Самый сложный прыжок: лутц и три риттбергера

Почему прыжок называется так, а не иначе + Не зарывайтесь в лед + «Риттбергер», или Петля назад-наружу + Вместо полета — две «тройки» + Что создает впечатление легкости и уверенности?

В начале урока мы с вами займемся изучением еще одного простейшего прыжка, который можно осваивать параллельно с перекидным. Называется он — прыжок «тройкой» на толчковую ногу.

Подход осуществляется так же, как и к перекидному прыжку. Переходим на согнутую в колене левую ногу, делаем мах свободной правой ногой вперед-вверх в сторону скольжения, отталкиваемся левой ногой. В воздухе поворачиваемся на 180 градусов и выезжаем на левой ноге назад на внутреннем ребре

Самый сложный прыжок: лутц и три риттбергера

Правая нога при выезде должна остаться сзади. Правая рука и плечо впереди левого плеча и левой руки. Выезд должен совершаться энергично, потому что необходимо остановить «скручивание» туловища. Спина должна быть прямой.

Опорная нога при приземлении после прыжка должна быть смягчена в колене. Эта амортизация необходима для уверенной и красивой мягкой посадки.

А теперь перейдем к изучению популярного прыжка, самый сложный вариант которого насчитывает три оборота. Этот прыжок — «сальхов», он встречается в программах, пожалуй, всех опытных фигуристов. Название свое он получил, как вы помните, по имени шведского фигуриста, мирового и олимпийского чемпиона начала нынешнего столетия Ульриха Сальхова.

В отличие от первых двух разученных нами прыжков, которые выполнялись с переднего хода (то есть отрыв ото льда шел с конька, скользившего вперед), «сальхов» выполняется с заднего хода или со скольжения назад. Это первое его отличие от других прыжков.

Итак, «сальхов» в один оборот. Сделаем две-три подсечки назад против часовой стрелки. Перейдем на правую ногу назад-наружу. Левая нога сзади, левая рука и плечо отведены назад. Правая рука впереди. Переходим на левую вперед-наружу и делаем «тройку» вперед-наружу, назад-внутрь. Отталкиваясь внутренним ребром левого конька, прыгаем «саль-хов».

Самый сложный прыжок: лутц и три риттбергера

Здесь также большую роль играет опорная нога. Именно ее выпрямление посылает вверх фигуриста. Обрати внимание на работу свободной ноги.

После «тройки» она находится сзади, круговым движением начинает мах, который заканчивается резким броском в сторону движения. При этом маховая нога скрещивается с занятой левой ногой.

Туловище «скручивается» в сторону движения, и вылет происходит лицом в сторону движения, руки махом собираются на груди (см. рисунок внизу).

Ноги в воздухе прямые. Туловище тоже прямое. Толчковая нога подтягивается к маховой. После исполнения одного оборота толчковая, левая, нога отводится назад прямая и с развернутым носком. Правая рука и плечо отводятся немного вперед, голова — вправо, делаем выезд на правой ноге назад-наружу.

Нельзя делать толчок носком конька: прыжка при этом не получится — вы оставите на льду очень глубокий след и зароетесь в лед. Вот видите, у одного из вас так и получилось при первой же попытке. Проследите за этим как можно внимательнее: это одна из первых и общих для всех, кто начинает разучивать прыжки, ошибок.

Прыжок, который мы сейчас разучивали,— самый простой вариант «сальхова».

В дальнейшем можно выучить и прыжок в два оборота или даже в три, но это требует настойчивых многолетних тренировок под руководством опытных тренеров.

А для начала будет замечательно, если вы уверенно станете выполнять прыжок в один оборот. Правильно выученная техника позволит вам затем быстрее и увереннее перейти к более сложным вариантам «сальхова»…

Следующий прыжок, который мы будем с вами разучивать, называется «риттбергер». Это его официальное название.

Прыжок назван «риттбергер» по фамилии его изобретателя — берлинского фигуриста Риттбергера.

Впрочем, я обязана сказать вам, ребята, что знаменитый русский фигурист Николай Панин-Коломенкин утверждал, что авторство в этом прыжке Риттбер-геру приписывают неправильно и что впервые совершил его в 1890 г. русский спортсмен А. Лебедев.

