Виды ходов на лыжах для уроков по лыжной подготовке

Лыжи — изобретение очень древнее. Ученые полагают, что появились они 20-30 тысяч лет назад. А место их рождения надо искать на севере, посреди бескрайних снегов. У берегов Белого моря встречаются выбитые на скалах изображения лыж, а на Скандинавском полуострове найдены лыжи, которым 2-4 тыс лет.

Виды ходов на лыжах для уроков по лыжной подготовке

Наши предки пользовались лыжами на войне и в быту. Появление лыж было обусловлено потребностью человека добывать на охоте пищу зимой и передвигаться по местности, занесенной снегом. Например, царь Иван III при завоевании Югорской земли (Западная Сибирь) послал специальную лыжную рать, которая успешно воевала в суровых условиях Сибири.

Массовому увлечению лыжным спортом очень способствовал знаменитый норвежский полярный исследователь Фритьоф Нансен. В 1888 году он первым пересек с запада на восток Гренландию. Это было не только географическое достижение, но и спортивное: ведь Нансен вместе со своими спутниками шел на лыжах.

Виды ходов на лыжах для уроков по лыжной подготовке

В 1895 году был создан Московский лыжный клуб. Правда, первенство России было разыграно только через 15 лет. Соревнования проходили в Москве, на Ходынском поле: 14 лыжников провели забег на 30 км.

Победителем стал дворник Павел Бычков. На страницах газет развернулась долгая дискуссия о том, можно ли считать спортсменом человека, чья профессиональная деятельность связана с физическим трудом.

Кстати, Бычков прошел дистанцию за 2 часа 26 минут 47 секунд. Лучшие нынешние лыжники проходят 30-километровую дистанцию на целый час быстрее

Виды ходов на лыжах для уроков по лыжной подготовке

Лыжи популярны и в наше время. Для лыж зимой везде дорога; они необходимы охотникам, лесникам, сельским почтальонам. Без лыж не обходится ни одна исследовательская экспедиция. Но до чего же здорово мчаться на лыжах просто так по лыжне, проложенной в сказочном зимнем лесу!

Виды ходов на лыжах для уроков по лыжной подготовке

Техника безопасности

  •  Одежда на уроки лыжной подготовки: тёплый лыжный костюм, куртка, вязанная шапочка, рукавицы, тёплые шерстяные носки
  • Выносить лыжи необходимо носками в верх, пятки вниз; палочки кольцами вниз.
  •  Передвигаться по лыжной трассе сохраняя дистанцию 1,2 м.
  • На лыжной трассе нельзя, размахивать лыжными палочками, толкаться при обгоне товарища; бить палочкой по лыжам и товарищам.
  • Спускаться по склону, подниматься применяя лыжные хода
  •  Если почувствовали на уроке себя плохо, или замёрзли необходимо поставить в известность учителя

Виды ходов на лыжах для уроков по лыжной подготовке

Техника передвижений на лыжах

Лыжные ходы бывают попеременными и одновременными. При передвижении на лыжах выполняются толчки сначала одной, а затем другой палкой. Такие лыжные ходы и называются попеременными. Когда лыжи хорошо скользят по снегу, то возникает необходимость оттолкнуться двумя палками одновременно. Это увеличивает скорость скольжения. Такие лыжные ходы называются одновременными.

Попеременный двухшажный ход

  • свободное скольжение
  • выпад с подседанием
  • скольжение с выпрямлением опорной ноги
  • отталкивание с выпрямлением толчковой ноги
  • скольжение с подседанием

Виды ходов на лыжах для уроков по лыжной подготовке

Туловище при этом наклоняется до горизонтального положения

Одновременный бесшажный ход

Применяется при передвижении под уклон и на равнине, на раскатанных участках лыжной трассы, при наличии хорошей опоры для палок и отличном скольжении.

Передвигаясь этим ходом, лыжник одновременно сильно отталкивается палками. Скользя на обеих лыжах, он выносит обе палки вперед и вверх, затем быстро ставит их впереди носков ботинок и сильно отталкивается.

Туловище при этом наклоняется до горизонтального положения

Виды ходов на лыжах для уроков по лыжной подготовке

Подъем «полуелочкой»

Этот способ применяют на некрутых склонах

Подъем «елочкой»

С увеличением крутизны склона носки лыж разводятся еще шире, а сами лыжи еще больше ставятся на ребра, увеличивается и опора на палки.

Торможение «плугом»

При торможении «плугом», давя пятками на лыжи и сжимая колени, задние концы лыж раздвигают в стороны, а носки сближают. Лыжи ставят на внутренние ребра. Палки держат близко к коленям, сзади.

Виды ходов на лыжах для уроков по лыжной подготовке

Поворот «переступанием»

Используется для изменения направления при движении .

При спуске со склона в основной стойке тяжесть тела переносится на наружную лыжу, а внутреннюю отводит носком в сторону поворота. Переступание производится энергичным отталкиванием наружной лыжей, после чего она быстро приставляется к внутренней.

Виды ходов на лыжах для уроков по лыжной подготовке

Выносливость — главное качество лыжника

Зимой выносливость развивается благодаря длительному передвижению на лыжах. В первых тренировках на выносливость темп передвижения должен быть слабым и средним.

Как же контролировать темп? Как определить его?

