Фрирайд – что это такое, история, виды катания

Три месяца назад, когда я переводил для сайта Snowboarder.su статью о Хане Биман, обратил внимание, что постоянно спотыкаюсь на переводе слов «backcountry» и «freeride». Со вторым всё было понятно. Фрирайд он и есть фрирайд, катание вне трасс по неподготовленным склонам, но как правильнее перевести бэккантри? Писать его через «е» или через «э»? Можно ли перевести «backcountry» как «фрирайд»? Вроде бы нет, а если нет, то чем отличается фрирайд от бэккантри? Я стал искать статьи и обсуждения на эту тему. Теперь мы можем вместе обобщить все это. Смело читайте дальше, если хотите разобраться в значении этих терминов.

Начну рассказ с трассового катания. На горнолыжных курортах готовят трассы для лыжебордеров. Получаем трассовое катание, но уже здесь появляется первый вопрос.

На курортах можно встретить «черные» трассы, которые не проходят специальную подготовку, их не разравнивают и не уплотняют ратраками.

Можем ли мы отнести катание по этим трассам к «внетрассовому»? С одной стороны да, ведь размеченной трассы нет, с другой стороны, нет, так как они все еще расположены в границах курорта.

Фрирайд – что это такое, история, виды катания

Основные термины

Теперь давайте перечислим основные термины, которые обозначают катание вне подготовленных трасс:

  • внетрассовое катание
  • фрирайд
  • бэккантри
  • сплитбординг/скитур
  • ски-альпинизм

Рисунок ниже иллюстрирует, что расстояние от курорта и опыт райдера — это основыне отличия этих понятий. Например, начинающий сноубордист может проехать сбоку от подготовленной трассы, а для того, чтобы пойти в тур на сплитборде далеко от курорта нужен опыт и очень хороший уровень физической подготовки.

Фрирайд – что это такое, история, виды катания

Помните, что эти определения могут и будут пересекаться, а в разных странах их могут токловать по-разному.

Мчим вниз или исследуем горы?

Фрирайд – что это такое, история, виды катанияПредупреждение всем, кто хочет покататься по знаменитой «Белой долине» в Шамони.

Мы ещё разберём подробно каждый термин, но вначале предлагаю разделить райдеров, катающихся вне трасс на две группы:

  1.  первая группа делает акцент на спусках вниз (подъёмов будет немного)
  2.  вторая группа получает удовольствие от исследования гор, подальше от толпы, они любят самостоятельно подниматься в гору (без помощи подъёмников, ратраков, вёртолета и пр.)

Катающие около трасс и фрирайдеры попадают в первую группу, а те кто занимается сплитбордом и ски-альпинизмом во вторую.

Обратите внимание, что, несмотря на отличия, любая из этих активностей связана со опасностями, которые поджидают в горах. Лавинная опасность, утёсы, скалы, а также отсутствие горного патруля превращают вылазку в бэккантри в опасное предприятие.

Лавинное снаряжение, умение его правильно применять, а также сопровождение сертифицированного гида — необходимые компоненты отличного дня в бэккантри.

Внетрассовое катание

Фрирайд – что это такое, история, виды катанияКарта склонов курорта Брекенридж в Колорадо. Красными кругами обозначены зоны внетрассового катания.

Внетрассовое катание — широкий термин, который объединяет катание за пределами размеченных и патрулируемых трасс, за границей горнолыжного курорта. Иногда для этого достаточно заехать за оградительный колышек или нырнуть под сетку, чтобы сдеать несколько дуг по неподготовленному снегу. Внетрассовое катание чаще всего подразумевает катание за пределами трасс, но рядом с курортом, рядом с подъёмниками. Для такого катания не нужны снегоступы или сплитборд с камусом.

Внетрассовое катание не столь тебовательно к физической форме и навыкам сноубордиста как сплитбординг, но тяжелее спусков по подготовленным трассам. Пухляк и близость к подъёмникам (а не топать ножками вверх) — это основной приоритет для внетрассового катания.

Хотите попробовать внетрассовое катание в грандиозном месте? Приезжайте в Шамони Монблан, поднимайтесь на подъемнике Эгюий-дю-Миди и окажетесь перед внетрассовым маршрутом длинной 22 км «Белая долина» (Vallée Blanche).

Что такое фрирайд?

Фрирайд – что это такое, история, виды катания

Фрирайд — это стиль катания на сноуборде (и горных лыжах) по естественным, неподготовленным склонам, без установленного маршрута, целей или правил. Этот стиль катания развивался как противоположность регламентированному спортивному катанию.

Фрирайдеры, чаще всего имеют отличные навыки катания и опыт внетрассового катания. Они любят нетронутые спуски, даже если придется идти в гору, чтобы добраться до них. На многие склоны для фрирайда можно добраться пешком от подъемника, нужно немного пройтись с доской. Более удаленные маршруты требуют сплитборда, снегоступов, снегоходов или ратраков.

Лавинное снаряжение — обязательная часть экипировки фрирайдера. Услуги горного гида обязательны для новичков, да и опытным сноубордистам гид поможет провести день в горах безопасно, узнать много нового и открыть для себя великолепные нетронутые склоны.

Если вы только начинаете интересоваться сноубордингом, старайтесь не путать фрирайд и фристайл, который включает в себя различные прыжки, вращения, трюки в халфпайпе и на перилах.

Фрирайд – что это такое, история, виды катания

Возможности для фрирайда есть на всех крупных горнолыжных курортах. Среди российских курортов можно выделить Горки Город, популярный среди отечественных любителей фрирайда, Шерегеш и, конечно, Эльбрус.

Что такое бэккантри?

Фрирайд – что это такое, история, виды катания

Термин бэккантри больше распространен в Соединённых Штатах и именно оттуда пришёл к нам, в Европе чаще используют говорят «скитур». Бэккантри и скитур подразумевает исследование удаленных горных районов, где нет подъёмников. Это требует от сноубордиста или лыжника очень хорошего уровня физической подготовки.

