.

Таким образом, во время каждой подготовки поверхности с применением утюга происходит стирание накатанных бороздок.

Изначальная фабричная структура не удаляется в полной мере при применении накаток. Поэтому перестроить холодную лыжню под теплую погоду (или наоборот) с использованием накаток будет крайне сложно. Это можно отнести к методам, осуществляемым вручную.

Во время такой процедуры вращающиеся резцы продавливают неглубокий узор на поверхности скольжения. А накатки, оснащенные зафиксированным резцом, проделывают бороздки, которые служат более длительный период времени. Однако, по истечении этого срока они все равно стираются.

Кроме того, резцы накаток затупляются достаточно быстро, после чего их необходимо затачивать или менять на новые. Это происходит после обработки каждых 15 пар лыж.

Как работает скистоп на лыжах и для чего он нужен

Подготовка лыж перед сдачей на штайншлифт

Перед сдачей на штайншлифт не требуется проведения какой-либо специальной подготовки лыж, т.к. она осуществляется непосредственно во время процесса.

Так, при машинной шлифовке процедура может выполняться в 3 этапа. Вначале происходит выравнивание поверхности, затем снимается верхний пластиковый слой, и наносится требуемый штайншлифт.

Источник: https://skiings.ru/zachem-nuzhen-shtajnshlift.html

Штайншлифт и структуры лыж: что это, как выбрать

Структура – рисунок по скользящей поверхности лыж, подобный протектору на автомобильных покрышках. Роль выполняет тоже подобную – контроль уровня влаги между снегом и скользяком лыжи.

Во время скольжения происходит трение, из-за этого создается тонкая водяная пленка, по которой и скользят лыжи.

Избыток или недостаток этой водяной пленки мешает скольжению, поэтому нужно сделать этот слой оптимальным.

В холодную и сухую погоду образуется мало воды, происходит сухое трение и лыжи плохо скользят. В теплую и влажную погоду образуется избыток воды, происходит прилипание, подобное тому как слипаются 2 мокрых стекла между собой. Назначение структуры состоит в устранении эффекта прилипания в теплых условиях и создании водяной пленки в холодных.

Как работает скистоп на лыжах и для чего он нужен

Структуру можно нанести на лыжи 3 способами:

  1. Ручная накатка – быстрый способ, не требующий сложного и дорогого оборудования. Такая структура держится короткий срок, после нескольких обработок лыж исчезает. От режущих накаток структура держится дольше, чем от вдавливающих.
  2. Циклевка – снятие тонкого слоя скользящей поверхности при помощи острого стального скребка. Нужна качественная, острая цикля и навыки использования. Между противниками и сторонниками этого способа уже много лет не утихают споры. Однако, практика показывает, что штайншлифт более эффективен.
  3. Штайншлифт или шлифование камнем – нанесение структуры на скользящую поверхность при помощи специального станка. Требует сложного оборудования, но может сохраняться более 1 сезона.

Что такое штайншлифт?

Штайшлифт – шлифовка и нанесение структуры на лыжи при помощи абразивного камня на специальном станке. Слово штайншлифт произошло от немецкого steinschliff (штайншлюфф) и дословно переводится как шлифовка камнем. Технология нанесения структуры на беговые лыжи пришла из горнолыжного спорта, как и многие другие лыжные технологии.

Станки для шлифования лыж постоянно совершенствуются и все больше операций выполняют автоматически, но все равно мастерство шлифовальщика важно для выбора и правильного нанесения структуры. Помимо этого, нужно постоянно следить за состоянием камня и охлаждающей жидкостью. В процессе шлифовки от трения повышается температура, для этого в станок заливается специальная охлаждающая эмульсия.

Читайте также:  Фрирайд – что это такое, история, виды катания

Процесс нанесения структуры состоит из 2 этапов:

  1. Выравнивание лыжи, снятие старой структуры и царапин вместе с тонким слоем пластика
  2. Нанесение структуры на ровные лыжи

Перед штайншлифтом лыжи нужно очистить от парафина и мазей, снять крепления. После нанесения структуры нужно помыть лыжи от грязи фторовой смывкой. Затем почистить холодным парафином, чтобы убрать микроворс.

При использовании старых шлифовальных машин лыжи выходят слишком ворсистыми, поэтому необходимо провести все этапы обработки новых лыж. О них мы писали в статье обработка лыж после штайншлифта.