Именно поэтому до сих пор некоторые специалисты в своих учебниках так и не называют этот прыжок «риттберге-ром», а предпочитают именовать этот прыжок петлей назад-наружу. Вот к этому-то элементу и приступим мы сейчас.

Напомню, что при освоении прыжков вовсе не нужно набирать большой ход. Пока вы еще не прочувствовали мышечно до конца прыжок, начинайте его изучение с небольшого разбега.

Вот и сейчас наберите небольшую скорость с помощью подсечек против часовой стрелки (прыжок идет в левую сторону), вставайте на правую назад-наружу, переходите на левую ногу на наружное ребро и делайте «тройку». Далее выезжаете на левой назад на внутреннем ребре конька.

Положение плеч в этот момент таково: левая рука и плечо впереди, правая рука и плечо отведены назад (напоминаю, что скользите вы назад).

После этого поставьте на лед правую, свободную, ногу (чуть-чуть сзади и сбоку от занятой).

При этом приседайте, какое-то мгновение скользите на двух ногах, затем переносите вес тела на правую ногу, сильно «скручивайте» туловище влево и снимайте левую ногу со льда, делая сильное маховое движение вперед-в сторону.

В это-то время правая нога, отталкиваясь ото льда, посылает вас вверх; в воздухе левая нога идет вокруг правой и выносится назад, подготовленная к выезду

Самый сложный прыжок: лутц и три риттбергера

Выезд происходит на правой ноге назад-наружу, голова повернута в правую сторону, спина прямая. Правая рука и плечо немного впереди левой руки и плеча.

Я описала вам прыжок, и теперь все вы, ребята, представляете, как он выглядит на льду. Но прежде чем перейти к ледовой тренировке, надо выполнить упражнения на полу. Вот ими мы и займемся сейчас.

Прыжок надо попытаться сначала выучить на полу. Естественно, что вместо «тройки» на левой ноге надо сделать поворот налево. Затем перейти на правую ногу и сделать прыжок, как ранее было описано. После прыжка обязательно зафиксируйте положение тела при выезде. Это поможет в дальнейшем освоить уверенный выезд на льду.

Вообще значение выезда из прыжка огромно. Бывает, что спортсмен прекрасно вылетает в воздух, высоко надо льдом совершает положенные ему обороты, а на выезде валится боком и одним махом перечеркивает все свои предыдущие усилия. Так что четкому и уверенному выезду надо учиться сразу, тогда и прыжки будут выглядеть естественно, непринужденно, создавая у зрителя впечатление легкости.

Еще одно подготовительное упражнение, но уже на льду. Выполняете все те движения, которые необходимы во время прыжка, но ото льда не отрываетесь. Только после маха свободной ногой делаете на льду две «тройки» на правой ноге. Первая «тройка»: правая назад-наружу — правая вперед-внутрь.

Вторая «тройка»: правая вперед-внутрь — правая назад-наружу. Выезд из этой «тройки» соответствует выезду из прыжка, то есть вместо полета в воздухе вы выполнили две «тройки».

На этом имитационном упражнении можно отработать правильные движения свободной маховой ноги, правильное движение корпуса.

После всех этих подготовительных упражнений можно и приступить к самому прыжку.

Когда прыжок уже освоен, можно попробовать сделать несколько «ритт-бергеров» подряд. После выезда из прыжка сразу же делается «тройка» с левой ноги вперед-наружу, ставится на лед правая нога, и все повторяется сначала.

Соревновательная часть урока здесь может выглядеть уже достаточно серьезной. Скажем, ребята, которые уже научились делать прыжок, соревнуются в том, кто сможет сделать на одном дыхании большее количество «риттбергеров» чисто, без помарок.

А сейчас, ребята, познакомимся с прыжком, принцип исполнения которого будет для вас новым. Попробуем разобраться в нем.

Толчок здесь производится носком свободной ноги. Набираем ход подсечками вперед против часовой стрелки, ставим правую ногу вперед-внутрь, но не слишком круто. Через «кораблик» ставим левую ногу назад-внутрь, дуга при скольжении назад тоже не должна быть крутой.

Правая нога после перехода на левую ногу оттянута назад. Левая согнута в колене. Левая рука и плечо впереди, правые — сзади. Носок свободной правой ноги опускается на лед, и именно в этот момент происходит отталкивание ото льда.