Скитур долгое время был во много остается термином, применяемым именно к горнолыжникам, что отражено в его названии.

Популярность этого вида отдыха и естественное желание сноубордистов иметь оборудование, которое позволит кататься в удаленных от курортов районах, стало причиной создания сплитборда. Для подъёма в гору и сплитбордистам, и лыжникам нужен камус.

Он значительно облегчает подъём в гору, и идти вверх с ним вверх не столь тяжело, как пешком или на снегоступах.

Сейчас термин бэккантри охватывает широкий спектр активностей, сочетающих спуски с восхождениями вдали от горнолыжных курортов. Можно выбрать вариант тура от приюта к приюту. В этом случае вы будете путешествовать от одного горного приюта к другому, подниматься и спускаться с нетронутых вершин. Ещё один вариант — использовать один из горных приютов как базовый лагерь для походов.

Всегда старайтесь прибегать к услугам местного сертифицированного гида, если собираетесь в бэккантри. Также обязательно берите с собой лавинное снаряжение и, если того потребует рельеф, альпинистские кошки, веревки и карабины.

Ски-альпинизм

Фрирайд – что это такое, история, виды катания

Ски-альпинизм требует наибольшего опыта по сравнению с другими, обсуждаемыми нами дисциплинами. Необходимо забраться на гору и затем спуститься с неё на вашем сноуборде или лыжах. Фактически это сочетание альпинизма и бэккантри.

Ски-альпинизм требует высокого уровня владения сноубордом или лыжами, а также, в зависимости от степени уклона, серьёзной альпинистской подготовки.

Скалолазание, преодоление расщелин и трещин в ледниках, лёдолазание в узких ущельях — вот неполный список задач, встающих перед любителями ски-альпинизма.

Для занятия ски-альпинизмом обязательно наличие лавинного оборудования и альпинистского снаряжения: ледорубы, веревки, спусковые устройства и так далее.

Ски-альпинизм — это экспедиция, в которой должен участвовать гид, знакомый с местностью, способный обеспечить безопасность, прекрасно ориентирующийся на местности и уверенно владеющий всем необходимым снаряжением и оборудованием.

Возможности для ски-альпинизма ближе, чем кажется. Эльбрус был и остается центром российского альпинизма. Также много классных маршрутов и гидов, которые проведут по ним, вы найдете в Красной Поляне.

 

Источник: https://snowboarder.su/chem-otlichaetsya-friraid-ot-bekkantri/

Правила фрирайда

В модное и опасное увлечение фрирайд превратился в 70-е годы прошлого века.

Несмотря на то, что в мире к тому времени пышным цветом расцвела горнолыжная индустрия — с удобными шале, идеально подготовленными трассами и глинтвейном в ресторанах на горе, — нашлось немало людей, которым этот комфорт оказался неинтересен. Эти странные люди предпочитали уходить прочь от цивилизации и кататься по диким склонам.

Слово «фрирайд» происходит от английского free — свободный, и ride — ехать, кататься.

Подразумевается, что человек, назвавшийся фрирайдером, может ехать на лыжах везде: по свежевыпавшему снегу, застругам (снежным гребням), льду, буграм. На вопрос, зачем ему это нужно, есть несколько ответов.

Во-первых, он получает от этого невероятное удовольствие — часто такое, от которого уже не в силах отказаться. Во-вторых, занятия фрирайдом важны для самоутверждения, причем, это касается не только брутальных мужчин, но и хрупких девушек.

И наконец, фрирайдер лезет в горы ради общения с этими самыми горами. И это еще одна составляющая удовольствия.

Виды фрирайда

Есть два основных типа внетрассового катания.

Первый — это, собственно, фрирайд

Здесь во главу угла ставится спуск с горы, а все остальное делается ради него. Чем больше спусков за день вы сделаете, чем они будут интересней, тем выше качество вашего катания.

Сюда же отнесем и бэккантри, когда райдер катается с горы, не оборудованной подъемниками, и поднимается вверх пешком.

В какой-то степени развитием фрирайда можно считать фристайл.

Это всевозможные трюки на пересеченной местности: прыжки, бэкфлипы, то есть сальто через спину, градусы, когда лыжник или бордер крутятся вокруг вертикальной оси. Четкой границы между фрирайдом и фристайлом нет.

Умелые райдеры любят «крутануть» что-нибудь фристайловое во время спуска. А фристайлер прежде, чем начать прыгать, должен стать хорошим райдером.

Второй тип внетрассового катания — скитур

Это, скорее, прогулка по горам, во время которой тоже есть подъемы и спуски на лыжах с гор, но в скитуре главное — идти. Движение по заранее намеченному маршруту — это самоцель.

Любители скитура редко пользуются подъемниками, предпочитая подниматься в гору самостоятельно. В Европе этот вид отдыха очень популярен.

Но под фрирайдом мы имеем в виду первый вариант, и наша статья посвящена ему.

Принципиальное отличие снаряжения для скитура в том, что у лыжных креплений может отстегиваться пятка в то время, как носок удерживается захватом. Это дает возможность идти на лыжах.

Идеология фрирайда или No Friends On A Powder Day

Эта фраза: «Нет друзей в снежный день», — сказанная кем-то из выдающихся райдеров, стала, по сути, девизом внетрассового катания. В обычной жизни мы можем быть сколь угодно близкими друзьями, но если выпал свежий снег, то превращаемся в соперников: лучший склон — мой, и первый след на нем — тоже мой.

В день, идеальный для катания, между вами и снегом друзья выберут снег.

Если вы не в состоянии встать затемно, чтобы подняться на гору с первой кабиной, если вы не подготовили с вечера снаряжение и начали заниматься им с утра, теряя драгоценные минуты, если все уже собраны, а вы еще только садитесь за стол, чтобы выпить кофе, никто не будет вас ждать, ваши лучшие друзья уйдут в горы без вас: паудер — скоропортящийся продукт.