Факторы, влияющие на тип и качество структуры:

  • Скорость движения лыжи по камню
  • Скорость вращения абразивного камня
  • Сила, с которой лыжу проводят над камнем
  • Рисунок, который нанесен на камень алмазным резцом
  • Охлаждение камня

Как работает скистоп на лыжах и для чего он нужен

Шлифовальный камень и прижимной ролик. instagram.com/serviccer_2016

Как выбрать структуру для лыж?

При выборе структуры определяющую роль играет влажность и тип снега. Температура пишется лишь приблизительно для удобства выбора и классификации.

Многим может показаться странным, но при одинаковых условиях для конька и классики режутся разные структуры.

Разница как раз в типе снега: классика проходит по плотному глянцу (лыжня), а конек сталкивается с более сложными для скольжения условиями. Именно поэтому коньковые структуры чаще идут под узкий диапазон условий.

Удобно, когда в арсенале есть несколько пар лыж под разные условия. Если такой возможности нет, выбирайте универсальные мелкие структуры, при необходимости ручной накаткой можно “довести” структуру под влажные условия. А вот уменьшить крупный штайншлифт уже не получится.

При выборе структуры учитывайте особенности конструкции лыж. На лыжи, предназначенные для мягких и мокрых трасс, нет смысла наносить морозную структуру. Не забывайте приоритетность факторов, влияющих на скольжение лыж:

  1. Жесткость и эпюра
  2. Пластик и структура
  3. Смазка

Если первый пункт не выполнен, смена структуры не поможет.

Когда нужно или не нужно делать штайншлифт?

Лыжи стоит перешлифовать, если:

  • Структура на лыжах сгладилась от постоянных обработок скребками
  • Приобрели б/у лыжи с неизвестным прошлым
  • Скользящая поверхность повреждена/деформировалась/испорчена утюгом

Не стоит делать штайншлифт, если:

  • Лыжи хорошо едут, но хочется еще лучше
  • Сомневаетесь в мастере
  • Лыжи не подходят по жесткости, но хочется улучшить скольжение

Чем отличается от штайншлифт от накатки?

Штайншлифт наносит структуру надолго, накатка – временно. Она представляет собой металлический ролик с насечками, которые оставляют рисунок на скользящей поверхности. Нанесение производится руками Накатку удобно использовать для “доводки” структуры под нужные условия, если выбор лыж на гонку ограничен.

Как работает скистоп на лыжах и для чего он нужен

Сколько раз можно наносить структуру на лыжи?

В этом вопросе мнения сервисеров расходятся. Кто-то рекомендует шлифовать лыжи не более 5 раз, кто-то больше. Во многом это зависит от состояния лыж, уровня станка и мастера.

Как работает скистоп на лыжах и для чего он нужен

Нанесение структуры на беговые лыжи

Структуры сервисных центров России

Все списки структур взяты со страниц сервисных центров и представлены в ознакомительных целях.

Спортресурс Санкт-Петербург

  • Р00 – теплая 0 +10
  • Р07 – универсальная +2 -8
  • Р05 – холодная -5 -15

Спортивная линия Санкт-Петербург

  • UNI-3 – свежий мелко- и крупнозернистый снег 0 -5
  • +Т1.3 – водянистый снег 0 +5
  • FIT-4 – мелко- и крупнозернистый снег -2 -8
  • FIT-10 – мелко- и крупнозернистый снег -3 -13
  • +T1.3FA – мелко- и крупнозернистый снег, оттепель +3 -3

Точка спорта Ижевск

Линейные:

  • L1-4-8 – любой тип снега 0 +5
  • L2-4-8 – любой тип снега 0 -10
  • L2-3-8 – свежий снег 0 -15
  • L2-2-4 – любой тип снега -5 -15
  • L3-3-12 – универсальная -5 -20
  • L3-2-12 – старый снег -15 -25

Диагональные:

  • D1-3-8 – любой тип снега 0 -10
  • D1-2-8 – любой тип снега -10 -20
  • D2-3-9 – свежий снег 0
  • D3-4-9 – любой тип снега 0 +3
  • D4-4-16 – любой тип снега 0 +5

Елочка:

  • E1-4-8 – холодный снег
  • E2-5-9 – сырой снег
  • E3-5-9 – вода

V-образные:

  • V1-4-10 – свежий снег 0
  • V1-3-10 – любой тип снега 0 -10
  • V1-2-10 – старый снег -5 -15
  • V2-5-9 – свежий снег -1 +5
  • V3-5-9 – мокрый снег, вода

Волна:

  • W1-5-10 – мокрый снег +1 +10

Ювента спорт Москва

  • 729 – все типы снега +2 -12
  • 110 – новый, преобразованный снег -5 -20
  • 330 – утрамбованный, преобразованный, жесткий снег -5 -20
  • MV1 – глянец 0
  • 3WS – все типы снега +5 -5
  • 5W – все типы снега +2 +15
  • L-10 – классическая структура на любой тип снега +2 +15

Ювента спорт Пермь

  • L161 – старый, свежий, водянистый, преобразованный снег, фирн 0+15
  • H181 – любой тип снега +2 -5
  • G181 – свежий, мягкий, утрамбованный снег -2 -8
  • F191 – свежий, утрамбованный, старый снег -8-12
  • E171 – свежий, жесткий, утрамбованный, старый снег -10-20

Сервисный центр Икс-Ски

  • W1 –  все типы снега -2 +5
  • W2 – классическая структура на 0 и теплее
  • LW1 – все типы снега -2 +5
  • LW2 – глянец -5 +2
  • M1 – свежий мокрый снег 0 -6
  • M2 – старый снег -2 -8
  • M3 – свежий снег 0 -10
  • LC1 – все типы снега -1 -10
  • LC2 – все типы снега -4 -12
  • C1 – все типы снега  -5 -15
  • C2 – перемороженный снег от -8 и холоднее

Спорт депо

  • C1-1 (-5-20)
  • C13-5 (-5/-20)
  • CW09 (+5/-2)
  • CY08 (0/-15)
  • CY10 (+10/0)
  • KND11 (-12/-30)
  • KY12 (+5/-5)
  • KY13 (+10/+1)
  • P1-1 (+3/-5)
  • P5-1 (+5/-1)
  • SO07 (-5/-10)
  • SY01 (-10/-25)
  • SY02 (-5/-10)
  • SY03 (0/-10)
  • SY04 (0/-10)
  • SY05 (+5/-5)
  • SY06 (0/-10)

Сыктывкар Экип-центр

  • X1 – холодная линейная структура, предпочтительна для классических лыж -15 -25
  • X2 – холодная структура на перемороженный снег -9 -20
  • X2/1 – универсальная структура на разные типы снега, кроме перемороженного -3 -8
  • XW1 – любой тип снега -5 -15
  • X1/1 – жесткий снег – 10 -20
  • T2/5 – снегопад и свежий снег -5 -7
  • T1 – теплая структура на плотную трассу +1 -6
  • W1 – старый снег -6 -9
  • W2 – универсальная на все типы снега +2 -3
  • W3 – старый крупнозернистый снег -5 +5
  • W4 – мокрый крупнозернистый снег +3 +7
  • SW1 – крупнозернистый снег +2 -5
  • SW5 – крупнозернистый снег -5 +5
  • SWP – любой тип снега -2 -8
  • N – свежий снег – 2 -8

Красногорск Serviccer

  • R10-3 – свежий снег, старый снег жесткая трасса (глянец) 0 -5 (иногда до -15)
  • W1 – классика переход с нуля на плюс, крупное зерно и глянец
  • R10+ фирн -1 +10
  • V7-3 – универсал все типы снега -2 -10
  • R10 – универсал -8 -20
  • SR4 – универсал, свежий снег, низкая влажность
  • SR23 – универсал, свежий снег, с холода к теплу
  • SR21 – холод -5 -15, низкая влажность, любой снег
  • SR15 – универсал +3 -3 трансформированный и свежий снег
  • SR12-3 – от +3 и выше весенний старый снег
  • SR12-2 – от +1 до +5 аналог SR12-3

Skimax Уфа

  • SV7 – свежий и старый снег -5 -15
  • SV18 – смесь искусственного и натурального снега 0 -10
  • CL-1 – любой тип натурального снега -10 -20
  • ZER3 – трансформированный старый весенний снег -5 +5

Источник: https://training365.ru/shtajnshlift-i-struktury/

Беговые лыжи c камусом: зачем нужны и чем хороши?Как работает скистоп на лыжах и для чего он нужен

Несколько лет назад ведущие производители снаряжения для беговых лыж практически одновременно выпустили модели с камусом — специальной вставкой из ворсистой ткани под грузовой площадкой в центральной части лыжи. Такая вставка используется только в классических лыжах, потому что у коньковых нет проблемы проскальзывания назад в силу специфики техники.