Свободная нога в момент толчка должна быть прямой.

Тяжесть туловища переносится на правую ногу, которая используется как шест. Левое плечо резко поворачивается налево, левая рука и плечо становятся ведущими. Правая рука и плечо отведены назад. Вылет происходит вперед. Левая нога делает сильное маховое движение вперед и тоже становится ведущей. Правая — броском поднимается вверх. Положение шпагата должно быть зафиксированным

Читайте также:  Коньки: история создания, как выбрать для начинающих
Самый сложный прыжок: лутц и три риттбергера

После того как вы пролетели в этом положении какое-то мгновение, левая нога опускается на лед на носок. Правая, проходя мимо левой, ставится сразу же после приземления левой, на внутреннее ребро. Левая рука впереди.

Правая — сзади. Это положение выезда после шпагата.

На этом практическое изучение прыжков фигурного катания мы закончим. В завершение урока я назову вам еще несколько прыжков, которые встречаются в практике фигурного катания.

Принцип их исполнения таков: отрыв ото льда, как и при шпагате, происходит после толчка носком конька свободной ноги, поэтому их обычно называют носковыми. К этим прыжкам относятся «флип», «лутц», «тулуп». Эти прыжки исполняются на соревнованиях в два или три оборота.

На мой взгляд, все эти прыжки являются сложными по технике исполнения и самостоятельно изучать их трудно.

Вообще же тренировка прыжков на льду — дело сложное, чреватое падениями: здесь ведь ни инструктор, ни тренер, ни родители поддержать фигуриста не могут.

Вот почему к каждой прыжковой тренировке надо относиться чрезвычайно серьезно и быть собранным, внимательным, всегда контролировать свои движения.

Игры и соревнования помогут вовремя переключиться, но и при этом надо ни на минуту не забывать, что ты на льду, а он всегда может уйти из-под ног.

Источник: https://www.tulup.ru/articles/69/urok_shestnadcatiy.html

Самый сложный прыжок: лутц и три риттбергера

Главная соперница Загитовой пугает четверными прыжками перед ЧМ. Стоит бояться?

В фигурном катании есть шесть видов прыжков. Тулуп, лутц, флип, сальхов, риттбергер и аксель — от простого к сложному. И четыре вида оборотов соответственно. Женщины пока освоили только три.

И то в случае с акселем — самым сложным прыжковым элементом — ситуация обстоит весьма специфично: поскольку заход на него делается лицом, а не спиной, то и обороты считаются де-юре так же, но де-факто иначе.

То есть тройной аксель на самом деле означает аксель в три с половиной оборота. Такой прыжок на взрослых международных соревнованиях исполняли всего девять фигуристок за всю историю этого вида спорта.

Отрадно, что в этом списке есть россиянка Елизавета Туктамышева. Но там же и японка Рика Кихира. А вот прыжки в четыре оборота никто из женщин никогда не исполнял.

Пока получается только у 14-летних подопечных Этери Тутберидзе — Александры Трусовой и Анны Щербаковой. Но они выступают на юниорском уровне.

И вот за полтора месяца до чемпионата мира в Сети появляются шокирующие кадры. Победительница финала Гран-при чисто исполняет два четверных прыжка — сальхов и тулуп.

Эти кадры появились не в инстаграм-аккаунте самой фигуристки — они сняты кем-то якобы незаметно, саму Кихиру-то на видео можно узнать с трудом. Выглядит всё так, словно команда японской фигуристки решила начать кампанию по запугиванию соперниц перед чемпионатом мира. Который, кстати, в Японии и пройдёт. И это действительно может сработать. Но есть несколько вопросов.

Насколько чисто?

Хоть видео и тренировочное, где Кихира, очевидно, только разучивает четверные прыжки, но подаётся оно именно как факт: японка вышла на новый уровень.

Это звучит действительно тревожно, учитывая, что её программа и так самая сложная среди всех одиночниц. Кихира не только владеет тройным акселем, но и успешно применяет его в каскадах.

Поскольку кроме неё этот прыжок умеет делать только Туктамышева, это и так даёт японской спортсменке громадное преимущество. А если она начнёт прыгать ещё и четверные…

Но, если судить по видео, исполнение у Кихиры пока не идеальное: первый оборот она словно полностью делает ещё до отрыва, высота и приземление тоже далеки от эталона. И не будем забывать, что это тренировка. На тренировках и Фёдор Смолов забивает 10 пенальти из 10, совсем другое дело — повторить это на соревнованиях, тем более на чемпионате мира.

