Аксель — один из самых сложных прыжков в фигурном катании

Тройной аксель — один из самых сложных и дорогих прыжков в современном фигурном катании. Он исполняется с движения вперед. Приземление выполняется на ход назад. И потому в нем всегда не целое число оборотов, а немного больше. Проще говоря, когда судья видит в протоколе аксель в три оборота («3А»), на льду фигуристы накручивают все три с половиной.

Базовая стоимость элемента — 8 баллов. Практически на одном уровне с четверными. При качественном исполнении можно заработать еще больше — 12 баллов. Важный бонус: девушки имеют право включать тройной аксель и в короткую, и в произвольную программу. Четверные в короткой программе для них пока под запретом.

Такое ограничение может стать решающим в борьбе за награды в ближайшие пару лет. И уже стало серьезной мотивацией для фигуристок, которые планируют задержаться в топе. Прямо сейчас на триксель рассчитывают Елизавета Туктамышева, Алена Косторная, Рика Кихира и Ю Ен.

На самом деле, девушки серьезно рискуют. Во-первых, преимущество в короткой программе легко превращается в недостаток — срыв элемента там стоит слишком дорого. Во-вторых, тройной аксель — это очень опасно.

Из-за особенностей исполнения в случае любой неудачи спортсмен фактически лишается возможности контролировать свое тело. Падения в этом случае — самые болезненные. Мириться с этим не всегда готовы даже мужчины.

Так, Стефан Ламбьель не рискнул ради Олимпиады — стал серебряным призером в Турине без тройного акселя.

Аксель - один из самых сложных прыжков в фигурном катании

Елизавета Туктамышева

Личный максимум за элемент: 10,40 балла — на командном чемпионате мира в сезоне-2018/19; 10,44 балла (в каскаде с двойным тулупом) — на Гран-при Америки в сезоне-2019/20

Минимум за элемент: 4 балла — на Гран-при Канады в сезоне-2018/19

Туктамышева делает тройной аксель стабильнее всех. За последние два года — всего несколько срывов. Отчасти — благодаря оригинальной технике исполнения, которую специально для нее разработал Алексей Мишин.

Лиза заходит на прыжок без очевидного маха левой рукой. Классическая технология предполагает это движение. Но когда Туктамышева только разучивала элемент, ее тренер заметил, что ей мешает левая рука, и предложил обходиться только правой, а левую — немного придерживать.

«Когда я только попала к Алексею Николаевичу, большинство прыжков делала неправильно, — вспоминает Туктамышева. — Прыгала с большой амплитудой, почти не группировалась. Первые полгода нашей совместной работы ушли на то, чтобы я приучила свое тело и свое сознание к тому, что надо группироваться плотно. И только потом начали восстанавливать все тройные прыжки.

С акселем — отдельная история. Тут мне повезло. Его я учила сразу с Алексеем Николаевичем, еще и в тот период, когда совсем не было страха перед прыжками. Я прыгаю по его технологии, а он в этом плане — маэстро, самый лучший специалист по акселю. Всем говорю: «Хотите улучшить свой тройной аксель, да и просто аксель — вам к Алексею Николаевичу».

Вообще, пример Туктамышевой — вдохновляющий. Свой первый тройной аксель на соревнованиях она прыгнула еще в 2015 году и стала чемпионкой мира, не до конца преодолев переходный возраст. Потом были проблемы со здоровьем и, как говорит сама Лиза, с психологией. Все это отбросило ее на несколько шагов назад.

«Года три назад были серьезные проблемы со спиной. Два месяца вообще не выходила на лед. Потом начала потихоньку кататься и прыгать все, кроме тройного акселя. Стало страшно на него заходить. Подзабыла ощущения и не знала, чего ожидать. А когда не знаешь, чего ожидать, сразу появляется страх».

Переломным стало прошлое межсезонье. После честного и открытого разговора с тренерами Лиза поняла, что еще не готова закончить с фигурным катанием. Сейчас в ее программах сразу три сложных прыжка, полноценно восстановить которые не мешает даже болезнь. Ценный опыт прошлого года.

Рика Кихира

Личный максимум за элемент: 10,86 балла — на командном чемпионате мира в сезоне-2018/19 и на Гран-при Канады в сезоне-2019/20; 15,06 балла (в каскаде с тройным тулупом) — на чемпионате мира в сезоне-2018/19

Минимум за элемент: несколько раз — по 0 баллов

Кихира смелее всех комбинирует тройной аксель с другими прыжками. Именно она первой решилась исполнять его трижды в двух программах. Дебют состоялся год назад на домашнем этапе Гран-при.

Тогда заработать звание чемпионки и главной угрозы для русских фигуристок не помешал даже срыв в короткой программе.

Каскад «тройной аксель-тройной тулуп» из произвольной без проблем компенсировал все потери.

К очередному этапу в Японии Рика готовит новую комбинацию — тройной аксель-ойлер-тройной сальхов.

Базовая стоимость такого сочетания не намного выше того, что уже делает Кихира (12,8 балла против 12,2 балла). Но ойлерные каскады эффектно выглядят, и их ценят судьи. А значит, можно рассчитывать на хорошую надбавку к GOE.

Правда, есть очень важный нюанс: Рике отчаянно не хватает стабильности. За весь прошлый сезон она ни разу не исполнила все три своих акселя чисто. Самым грустным в этом смысле получился французский этап Гран-при — бабочка в короткой программе и срыв в произвольной, после которого Кихира ограничилась только двойным акселем в каскаде с тройным тулупом.

На старте этого сезона стабилизировать прыжок тоже не получается. Показать максимум на этапе Гран-при в Канаде помешал степ-аут в произвольной программе.

Алена Косторная

Личный максимум за элемент: 10,63 балла — на этапе Гран-при во Франции в сезоне-2019/20; 11,59 балла (в каскаде с двойным тулупом) — там же

Минимум за элемент: 6,31 балла — там же

Косторная всегда дополняет свой аксель оригинальными и сложными заходами и выездами. Например, перед каскадом в произвольной программе она делает вращение в либеле и мини-растанцовку, затем идет серия шагов, включая сложные моухоки, чоктау, выкрюки и даже прыжок-шпагат.