Лучше всего это делать по частоте сердечных сокращений — по пульсу. Пульс можно подсчитать, положив пальцы одной руки на запястье другой

Ощутив пульсирующие толчки, подсчитай количество ударов за 6 или 10 секунд. Умножив полученную цифру соответственно, на 10 или 6, получишь количество ударов в минуту.

Темп передвижения на лыжах при частоте пульса 130-140 ударов в минуту считается слабым, 140-150 — средним или умеренным, 160-170 — выше среднего. Сильным темпом считается передвижение при частоте пульса более 170 ударов в минуту.

Виды ходов на лыжах для уроков по лыжной подготовке

Источник: https://kopilkaurokov.ru/fizkultura/uroki/lyzhnaiapodghotovkaosnovyniesposobypieriedvizhieniia

Лыжная подготовка

Уроки лыжной подготовки в IV—VI классах в безветренную погоду можно проводить при температуре не ниже -20°, при слабом ветре (не более 2 м/с) — не ниже -15°.

В северных районах, где влажность воздуха значительно меньше и население более привычно к холодам, эта температура может быть понижена на 5°, в южных районах — примерно на столько же повышена.

Сдваивать уроки не рекомендуется, так как это существенно снижает результаты обучения и развития двигательных качеств школьников. Это допускается только при том условии, если вблизи школы нет мест, пригодных для занятий лыжной подготовкой.

Учитель должен следить за тем, чтобы дети правильно одевались для уроков лыжной подготовки. Обязательный комплект: теплое белье, свитер, шерстяная шапочка и варежки. В ветреную погоду следует надевать непродуваемую куртку.

Ботинки должны быть настолько просторными, чтобы можно было надеть две пары носков. При низкой температуре учащиеся должны следить друг за другом и сразу сообщать о замеченном побелении кожи лица.

Огромное значение имеет правильная подгонка ботинок к креплениям и креплений к лыжам.

Во избежание травм следует осторожно передвигаться по глубокому снегу, обледенелым участкам и между кустов. Спускаться с гор нужно только по указанию учителя, поочередно, соблюдая установленную дистанцию. Подниматься в гору после спуска можно в определенном месте, ни в коем случае не пересекая путь спускающихся в это время лыжников.

Попеременный двухшажный ход. При разучивании техники попеременного двухшажного хода рекомендуется использовать следующие имитационные упражнения без лыж, а затем и на лыжах:

  1.  Ходьба короткими шагами на полусогнутых ногах. Упражнение выполняется без лыж на небольшом подъеме в гору (2—49). Ноги должны быть расслаблены; они выносятся вперед маховыми плавными движениями. Это упражнение полезно для выработки толчка и последующего махового свободного переноса ноги с мягкой постановкой на грунт. Для разучивания координации движений ног и рук это же упражнение выполняют в разных условиях, например при подъеме по склону наискось с движениями рук, с палками, которые берут за середину.
  2. Махи ногой на месте. Стоя на полусогнутой ноге, другой ногой и руками делают согласованные маховые движения вперед-назад. То же, но после 3—4 маховых движений делают небольшой выпад вперед.
  3. Заключительный толчок стопой. В положении выпада делают сильный толчок стопой за счет распрямления ноги в голеностопном суставе.
  4. Ходьба полными шагами с движениями рук. Сначала без палок. Махи руками и ногами должны быть ненапряженными, а отталкивание ногой — достаточно быстрое. Затем это же упражнение проделывают уже с палками; необходимо следить за правильностью отталкиваний.
  5. Движение на лыжах без толчков палками. Продвижение вперед производится только за счет наклона туловища, надавливания им на руки. При одновременном отталкивании руки почти не меняют своего положения.
  6. Туловище держат неподвижно, продвигаются вперед только за счет попеременных толчков руками.
  7. Передвижение за счет попеременного отталкивания руками и наклона туловища.

Разучивание техники движений при попеременном двухшажном ходе требует ее анализа по следующим периодам: скольжение и отталкивание.

В скольжении выделяют три фазы: свободное скольжение на лыже, началом которого можно считать отрыв толчковой ноги от снега, а окончанием — постановку на снег палки (рис.1); выпрямление опорной ноги, которое начинается, как только палка станет на снег, а заканчивается, когда нога максимально распрямится в колене; подседание, следующее после окончания распрямления ноги и завершающееся к моменту, когда каблук ботинка толчковой ноги оторвется от лыжи.

  • Отталкивание ногой имеет две фазы: разгибание ноги в тазобедренном суставе, но продолжающееся сгибание в коленном, продвижение тела вперед над местом остановки лыжи (характерным моментом служит начало отрыва каблука ботинка толчковой ноги от лыжи, а моментом завершения — начинающееся разгибание ноги в коленном суставе); выпрямление толчковой ноги, заканчивающееся к моменту отрыва толчковой ноги с лыжей от снега.

Виды ходов на лыжах для уроков по лыжной подготовке Рис. 1

  • В фазе свободного скольжения наиболее типичными ошибками являются: слишком высокая посадка — опорная нога настолько выпрямляется, что передвижение происходит почти на прямых ногах; стопа или колено опорной ноги чрезмерно выдвигаются вперед; туловище слишком наклонено вперед, ноги прямые; резкое выпрямление туловища; слишком длительное скольжение, затянутое, со значительным снижением скорости к его концу; маховая нога с лыжей ставится на снег преждевременно.