Четверной — панацея?

Раньше было как: прыгаешь четверной и не падаешь — побеждаешь. Но времена меняются. Вспомнить хотя бы Олимпиаду в Ванкувере в 2010-м: Плющенко сокрушался, что он исполнил четверной, да ещё и в каскаде с тройным, но всё равно остался позади своего соперника, который ограничился тройными прыжками, но при этом не допустил помарок.

После этого роль сложности технических элементов при выставлении оценок повысили. Однако тенденция остаётся прежней. Четверной прыжок с недокрутами, помарками или, что ещё хуже, падениями отнюдь не будет гарантировать победу.

Это провоцирует спортсменов не усложнять программы, а стараться исполнять более лёгкие элементы более качественно. Сорванный четверной может серьёзно аукнуться.

Например, Артур Дмитриев первым попытался исполнить самый сложный прыжок в фигурном катании на официальных соревнованиях.

Во время Гран-при России 2018 года он исполнил четверной аксель (фактически в 4,5 оборота), но удачно приземлиться не сумел. В итоге занял предпоследнее место.

Рика Кихира, несмотря на владение тройным акселем (а теперь, возможно, и четверными прыжками), тоже не всегда катается чисто. На победном финале Гран-при она приземлилась на обе руки после тройного акселя. А на чемпионате Японии после того же прыжка и вовсе приняла горизонтальное положение на льду.

Кихира непобедима?

Самый сложный прыжок: лутц и три риттбергера

Японка, безусловно, очень сильна. Во время финала Гран-при она отобрала у Алины Загитовой рекорд в короткой программе. Лучшие достижения в произвольной программе и по общей сумме баллов пока принадлежат олимпийской чемпионке. Но тревожиться есть от чего.

Скорее всего, добавлять четверной прыжок в свою и без того мощную программу Кихира на ближайших стартах (чемпионат четырёх континентов и чемпионат мира) не будет. В конце концов, у неё пока и тройной аксель не всегда от коньков отскакивает.

Другое дело, что Алина Загитова пока тройной аксель вообще не прыгает. Её максимум — каскад из тройного лутца и тройного риттбергера.

А японка уже вовсю вставляет аксель в каскады и, судя по этому пресловутому видео, продвинулась в изучении четверных прыжков.

Пока юные ученицы Тутберидзе доберутся до взрослого уровня, кто-то должен бросить вызов Кихире. Олимпийский чемпион 2002 года Алексей Ягудин уверен, что единственная, кто может это сделать из россиянок, — именно триумфатор Пхёнчхана Алина Загитова.

Источник: https://life.ru/1189801

«Улыбчивая принцесса, которая не совершает ошибок» — о спорном лутце Загитовой

Я люблю Алину. Она наша Олимпийская медалистка и улыбчивая принцесса, которая не совершает ошибок. Но я начинаю замечать влияние Этери на исполнение Загитовой прыжковых элементов.

Я понимаю, что тройной лутц-тройной риттбергер – это сложный каскад, но либо мне кажется, либо Загитова выполняет лутц с плоского ребра.

Она в курсе об этом или…? – начинает обсуждение один из англоязычных пользователей «Reddit».

Самый сложный прыжок: лутц и три риттбергера

Какое объяснение «шероховатостям» при выполнении лутца нашли иностранные любители фигурного катания, можно узнать из развернувшейся в посте дискуссии:

Quartal:— Загитова, как и большинство фигуристок, «грешат» предварительным вращением (преротацией), что приводит к переходу на внутреннее ребро, так как выравнивание начинает смещаться по оси до момента отрыва ото льда.

Так спортсмен раньше начинает вращение и, как следствие, выполняет все обороты, необходимые для прыжка.Даже если рассматривать это как ошибку, я сомневаюсь, что в этом есть вина Этери. Во-первых, для женского фигурного катания такое исполнение является скорее нормой, чем исключением.

И, во-вторых, Загитова нарабатывала прыжковую базу до начала сотрудничества с Тутберидзе.