Кроме того, Косторная всегда стремится к совершенству. В прошлом сезоне, будучи юниоркой, она могла заработать за двойной аксель почти столько же, сколько Рика Кихира за свои, часто неудачные, тройные. Так, в финале юниорского Гран-при сразу пять судей выставили Алене GOE +5, еще трое оценили качество исполнения элемента на +4.

В случае с тройным акселем об исключительном качестве говорить пока рано. Но это объяснимо. Включить элемент в свои программы ученица Тутберидзе решилась только после контрольных прокатов.

«Буквально через день после контрольных прокатов решила попробовать четверной сальхов, — рассказывала Алена после своей победы на первом взрослом Гран-при. — Но тренеры сказали мне пока его оставить и попробовать тройной аксель. Я отнекивалась: «Не хочу, не буду».

Тренеры предложили попробовать на удочке. Ну уж нет, решила, что лучше сама, чем на удочке. Конечно, я падала, падала, падала, а затем раз — и он получился. Сначала по разу, по два получалось. А потом уже в какой-то момент три-четыре прыжка собрала.

Вот тогда поняла, что какой-то шанс есть».

Алена пробовала сделать тройной аксель еще пару лет назад, но одно из падений оказалось настолько серьезным и болезненным, что она надолго отказалась от этой затеи.

В это межсезонье изучение тройного акселя оказалось в тренировочных планах всех учениц Тутберидзе. Но выучить элемент пока смогла только Алена. А Саше Трусовой, которая приземляет почти все четверные прыжки, но пока не справляется с трикселем, родители даже придумали дополнительную мотивацию — пообещали подарить королевского пуделя.

Личный максимум за элемент: 10,17 балла — на этапе Гран-при в Канаде в сезоне-2019/20

Минимум за элемент: 4 балла — там же

Вставить тройной аксель в свои программы Ю Ен пыталась еще в прошлом году. Правда, не очень успешно, хотя на тренировках показывала чистый прыжок в каскаде с тройным тулупом.

Интересно, что четверные кореянка начала учить даже раньше Трусовой и Щербаковой. Первая соревновательная попытка случилась в 2016 году. Это был четверной сальхов. Правда, с недокрутом и приземлением на обе ноги.

«Ю Ен прекрасно исполняла четверные перед началом соревнований. Думаю, она нервничала, потому что это были настоящие соревнования.

Сейчас, когда Ю Ен начала прыгать четверные, другие фигуристки также могут получить дополнительный стимул.

Надеюсь, это окажет позитивное влияние на фигурное катание в Корее», — говорил тогда Ко Сон Хи, директор судейской коллегии Южнокорейского союза конькобежцев.

В родной Корее Ен считают главной наследницей Ю На Ким и возлагают на нее большие олимпийские надежды как минимум в Пекине. Первый шаг к мечте на взрослом уровне — попадание в финал Гран-при.

На канадском этапе Ю Ен запомнилась зрителям очень качественным прокатом короткой программы (с тройным акселем) и не совсем уверенным катанием в произвольной. В итоге — бронза.

Следующая попытка завоевать более ценную награду — уже в эти выходные на этапе в китайском Чунцине. Среди соперниц — Анна Щербакова. Девушки несколько раз выясняли отношения на юниорском уровне. А еще — Елизавета Туктамышева. И, значит, у зрителей и судей, помимо прочего, есть неплохой шанс в режиме реального времени увидеть и решить, чей тройной аксель лучше.

Источник: https://sport24.ru/news/other/2019-11-07-tuktamysheva-kostornaya-kikhira-i-yen-troynoy-aksel-raspisaniye-translyatsiy-gran-pri-kitaya-foto-video-prokatov

Самые сложные прыжки в фигурном катании

Аксель - один из самых сложных прыжков в фигурном катании

Сегодня поклонников фигурного катания трудно удивить сложными прыжками и головокружительными пируэтами, но чуть больше ста лет назад это считалось верхом профессионализма.

Первый самый сложный прыжок в фигурном катании выполнил норвежский фигурист Аксель Паульсен. В 1882 году он удивил зрителей необычайно сложным для того времени вращением и приземлением, причём сделал это на беговых коньках (фигурных моделей тогда ещё не было). Позже этот элемент получил название от имени норвежца – аксель.

Особенности выполнения акселя

Сложность этого прыжка заключается в последнем неполном обороте, максимум – четверной, то есть прыжок с вращением в четыре с половиной оборота. Несмотря на высокую технику современных фигуристов, до сих пор считается, что четверной аксель – самый сложный прыжок в фигурном катании. С ним не могут справиться даже лучшие мастера.

Аксель выполняется в несколько этапов:

  • Скольжение на правой ноге, набор скорости.
  • Выпад с разворотом и смещением центра тяжести на левую ногу.
  • Медленное приседание со скольжением на левой ноге.
  • Прыжок вверх с торможением и выносом вперёд свободной ноги.
  • Оборот во время прыжка с группировкой и приземлением на правую ногу.

Первым, кому удалось повторить аксель, стал Дик Бартон, это было на Олимпиаде 1948 года, в 1951 году это удалось Александру Фадееву. Среди женщин первой покорила самый сложный элемент в фигурном катании Соня Хени, двойной аксель выполнила Кэрол Хейс в 1953 году, тройной – Мидори Ито в 1988 году.

Четверной аксель пока никто не одолел, но эксперты считают, что это вопрос времени

Четверные прыжки в истории фигурного катания

В отличие от акселя, другие прыжки в четыре оборота фигуристы уже покорили. Например, четверной тулуп – ещё один из сложнейших прыжков в фигурном катании. Первый раз его выполнил канадец Курт Браунинг на ЧМ-1988, но популярность у спортсменов этот элемент так и не завоевал.

Спустя десять лет поклонники фигурного катания увидели ещё один четверной прыжок – сальхов. А в 2016 году фигуристы перешли квадро-барьер в остальных прыжках: ISU (Международным союзом конькобежцев) были ратифицированы четверной лутц, флип и риттбергер.