Причины этих ошибок чаще всего кроются в предыдущей фазе движения — отталкивании. Надо, чтобы ученик отталкивался активно и направлял силу толчка вдоль оси тела, а не вверх; палку следует ставить на снег раньше, чем окончится скольжение, и энергично надавливать на нее весом тела.

Иногда можно посоветовать уменьшить выпад, если ученики делают его утрированно, все движения производить свободнее, естественнее, динамичнее.

Чтобы отучить от двухопорного скольжения, которое возникает в результате раннего опускания на снег маховой ноги и ранней загрузки лыжи, следует дать упражнения на равновесие и повторить все те упражнения, которые использовались скользящего шага (с руками за спиной и т. д.).

Читайте также:  Занятия горнолыжным спортом: комплекс упражнений

Следующий момент, на который надо обращать внимание,— выпрямление опорной ноги, завершающее фазу скольжения на ней.

Здесь наблюдаются такие ошибки: сохраняется низкая посадка фазы скольжения, стопа опорной ноги почти не выдвигается вперед (а она должна это делать), тело лыжника не приподнимается; маховая нога излишне сгибается в колене, стопа отстает от колена, в то время как они должны проноситься равноускоренным маятникообразным движением; учащиеся слишком сгибают толчковую руку, при этом кисть находится высоко, а не опускается и туловище не участвует в движении отталкивания — лыжник давит не плечом на палку, а только рукой.

Пути исправления этих ошибок — следить, чтобы колено не выдвигалось вперед — голень должна быть под прямым углом к лыже; палку ставить выпрямленной рукой, нажимать на нее с наклоном туловища в ее сторону (но не утрированно); мах ногой делать свободней, чтобы стопа не отставала от колена.

В следующей фазе — подседания — надо следить, чтобы оно было направлено не только вниз, но и сочеталось с продвижением туловища вперед; маховая нога не должна быть излишне согнута. Прежде всего следует усилить отталкивание, тогда и все другие движения будут выполняться более энергично. При махе ногой бедро и голень должны быть «сблокированы».

Наиболее существенны в технике попеременного двухшажного хода ошибки — в фазе отталкивания.

Это запоздание переноса тяжести тела вперед и слишком раннее отталкивание, которое при этом получает направление больше вверх, чем по оси тела («подпрыгивающий ход»); неполное распрямление ноги в коленном и в голеностопном суставах, следствием чего является незавершенный толчок ногой; медленный, вялый толчок; незаконченный толчок рукой — только до бедра; излишние повороты туловища; резкая (броском) загрузка лыжи при переносе на нее тяжести тела. Эти ошибки можно исправить путем упражнений, вырабатывающих более ранний и сильный нажим на палку, законченный резкий вынос вперед маховой ноги, быстрое и полное распрямление ноги. Упражнения можно делать без лыж и на лыжах.

Нужно исправлять ошибки, выраженные в меньшей степени, поскольку, делаясь привычными, они могут со временем усилиться.

К ним относятся: неправильный вынос палок (с забрасыванием кистей рук к груди или в стороны), руки излишне напряжены; руки подняты слишком высоко; палки ставят далеко от лыжни; раскачивание туловища;- слишком опущена или высоко поднята голова, общая скованность движений; при движении назад — вверх после толчка нога не расслаблена.

Одновременный двухшажный ход. Обучение этому ходу начинают с рассказа о том, чем характеризуются одновременные ходы, каковы их виды и применение.

Основу одновременных ходов составляет сильный толчок руками, после него следует скольжение по инерции на обеих лыжах, поставленных рядом.

По количеству шагов до отталкивания руками различают одношажный и двухшажный ходы. Ход, при котором шагов не делают, называется бесшажным.

Одновременные ходы применяются при хорошем скольжении, когда для палок есть достаточная опора в снегу. Основная нагрузка приходится на мышцы рук и туловища. Эти мышцы устают быстрее, чем мышцы ног, поэтому обычно этот способ чередуют с попеременным двухшажным ходом.

Одновременный двухшажный ход в условиях хорошего скольжения, при движении по горизонтальной лыжне является одним из самых эффективных.

Правда, в крупных соревнованиях, когда лыжники идут по специально укатанной лыжне, пользуются только пластиковыми лыжами и отличными мазями, главным образом используют одношажный ход.

Но для школьников и для менее подготовленных взрослых лыжников двухшажный ход легче. Рекомендуется продемонстрировать его технику при помощи или кинограммы (рис. 2):

Виды ходов на лыжах для уроков по лыжной подготовке Рис. 2

  1.  Первый шаг и вынесение палок (1—3): остановка лыжи, перекат, подседание (элементы подготовки к отталкиванию ногой) и вынесение рук вперед; толчок ногой, перенесение тяжести тела на другую ногу, а также вынесение палок вперед; скольжение на опорной ноге, руки остаются чуть согнутыми, кисти на уровне глаз, палки могут продолжать маятникообразное движение.
  2. Второй шаг и постановка палок на снег (4—5).
  3. Отталкивание двумя палками и приставление ноги: мах вперед, затем торможение (6 — 7).
  4. Отрыв палок от снега и скольжение на двух лыжах (8). После демонстрации и объяснения техники желательно без лыж проделать с детьми следующее имитационное упражнение. Приняв позу скольжения на двух лыжах, учащиеся делают шаг вперед, как при попеременном ходе, и выносят вперед руки. Шаг должен быть достаточно широким.