Паудер — дословно: порошок, пудра. Легкий, как пыль, свежевыпавший снег.

Высшее удовольствие райдера — лететь по снегу, на котором еще нет чужих следов. Поэтому вы не найдете в Интернете описание самых лакомых мест для внетрассового катания. Райдеры берегут их для себя. Они — как рыбаки, не выдают другим места, где клюет. Ведь если эта информация станет доступной, туда сразу набегут орды любителей свежего снега и все раскатают.

Фрирайд – что это такое, история, виды катания

Обратная сторона фрирайда

В то же время, фрирайд — опасное увлечение.  Даже имея огромный опыт и знания, невозможно гарантировать полную безопасность.

Читайте также:  Размер коньков: как правильно выбрать, таблица размеров

Самая большая опасность, которая поджидает райдера в горах, — лавины. На их совести — львиная доля трагедий, когда райдер возвращается домой в застегнутом мешке или не возвращается вовсе, если тело найти не удалось.

Как не попасть в лавину

Гляциологи изучают лавины много лет, но все равно предсказание схода лавин больше напоминает шаманские танцы с бубнами, чем науку. Поэтому тем, кто ходит в горы, не чужды суеверия. Они отдают себе отчет в том, что даже при самой продвинутой подготовке знают о горах ничтожно мало.

Фрирайд — травматичный спорт с повышенными рисками. Поэтому страховой полис фрирайдерам нужен обязательно. На ледниках райдера поджидают многометровые трещины, на высотах пониже — занесенные снегом камни.

За время спуска состояние снега под ногами райдера может меняться несколько раз — от мягкого, почти невесомого «пуха» до жесткого  фирна.

 Фирн — плотно слежавшийся зернистый снег, промежуточная стадия кристаллизации при переходе снега в лед.

Райдер должен быть готов мгновенно среагировать на быстро изменяющиеся условия, иначе он упадет.

Цена ошибки во фрирайде намного выше, чем на трассе. Если лыжник теряет баланс на подготовленном склоне, у него есть все шансы удержаться на ногах. Потеря баланса в «целине» почти неминуемо приведет к неконтролируемому падению.

На маркированных трассах за лыжника или бордера беспокоятся многочисленные службы курорта: лавинная, спасатели, лыжный патруль. Никого из них на диких склонах нет. И очень важно понимать:  вдали от цивилизации жизнь и здоровье райдера находятся только в его собственных руках.

Приобретая страховку, помните, что в стандартный страховой полис фрирайд не входит. Выбирайте расширенную страховку, включающую катание на горных лыжах или сноуборде именно по немаркированным трассам.

Так, вы сможете рассчитывать на то, что страховая компания оплатит расходы на поисково-спасательные операции и эвакуацию вертолетом не только с маркированных трасс, но и с диких склонов.

Конечно, если группу ведет опытный гид, он отвечает за вас. Гид выбирает маршрут, склон, линию спуска. В его заботы входят лавинная безопасность и первая медицинская помощь. Но главное решение — выходить «за веревочки» или нет, — принимает все-таки сам райдер. И он должен отдавать себе отчет, насколько он рискует, уходя прочь от подготовленных трасс.

Более того, кроме ответственности за себя, райдер отвечает и за тех, с кем он катается. Образно говоря, фрирайдеры вверяют друг другу свои жизни. Ведь если ваш приятель попадет в лавину, спасатели не успеют ему помочь, и рассчитывать он может только на вас, как, впрочем, и вы — на него.

Правило 1. Одинокий райдер — мертвый райдер

Это главное правило фрирайда, как, впрочем, и любого экстремального спорта: нельзя кататься в одиночку. Кроме лавин, из которых, как правило, самому не выбраться, есть и другие опасности. Представьте, что вы сломали ногу, неудачно упали, порвали мениск или связки.

Ничего ужасного в этом нет — ваши товарищи вам помогут. Но только в том случае, если они рядом. А если вы один и не можете двигаться сами? Спасателей удается вызвать не всегда. Найти вас в горах им непросто. А ждать, когда в зоне видимости появятся люди, можно долго.

Так что ходить в горы в одиночку нельзя.

Оптимальная компания — 3-5 человек. Вдвоем кататься допустимо, но если из этих двоих кто-то попадет в лавину, то копать предстоит тоже одному. А это — время, оно критично для того, кто под снегом. Больше пяти человек собирать в компанию тоже неудобно. Спускаются с горы по одному, и вам придется долго ждать своей очереди. А это уже не каталка.

Правило 2. Не катайтесь с незнакомыми людьми

К сожалению, нередко бывает, что компания для фрирайда собирается на поляне перед подъемниками или в ближайшем кафе. Райдеры вычисляют друг друга по широким лыжам и рюкзакам, знакомятся и уходят в горы, ровным счетом ничего не зная друг о друге.

Формально главное правило — не кататься в одиночку — выполнено, но на практике такая компания может оказаться еще хуже соло варианта. Даже, если у ваших новых знакомых есть лавинное снаряжение, не факт, что они умеют им пользоваться.

А это значит, что помощи от них в момент Х вы не дождетесь.

Но бывает и хуже. Иногда едва знакомые райдеры, желая показать друг другу свою удаль, начинают спускаться вниз гурьбой, подбадривая, обгоняя и подрезая друг друга, и таким катанием значительно повышают вероятность сорвать лавину. То есть, вместо того, чтобы повысить свою безопасность, они добиваются ровно противоположного.

Самый простой способ найти правильную компанию — обратиться к сертифицированному гиду. Он и снаряжение у всех проверит, и уровень подготовки, и правильно организует катание. Но если вы все-таки решили кататься самостоятельно, то нужно заранее озаботиться поиском надежных друзей.

Правило 3. Райдеры должны быть равными по уровню

Уровень группы определяется по самому слабому ее участнику. Его возможности определяются физической подготовкой и умением кататься. Он должен быть способен преодолеть выбранный маршрут. Склон и линию, по которой будет спускаться группа, нужно выбирать так, чтобы этот самый слабый участник гарантированно смог спуститься.