Для того, чтобы мотивировать фигуристов к выполнению сложных элементов, федерация изменила правила и увеличила поощрение за тройные и четверные прыжки, параллельно уменьшила штрафы за ошибки и недокруты.

Но даже после этого число желающих осваивать самый сложный прыжок в школах фигурного катания остаётся критично малым – к сожалению, в фигурном катании до сих пор работает система «количество вместо качества».

Источник: https://athockey.ru/samyie-slozhnyie-pryizhki-v-figurnom-katanii/

Соперницы вздрогнули: Трусова сделала тройной аксель

Одна из самых одаренных учениц Этери Тутберидзе Александра Трусова активно изучает тройной аксель — прыжок уровня ультра-си, который в мире исполняют единицы. Не исключено, что новый для себя элемент 15-летняя фигуристка покажет уже в финале Гран-при.

Если это произойдет, то математических шансов на конкуренцию с Трусовой у ее соперниц просто не будет.
В мире фигурного катания грядет очередная буря.

Александра Трусова, уже выбившаяся в лидеры благодаря успешному владению четверными прыжками, которые делают ее одной из главных фавориток Гран-при, к финалу престижной серии намерена намерена выучить еще один элемент ультра-си — тройной аксель.

Видео с кадрами удавшегося прыжка в своем Instagram опубликовала тренер фигуристки Этери Тутберидзе. На ролике видно, как Трусова успешно, хотя и не слишком уверенно, приземляется с трикселя, после чего в ее адрес следуют аплодисменты.

Усложнение и без того безукоризненного контента может позволить Трусовой стать номером один в мире — если прыжок она выучит, то будет владеть всеми элементами сложнейшего уровня в современном фигурном катании.

Сейчас аксель в три с половиной оборота исполняют не так много фигуристок, однако его исполнение позволяет 22-летней Елизавете Туктамышевой до сих пор оставаться конкурентоспособной, а Алене Косторной, уже включающей в программу по два тройных акселя, набирать оценки на уровне той же Трусовой, противопоставляя прыжок ее четверным.

Читайте также:  Парафин для сноуборда универсальный: особенности и правила использования

Огромный плюс трикселя в том, что им владеют единицы. Это говорит и о сложности, и об уникальности элемента. Базовая оценка за чистое исполнение акселя — 8 баллов, что делает его самым ценным прыжком среди тройных. При этом нельзя забывать о приличных надбавках.

Для сравнения, сейчас Трусова стабильно совладала с несколькими четверными прыжками, которые уже активно исполняет на соревнованиях.

По ходу текущего сезона она заявила в произвольную программу сразу четыре квада: четверной сальхов, четверной лутц (сложнейший из всех видов четверных), четверной тулуп в каскаде с тройным тулупом, а также комбинацию из четверного тулупа с тройным сальховом через ойлер.

Переводя на человеческий язык, это не менее 50 баллов в общей сложности — оценки на уровне тех, что показывают в мужском фигурном катании.

Как следствие, Трусова уверенно выиграла два этапа Гран-при из двух с солидным гандикапом. Ей же принадлежат мировые рекорды по лучшей оценке в произвольной программе и суммарной за два номера.

Казалось бы, что идея включать в программу еще и тройной аксель при таком арсенале довольно рискованна и опрометчива, но смысл в этом все-таки есть. Во-первых, четверные прыжки Трусова не может включать в короткий номер, что запрещено правилами. Из-за этого она, конкурируя с владеющими трикселем спортсменками, зачастую отстает от них после короткой программы.

На Skate Canada она проигрывала японке Рике Кихире перед произвольной программой, а позднее заявила, что не понимает, почему квады не разрешают исполнять в коротком прокате, а тройные аксели входят в чисто разрешенных. Так или иначе, но желание быть первое везде заставляет Трусову учить прыжок, хотя и без него она способна оставаться в лидерах.

«Как идет мой тройной аксель? Для меня это почему-то самый сложный прыжок из элементов ультра-си. Он отличается от исполняемых мной четверных тем, что исполняется с переднего хода. Не знаю, почему, но для меня это сложнее. Но я его учу и постараюсь сделать», — говорила спортсменка.

Во-вторых, сильная сторона Трусовой — прыжковая часть. Это огромный плюс с точки зрения уже того, что она уже умеет, но и здесь без подвохов не обходится.

Дело в том, что у нее не самые выдающиеся оценки за компоненты, включающие в себя связку элементов, хореографию и некоторые другие аспекты — проще говоря, общее впечатление судей о катании.

Номера россиянки построены целиком и полностью на прыжках, поэтому времени и сил на что-то другое, откровенно говоря, у нее просто не остается.

К слову, нельзя исключать, что если Трусова и выучит тройной аксель, то будет исполнять его поначалу только в короткой программе, поскольку, нагружая проивзольную, существенно повышается риск ошибок и падений.

Сейчас мировой рекорд по общей оценке, принадлежащей ученице Тутберидзе, составляет 241,02 балла.

Но Косторная, владеющая только тройными акселями, на недавних соревнованиях в Саппоро не дотянула чуть более балла до этого достижения — наглядный показатель силы трикселей и компонентов.

Поэтому конкуренты в финале Гран-при, который пройдет с 5 по 8 декабря в Турине, у Трусовой все-таки будут. А вот с тройным акселем в наборе прыжков — уже вряд ли.

Источник: https://sport.rambler.ru/figureskating/43218633-sopernitsy-vzdrognuli-trusova-sdelala-troynoy-aksel/

«Чтобы прыгнуть тройной аксель, нужна смелость…»

Помочь в этом нам взялась Ксения ДОРОНИНА, двукратная чемпионка России по фигурному катанию (2007, 2008), сейчас тренер-преподаватель Академии фигурного катания: в свое время она тоже пыталась делать тройной аксель, но разучивать его сегодня со своими ученицами почему-то не спешит.

– Сделать тройной аксель – это действительно большое достижение? – Конечно, прежде этот прыжок покорялся только нескольким фигуристкам: японка Мао Асада, помню, прыгала, но чистого исполнения на моей памяти не было. Ведь важно еще где прыгнуть и как прыгнуть. В случае с Туктамышевой все сошлось – чемпионат мира, и абсолютно чистенько. У мужчин это обязательный прыжок что в короткой, что в произвольной программе, у женщин пока редкость.