Затем делают второй шаг и как можно больше вытягиваются вперед вслед за руками. Одновременно с приставлением ноги после второго шага нужно имитировать толчок палками, как при одновременном двухшажном ходе. Выполняя это упражнение повторно, особое внимание обратить на первый скользящий шаг с выносом рук.

Шаги нужно делать с имитацией переката, подседания, законченного выпрямления толчковой ноги, распрямления ее в голеностопном суставе, махового выноса другой ноги.

Источник: https://mirznanii.com/a/281907/lyzhnaya-podgotovka

Терминология лыжного спорта

Техника передвижения на лыжах — это наиболее рациональная для конкретных условий и данного уровня физической и функциональной подготовленности спортсмена система движений, обеспечивающая при оптимальной экономичности наиболее высокий спортивный результат.

Посадка лыжника — рабочая поза, оптимальное положение частей его тела в различные фазы цикла хода. Различают низкую, среднюю и высокую посадки, что зависит, прежде всего, от степени сгибания в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах.

Фаза — условно выделенная часть цикла хода. Цикл движений — относительно замкнутый кругооборот элементов, фаз, движений, составляющих целостное двигательное действие, многократно повторяющееся при передвижении на лыжах.

Цикл имеет целый ряд временных и пространственных характеристик.

  • Продолжительность цикла — время, в течение которого лыжник, выполнив все движения цикла, вновь возвращается в первоначальное положение. За начало цикла можно принять любой момент в цикле хода, но обычно это момент отрыва лыж от опоры при окончании толчка ногой.
  • Длина цикла — расстояние, пройденное за один цикл, его можно определить 25 по толчкам одной и той же рукой и палкой.
  • Отталкивание руками и ногами — действия, обеспечивающие поступательные движения лыжника вперед, от их эффективности зависит скорость передвижения.
  • Скольжение — часть цикла хода (фаза), в которой реализуется эффект отталкивания. Выделяют фазу свободного скольжения, когда лыжник скользит по инерции после отталкивания, и фазу скольжения с опорой на палку (отталкивание палкой).
  • Подседание — предварительное сгибание ноги в тазобедренном, коленном и разгибание в голеностопном суставах перед отталкиванием, что обеспечивает его эффективность.
  • Перекат — перемещение общего центра массы тела над опорой после окончания толчка ногой (при скольжении на другой лыже) из крайне заднего в крайне переднее положение.
  • Выпад — передвижение маха ногой после того как она уже миновала опорную ногу.
  • Опорная нога — нога, принимающая на себя частично или полностью массу тела лыжника, обычно выполняет эту функцию при скольжении на одной лыже.
  • Толчковая нога — нога, выполняющая отталкивание от поверхности опоры (снега).
  • Маховая нога— нога, совершающая свободное маховое движение после отталкивания сначала назад-вверх, а затем активное движение вперед.
  • Толчковая рука — рука, которая выполняет отталкивание палкой за счет давления на нее в начале цикла, что при жесткой системе передачи усилий (рука-туловище-нога) облегчает давление на скользящую лыжу; затем за счет отведения плеча назад и в конце путем разгибания руки в локтевом суставе.
  • Маховая рука — рука, которая совершает свободное движение после отталкивания палкой сначала назад-вверх, а затем активное движение вперед при выносе палки.
  • Темп движений — частота движений (циклов или шагов) в одну минуту.
  • Ритм движений — закономерное чередование элементов движения, строго определенное временными и пространственными параметрами.
  • Амплитуда движений — размах движений в суставах, определяется в угловых градусах или линейных мерах при суммарном измерении в нескольких 26 суставах (длина выпада).

Все способы передвижения на лыжах в зависимости от целей, условий их применения и способов выполнения разделяются на следующие группы:

  •  строевые упражнения с лыжами и на лыжах,
  •  лыжные ходы,
  •  переходы с хода на ход,
  •  стойки спусков,
  •  способы подъемов,
  •  повороты на месте и в движении,
  •  способы торможений,
  •  прыжки на лыжах с трамплина,
  •  прикладные упражнения на лыжах,
  •  преодоление неровностей при спуске.

Лыжные ходы используются для передвижения по равнине: на попеременные и одновременные.

В попеременных ходах отталкивание руками выполняется поочередно в одновременных ходах толчок выполняется двумя руками в одно и то же время.

Попеременный двухшажный, одновременные бесшажный и одношажный.

Другие способы передвижения — одновременный двухшажный, попеременный четырехшажный — сильнейшие гонщики применяют редко, а одновременный трехшажный практически не используют.

Для смены ходов в лыжных гонках применяются следующие виды переходов: с попеременного двухшажного на одновременные — переход без шага, через один шаг; с одновременных на попеременные — прямой переход, переход с прокатом.

В лыжных гонках могут встречаться и другие виды переходов (например, с попеременного на одновременные — через два шага), но перечисленные способы переходов наиболее эффективны, экономичны, поэтому и шире распространены.

При использовании коньковых ходов также применяются различные варианты переходов с хода на ход.

В лыжных гонках, слаломе и скоростном спуске для преодоления спусков на высокой скорости применяются различные стойки (позы).

Применяются следующие стойки:

  •  основная (средняя),
  •  высокая,
  •  низкая.

Указанные стойки в зависимости от расположения проекции ОЦТ на опоре имеют следующие разновидности: основная, передняя и задняя.