Иногда, чтобы выйти на интересный маршрут или в места, где еще не раскатана «целина», нужно проехать участки «no fall zone».

No fall zone — места, где нельзя падать. Это может быть тропа, идущая над пропастью или по очень крутому или обледенелому склону. Или все вместе.

Если нет уверенности, что такой человек не упадет на участке «no fall zone», группе придется выбрать другой маршрут, более легкий. И значит, все остальные, вместо того, чтобы кататься там, где интересно и никого нет, будут раскатывать «лягушатник» рядом с подъемниками. А ведь они мечтали не об этом.

В идеале даже лавинную и альпинистскую подготовку желательно проходить с теми, с кем вы будете потом кататься в горах. Совместные тренировки способствуют хорошему взаимопониманию в группе, сплотят ее и обеспечат высокий уровень безопасности.

Правило 4. Слушайте все, что вам говорят

В горах хорошо работает сарафанное радио. Про места, где лучше всего покататься, вам, скорее всего, не скажут, а вот куда лучше не совать нос, скажут почти наверняка. Если кто-то уже сходил в горы и увидел, что любимые райдерами места перегружены снегом, и этот снег неустойчив, то почти наверняка они постараются предупредить других.

Ценную информацию вы сможете получить от «локалов» — местных жителей, которые хорошо знают горы, куда вы собрались. Не стесняйтесь расспрашивать спасателей, сотрудников лавинных служб, местных гидов и просто райдеров, которые постоянно катаются в этих горах. Их многолетний опыт — это капитал, которым вы можете совершенно бесплатно воспользоваться.

Конечно, никто не мешает вам «пойти своим путем»: выкопать снежный шурф, рассмотреть образцы снега под лупой и убедиться, что склон для катания непригоден. Но зачем тратить время и силы, если «локалы» безо всяких шурфов вам скажут, что этот склон в это время лучше обходить стороной?

Фрирайд – что это такое, история, виды катания

Макс Панков. Сотрудник лавинной службы “Горки город” (Красная Поляна).  Читает лекции по лавинной безопасности, на своей странице в Фейсбук выкладывает ежедневные отчеты о состоянии снега в Красной Поляне.

Фрирайд – что это такое, история, виды катания

Игорь Загвоздин. Известный хибинский райдер и сотрудник лавинной службы Кировского отделения АО “Апатит” (Мурманская область).

Фрирайд – что это такое, история, виды катания

Слава Рунич. Один из самых известных горных гидов России. Родом из Приэльбрусья. Сейчас работает в Казахстане.

Правило 5. Будьте готовы подчиниться

Хаос и разброд в группе недопустимы. Бывает, что в горах один предлагает пойти налево, другой — направо, третий считает, что нужно спускаться здесь, а четвертый уже начал спуск, не дожидаясь, пока остальные о чем-то договорятся.

Перед выходом в горы договоритесь, кто будет старшим в группе. Обычно лидер определяется сам. Важно, чтобы все его признали и согласились с тем, что его слово — последнее. Если вам кажется, что человек не достоин быть лидером, и вы его не признаете, значит, нужно попрощаться с этой компанией и искать другую. Если вы идете в горы с гидом, он ваш лидер по умолчанию.

Разумеется, наличие лидера вовсе не означает беспрекословное подчинение. Можно и нужно высказывать свое мнение, убеждать, приводить аргументы. Но после того, как решение принято, нужно этому решению подчиниться. Все, что вам не нравится, вы обсудите дома, у печки, под глинтвейн. А в горах это неуместно.

Правило 6. Будьте готовы повернуть назад

Правило может показаться странным. Казалось бы, в чем проблема? Пришли, увидели, что склоны перегружены снегом, значит, кататься нельзя, развернулись и пошли обратно.

Но те, кто катается, знают, как трудно сделать этот шаг назад. Ведь вы не просто шли сюда по горам — вы готовились, настраивали себя. Мысленно вы уже несколько раз пролетели вниз по склону.

Не один час вы жили в предвкушении эйфории, ради которой, собственно, сюда и пришли.

И вот, вы стоите на гребне, и голос разума говорит вам, что спускаться нельзя. А в это время другой голос, тихий, вкрадчивый, нашептывает: «Почему же нельзя? Да, рискованно. Но риск есть всегда, просто сейчас немного больше, чем обычно. Ты проскочишь, смелей. Не зря же ты так долго шел сюда».

Не так просто заглушить в себе этот голос и прислушаться к голосу разума. Нужно уметь отказаться от спуска, если это опасно.

Источник: https://story.instore.travel/travel/pravila-frirajda/

Фрирайд – что это такое, история, виды катания

Большой популярностью пользуются зимние виды спорта, и одним из самых экстремальных является фрирайд. Для него характерны некоторые особенности. Стоит заметить, что это понятие используется и в других спортивных направлениях, например, в велоспорте и роликах.

Что это такое фрирайд?

Если перевести название этого спортивного направления, то получится «свободное катание». Под фрирайдом понимают спуск с горы по необорудованным трассам, поэтому его относят к экстремальным видам сорта.

Техника фрирайда схожа с той, которая используется при классическом катании, но только требует больше сноровки и спортивной подготовки.

Люди, которые им занимаются, утверждают, что это не спорт, а особая философия и способ жизни.

История фрирайда

Это направление появилось в Америке в 80-х годах прошлого века, а все благодаря популяризации горных лыж и внедрению современной индустрии.

Фрирайдер – человек, который не любит правил, поэтому спортсмены начали поглядывать за ограждения и стали кататься по неподготовленным трассам.

Стимулировало развитие фрирайда и появление сноуборда, который открывал новые возможности для экстремалов.

Фрирайд и фристайл – отличие

С первым понятием уже ознакомились, а что касается фристайла, то это зрелищное направление в спорте, которое подразумевает выполнение во время спуска разных трюков. Фристайл быстро стал соревновательным видом спорта, и он представлен на Олимпийских играх. Выясняя, чем отличается фрирайд от фристайла, следует уделить внимание и разнице в снаряжении (в данном случае сноубордов).