– Исполнение тройного акселя требует больших физических затрат? – Конечно. Помимо физической подготовки здесь необходима еще и смелость, без нее в многооборотных прыжках просто никак. Не каждый фигурист и тренер просто возьмутся за это дело, хотя стимул есть – это самый «дорогой» прыжок, за тройной аксель восемь баллов дают.

– Так можно исполнить его два или три раза за программу – и ты чемпион! – А по правилам нельзя один и тот же прыжок несколько раз повторять.

Разве интересно публике, если фигурист все время один и тот же элемент исполнять будет и на нем еще и выигрывать? Поэтому оговорено, сколько и каких прыжковых элементов может быть в программе. В короткой, например, их три, но аксель только один.

В произвольной – порядка семи, и не запрещено пойти на еще один аксель хоть в два, хоть в три оборота, но только в каскаде с другим прыжком. А тут уже физики может не хватить.

– Туктамышевой для победы вообще хватило одного исполнения тройного акселя в короткой программе. Почему не повторила его в произвольной? – Решили не рисковать, насколько я понимаю. Она имела солидный отрыв после короткой программы и в произвольной ограничились исполнением более простых прыжков в три оборота. Вдруг падение или помарка – сразу несколько баллов минус.

– Вы сами пытались делать тройной аксель, когда выступали? – Да, когда занималась у Мишина. У Алексея Николаевича эта идея фикс давно была – научить девочек делать тройной аксель. Я в итоге получила на этом довольно серьезную травму, мне лет 12 было, организм еще неокрепший был, а позже не было надобности в выполнении именно этого элемента, брала свое за счет других.

– Как тренер обучаете тройному акселю своих подопечных? – У моих учеников еще не тот уровень, чтобы браться за такой сложный прыжок. Пока не думаю об этом, пусть сначала освоят основной набор тройных прыжков, а дальше видно будет.

– Но если придется, то работа начинается сразу на льду? – Нет, конечно. Техническая база элементов нарабатывается на полу, плюс акробатические туры на скручивание и группировку, имитация движений, физподготовка.

Хотя иногда это даже более травмоопасно, чем на льду, потому что в кроссовках нога не так хорошо зафиксирована, как в ботинках с коньками.

Да и усилий для исполнения любого прыжка на полу надо куда больше, чем на льду, – это уже законы физики.

– Тройной аксель – это самый сложный из всех прыжков в фигурном катании? – По идее самым сложным считается лутц, но в силу индивидуальных особенностей строения тела, начальной базовой техники, которой владеет фигурист, для кого-то самый легкий прыжок может оказаться самым трудным и наоборот. Есть мужчины, для кого тройной аксель – ерунда, а тройной тулуп вызывает сложности. Так что даже при наличии в фигурном катании общепринятой градации, все индивидуально, никаких шаблонов у нас нет.

– Но вы уже видите, какая из ваших учениц сможет прыгать со временем, как Туктамышева? – Вот разучим двойной аксель, его надо грамотно исполнять для начала, тогда и отвечу на ваш вопрос. Не торопите меня, не хочется ломать девочек раньше времени.

– Но Мишин, раз привез Туктамышеву в 12 лет из Глазова, увидел в ней что-то? – Она отличалась от сверстниц тогда и физическими данными, и прыжковыми способностями.

– Говорят, Туктамышева могла бы прогрессировать еще быстрее, если бы Мишин не отвлекался прошлой зимой на подготовку Евгения Плющенко к Олимпиаде.

– Я  не владею информацией на этот счет, потому что давно ушла из группы Мишина и не знаю, как у них там построен тренировочный процесс, какое количество спортсменов на льду и как распределено внимание между ними.

Но даже если бы была в курсе, обсуждать положение дел на тренировках у Алексея Николаевича мне, начинающему тренеру, было бы некорректно.

– Тогда не про его учеников, а про фигурное катание в целом. Откуда сразу столько талантливых фигуристок в России? Прошлой зимой на Олимпиаде проявили себя Липницкая и Сотникова, сейчас на чемпионате мира Туктамышева первая, у Радионовой бронза.

– У этого поколения, когда оно пришло в спорт, были уже другие, значительно более лучшие условия для занятий, чем у нас в 90-е годы. Больше льда, проводятся сборы, отлажено сотрудничество с учебными заведениями, где учатся девочки, можно больше времени уделять тренировкам.

Девочки совсем юные, но уже достаточно сильные, как в физическом, так и в психологическом плане. Но в то же время как раз этим юным возрастом и объясняется то, что каждый год меняется основной состав нашей сборной.

Помимо естественных проблем переходного периода это еще и груз ответственности после первых побед, с ним справляются не все, к сожалению.

– Это вы про Липницкую? – И про нее тоже. Девочке 15 лет, она стала чемпионкой, и от нее теперь ждут только первых мест, она сама надеется на это, а не получается. Но хорошо что есть кому заменить чемпионов.

– Хорошо для сборной России, для чиновников, которые считают медали, но для самих фигуристок это же удар. – Да, это удар, и больной удар, когда ты чемпион мира или Олимпийских игр, а на следующий год не попадаешь в тройку призеров на чемпионате России.

Тут требуется устойчивая нервная система, чем могут похвастать далеко не все. Но кто-то находит в себе силы бороться и выступать, как Слуцкая в свое время – ее не брали в сборную, а она все равно выиграла мировое первенство, стала призером Олимпиады.

Мне самой интересно, как все будет следующей зимой, кто выстоит из девочек.

– Не слишком ли помолодело фигурное катание?  Международная федерация даже возрастной ценз пытается вводить. – Одно время подняли до 18 лет, затем опять опустили. Да, это разное фигурное катание, когда на льду пятнадцатилетняя девочка или 25-летняя девушка – более женственная, хореографически подготовленная и изящная при исполнении программ.

Технически они могут быть одного уровня, но восприятие у судей и у публики совсем разное.