Lovitomato:— Полностью согласен с написанным выше, но в прошлых сезонах Алина выполняла лутц гораздо лучше, чем сейчас.

eatingpopcorn18:— Соглашусь с вами. Мне не дает покоя мысль, как за одно лето Алина умудрилась угробить лутц.

sk8tergater:— Девочка просто выросла. Ее вращения стали более шаткими и менее отцентрованными. Алина еще не привыкла к прибавке в росте.

Lovitomato:— Я тоже придерживаюсь мнения, что Алине требуется чуть больше времени, чтобы привыкнуть к изменившимся антропометрическим данным. К тому же, не стоит забывать, что она в свое время перенесла болезнь Осгуда-Шлаттера.

Читайте также:  Какие положительные качества развивает катание на коньках

sk8tergater:— Вина Этери прослеживается, если посмотреть на прыжки других ее подопечных. Будучи тренером, ты прививаешь своим ученикам собственную технику.

Имеется у учеников прыжковая база или нет, новый тренер все равно тратит несколько месяцев на корректировку или смену техники.

То, что Алина, придя к Этери, уже умела прыгать не отменяет того, что новый тренер внес свою лепту в технику ее прыжков.

Quartal6:— Все дети Этери с самого начала были склонны совершать типичные ошибки при выполнении прыжков. Но большая часть ее учеников, пришедших к ней от других тренеров, сохранили базовую технику прыжков, которая была им ранее привита.

Это относится и к Загитовой, и к Полине Цурской, и к Анастасии Таракановой.Беря во внимание, сколько баллов дается за каскад 3 лутц-3 риттбергер, я сомневаюсь, что фигуристки вдруг ни с того ни с сего стали небрежно относиться к элементу, который может стоить им победы.

Я более склонен верить в теорию про резкий скачок роста.

EsShayuki6:— Вы стали «замечать влияние Этери на прыжки Загитовой»? Сдается мне, вы не были осведомлены, что Алина является самым настоящим флутцером? Работая под началом Этери, девушка как раз таки научилась выполнять оба прыжка с правильного ребра, чем ранее не могла похвастать. Она просто скатилась обратно к присущему ей флутцу. Это вовсе не «влияние Этери», поскольку именно Тутберидзе научила Алину правильно выполнять лутц. Блин, люди, вы готовы спустить всех собак на Этери. Это просто абсурд! Изучили бы матчасть для начала!

Источник: https://inoprosport.ru/post/26554-ulybchivaya-printsessa-kotoraya-ne-sovershayet-oshibok-o-spornom-luttse-zagitovoy

Кто лучше прыгает риттбергер

Согласно правилам, риттбергер – третий по сложности прыжок, согласно негласным правилам мнениям многих фигуристов – самый сложный из всех шести.

Четверной риттбергер прыгают единицы из взрослых мужчин, а каскады с риттбергером вторым прыжком традиционно считаются уделом лучших.

Узнать этот прыжок, прыгать который – почти искусство, получше поможет эта статья – сводка из техники и практики.

Немного теории

Риттбергер назван риттбергером в честь первого исполнившего его фигуриста – Вернера Риттбергера. По-английски он называется Loop, то есть петля, потому что если исполнить его в одинарном виде без отрыва, на льду останется петля. Аббревиатура для него – Lo, то есть 1Lo, 2Lo, 3Lo и 4Lo – это одинарный, двойной, тройной и четверной риттбергер соответственно.

В главном документе, регламентирующем оценку и распознание элементов – Technical Panel Handbook (Руководство для технической панели), определения прыжков не перечислены (видимо, наивно полагают, что все рефери отличают прыжки). Однако они перечислены на сайте канадской федерации фигурного катания, Skate Canada. Вот как они определяют риттбергер:

Риттбергер: прыжок, в котором фигурист отрывается ото льда на внешнем ребре на ход назад на опорной ноге, скручивает один оборот в воздухе и приземляется на внешнее ребро на ход назад на ногу, с которой произошёл отрыв.

Все, что подходит под это описание, по умолчанию является риттбергером. Двойной, тройной и четверной риттбергер отличаются от одинарного, чье описание приведено выше, количеством оборотов.

Впрочем, с этим все предельно легко.