  1. Для фристайла дека должна быть короче и легче, что важно для маневренности, а для другого спорта – длинным и широким.
  2. У сноуборда для фрирайда нос должен быть длиннее хвоста, а для другого направления – и нос, и хвост имеют идентичную форму.
Читайте также:  Узнайте, как правильно кататься на коньках, чтобы похудеть

Фрирайд – виды катания

Условно это направление в спорте можно разделить на несколько видов:

  1. Облегченный. Представить фрирайд без этого направления сложно, ведь оно позволяет получить новые эмоции. На склон спортсмен доставляется на подъемнике и рядом находится база и спасатели. У многих курортов есть и стандартные трассы и места для фрирайдеров.
  2. Бэкантри. В этом случае спортсмен должен пешком подняться на выбранный склон, а после небольшого отдыха, осуществить спуск по склону. На пути могут встретиться деревья, ущелья и другие препятствия. Самый популярный вид такого спорта. Одежда для фрирайда должна быть удобной, чтобы она не сковывала движений.
  3. Хели-ски. Многие видели, как в фильмах над вершиной горы зависает вертолет, с которого спрыгивает лыжник или сноубордист, вот это и есть этот вид фрирайда. Во многих местах это направление находится под запретом.
  4. Экзотика. Забрасывать спортсмена на вершину горы может и сноукэт – специальная машина для подготовки горнолыжных трасс.

Горные лыжи фрирайда

Спускаться по подготовленным склонам и по целине – это две разные вещи. Техника катания фрирайда подразумевает быструю скорость спуска.

Кроме этого, на таком снегу не получится поворачивать и останавливаться вращением корпуса, а делать это можно только наклоном/заклоном. Попытки вращения плечами могут стать причиной травмы.

Учтите, что на целине сложно совершать резкие маневры и важно концентрироваться на балансе.

Лыжи для фрирайда имеют свои особенности, так они должны иметь широкую среднюю часть. Профессионалы рекомендуют ориентироваться на свой рост, так поставленные вертикально лыжные доски должны быть на 2-3 см выше человека.

Важно понимать, что спортивный лыжный инвентарь отличается жесткостью доски.

Стоит учитывать, что есть универсальные горные снаряды, которые более податливые и на них можно передвигаться по подготовленной трассе и крутому необъезженному горному склону.

Вело фрирайд

Это течение зародилось в 80-х годах в Америке. Классический фрирайд – экстремальный вид катания по горам по неподготовленным склонам с разными нюансами: грязью, камнями и так далее. От спортсмена требуется сноровка и хорошая физическая подготовка. Облегченные виды фрирайда основаны на катании по заброшенным тропам и гордым дорожкам. Эти стили являются более распространенными.

Велосипед для фрирайда есть чем-то средним между транспортом для даунхилла и горным. Важно, чтобы он не был слишком тяжелым, поскольку преодолевать горные склоны будет непросто.

Чтобы кататься по сложным трассам велосипед должен иметь систему задней подвески, большой ход амортизаторов. Велосипед должен быть двухподвесным и иметь двухкоронные вилки. Важно особое внимание уделить тормозам. Шины должны быть большими.

Экипировка для фрирайда обязательно включает средства защиты.

Техника фрирайда на сноуборде

Чтобы кататься на доске по «диким» спускам, необходимо купить правильное снаряжение и иметь хорошую подготовку.

Техника фрирайда включает высокий уровень мастерства, опыт обращения с доской, умение по ходу движения анализировать спуск и учитывать другие факторы, от которых зависит непрерывность движения и безопасность.

Есть три вида катания: обычный спуск по любому склону (All mountain), катание в труднодоступной местности, где есть риск схода лавин (Back country), а еще спуск с особенно сложных в плане доступа и проходимости вершин (Heli-ski).

Сноуборд для фрирайда должен быть длинным и широким с формой дирекшнл. Это важно для удержания равновесия и распределения веса тела по всей поверхности. Крепления должны быть смещенным к задней части. Кроме этого, доска должна быть жесткой, чтобы обеспечить устойчивость во время спуска со склона. Вся поверхность сноуборда должна соприкасаться с землей.

Ролики фрирайд

Спортсмены, которые перестают получать удовольствие от катания на роликах по прямым дорожкам, интересуются экстремальными направлениями.

Техника катания фрирайд подразумевает быструю езду, выполнение прыжков через разные объекты, вращения и многочисленные трюков, а еще катание с лестниц.

Ролики должны иметь прочные ботинки, хорошую боковую фиксацию, антишоковую стельку и усиленный слайдер сбоку. Большое значение имеет крепкая рама, прочные подшипники и жесткие колеса с крепкой ступицей.

Лонгборд фрирайд

Заниматься экстримом можно и катаясь на скейте, преодолевая крутые склоны в положении сидя и стоя, выполняя развороты, совершая прыжки и разные трюки. Фрирайд является самой распространенной дисциплиной лонгборда.

Лучше всего для экстремального катания выбирать лонгборды, у которых подвески проходят через отверстие в деке, а форма у них симметричная. Оптимальная длина – 38-42 дюйма. Жесткость должна быть выше средней. В городских условиях молодежь занимается экстремальным катанием на лонгборде.

Важна защита для фрирайда, которая включает наколенники, налокотники и шлем.

Обучение фрирайду

Важно понимать, что это экстремальный вид спорта и лучше развивать свои навыки под присмотром специалистов. В городах, где есть горы находятся специальные школы по обучению и к ним допускаются люди, уверенно спускающиеся по трассам. Школа фрирайда предлагает пройти курс, который включает небольшую лекцию, объясняющую:

  1. Тактику катания в группе и выбор линии спуска и места сбора. Спортсмен должен уметь правильно оценивать склон и контролировать спуск.
  2. Особенности спуска по разным формам рельефа: крутым склонам, кулуарам, лесу, глубокому снегу и так далее.
  3. Технику выполнения прыжков, так, спортсмен должен оценить возможности для осуществления трюка и безопасное приземление.
  4. Правила лавинной безопасности.