В лыжных гонках применяются и различные специальные виды стоек: «аэродинамическая», стойка «отдыха»; кроме этого, в горнолыжном спорте используют основную стойку, «яйцо», «болид», «ракету».

Читайте также:  Bauer Vapor: обзор коньков, недостатки и преимущества

Различают два варианта одновременного одношажного хода: основной и скоростной. Последний вариант хода иногда называют стартовым. Кроме этого, одновременный трехшажный ход имеет две разновидности — с одновременным и попеременным выносом палок.

Различают следующие коньковые лыжные ходы:

  1.  без отталкивания руками (с махами рук и без махов руками);
  2.  с отталкиванием руками — попеременный и одновременные (полуконьковый одношажный и двухшажный).

При подъеме применяются следующие способы их преодоления: скользящим и ступающим шагом (попеременными ходами), «елочкой», «полуелочкой», «лесенкой».

Все указанные способы могут быть использованы при преодолении подъемов в прямом направлении, наискось или зигзагом.

Три группы поворотов на месте: повороты переступанием — вокруг пяток или носков лыж; повороты махом направо кругом, налево кругом, то же через лыжу вперед или назад; повороты прыжком — с опорой и без опоры на палки.

Повороты в движении служат для изменения направления при спусках или на ровном участке после спуска со склона и классифицируются по способу выполнения.

Следующие повороты в движении:

  1.  повороты переступанием — с внутренней лыжни, с наружной лыжни;
  2.  повороты рулением — упором, «плугом», «ножницами», выпадом;
  3.  повороты махом — из упора, из «плуга», на параллельных лыжах.

Повороты в движении классифицируются и по отношению к направлению спуска к склону:

  1.  поворот к склону из спуска прямо;
  2.  поворот к склону из спуска наискось;
  3.  поворот от склона из спуска наискось;
  4.  полный поворот из спуска наискось в спуск наискось в другом направлении (вначале поворот от склона, затем к склону).

Способы торможений:

  1.  упором,
  2.  «плугом»,
  3.  боковым соскальзыванием,
  4.  торможение падением.

ВЫБОР, ПОДГОТОВКА МЕСТ ЗАНЯТИЙ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ при изучении техники подъемов, спусков, торможений, поворотов в движении с учетом возраста, подготовленности. Размещение группы и место преподавателя при изучении горной техники.

  • Эффективность учебной работы по лыжной подготовке и лыжному спорту во многом зависит от правильного выбора и своевременной и тщательной подготовки мест занятий.
  • Основное требование к местам проведения уроков лыжной подготовки — это близость их расположения к школе, что позволяет до минимума сократить время, затрачиваемое на переход от школы до учебных площадок, склонов и учебно-тренировочных трасс.
  • Близость мест занятий имеет особое значение для проведения уроков в начальной школе.
  • В любом случае качество учебной работы во многом зависит от тщательной подготовки лыжни.
  • Лыжня всегда прокладывается ровной, достаточно узкой и по возможности прямолинейной (особенно для начального обучения в младших классах) и тщательно накатывается.
  • Места для отталкивания палками с обеих сторон лыжни также уплотняются.

Следует заранее подготовить лыжню для уроков. Лучше это сделать с группой учеников, занимающихся в школьной секции по лыжному спорту.

При прокладке и накатывании лыжни группа должна пройти в две колонны: каждый лыжник прокатывает лыжню, чуть сместившись вправо или влево, т.е. один лыжник идет правой лыжей по месту толчков правой палкой, а левой — по лыжне для правой лыжи; второй — наоборот и т.д. При таком размещении сразу хорошо подготавливаются и лыжня, и места опоры для палок.

Впереди для группы прокладывает лыжню опытный лыжник или учитель, который может наметить ее ровной и узкой.

В зависимости от поставленных задач часть урока или учебно-тренировочного занятия или все занятия полностью проводятся на учебных площадках, учебных или тренировочных лыжнях (трассах).

Учебные площадки— это места, где проводится первоначальное обучение передвижению на лыжах, осуществляются контроль за техникой и ее оценка.

Для подготовки учебной площадки наиболее пригодна поляна в лесу или в парке. Можно ее подготовить и на опушке леса, но при этом необходимо учитывать господствующее направление ветра в этой местности в зимний сезон.

Защищенность от ветра — важное требование к месту занятий, так как учащимся при обучении приходится, стоя на месте, Эффективность учебной работы по лыжной подготовке и лыжному спорту во многом зависит от правильного выбора и своевременной и тщательной подготовки мест занятий.

На склонах не должно быть ни выступающих из-под снега, ни скрытых посторонних предметов (пней, камней, поваленных деревьев), которые могут послужить причиной травм. Все эти предметы должны быть удалены еще осенью при подготовке склона.

  1. Снег на склонах должен быть «прорублен» лыжами (группа учеников поднимается снизу до вершины «лесенкой») и тщательно укатан на всю глубину так, чтобы при падениях не оставалось глубоких вмятин.
  2. Но верхний слой снега не должен быть леденист — иначе занятия на склоне на спортивно-беговых лыжах могут повлечь за собой падения, привести к травмам.
  3. Для удобства организации уроков и внеклассных занятий учебные склоны не должны быть далеко расположены от учебных площадок, лыжней.
  4. Длина склонов в зависимости от задач возраста и подготовленности учащихся должна быть от 50 до 150 м, крутизна — от 5 до 15° и от 15 до 25°.
  5. Во многом эти цифры зависят от наличия подходящей местности, расположенной рядом с местом занятий.