Плюс таких лыж в том, что они не нуждаются в мазях держания. Это, конечно, преимущество для начинающих, любителей и лыжных туристов, которые ходят на большие дистанция по плохой лыжне или вовсе без нее.

Это преимущество для тех, кто не имеет достаточного опыта в подборе лыжных мазей, не хочет тратить на это время и деньги. Минус лыж с камусом — скольжение оставляет желать лучшего.

Прекрасное держание — да, но скорости не будет.

Стандартные лыжи без мохеровых вставок обеспечивают отличное скольжение, но с такими снарядами нужно иметь про запас мази держания на разные температуры и состояние снега, иметь специальные инструменты или же отвозить лыжи специалистам. Однако и это не гарантия: вы можете прекрасно подготовить лыжи, а в день ответственного старта пойдет снег или резко изменится температура.

Лыжи с камусом — разумное решение между двумя крайностями: моделями с насечкой и моделями с гладкой скользящей поверхностью.

Особенности лыж с камусом:

  • Лыжи с такой конструкцией не меняют своих качеств держания на длинных дистанциях, например, на классических марафонах. Даже самая крепко держащаяся мазь после 20-25 километра стирается со скользящей поверхности, особенно если лыжня жесткая, леденистая. Во время длинных гонок мазь на лыжах либо приходится обновлять с риском «не попасть» в погоду, либо пользоваться лыжами с камусом.
  • Правда, стоит учитывать, что он не очень хорошо работает в глубоком и рыхлом снегу, где нет возможности зацепиться ворсом и оттолкнуться от получившейся жесткой поверхности.
  • Камус можно менять в зависимости от эффекта, которого вы хотите добиться: больше держания или больше скольжения.
  • Идеальная поверхность для таких лыж — заглаженная лыжня, фирн, уплотненные, подготовленные трассы.
  • Пробег одного камуса — около 1000 км. Затем его нужно поменять, так как ворс стирается.
  • Длина камуса зависит от ростовки лыж. Необходимо это учитывать при покупке запасных.

Кому стоит присмотреться к таким лыжам?

  • Начинающим, которые не обладают достаточным опытом подготовки лыж и не хотят прогрессировать в этом искусстве;
  • Любителям классического хода, которые хотят тратить минимум времени и денег на подготовку лыж;
  • Марафонцам, которые участвуют в длинных классических марафонах и которым нужна предсказуемая и качественная работа лыж от первого метра до финишного створа.
  • Спортсменам-профессионалам они подойдут как модели для длительных тренировок. Многие лыжи с камусом обладают точно такой же конструкцией и скользящей поверхностью, как и обыкновенные лыжи верхнего уровня.
  • Лыжникам-туристам, которые катаются по подготовленным трассам на дальние расстояния.
Читайте также:  Горнолыжный шлем: как выбрать лучшую модель

Как подбирать лыжи с камусом?

Так же, как и обычные классические: по росту и весу. Прибавьте 20-25 см к росту, а вот по весу модели нужно брать немного жестче, чем вы привыкли. Камус выступает за пределы скользящей поверхности, он будет слегка мешать прокату после отталкивания. При выборе более жестких лыж он при прокате будет приподнят над снегом и не будет мешать скольжению.

При этом помните, что более жесткие лыжи нуждаются в более акцентированном усилии для прижимания лыжи к снегу в фазе отталкивания.

Если берете лыжи с камусом для неспешных прогулок, во время которых скорость не особо важна, — выбирайте жесткость лыж по нижней границе вашего весового диапазона.

Если вы собираетесь использовать лыжи в качестве соревновательных или тренировочных, выбирайте модели, у которых весовой диапазон выше вашего веса на 10-15 кг.

Как ухаживать?

Скользящие поверхности лыж с камусом можно обрабатывать на специальных станках, в сервис-центрах и легко наносить на них гоночные структуры.

Такие лыжи можно смазывать мазями скольжения – для увеличения скорости.

Делать это нужно в соответствии со всеми необходимыми для этого процедурами: смывка старой мази, нанесение базовой, работа утюгом, нанесение жидкой мази-клистера, нанесение порошков-ускорителей и т.п.

Лыжи также можно обрабатывать на специальных станках, на область скользящей поверхности можно наносить желаемую структуру.

Камус можно очищать от клистера или налипшей грязи с помощью традиционных смывок. Также в условиях высокой влажности, для хода по тающему снегу его желательно покрывать специальным составом, который защитит поверхность от намокания и обледенения.

Какие лыжи выбрать?