Соревнования по фрирайду

Существует многоэтапные международные соревнования, которые проводятся для мужчин и женщина в двух категориях: горных лыжах и сноубордах, а называются они Freeride World Tour.

В них принимают участие самые лучшие спортсмены, которые могут сами выбрать для себя линию спуска, но опробовать ее запрещено. Соревнования по фрирайду на лыжах и сноубордах оценивают по три судьи, и каждый может выставить о 1 до 10 баллов.

Во внимание берется сложность траектории спуска, стиль прохождения, техничность и сложность выполнение трюков. Имеет значение и общее впечатление от заезда.

Фильмы про фрирайд

Интересная тема не могла остаться без внимания кинематографа, и о любителях экстрима снято действительно несколько стоящих картин, вот некоторые из них:

  1. «В глубины разума». В этом кинофильме можно увидеть суровую красоту дикой природы и насладиться невероятными пейзажами. Создатели кино про фрирайд пытаются понять, есть ли предел человеческим возможностям.
  2. «Покорители вершин». История рассказывает о двух лучших друзьях: профессиональном сноубордисте и горнолыжнике. Парни решили поехать на Аляску и покорить одну из самых диких вершин. Фрирайд – мечта, захватывающие дух пейзажи, скорость и адреналин.

Источник: http://kak-bog.ru/frirayd-chto-eto-takoe-istoriya-vidy-kataniya

Фрирайд – что это такое, история, виды катания

Фрирайд ─ это спорт для настоящих экстремалов, искателей острых ощущений. На русский язык это слово переводится как «свободное катание» ─ и действительно, ощущения свободы и полета при спуске по диким, необорудованным трассам непередаваемы. Спортсмены, увлекающиеся данным направлением, считают фрирайд стилем и философией жизни.

Как появился фрирайд

Первыми искателями приключений на лесных тропах стали профессиональный лыжник Эмиль Алле и его единомышленники. Это было в 30-40х годах прошлого столетия. К концу 70-х мода на экстрим пережила настоящий бум.

Впереди были опять же французские лыжники.

В те времена такие увлечения слишком часто приводили к трагическому финалу ─ и фирмы, изготавливающие экипировку для горных лыж, взялись за разработку экстремальных моделей всерьез.

Снова мир услышал о фрирайде спустя десятилетие ─ но на этот раз благодаря Америке. Горные лыжи быстро набирали популярность, а инвентарь становился все более разнообразным и совершенным.

Изобретение сноуборда стало дополнительным стимулом для развития спорта. Новый дерзкий стиль езды вдохновил режиссера Грега Стампа на создание киноленты под названием «Blizzard of aaaah’s», что переводится дословно как «пурга, аааа».

Выход фильма на экраны стал толчком к проведению первого чемпионата по фрирайду.

Фрирайдер это человек, который не боится опасностей, не приемлет правил и бросает вызов стихии.

Фрирайд описание

В общепринятом понимании фрирайд это способ кататься на горных лыжах или сноуборде. Отличительная черта катание происходит в труднодоступной местности средних по высоте и высоких гор, по естественному природному рельефу горных склонов. На пути спортсмена нет никакого оборудования и ограждений, которые всегда присутствуют на стандартных горнолыжных спусках.

Главная цель фрирайдера получить адреналина и невероятных ощущений по максимуму.

Стиль катания изначально происходил из классического. Но сегодня отличий между классикой и техникой фрирайда не меньше, чем между фигурным катанием и хоккеем. Риски и опасности, которым подвергается спортсмен во время спусков, очень высоки вплоть до летального исхода.

Какими знаниями должен обладать фрирайдер:

  • умение в совершенстве контролировать доску или лыжи (особенно на мягком свежем снегу),
  • основные альпинистские навыки,
  • базовые умения спасателей,
  • уметь адаптироваться к переменчивым снежным условиям,
  • первая медицинская помощь,
  • умение «читать» рельеф гор и прокладывать верную траекторию движения самостоятельно.

Экипировка включает в себя:

  • сноуборд или горные лыжи для экстремальных видов спорта (обязательно подходящие для езды по глубокому снежному покрову),
  • приемник-передатчик сигналов (на случай схода лавины и заключения под завалами),
  • лавинный щуп,
  • лавинная лопата,
  • шлем,
  • рация,
  • лавинный рюкзак (ABS, Avalung), оснащенный частными средствами защиты для спасения в чрезвычайной ситуации.

Главные технические умения, которыми должен обладать спортсмен:

  1. Умение правильно двигаться. Исполнение движений должно происходить автоматически и с максимальной точностью. Важно не переутомиться и рационально расходовать силы. Это результат длительных тренировок. Самое важное это умение держать равновесие. Правильный способ стойки на сноуборде и лыжах гарантия избежать падения и переломы.
  2. Умение вести спуск без перерыва. Главное не упасть и не попасть в непредвиденную и опасную ситуацию. Техника катания заключается в перемещении от одного безопасного участка к другому этот стиль езды осваивается новичками прежде всего. Более опытные участники могут сиюминутно оценить ситуацию и определить опасность.

Внимание! Перед выходом на трассу необходимо узнать уровень лавинной опасности и прогноз погоды а также разработать маршрут!

Виды катания

Несмотря на короткий период существования, спорт имеет немало разновидностей:

  • облегченный фрирайд самый простой: подъем в гору осуществляется на подъемнике,
  • бэккантри подъем в гору без подъемника, спуск по свежему снегу,
  • скитур-фрирайд подъем с помощью скитурного или сплитбордного снаряжения,
  • хелибординг участники приземляются на горную вершину с вертолета,
  • кэтскиинг участников забрасывают на высшую точку с помощью «снежного трактора» ратрака,
  • сноумотобординг катание, схожее по стилю с водными лыжами, где вместо волн выступает снег, а вместо катера снегоход.