В то же время за эти юные таланты тоже обидно становится – многие детки начинают прыгать и показывать сумасшедшие каскады лет с 12–13, не имея при этом возможности попадать даже на юниорские соревнования, где свои возрастные ограничения, и в конце концов просто перегорают, а то и не выдерживает организм всех этих нагрузок.

– Некоторые идут на такие жертвы, что ничего не едят. Говорят, случаи анорексии в вашем виде спорта не редкость. – Держать постоянные диеты, и держать их правильно – это сложный момент.

У кого-то есть предрасположенность к набиранию веса, и сбрасывать его тоже надо с умом, а юные девочки не всегда понимают, что это опасно для жизни. Тем более если еще принимают какие-то таблетки, не консультируясь с тренером или доктором. Все должно подбираться индивидуально.

Ведь порой приходится исключать из рациона продукты, которые как раз дают энергию и позитивное настроение.

Кто и как прыгает в фигурном катании

В современном фигурном катании используется всего шесть видов прыжков, которые разделены на две подгруппы: реберные (для их исполнения надо оттолкнуться ото льда ребром конька) и носковые (толчок происходит носком со специальными зубцами).

К реберным помимо акселя относятся сальхов и риттбергер, названные по фамилиям первых исполнителей – шведа Ульриха Сальхова и немца Вернера Риттбергера, выступавших в начале ХХ века.

Читайте также:  Коньки Bauer Supreme: обзор, размеры, качество

Сальхов тогда считали прыжком не для настоящих леди, потому что при его исполнении юбка задиралась выше колен, сегодня это один из самых легких в исполнении элементов в фигурном катании и даже девушки делают его в четыре оборота.

Четверной риттбергер пока никто исполнить не смог, хотя многие обещали, а Международный союз фигуристов (ISU) постоянно увеличивает его стоимость, чтобы стимулировать спортсменов. Носковых прыжков, как и реберных, три.

Название «тулуп» не имеет никакого отношения к зимней одежде, оно происходит от английских слов toe loop, что в переводе означает «петля на носке». Считается одним из самых легких прыжков в фигурном катании, так как выполняется со сменой ноги – толчок левой с приземлением на правую.

Идеальный четверной тулуп первым в 1991 году на чемпионате Европы выполнил петербургский фигурист Алексей Урманов. Вторым по сложности зубцовым прыжком в фигурном катании считается флип. Название прыжка – также калька с английского слова flip, что в переводе означает «щелчок» – этот звук слышали фигуристы, начинавшие исполнять флип первыми.

Делать флип в три оборота мужчины начали в 1970-е годы, первой из женщин их подвиг повторила немка Катрина Витт. Первая попытка выполнить четверной флип на соревнованиях была осуществлена в 2010 году японцем Дайсукэ Такахаси, но чисто приземлиться и выехать, как говорят фигуристы, у него не получилось ни тогда, ни позже.

Самый сложный из зубцовых и второй по сложности после акселя из всех прыжков в фигурном катании – лутц, названный так в честь австрийского фигуриста Алоиза Лутца, впервые исполнившего его в 1913 году. Лутц в три оборота давно освоен и женщинами, изящно справлялась с ним, в частности, Ирина Слуцкая. Сделать этот прыжок в четыре оборота пытались американец Майкл Вайсс и наш Евгений Плющенко, но ISU официально признал исполнение четверного лутца только однажды – в 2011 году, когда на турнире в Колорадо-Спрингс отличился Брэндон Мроз (США).

Кстати

По одной из версий фамилия Туктамышева образована от мужского тюркско-татарского имени Туктамыш (в переводе на русский язык означает «пусть остановится смерть или рождение»).

По другой версии фамилия идет от потомка Чингисхана Тохтамыша.

Фактически в пользу Тохтамыша дружины русских князей сражались на Куликовом поле с Мамаем – темником, захватившем власть  в части Золотой Орды.               

Источник: https://online812.ru/2015/04/06/022/

Самые дорогие элементы в фигурном катании

Первый взрослый старт на этапах серии Гран-при получился для россиянки Анны Щербаковой по-настоящему уникальным. Она не просто одержала победу над опытнейшими соперницами, имевшими в послужном списке подиумы чемпионатов мира и Европы, но и установила историческое достижение.

Кого опередила Щербакова?

В произвольной программе Skate America 2019 ученица Этери Тутберидзе чисто исполнила каскад «четверной лутц – тройной тулуп». Ранее никто ничего подобного на взрослых соревнованиях не делал.

Судьи по достоинству оценили это комбо, к базовой стоимости в 15.70 балла добавив еще и GOE «+2.96». Итого сумма за один элемент получилась 18.66 балла.

Щербакова вошла в историю с самым дорогим элементом.

Она опередила свою подругу Александру Трусову, которая на юниорском чемпионате мира нынешнего года прыгнула каскад «четверной тулуп –тройной тулуп», получив от судей за него 16.41 балла.

Примечательно, что именно Трусова занимала все три первые строчки рейтинга самых дорогих элементов в истории. Помимо потрясающего выступления на ЮЧМ, она набирала хорошую сумму за свой коронный элемент и на других стартах – Nepela Memorial 2019 (16.

36 балла) и на этапе юниорского Гран-при в Литве в 2018 году (16.14 балла).

Почему рекорд пал именно сейчас?

Судейская система ISU постоянно претерпевает изменения. Любители фигурного катания прекрасно помнят еще те времена, когда спортсмены боролись за то, чтобы получить от большинства судей оценку 6.0. Именно она являлась максимальной.

Однако затем правила стали меняться, и появились базовая стоимость каждого элемента, уровень исполнения (GOE), оценка за общее впечатление. До 2018 года GOE был от –3 до +3.

Сейчас же действует система, при которой уровень за каждый элемент колеблется от –5 до +5.

Очевидно, что сейчас невозможно сравнить выступления, скажем, Алины Загитовой или Ирины Слуцкой, потому что системы начисления баллов были разными. Щербакова стала лучшей в истории именно по новым правилам, с GOE +-5.

То есть отсчет ведется с сезона-2018/19.