Источник: https://poisk-ru.ru/s7782t1.html

Лыжные ходы. Основы техники передвижения на лыжах

Лыжный спорт — это совокупность различных видов зимнего спорта, в соревнованиях по которым спортсмены используют лыжи. Включает в себя бег на лыжах на различные дистанции, прыжки на лыжах с трамплина, лыжное двоеборье (лыжная гонка и прыжки на лыжах с трамплина), горнолыжный спорт и др.. Зародился лыжный спорт в Норвегии в XVIII веке.

  • одношажные;
  • двухшажные;
  • трехшажные 
  • четырехшажные

(с 1,2,3 и 4 скользящими шагами в цикле лыжного хода).

По отталкиванию ногой от подвижной или неподвижной опоры лыжные ходы подразделяются на:

  •  классические
  • коньковые

Эти ходы классифицируются по вариантам работы рук в момент отталкивания. Выделяют группы попеременных ходов, когда отталкивание руками выполняется поочередно, и группы одновременных ходов, в основе которых — одновременное отталкивание руками.

По количеству шагов в каждом цикле движений лыжные ходы классифицируют на: бесшажные — движение происходит только за счет отталкивания палками, без движения ног.

Классификация лыжных ходов.

Лыжные ходы — закономерное объединение отдельных движений лыжника в единое целое.

Классические ходы включают:

  1. I. Попеременные
  2. II. Одновременные

 Попеременный четырехшажный ход используют при передвижении по глубокому снегу, на неровной лыжне. Выгоден он при длительных переходах, прогулках, при передвижении с грузом. В цикле хода на два попеременных отталкивания палками выполняется четыре скользящих шага.

Попеременный двvхшажный ход применяется в различных условиях скольжения на равнинных участках и на подъемах. В цикле хода на два отталкивания палками выполняется два скользящих шага. При выполнении этого хода лыжник скользит поочередно то на одной, то на другой лыже и так же поочередно на каждый шаг отталкивается рукой, всегда разноименной по отношению к толчковой ноге.

Одновременные ходы используют на хорошо подготовленной лыжне с хорошей опорой для палок, при движении по равнинным участкам, отлогим спускам, иногда пологим подъемам. Основным двигательным действием во всех одновременных ходах является отталкивание руками.

В одновременном бесшажном ходе происходит непрерывное скольжение на двух лыжах с отталкиванием только руками.

 Одновременные классические виды.

При выполнении одновременного одношажного хода в течение каждого скользящего шага выполняют одно отталкивание руками и один толчок ногой (правой или левой). Лучше поочередно.

Стартовый (скоростной) вариант – отталкивание ногой происходит при выносе рук вперед (кольцо л/п назад-вниз).

В основном варианте отталкивание ногой начинают после окончания выноса рук вперед (кольцо л/п вперед-вниз).

 Переход с одного лыжного хода на другой обусловлен изменением рельефа местности, условий скольжения, зачастую необходим при обгоне. Чем разнообразнее внешние условия, тем чаще происходит смена ходов.

Одновременные классические виды.

 В одновременном двухшажном ходе на каждые два шага выполняют одно отталкивание руками. Является приоритетным при начале обучения технике передвижения на лыжах.

В одновременном трехшажном ходе на каждые три шага выполняют одно отталкивание руками. Имеет две разновидности: с одновременным и попеременным выносом палок.

Коньковые ходы включают:

  •  Попеременный
  •  Одновременные

Попеременный коньковый вид.

Попеременный двухшажный коньковый ход включает повторение в цикле хода двух скользящих коньковых шагов и двух попеременных отталкиваний руками.

 Одновременные коньковые виды.

  •  Одновременный полуконьковый ход применяют на равнинных участках, пологих подъемах и спусках. При выполнении этого хода одна лыжа скользит по лыжне, а вторая разворачивается под углом 15-30 градусов. В каждом скользящем шаге выполняют один толчок правой или левой ногой и одновременное отталкивание палками.
  • Одновременный двухшажный коньковый ход широко применяем на различных по профилю участках лыжной трассы. Эффективен на подъемах.При выполнении этого хода обе лыжи ставят под углом около 40 градусов к направлению движения, выполняют два скользящих коньковых шага и одно отталкивание палками.
  •  Одновременный одношажный коньковый ход состоит из повторений двух скользящих коньковых шагов и двух одновременных отталкиваний руками. Одновременный мах и толчок руками выполняют на каждый шаг.

В этом ходе лыжи постоянно скользят под углом 15-20 градусов к направлению движения.

При техничном исполнении позволяет развивать высокую скорость на равнинных участках, пологих подъемах и спусках, а также при стартовом разгоне, обгоне соперников, при финишном ускорении.

Одновременные коньковые виды.

Коньковый ход без отталкивания руками применяется для дальнейшего увеличения уже достигнутой высокой скорости на равнинных участках, пологих спусках, когда любые толчковые движения руками дают тормозящий эффект.

Туловище лыжника постоянно наклонено под углом 35-45 градусов, что позволяет на высокой скорости сохранить большую устойчивость и уменьшить сопротивление встречного потока воздуха.

Различают два варианта хода: с махами и без махов руками.

Одновременные виды..