Прежде чем заниматься фрирайдом необходимо пройти курс обучения!

Техника фрирайда на доске

Доски для фрирайда широкие и длинные.

Самый первый навык сноубордиста это умение держать стойку, не терять равновесие. Второй навык уметь концентрировать внимание на плечах, а не на ногах от этого зависит распределение силы. Третий навык это жесты. С помощью движений руками можно регулировать направление движения.

Еще важно чувствовать «внутренний стержень», ось движения корпусом без этого невозможны повороты и равновесие.

Читайте также:  Как подобрать беговые лыжи по росту и весу: таблица подбора

Сноубордист должен уметь избежать падения и хорошо чувствовать трассу, чтобы не напороться на препятствия, скрытые под слоем снега.

Горные лыжи фрирайда

Лыжа должна быть жесткой и длинной.

Прежде, чем покорять дикие склоны, лыжник должен освоить классическую технику катания на стандартной трассе.

Профессиональному спортсмену, посещавшему спортивную школу ─ а не кратковременные курсы по мастерству ─ кататься намного легче, чем человеку неподготовленному. Желательно освоить разные техники и стили.

Лыжник прежде всего должен держать контроль над скоростью и не допускать расцепления с лыжней.

Рекомендации

Человеку, решившему стать фрирайдером, стоит сделать следующее:

  1. Узнать о состоянии своего здоровья особенно сердца и легких. При ряде заболеваний занятия экстремальным спортом противопоказаны.
  2. Записаться в спортивную школу.
  3. Найти сообщества единомышленников, спросить совета у бывалых товарищей.

Не стоит сразу приобретать специализированный инвентарь для начала обучения подойдут обычные деревянные лыжи.

И уж чего точно не стоит делать это относиться к экстриму легкомысленно, как к развлечению. Чтобы первый же выход не закончился больничным с многочисленными переломами или трагедией потребуются месяцы тренировок. Столь небезопасный вид спорта требует серьезных умений и навыков.

Но затраченное время и деньги окупятся с лихвой: настоящему фрирайдеру по плечу любые горные склоны, даже самые неприступные! Пусть экстрим заставит мир играть новыми красками и принесет захватывающие приключения!

Источник: https://irksportmol.ru/sport/lyizhi/frirayd-chto-eto-takoe

Фрирайдер — что это такое и кто занимается фрирайдингом?

Доброго времени суток, дорогие читатели! Сегодня поговорим о том, что это такое — фрирайдер. Не так давно, забравшись на Ютуб, я наткнулся на одно очень интересное видео. Дословно пересказывать не буду — это нужно просто видеть.

Парень на лыжах, ночью, по всей видимости, ибо было темно, вытворял такое, от чего даже у меня, сидя дома, дух захватывало. При чем, он спускался вниз по очень корявой, заросшей елками трассе.

И, насколько я понял потом, это была вовсе не горнолыжная трасса, и даже не какая-то трасса для экстремалов. Но обо всем по порядку.

Скоро нас ждут зимние праздники, отдых, отпуск и так далее, и я неволь начал задумываться о том, где бы их провести, а тут еще и такая интересная тема.

С курортом я пока еще не совсем определился, хотя есть один на примете, о котором я расскажу немного позже, но что я буду делать там, я знаю точно – осваивать в большей мере лыжи и учится кататься на сноуборде, потому что то, что вытворяют некоторые умельцы – захватывает.

Необычный стиль свободного катания не для новичков!

Вас заинтересовал вопрос: фрирайдер что это такое? Я же, как человек, которого очень легко зацепить чем-то необычным, полез в интернет, чтобы выяснить, что это такое… В горнолыжном спорте я, скажем так, любитель, может быть даже полупрофессиональный.

Так вот, может это я где-то просмотрел новую моду на горнолыжное катание, или может быть это вообще новый вид спорта. Как оказалось, все гораздо проще. Неудивительно, что многие любители не знают о такой разновидности катания на лыжах, как фрирайд.

Фрирайдер и фрирайдинг — что это такое

Ну, не нужно обладать очень высоким уровнем знания английского языка для того, что бы понять, что это «свободная езда» в дословном переводе. Говорю сразу, что, возможно, меня читают легко мотивированные люди, а уже зима, и чтоб потом у нас проблем не получилось. Но это все, конечно, шутки, поэтому продолжаем.

Итак, среди профессионалов дифференцируются, в целом, два вида горнолыжного спорта: это классический, то есть по четко ограниченной трассе, и фрирайд. Последний предназначен только, и только для профессионалов с многолетним стажем. Вы в сноуборде новичок? Тогда и не думайте, чтобы пробовать подобное самому.

Я думаю, что долго и нудно объяснять, что такое классическая езда по трассе я не буду, потому что это и так понятно. Можно с инструктором, можно без, все на ваше усмотрение, но начинающим все же посоветую не горячиться и оплатить услуги инструктора, проверено на собственном опыте. Ну а вот о фрирайде есть о чем рассказать.

Начнем с того, что видео, о котором я рассказывал в начале –

яркий пример того, что у человека отсутствует напрочь чувство самосохранения.

Я скинул это видео одному моему хорошему знакомому, который на этой теме собаку съел и занимается горнолыжным спортом с самого детства, и он сказал, что нужно быть действительно сумасшедшим, что бы пойти на такое.

Но есть и более безопасный вид фрирайда, хотя вы должны понимать, что термин «безопасно» в контексте с фрирайдом вяжутся не сильно.

Так вот, с учетом того, что сейчас даже соревнования проводят по такому виду горнолыжного спорта, существуют уже отдельно взятые участки за трассой, которые никак не обозначены и не предназначены для любительской езды. То есть это не жесткий, накатанный снег, а мягкий и иногда с сугробами.