И речь идет, конечно, исключительно о международных соревнованиях, потому что на внутренних судьи зачастую ставят оценки намного выше тех, что спортсменки получили бы за такой же прокат за пределами страны.

Сколько продержится на первом месте достижение Щербаковой?

Оно может пасть уже 26 октября. В этот день состоится произвольная программа Skate Canada – второго этапа серии Гран-при сезона-2019/20. Щербакова на нем не выступит, зато в Келоуну приедут Александра Трусова и Рика Кихира – единственные фигуристки, помимо Анны, входящие в топ-10 по наивысшим оценкам за отдельный элемент.

У японки шансов превзойти результат россиянки, конечно, меньше. В ее арсенале не значится четверных прыжков, только тройной аксель. На последнем чемпионате мира Кихира получила за каскад «тройной аксель – тройной тулуп» 15.06 балла при базовой стоимости в 12.20 балла.

Таким образом, даже если Рика получит GOE «+5», чего еще ни разу с момента введения этой системы не случалось, она все равно не дотянется до щербаковского показателя в 18.66 балла. Тулуп – самый дешевый из всех прыжков.

Чтобы обойти россиянку, придется к тройному акселю прикреплять что-то другое, более ценное.

У Трусовой шансов вернуть себе первое место гораздо больше. Но и ей для этого надо отказываться от коронного каскада «четвертой тулуп – тройной тулуп». Базовая стоимость каскада Щербаковой – 15.70 балла, Трусовой – 13.70 балла.

На коммерческом турнире Japan Open в начале октября Александра исполнила каскад «четверной тулуп – ойлер – тройной сальхов», базовая стоимость которого 15.73. Но не смогла сделать его чисто, получив GOE «-0.41».

А пройди все, как планировалось, баллы были бы как раз в районе исторических щербаковских.

Кроме того, если Анна из квадов прыгает только лутц, то Александра и тулуп, и все тот же лутц. Только пока она его исполняла сольно, не вставляя в каскады. Но исполняла настолько шикарно, что получала GOE «+3.22».

И было это не когда-то там, а совсем недавно, на Nepela Memorial 2019. Трусова уже успела доказать, что является максималисткой. Так что не стоит удивляться, если после исторических цифр Щербаковой она захочет их превзойти.

У Александры все для этого есть.

Источник: https://www.sportsdaily.ru/articles/trusova-gotovitsya-pobit-istoricheskoe-dostizhenie-shherbakovoj-s-samym-dorogim-kaskadom-pryzhkov

Почему Загитова не прыгает тройной аксель

В японском Саппоро подошел к концу заключительный этап Гран-при по фигурному катанию. Зрители больше всего жаждали увидеть выступление женщин-одиночниц, среди которых присутствовала и олимпийская чемпионка Алина Загитова. Проблема в том, что ожидания поклонников так и не оправдались.

Известная российская спортсменка Алена Косторная одержала победу в последнем этапе Гран-при, который подошел к концу в Японии 23 ноября 2019 года.

На второй строчке финишировала японская фигуристка Рика Кахира, а олимпийская чемпионка Алина Загитова завершила Гран-при на третьей позиции.

В финал мировой серии попали четыре российских спортсменки, которые представляют группу Этери Тутберидзе.

Психологические проблемы Алины Загитовой

Российская фигуристка Алина Загитова так и не смогла навязать борьбу лидерам в японском Саппоро, девушка совершила несколько грубейших ошибок. Хореограф Илья Авербух заявил, что олимпийская чемпионка испытывает психологические проблемы и неуверенность в собственных силах.

Очередь дошла до Алины сразу же после выступления Алены Косторной, однако олимпийская чемпионка крайне смазано откаталась. Многие поклонники посчитали, что фигуристка была шокирована рекордным прокатом своей соотечественницы. Алина Загитова выступила с опровержением всех этих предположений и сообщила, что ей попросту не хватило эмоций.

«Постараюсь продемонстрировать чистый прокат в произвольной программе, в прошлый раз я была слишком спокойной, это спокойствие было лишним, адреналина не хватило. У меня уже были подобные прокаты в олимпийский сезон, тогда я сильно провалила короткую. У меня имеется горький опыт выступлений, но я знаю, как нужно себя настроить. Меня не смутил рекорд Косторной», — говорит Алина Загитова.

Известный тренер Инна Гончаренко подчеркнула, что слезы Алины были лишними. Также тренер добавила, что у Алины Загитовой имеются все шансы для того, чтобы продемонстрировать хороший результат в произвольной программе.

Провал Загитовой: что произошло в Саппоро?

В конце ноября 2019 года на лед вышли все представительницы Российской Федерации.

Первую программу откатала Алена Косторная, российская спортсменка продемонстрировала хорошую технику и выступила практически идеально, тем самым она заставила нервничать японскую фигруистику Рику Кахиру.

Сразу после Алены на лед вышла Алина Загитова, подобного фанаты явно не ожидали, да и несколько тренеров совершенно точно были шокированы.

Считается, что Алина Загитова хотела выполнить каскад из тройных лутца и риттбергера в самом начале программы, однако совершить второй прыжок так и не смогла. Обычно к такому может привести ошибка на самом первом элементе каскада, но в исполнении Алины Загитовой это произошло без какой-либо видимой причины.

Алина Загитова задержалась на выезде и не смогла подняться до следующего прыжка. Спортсменка осталась без коронной связки и приняла решение добавить риттбергер в три оборота к флипу в самом конце, чтобы получить еще и надбавку. Вместо тройного получился одинарный. Стоит отметить, что двойной аксель при этом получился действительно хорошим.

В чем проблема Загитовой, и что такое тройной аксель

Такого выступления от российской фигуристки явно никто не ожидал. Выступление Алины Загитовой прокомментировал олимпийский чемпион в танцах на льду Роман Костомаров.

«Необходимо было вовремя закончить. Само собой, что они будут продолжать кататься ради собственного удовольствия, но при этом не стоит ждать, что придут высокие результаты», — говорит Касторов.

Роман отметил, что стоимость прыжков, которые выполняла Алина — в разы меньше, чем у многих других фигуристок. Из взрослых прыжки сложнее, чем Загитова исполняют только Александра Трусова, Алена Косторная, Елизавета Туктамышева, Рика Кахира, Юн Ю и Анна Щербакова. У всех этих фигуристок в программе было три прыжка из группы Ultra-S.