Оценка за прыжковый элемент суммируется из базовой стоимости, учитывая поправки на недокруты и ошибки в ребрах на флипе/лутце (берется из Коммюнике 2168), бонуса 10% за исполнение во второй половине (если он исполнен не во второй половине – без бонуса), и GOE – Grade of Execution (оценка за качество исполения). Про каждый критерий, касаемо риттбергера:

  • Базовая стоимость 1Lo – 0.50 балла, 2Lo – 1.70, 3Lo – 4.90, 4Lo – 10.50;
  • Соответственно, надбавки за вторую половину равняются 0.05, 0.17, 0.49 и 1.05 балла;
  • GOE выставляется по общим для всех прыжков критериям и переводится по таблице из Коммюнике 2168 в итоговый балл надбавки/штрафа.

Для GOE действует общий коэффицент – один балл, выставленный судьями, равен 10% стоимости прыжка. То есть, +5 GOE прибавляет 50% стоимости, а -3 – сбавляет 30%.

Критерии положительных GOE для прыжков:

жирным выделены обязательные критерии для получения GOE выше +3

  1. очень хорошая высота и очень хорошая длина (на всех прыжках в каскаде или комбинации)
  2.  хороший отрыв и приземление
  3.  выезд без видимых усилий (включая ритм в каскаде прыжков)
  4.  шаги перед прыжком, неожиданный или креативный заход
  5. очень хорошее положение тела с момента отрыва до приземления
  6. элемент выполнен в музыку

Критерии отрицательных GOE для прыжков:

КП: Прыжковые элементы, не соответствующие требованиям, должны иметь финальное GOE -5

  • Падение: -5
  • Приземление на две ноги: от -3 до -4
  • Степ-аут (выход из прыжка путем смены ноги, чтобы избежать падения): от -3 до -4
  • 2 тройки между двумя прыжками в каскаде: от -2 до -3
  • Неверное ребро на лутце/флипе (отметка «е»): от -3 до -4
  • Неясное ребро на лутце/флипе (отметка «!»): от -1 до -3
  • Неясное ребро на лутце/флипе (без отметки): -1
  • Плохой отрыв: от -2 до -3

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5d432402e3062c00ae11fae8/5d5d12b93f548700ae271bb9

«Чтобы прыгнуть тройной аксель, нужна смелость…»

             Помочь в этом нам взялась Ксения ДОРОНИНА, двукратная чемпионка России по фигурному катанию (2007, 2008), сейчас тренер-преподаватель Академии фигурного катания: в свое время она тоже пыталась делать тройной аксель, но разучивать его сегодня со своими ученицами почему-то не спешит.

– Сделать тройной аксель – это действительно большое достижение? – Конечно, прежде этот прыжок покорялся только нескольким фигуристкам: японка Мао Асада, помню, прыгала, но чистого исполнения на моей памяти не было. Ведь важно еще где прыгнуть и как прыгнуть. В случае с Туктамышевой все сошлось – чемпионат мира, и абсолютно чистенько. У мужчин это обязательный прыжок что в короткой, что в произвольной программе, у женщин пока редкость.

– Исполнение тройного акселя требует больших физических затрат? – Конечно. Помимо физической подготовки здесь необходима еще и смелость, без нее в многооборотных прыжках просто никак. Не каждый фигурист и тренер просто возьмутся за это дело, хотя стимул есть – это самый «дорогой» прыжок, за тройной аксель восемь баллов дают.

– Так можно исполнить его два или три раза за программу – и ты чемпион! – А по правилам нельзя один и тот же прыжок несколько раз повторять.

Разве интересно публике, если фигурист все время один и тот же элемент исполнять будет и на нем еще и выигрывать? Поэтому оговорено, сколько и каких прыжковых элементов может быть в программе. В короткой, например, их три, но аксель только один.

В произвольной – порядка семи, и не запрещено пойти на еще один аксель хоть в два, хоть в три оборота, но только в каскаде с другим прыжком. А тут уже физики может не хватить.

– Туктамышевой для победы вообще хватило одного исполнения тройного акселя в короткой программе. Почему не повторила его в произвольной? – Решили не рисковать, насколько я понимаю. Она имела солидный отрыв после короткой программы и в произвольной ограничились исполнением более простых прыжков в три оборота. Вдруг падение или помарка – сразу несколько баллов минус.