Лыжным туристам подойдет Atomic MOVER SKINTEC Hard: отличное держание и превосходное скольжение в любых условиях.

С ними будет комфортно на разбитой лыжне и рыхлом снегу, в комплекте идут универсальные камусы (уже установлены на лыжах) и камусы с более высоким коэффициентом сцепления – для жесткой поверхности.

Еще одна модель — Tisa SPORT SKIN с безмазевой технологией держания Twin Skin, хороший выбор для любителей длинных прогулок. Их скользящая поверхность со всепогодной структурой обладает высокими характеристиками скольжения и не требует особого ухода.

Twin Skin —технология компании Fischer, и у самого Fischer, конечно, тоже есть такие модели для лыжных туристов — TWIN SKIN POWER EF IFP, классические лыжи с камусом для неспешных лыжных прогулок.

Эластичная конструкция лыж позволяет проще отталкиваться и скользить по лыжне. Камус, выполненный из 100% мохера, обеспечивает прекрасное держание даже в условиях льда и жесткой трассы.

Благодаря тефлоновому покрытию мохеровая вставка практически не впитывает влагу и не обледеневает.

Для новичков подойдет Atomic PRO C1 SKINTEC HARD, очень легкие в использовании и комфортные лыжи. Хороший вариант для тех, кто только делает первые шаги в мире беговых лыж. Для детей-начинающих 3-8 лет есть модель Atomic PRO C1 SKINTEC Junior.

Как работает скистоп на лыжах и для чего он нужен

Более опытным лыжникам стоит посмотреть Atomic REDSTER C7 SKINTEC m/h Red/BK, быстрые и надежные лыжи для тренировок и соревнований. C7 был первой моделью лыж серии Redster Skintec, выпущенной Atomic в 2011 году. Версия этого сезона на 20% легче прошлогодней.

Конструкция изгиба SDS и технология Skintec обеспечивают идеальное отталкивание и скольжение: зона колодки располагается выше от снега.

Сменить камус легко самому: предлагаются на выбор универсальные (уже установленные на лыжи) и скоростные с улучшенными показателями скольжения благодаря гоночному плетению с более длинным и гладким ворсом.

Есть отличные вариант со скинтеком и у Salomon. Например, Salomon Equipe 8X Skin X-Stiff — легкие и функциональные, обеспечивают уверенное держание лыжи и бесшумное быстрое скольжение.

Salomon 2018-19 RC 7 SKIN Hard также позволят вам насладиться классической техникой без колдовства со мазями держания. Вставки Skin обеспечат точное и надежное сцепление, быстрое бесшумное скольжение для лыжников, которым нужна высокая скорость на различных видах снега.

Скользящая поверхность Skingrip+ обеспечивает лучшее сцепление и не производит столько шума, сколько традиционные чешуйчатые конструкции.

Нужны гоночные лыжи? Обратите внимание на Salomon S/Race Skin Hard: эта модель имеет камус Formula Pomoca Skin для обеспечения высокой гоночной скорости и уверенности на любом снежном покрытии. Низкий прогиб обеспечивает прямой контакт скользящей поверхности со снегом и надежное держание, а еще это самые легкие лыжи, которые когда-либо предлагались Salomon.

Для юниоров есть FISCHER TWIN SKIN RACE JR IFP. Камус, выполненный из мохера, обеспечивает прекрасное сцепление со снегом в широком температурном диапазоне. Лыжи с платформой IFP.

Как работает скистоп на лыжах и для чего он нужен

Источник: https://www.skisport.ru/news/cross-country/97385/

Польза лыжных прогулок. Какие мышцы работают при катании на лыжах?

Занятия лыжным спортом, вне всякого сомнения, являются отличным способом не только повысить выносливость сердечно-сосудистой системы и укрепить различные мышечные группы тела, но и комплексно улучшить здоровье и иммунитет за счет физической активности на свежем воздухе. Именно поэтому катание на лыжах полезно людям всех возрастов.

Важно отметить и то, что лыжный спорт улучшает настроение и помогает бороться с сезонной депрессией, вызванной нехваткой солнца в зимний период. Главной причиной этому является яркий дневной свет, усиливающийся при отражении от снега. Фитсевен уже писал о том, что именно недостаток яркого света является одной из главных причин развития осенней депрессии.

Беговые лыжи: какие мышцы работают?

Тренировка на беговых лыжах заставляет работать практически всю мускулатуру тела человека. Нагрузка приходится как на крупные мышечные группы — начиная от мышц ягодиц, ног и живота, заканчивая мускулами рук и спины — так и на различные внутренние мышцы корпуса, обеспечивающие, в том числе, формирование кубиков на прессе.