Подъем «полуелочкой» выполняют ступающим шагом с характерным для этого движения разноименным сочетанием работы рук и ног. Лыжи располагаются, одна — по направлению движения, а другая — под углом, величина которого находится в прямой зависимости от крутизны подъема.

Читайте также:  Правильная подготовка лыж к сезону: советы профессионалов

Техника преодоления подъемов

  •  Подъем «елочкой» используют на более крутых подъемах. В подъеме «елочкой» полностью отсутствует скольжение лыж. Носки лыж разводят в стороны под углом от 30 до 70 градусов, в зависимости от крутизны склона. Палки на опору ставят обязательно сзади лыж. В каждом шаге толчки ногой и рукой имеют разноименное сочетание.
  •  Подъем «лесенкой». При подъеме «лесенкой» встают к склону боком. Чтобы исключить соскальзывание, нужно упираться в склон верхними кантами лыж. Из такого исходного положения передвигаются вверх по склону приставными шагами.
  • Торможение управляемым падением (экстренная остановка) .

Техника торможения лыжами

  1. Торможение «плугом». Для этого лыжник плавно и симметрично разводит пятки обеих лыж в стороны, ставит лыжи на внутренние ребра, равномерно распределяет массу тела на обе ноги, не допуская скрещивания носков лыж.
  2. Торможение упором («полуплугом») выполняют одной лыжей для небольшого снижения скорости.
  3.  Торможение боковым соскальзыванием применяют на крутых склонах. Лыжи ставят поперек склона, упираясь верхними кантами в склон.
  4.  Торможение палками. Для торможения палки энергично прижимают к снегу, обязательно удерживая их кольцами назад и ближе к туловищу.

Источник: https://uchitelya.com/fizkultura/120599-prezentaciya-lyzhnye-hody-osnovy-tehniki.html

Лыжные ходы

Лыжный спорт популярный и массовый вид зимнего спорта, включающий гонки, прыжки с трамплина, биатлон, слалом, горные лыжи и скоростной спуск, северное двоеборье (гонки и прыжки с трамплина), фристайл (балет, акробатика, могул), а также лыжную подготовку как первую ступень занятий лыжным спортом.

Для занятий лыжным спортом желательно на спортивный костюм надеть легкую спортивную куртку для защиты от ветра. Лыжная шапочка должна прикрывать лоб, а на руки лучше надеть варежки.

Лыжные ботинки должны свободно надеваться на две пары носков (одни хлопчатобумажные, другие шерстяные).

Для того чтобы ботинки стали эластичными и непромокаемыми, их следует пропитать рыбьим жиром или олифой, а через 12 ч натереть хозяйственным мылом.

Лыжи и палки подбираются по росту. Длина лыж должна быть такой, чтобы можно было достать пальцами вытянутой вверх руки до конца поставленной вертикально лыжи. Высота палок должна быть чуть выше подмышек.

Палки должны быть легкими, эластичными и прочными. Перед началом занятий лыжи натирают мазью для лучшего скольжения. Мазь выбирают в зависимости от температуры воздуха.

Для хранения и переноски используются специальные колодки.

  •  Соблюдать дисциплину, всегда видеть и слышать учителя, так как подача команд, указаний и распоряжений производится при низкой температуре и их повторения должны быть сведены до минимума.
  • Следуя по лыжне за товарищем, сохраняйте интервал 34 м, а при спуске с горы не менее 30 м.
  • При спуске с горы не выставляйте палки перед собой, иначе в случае падения можно на них наткнуться.
  • При спуске с горы не останавливайтесь у ее подножия, так как на вас может наехать спускающийся следом лыжник.
  • Если во время занятий, коллективной прогулки, похода вы по какой-либо причине сошли с дистанции, то обязательно предупредите об этом товарищей.
  • При переходе через проезжую дорогу обязательно снимайте лыжи.
  • Никогда не растирайте обмороженные участки тела снегом.

Лыжные ходы бывают попеременными и одновременными. При передвижении на лыжах выполняются толчки сначала одной, а затем другой палкой. Такие лыжные ходы и называются попеременными. Когда лыжи хорошо скользят по снегу, то возникает необходимость оттолкнуться двумя палками одновременно. Это увеличивает скорость скольжения. Такие лыжные ходы называются одновременными.

 выполняется следующим образом: с шагом левой ноги вперед выносится правая палка, одновременно левой рукой и правой ногой делается толчок тяжесть тела переносится на левую ногу. Правая нога после толчка расслабляется и по инерции идет назад-вверх, поднимая пятку лыжи.

Туловище при этом наклонено вперед, правая рука заканчивает вынос палки вперед, кисть на уровне плеча. Из этого положения лыжник готовится сделать следующий шаг. Продолжая скольжение на левой ноге, он ставит правую палку с нажимом на снег и ею отталкивается.

С одновременным подтягиванием правой ноги и переносом на нее тяжести тела продолжается вынос левой руки вперед: скольжение происходит на правой лыже. Цикл хода завершен и в дальнейшем повторяется.

Одновременный одношажный ход.

Одновременный двухшажный ход. Цикл движений состоит из двух скользящих шагов и одновременного отталкивания палками на второй шаг. После окончания толчка руками лыжник скользит по инерции. Повторение попеременного двухшажного хода.