– Вы сами пытались делать тройной аксель, когда выступали? – Да, когда занималась у Мишина. У Алексея Николаевича эта идея фикс давно была – научить девочек делать тройной аксель. Я в итоге получила на этом довольно серьезную травму, мне лет 12 было, организм еще неокрепший был, а позже не было надобности в выполнении именно этого элемента, брала свое за счет других.

– Как тренер обучаете тройному акселю своих подопечных? – У моих учеников еще не тот уровень, чтобы браться за такой сложный прыжок. Пока не думаю об этом, пусть сначала освоят основной набор тройных прыжков, а дальше видно будет.

– Но если придется, то работа начинается сразу на льду? – Нет, конечно. Техническая база элементов нарабатывается на полу, плюс акробатические туры на скручивание и группировку, имитация движений, физподготовка.

Читайте также:  Лыжные ботинки Мadshus (Мадшус): обзор

Хотя иногда это даже более травмоопасно, чем на льду, потому что в кроссовках нога не так хорошо зафиксирована, как в ботинках с коньками.

Да и усилий для исполнения любого прыжка на полу надо куда больше, чем на льду, – это уже законы физики.

– Тройной аксель – это самый сложный из всех прыжков в фигурном катании? – По идее самым сложным считается лутц, но в силу индивидуальных особенностей строения тела, начальной базовой техники, которой владеет фигурист, для кого-то самый легкий прыжок может оказаться самым трудным и наоборот. Есть мужчины, для кого тройной аксель – ерунда, а тройной тулуп вызывает сложности. Так что даже при наличии в фигурном катании общепринятой градации, все индивидуально, никаких шаблонов у нас нет.

– Но вы уже видите, какая из ваших учениц сможет прыгать со временем, как Туктамышева? – Вот разучим двойной аксель, его надо грамотно исполнять для начала, тогда и отвечу на ваш вопрос. Не торопите меня, не хочется ломать девочек раньше времени.

– Но Мишин, раз привез Туктамышеву в 12 лет из Глазова, увидел в ней что-то? – Она отличалась от сверстниц тогда и физическими данными, и прыжковыми способностями.

– Говорят, Туктамышева могла бы прогрессировать еще быстрее, если бы Мишин не отвлекался прошлой зимой на подготовку Евгения Плющенко к Олимпиаде.

– Я  не владею информацией на этот счет, потому что давно ушла из группы Мишина и не знаю, как у них там построен тренировочный процесс, какое количество спортсменов на льду и как распределено внимание между ними.

Но даже если бы была в курсе, обсуждать положение дел на тренировках у Алексея Николаевича мне, начинающему тренеру, было бы некорректно.

– Тогда не про его учеников, а про фигурное катание в целом. Откуда сразу столько талантливых фигуристок в России? Прошлой зимой на Олимпиаде проявили себя Липницкая и Сотникова, сейчас на чемпионате мира Туктамышева первая, у Радионовой бронза.

– У этого поколения, когда оно пришло в спорт, были уже другие, значительно более лучшие условия для занятий, чем у нас в 90-е годы. Больше льда, проводятся сборы, отлажено сотрудничество с учебными заведениями, где учатся девочки, можно больше времени уделять тренировкам.

Девочки совсем юные, но уже достаточно сильные, как в физическом, так и в психологическом плане. Но в то же время как раз этим юным возрастом и объясняется то, что каждый год меняется основной состав нашей сборной.

Помимо естественных проблем переходного периода это еще и груз ответственности после первых побед, с ним справляются не все, к сожалению.

– Это вы про Липницкую? – И про нее тоже. Девочке 15 лет, она стала чемпионкой, и от нее теперь ждут только первых мест, она сама надеется на это, а не получается. Но хорошо что есть кому заменить чемпионов.

– Хорошо для сборной России, для чиновников, которые считают медали, но для самих фигуристок это же удар. – Да, это удар, и больной удар, когда ты чемпион мира или Олимпийских игр, а на следующий год не попадаешь в тройку призеров на чемпионате России.

Тут требуется устойчивая нервная система, чем могут похвастать далеко не все. Но кто-то находит в себе силы бороться и выступать, как Слуцкая в свое время – ее не брали в сборную, а она все равно выиграла мировое первенство, стала призером Олимпиады.

Мне самой интересно, как все будет следующей зимой, кто выстоит из девочек.