У Алины Загитовой не нашлось ни одного акселя, ни четверных. Примечательно, что Алина и вовсе отказалась от изучения всех этих элементов

«Четверные прыжки для меня еще слишком опасны. Мне необходимо иметь хорошую физическую и моральную подготовку, а также сбросить 3 кг», — говорит Загитова.

Еще одной проблемой российской спортсменки можно назвать ее нестабильные тройные сальхвы и тулуп. Алина попросту не может исполнять четверные прыжки, а изучение четверных нужно начинать именно с этих элементов. Тройной аксель Алина также вряд ли сможет выучить, ведь у нее наблюдаются проблемы с двойным.

Аксель — это разновидность прыжка в фигурном катании. Его называют реберным прыжком. Это единственный прыжок, который исполняется с движения вперед, из-за этого в нем не целое число оборотов.

Аксель можно также назвать самым сложным прыжком в фигурном катании.

Читайте также:  Выбор горнолыжных ботинок для начинающих

Прыжок получил свое название в честь фигуриста из Норвегии Акселя Паульсена, впервые он продемонстрировал культовое движение в 1882 году.

Источник: https://pronedra.ru/pochemu-zagitova-ne-prygaet-trojnoj-aksel-429652.html

Фигурное катание : Флип, аксель и тулуп

Если в детстве мы все задавались вопросом, почему самый известный в народе прыжок в фигурном катании назван в честь такого элемента нашего гардероба, как тулуп, то по мере взросления все эти тулупы и аксели настолько плотно вошли в жизнь любителя спорта, что мы продолжаем называть их правильными именами, даже не задумываясь о происхождении этих названий. Однако, каждое из них имеет свою историю.

Для начала же отметим, что в современном фигурном катании используется всего шесть видов прыжков, которые разделены на две подгруппы, по три в каждой.

Реберные прыжки названы так, потому что для их исполнения фигурист отталкивается ото льда ребром своего конька. К ним относятся такие прыжки, как сальхов, риттбергер и аксель.

К носковым, или зубцовым прыжкам, для исполнения которых необходимо отталкиваться носком, на котором расположены специальные зубцы, относятся флип, аксель и полюбившийся нам тулуп.

С тулупа предлагаем и начать наше знакомство с прыжками в фигурном катании. Название его происходит от двух английских слов toe loop, что в переводе означает «петля на носке».

Впервые тулуп был выполнен американским фигуристом Брюсом Мэйпсом в 1920 году. Сначала фигуристы исполняли просто тулуп, затем научились делать двойной тулуп.

Тройной же тулуп, который можно чаще всего видеть в исполнении фигуристов в современном спорте, впервые был засчитан на чемпионате мира 1964 года фигуристу по фамилии Литц.

Для того, чтобы рискнуть прибавить к этому прыжку еще один оборот, фигуристам потребовалось 19 лет. И вот на ЧМ-1983 советский спортсмен Александр Фадеев впервые его исполнил.

Однако судьи прыжок не засчитали, усмотрев в нем ошибку. Премьера отложилась еще на пять лет – до 1988 года, когда на чемпионате мира блеснул канадский фигурист Курт Браунинг. Но и он допустил помарки. Идеальный четверной тулуп выполнили лишь в 1991 году. На чемпионате Европы отличился россиянин Алексей Урманов.

Женщинам пока покорился лишь прыжок в три оборота, хотя попытки исполнить четверной тулуп предпринимались и представительницами прекрасной половины человечества. Первой это в 1991 году сделала темнокожая фигуристка из Франции Скурия Бонали – неудачно.

С тех пор чисто исполнить четверной тулуп девушкам так и не удалось. Есть информация, что на тренировках прыжок иногда поддается японской спортсменке Микки Андо, но, одно дело исполнить его на тренировке, и сосем другое – на соревнованиях.

Возможно она попробует рискнуть на Олимпиаде в Сочи в 2014 году.

Сам же тулуп считается одним из самых легких прыжков в фигурном катании. Фигурист отталкивается зубцом левого конька, делает оборот и приземляется на правую ногу, назад на наружное ребро.

Прыжок относительно прост, так как выполняется со сменой ноги — толчок левой с приземлением на правую.

Для фигуристов, делающих прыжки по часовой стрелке, действия левой и правой ноги меняются соответственно.

Вторым по сложности зубцовым прыжком в фигурном катании считается флип. Выполняется он с хода назад с внутреннего ребра левой ноги, далее следует удар зубцом правой ноги, оборот и приземление на правую ногу на ход назад-наружу.

Название прыжка – также калька с английского слова flip, что в переводе означает щелчок – характерный звук, который фигуристы 30-х годов ХХ века слышали, начиная исполнять флип. В хрониках не сохранилась фамилия человека, первым исполнившего тройной флип, но произошло это в середине 70-х годов прошлого столетия.

Девушки начали исполнять флип в три оборота не раньше начала 80-х годов. Флип в четыре оборота пока не покорился никому. Японец Дайсукэ Тахакаси пробовал исполнить его несколько раз, в том числе и на чемпионате мира 2010 года, но чисто это сделать у представителя страны восходящего солнца не получалось ни разу.

Самый сложный из зубцовых, и второй по сложности из всех прыжков в фигурном катании – лутц. В отличие от предыдущих прыжков, он был назван в честь австрийского фигуриста Алоиза Лутца, впервые исполнившего его в 1913 году. Еще около десяти лет потребовалось фигуристам, чтобы научиться исполнять двойной Лутц.

Тройной прыжок покорился мужчинам лишь в 1962 году. Первопроходцем был канадский фигурист Дональд Джексон, которому тройной лутц принес чемпионство. Интересно, что вторым тройной лутц исполнил немецкий спортсмен Ян Хоффман лишь 12 лет спустя – в 1974 году. Попытки исполнить четверной лутц начались еще в 1998 году.

На чемпионате США это сделал Майкл Вайс, но приземлился на две ноги. Упорный американец предпринял еще одну попытку на Олимпиаде того же года, но упал.