На лыжне с уклоном 34° поочередное скольжение на одной и другой лыже; поочередное скольжение то на одной, то на другой лыже на ровной лыжне без палок, акцентируя внимание на сильный, законченный толчок, активный вынос маховой ноги и поздний перенос тяжести тела; передвижение скользящим шагом с махами руками, держа палки за середину. Выполнение хода в целом в хороших условиях скольжения.

Подъем «полуелочкой» выполняется, как ступающий шаг. При этом носок нижней лыжи отводится в сторону, а сама лыжа ставится на внутреннее ребро. Верхняя лыжа продолжает скользить по направлению движения, руки двигаются так же, как в попеременном двухшажном ходе.

Этот способ применяют на некрутых склонах. Торможение «плугом» применяют при прямом спуске (прямо вниз). При торможении «плугом», давя пятками на лыжи и сжимая колени, задние концы лыж раздвигают в стороны, а носки сближают. Лыжи ставят на внутренние ребра. Палки держат близко к коленям, сзади.

Поворот «переступанием» используется для изменения направления при движении по пересеченной местности. При спуске со скло­на в основной стойке лыжник переносит тяжесть тела на наружную лыжу, а внутреннюю отводит носком в сторону поворота.

Переступание производится энергичным отталкиванием наружной лыжей, после чего она быстро приставляется к внутренней.

Техника спуска на лыжах требует сохранения равновесия и устойчивости в соответствующей стойке основной, высокой, низкой При спуске в основной стойке ноги расставлены на ширину лыжни и слегка согнуты в коленях. Для лучшей устойчивости одна лыжа выдвинута вперед. Из основной стойки удобнее производить повороты и тормо­жения, ее часто применяют при прямых спусках.

Высокая стойка служит для уменьшения скорости за счет увеличения сопротивления воздуха, так как ноги и туловище более выпрямлены. Низкая стойка способствует уменьшению сопротивления воздуха и увеличению скорости. Туловище при низкой стойке значительно наклонено вперед, ноги сильно согнуты.

Все стойки предварительно изучают на месте, затем начинают их ос­воение на открытых и пологих спусках с основной стойки.

Источник: http://www.myshared.ru/slide/960314/

Виды лыжных ходов

Лыжные ходы разделяются по способу отталкивания на попеременные (отталкивание палками попеременное) и одновременные (отталкивание палками одновременное) и коньковые. По числу шагов выделяют попеременный двухшажный и одновременные одношажный и бесшажный ходы.

Попеременный двухшажный ход применяется на равнинных участках дистанции и отлогих склонах (до 2°) при плохом и хорошем скольжении; а при особо благоприятных условиях и на средних склонах (до 5°).

Лыжник скользит поочередно то на одной, то на другой лыже по­переменно (на каждый шаг) отталкивается палками. В повторяющийся цикл движений входят два шага.

В каждом шаге различают период скольжения лыжи, когда она движется по снегу, и период ее стояния, когда обеспечивается опора для отталкивания лыжей. В цикле различают пять основных фаз.

Попеременный четырехшажный ход. Цикл хода состоит из четырех скользящих шагов.

На первые два шага лыжник поочередно выносит палки вперед, на третий и четвертый шаг делает два попеременных толчка палками. В этом ходе ноги двигаются как в обычном скользящем шаге — непрерывно и равномерно.

Первые два скользящих шага, без толчков палками, несколько короче, третий и четвертый шага каждого цикла, в которых помогают палками, — длиннее.

Одновременный бесшажный ход применяется на равнинных участках при отличном скольжении и при хорошем скольжении на уклонах, т.е. на склонах, на которых применяется лыжный ход, так как свободный спуск слишком медленный. Лыжник скользит стоя на двух лыжах, отталкиваясь одновременно обеими палками.

Одновременный одношажный ход применяется на равнинных участках и на отлогих подъемах при хорошем скольжении, а также на уклонах при удовлетворительном скольжении.

Лыжник в каждом цикле делает одно одновременное отталкивание двумя палками и одно отталкивание лыжей.

В зависимости от условий (длина и скорость скольжения) в современных гонках применяются три способа (варианта) этого хода: на старте, особенно общем (в эстафетах), — темповый; на равнине и отлогих подъемах — основной и на уклонах — затяжной.

Скоростной вариант одновременного одношажного хода Этот ход применяется на равнинных участках местности и на пологих подъемах при хороших и отличных условиях скольжения. Цикл состоит из одного отталкивания ногой.

Одновременного отталкивания руками и свободного скольжения на двух лыжах. Длина цикла — 7-9 м, продолжительность — 0,8-1,2 с, скорость — 6-8 м/с, темп — 50-70 циклов в 1 мин., продолжительность отталкивания ногой — 0,08-0,12 с, руками — 0,25-0,3с.

Одновременный двухшажный ход Этот ход применяется на равнинных участках местности при хороших и отличных условиях скольжения. Цикл одновременного двухшажного хода состоит из двух скользящих шагов, одновременного отталкивания руками и свободного скольжения на двух лыжах.

Лыжник начинает активно и ускоренно подводить маховую ногу к опорной с таким расчетом, чтобы подведение завершилось до окончания отталкивания и руками. Моментом отрыва лыжных палок от снега заканчивается цикл одновременного двухшажного хода.

В настоящее время этот ход квалифицированные лыжники применяют редко.

Источник: https://nsportal.ru/shkola/fizkultura-i-sport/library/2016/03/10/vidy-lyzhnyh-hodov

Ссылка на основную публикацию