– Не слишком ли помолодело фигурное катание?  Международная федерация даже возрастной ценз пытается вводить. – Одно время подняли до 18 лет, затем опять опустили. Да, это разное фигурное катание, когда на льду пятнадцатилетняя девочка или 25-летняя девушка – более женственная, хореографически подготовленная и изящная при исполнении программ.

Технически они могут быть одного уровня, но восприятие у судей и у публики совсем разное.

В то же время за эти юные таланты тоже обидно становится – многие детки начинают прыгать и показывать сумасшедшие каскады лет с 12–13, не имея при этом возможности попадать даже на юниорские соревнования, где свои возрастные ограничения, и в конце концов просто перегорают, а то и не выдерживает организм всех этих нагрузок.

– Некоторые идут на такие жертвы, что ничего не едят. Говорят, случаи анорексии в вашем виде спорта не редкость. – Держать постоянные диеты, и держать их правильно – это сложный момент.

У кого-то есть предрасположенность к набиранию веса, и сбрасывать его тоже надо с умом, а юные девочки не всегда понимают, что это опасно для жизни. Тем более если еще принимают какие-то таблетки, не консультируясь с тренером или доктором. Все должно подбираться индивидуально.

Ведь порой приходится исключать из рациона продукты, которые как раз дают энергию и позитивное настроение.

Кто и как прыгает в фигурном катании

В современном фигурном катании используется всего шесть видов прыжков, которые разделены на две подгруппы: реберные (для их исполнения надо оттолкнуться ото льда ребром конька) и носковые (толчок происходит носком со специальными зубцами).

К реберным помимо акселя относятся сальхов и риттбергер, названные по фамилиям первых исполнителей – шведа Ульриха Сальхова и немца Вернера Риттбергера, выступавших в начале ХХ века.

Сальхов тогда считали прыжком не для настоящих леди, потому что при его исполнении юбка задиралась выше колен, сегодня это один из самых легких в исполнении элементов в фигурном катании и даже девушки делают его в четыре оборота.

Четверной риттбергер пока никто исполнить не смог, хотя многие обещали, а Международный союз фигуристов (ISU) постоянно увеличивает его стоимость, чтобы стимулировать спортсменов. Носковых прыжков, как и реберных, три.

Название «тулуп» не имеет никакого отношения к зимней одежде, оно происходит от английских слов toe loop, что в переводе означает «петля на носке». Считается одним из самых легких прыжков в фигурном катании, так как выполняется со сменой ноги – толчок левой с приземлением на правую.

Идеальный четверной тулуп первым в 1991 году на чемпионате Европы выполнил петербургский фигурист Алексей Урманов. Вторым по сложности зубцовым прыжком в фигурном катании считается флип. Название прыжка – также калька с английского слова flip, что в переводе означает «щелчок» – этот звук слышали фигуристы, начинавшие исполнять флип первыми.

Делать флип в три оборота мужчины начали в 1970-е годы, первой из женщин их подвиг повторила немка Катрина Витт. Первая попытка выполнить четверной флип на соревнованиях была осуществлена в 2010 году японцем Дайсукэ Такахаси, но чисто приземлиться и выехать, как говорят фигуристы, у него не получилось ни тогда, ни позже.

Самый сложный из зубцовых и второй по сложности после акселя из всех прыжков в фигурном катании – лутц, названный так в честь австрийского фигуриста Алоиза Лутца, впервые исполнившего его в 1913 году. Лутц в три оборота давно освоен и женщинами, изящно справлялась с ним, в частности, Ирина Слуцкая. Сделать этот прыжок в четыре оборота пытались американец Майкл Вайсс и наш Евгений Плющенко, но ISU официально признал исполнение четверного лутца только однажды – в 2011 году, когда на турнире в Колорадо-Спрингс отличился Брэндон Мроз (США).

Кстати

По одной из версий фамилия Туктамышева образована от мужского тюркско-татарского имени Туктамыш (в переводе на русский язык означает «пусть остановится смерть или рождение»).

По другой версии фамилия идет от потомка Чингисхана Тохтамыша.

Фактически в пользу Тохтамыша дружины русских князей сражались на Куликовом поле с Мамаем – темником, захватившем власть  в части Золотой Орды.               

Источник: https://online812.ru/2015/04/06/022/

Ссылка на основную публикацию