Вторым спортсменом, рискнувшем выполнить лутц в четыре оборота, стал Евгений Плющенко в 2001 году – падение на выезде после прыжка.

И наконец, лишь десять лет спустя, американец Брэндон Мроз чисто исполнил четверной лутц на международных соревнованиях.

Несмотря на то, что впервые лутц был исполнен в 1913 году, женщинам он покорился лишь в 30-е годы ХХ века. В 1942 канадка Барбара Энн Скотт впервые выполнила двойной лутц. На чемпионате Европы в 1978 швейцарка Дениз Бильманн впервые выполнила тройной лутц.

Сам прыжок заключается в следующем: фигурист приседает на левой ноге, упирается правым зубцом в лёд и исполняет прыжок, раскручиваясь за счёт замаха туловищем и руками. После нескольких оборотов против часовой стрелки фигурист приземляется на правую ногу, на ход назад-наружу.

Один из самых легких прыжков в фигурном катании – сальхов, реберный прыжок, первый в этом тесте. Прыжок назван по имени шведского фигуриста Ульриха Сальхова, впервые исполнившего его еще в 1909 году. Двойного прыжка пришлось ждать чуть более десяти лет, пока в середине 20-х годов ХХ века его не исполнил швед Йиллис Графстрем.

Также рано, относительно остальных прыжков поддался человеку и сальхов в три оборота. Его первым исполнителем стал Ронни Робертсон, покорив публику на чемпионате мира по фигурному катанию 1955 года. И, наконец, четверной сальхов покорился мужчинам в 1998 году. Первым чисто его исполнил юный Тимоти Гейбл.

Интересно, что на заре фигурного катания судьи считали сальхов прыжком: не достойным настоящих леди, потому что при его исполнении юбка задиралась выше колен. Это они заметили, когда первой из девушек его исполнила американка Тереза Вельд на Олимпиаде 1920 года.

Тем не менее, уже в 1936 году 15-летняя англичанка Сесилия Колледж исполнила сальхов в два оборота. Не сильно отстав от мужчин, уже в 1959 году тройной сальхов прыгала чехословацкая спортсменка Яна Мразкова.

А в 2002 году на соревновании юниоров японка Микки Андо впервые среди девушек исполнила четверной сальхов, который пока так и остается единственным четверным сальховом в исполнении представительниц прекрасной половины человечества.

  • Техника прыжка весьма проста: заход на прыжок происходит с дуги назад-внутрь, одновременно с этим свободная нога делает мах вокруг тела, приземление выполняется на наружное ребро на ход назад на маховую ногу.
  • Общепринятое название этого прыжка – риттбергер, хотя в англоязычных странах до сих пор иногда называют его лупом – очередная калька с английского слова loop (петля).

Весь остальной мир же отдает должное человеку, впервые исполнившему этот прыжок на международных соревнованиях. Это сделал немецкий фигурист Вернер Риттбергер в далеком 1910 году. Это второй из трех реберных прыжков в фигурном катании, перечисленных в нашей статье.

Информация об исполнении первых двойных прыжков затеряна в анналах истории, но наверняка у мужчин это произошло в 20-е, а у женщин – в 30-е годы ХХ века. Первый тройной риттбергер исполнил на Олимпиаде 1952 Дик Баттон, среди женщин — Габи Зайферт — дочь и ученица прославленного тренера Ютты Мюллер, на чемпионате Европы в 1968.

Четверной риттбергер, несмотря на обещания юного Евгения Плющенко, пока никто исполнить не смог.

Если смотреть на технику исполднения, то мы имеем следующую картину: фигурист скользит на правой ноге назад-наружу, лицом внутрь круга, свободная нога идет вперёд-накрест. Всё тело, за исключением опорной ноги, разворачивается против часовой стрелки, одновременно делается толчок правой ногой. Приземление идет на правую ногу назад-наружу.

Аксель, последний из реберных прыжков, исполняемых фигуристами, считается самым сложным. Это единственный прыжок, исполняемый с движения вперед, поэтому у него наблюдается уникальная по сравнению с другими техника. Фигурист некоторое время скользит на правой ноге назад-наружу, после чего совершает выпад — разворачивается вперёд и наступает на левую ногу, одновременно проседая на ней.

Скользя на левом коньке вперёд-наружу, фигурист выпрыгивает в воздух, одновременно тормозя коньком и выбрасывая свободную ногу вперёд.

В воздухе нужно быстро сгруппироваться, после чего следует приземление на маховую ногу на ход назад-наружу.

В связи с тем, что прыжок исполняется, когда фигурист едет лицом вперед, а приземляется спиной, он – единственный, где число оборотов не целое, а с половинкой. Одинарный аксель — это полтора оборота, тройной — три с половиной.

Удивительно, но самый сложный прыжок одновременно является и самым старым. Он назван по имени норвежского фигуриста Акселя Паульсена, впервые исполнившего его в 1882 году. Кстати, исполнял он его на беговых коньках. Дик Баттон был первым фигуристом, исполнившим двойной аксель на соревнованиях.

Он сделал это на зимних Олимпийских играх 1948 года. Канадский фигурист Верн Тейлор с ошибками выполнил тройной аксель в ходе соревнований — на чемпионате мира 1978 года. Первым фигуристом, выполнившим тройной аксель чисто, стал Александр Фадеев на чемпионате Европы 1981 года.

Четверной аксель пока не покорился никому.

Долгое время аксель был исключительно мужской прерогативой. Первой женщиной, исполнившей аксель, считается Соня Хени – в 20-х годах ХХ века. Лишь в 1953 году Кэрол Хейсс стала первой женщиной, выполнившей двойной аксель.

Первой женщиной, исполнившей тройной аксель, была Мидори Ито в1988 году.

Это стало великим достижением и с тех пор лишь пять девушек смогли его повторить, хотя для мужчин, борющихся за победу в чемпионатах мира и Олимпийских играх, он считается обязательным элементом программы.

Источник: http://www.oneoflady.com/2014/02/blog-post_5392.html

Ссылка на основную публикацию