Виды фрирайда

Существуют такие виды фрирайда, как:

Облегченный фрирайд

Суть в том, что подняться на гору вам помогает подъемник, в принципе, как на горнолыжных курортах, но спускаетесь вы по необорудованной местности. Этот вид очень хорош для новичков во фрирайдинге, но которые уверенно стоят на лыжах. Кстати говоря, совсем забыл упомянуть о том, что фрирайд не ограничивается только горными лыжами, даже более популярным является сноуборд.

Бэккантри

– этот вид на сегодняшний день наиболее популярный, несмотря на то, что забираться на гору вам придется самостоятельно, ну и спускаться так же по местности без трассы.

Хелибординг

– один из самых дорогих видов зимнего развлечения, так как отправляют сноубордистов на вершину горы с помощью вертолета.

Более того, во многих странах мира хелибординг запрещен или из-за местности, или из-за нежелания местных органов брать на себя такую ответственность за человеческие жизни.

Но эта ответственность, скажу я вам, в первую очередь моральная, так как перед полетом, с целью совершить спуск, вас обязуют подписать некоторые бумаги, благодаря которым фирмы снимают с себя всякую ответственность за возможный исход событий.

Кэтскиинг

– то же самое, только теперь фрирайдеров доставляют на вершину с помощью ратрака. Это менее дорого, нежели на вертолете, но тоже затратно. Например, на Эльбрусе стоимость ратрака наверх колеблется от 20 000 до 30 000 рублей.

Сноумотобординг

– извращение для профессионалов, работающее по принципу водных лыж: вместо катера — снегоход, вместо воды – снег.

Карвинг

– наиболее отличительный от всех предыдущих видов фрирайда. Дело в том, что в нем на гору вы можете подниматься на чем угодно, карвинг – это скорее больше техника езды, заключающаяся в выполнении резаных поворотов, как-то так. Объяснить это на пальцах сложно, но кто захочет – разберется.

В общем-то, мы видим, что фрирайдинг отличается кардинально только видами транспорта, на котором вас будут поднимать на гору, а в основе все та же безбашенная езда

Хочу для всех отметить, что помимо популярных мировых горнолыжных курортов, таких как Альпы, Карпаты и тому подобное, на некоторых форумах часто хвалят зону катания Грандвалира в Андорре.

Это достаточно популярная место, но она почему-то не столь популярна среди российских любителей. Так же, стоит отметить, что это зона оснащена всеми возможными трассами, как и для начинающих, так и зонами для профессиональных фрирайдеров.

Так что, начитавшись отзывов, уже подумываю над тем, а не поехать ли мне этой зимой.… Впрочем, время покажет.

Нужен ли для фрирайда снег

Вернемся к фрирайду. Раз фрирайдинг отбрасывает все возможные законы езды, то может быть снег не всегда нужен? В каком смысле для зимнего вида спорта, для лыж и сноуборда не нужен снег, спросите вы.

Так вот, отвечаю: на западе, в США например, где гористая местность позволяет и располагает к занятиям экстримом, некоторые умельцы умудрились то ли поздней осенью, то ли ранней весной прокатится вниз с какой-то достаточно внушающей горы, через леса, дороги и тому подобные, не предназначенные для этого места.

Вы можете найти тому подтверждения на просторах того же Ютуба. Вот, если честно, все это захватывает дух на раз-два, но сам я бы никогда в жизни так не стал рисковать, а вы сделаете свои выводы сами.

Немного отвлечемся от темы фрирайда, и перейдем, как, на мой взгляд, на более спокойную, но от этого не менее экстремальную – трекинг. Вообще как я к этому пришел: сайт, на котором я лазил и знакомился с вышеупомянутой темой, закинул меня в другой раздел – к трекингу.

Трекинг

Трекинг – довольно популярный, опять же таки на западе вид туризма

Это пеший туризм и вот в чем его суть: вы собираете друзей, достаточно неплохо подготовленных для нагрузок, прокладываете на карте подробный (!) маршрут и отправляетесь в путь. Естественно, интереснее это делать не переходя из одного города в другой, хотя есть и такие, а где-нибудь на природе.

Можно проложить маршрут в 7км, например, а можно и в 250км. Все зависит от вашего желания и возможностей, как временный, ведь не каждый может позволить себе месяц бродить по лесам США, например, так и финансовых, ведь все обмундирование, да и банально сама поездка влетит вам в копеечку.

Но все-таки я настаиваю на том, что это очень интересно, так как:

  1. Вы ни от кого не зависите, идете с такой скоростью, с которой хотите, разглядывая все вокруг и наслаждаясь пейзажами;
  2. Компания друзей, ваше окружение, с которым вам точно будет, о чем поговорит и что вспомнить потом, по приезду домой;
  3. Вам нужно наедятся только на свои силы и подготовку, то есть для людей, которые, мягко говоря, спортом не увлечены, это плохой вариант для времяпровождения.

Так же очень занимательными являются путешествия на мотоциклах, велосипедах, некоторые даже умудряются на роликах. Суть заключается в том же: вы прокладываете маршрут, собираете компанию, устанавливаете временные рамки и вперед!

Но советую все-таки перед таким путешествием, пообщаться с профессионалом. Может, он подскажет, какой маршрут лучше выбрать, учитывая ваш опыт и способности, может, так же подскажет какое оборудование нужно именно вам.

Согласитесь, что иметь такого друга достаточно выгодно, ведь даже привычный для вас велосипед может подвести в нужный момент и тогда развлечение превратится в испытание, а оно вам надо?!

Что ж, ознакомительный экскурс в тему фрирайда я вам провел

Надеюсь, что хоть немного, но я вас заинтересовал этой темой, так как сам я загорелся что-то делать о-го-го как. Ведь зимние виды спорта это не только возможность отлично провести время, но и провести это время с пользой для тела, так как новогодние салатики нигде не отложатся в виде лишних килограммов.

Источник: https://ontheedge.ru/interesnosti/frirajder-chto-eto-takoe

Ссылка на основную публикацию