Помимо прочего, во время лыжных прогулок в работу активно включается и сердечно-сосудистая система — роль играет и то, что наличие многослойной одежды повышает внутреннюю температуру тела и в буквальном смысле заставляет сердце работать быстрее и прокачивать больше крови. В конечном итоге лыжи даже помогают снизить уровень холестерина.

Помогают ли лыжи похудеть?

Лыжный спорт является одним из лучших способов похудения и борьбы с лишним весом. Важно и то, что беговые лыжи можно назвать наиболее эффективным кардио для прорисовки рельефа абдоминальных мышц и пресса — этот эффект достигается за счет комплексного вовлечения в работу как внешних, так и внутренних слоев мускулатуры корпуса.

Лыжи — это хороший вид жиросжигающего кардио.

Научные исследования говорят о том, что за каждый час бега на лыжах сжигается порядка 500-1200 килокалорий — итоговая цифра всегда зависит от используемой техники и общей интенсивности тренировки.

Помимо прочего, рельеф местности также напрямую влияет на количество потраченных во время лыжной прогулки калорий, поскольку подниматься в гору тяжелей.

Противопоказания для лыжного спорта

Беговые лыжи, ровно как и плавание, практически не имеют противопоказаний и подходят даже людям, испытывающим различные проблемы с суставами и связками — в отличие, например, от бега. Напомним, что бег чаще всего достаточно пагубно сказывается на здоровье коленей (особенно в случае с людьми, имеющими избыточный вес).

Мягкие и плавные движения лыжного спорта обеспечивают бережное улучшение работы суставов тела, обеспечивая при этом их дополнительное увлажнение. Однако пожилым людям при катаниях на лыжах всегда рекомендуется соблюдать правильную технику, стараться не падать и, по возможности, помнить об адекватном потреблении жидкости.

Опасности беговых лыж

Ключевой опасностью беговых лыж является риск получения травмы при неудачном падении. Но, что очевидно, данная опасность намного ниже, чем при катании на горных лыжах или на сноуборде. Отметим и то, что хождение на лыжах по свежему снегу в лесу требует определенной практики и умения избегать неожиданных провалов в ямы.

Другими опасными факторами лыжных прогулок являются обезвоживание и солнечный ожог — поскольку в холодную погоду пить чаще всего не хочется, а сама вода довольно быстро остывает, спортсменам важно иметь с собой термос с теплым чаем. Помимо прочего, в солнечную погоду рекомендуется наносить на лицо крем с SPF защитой.

Лыжи для укрепления иммунитета

Как мы уже упоминали выше, регулярные лыжные прогулки укрепляют сердечно-сосудистую систему, улучшают работу сердечных мышц, нормализуют кровяное давление и оптимизируют процессы обмена веществ. Суммарно эти факторы действительно положительно сказываются на повышении иммунитета и способности организма противостоять простудным инфекциям.

Роль играет и то, что физические нагрузки при минусовых температурах заставляют человека чаще дышать, повышая объемы используемого кислорода — это заставляет организм вырабатывать больше гормонов радости и провоцирует так называемую «эйфорию бегуна». Не говоря уже о том, что лыжные прогулки в лесу просто дают шанс подышать чистым воздухом.

Польза лыжных прогулок для детей

FitSeven уже писал о том, что подросткам до 16-18 лет строго не рекомендуются силовые тренировки с гантелями и штангой, а во многих европейских странах детям строго запрещен вход в тренажерный зал. Беговые лыжи при этом являются отличной альтернативой, поскольку лыжный спорт подходит людям любого возраста.

Дети, начавшие заниматься беговыми лыжами в зимний период, обычно легко переключаются и на летние спортивные активности. Важно и то, что семейный поход на лыжах в лес — это не просто обычная физическая тренировка. Это полезный, интересный (и, что немаловажно, доступный) способ отлично провести время всей семьей.

Лыжный спорт — это один из наиболее приятных и доступных способов укрепления здоровья в зимний период. Главной пользой регулярных лыжных прогулок является улучшение работы сердечно-сосудистой системы, сжигание достаточно большого количества калорий и всестороннее вовлечение различных мышц корпуса, помогающее добиться рельефного пресса.

Источник: https://fitseven.ru/zdorovie/polza-lyj-dlya-zdorovia

Ссылка на основную публикацию