Заклон в фигурном катании: техника выполнения

В это сложно поверить, но совсем недавно расклад сил в российском одиночном катании был диаметрально противоположен сегодняшнему.

На стыке нынешнего и прошлого веков за мировое господство боролись два россиянина — Алексей Ягудин и Евгений Плющенко, в то время как Ирина Слуцкая и Мария Бутырская при всех своих заслугах все же не смогли добраться до заветной цели — олимпийского золота.

Как, впрочем, и другие отечественные фигуристки — что в советские времена, что в российские, — вплоть до 2014 года. Но времена изменились, и теперь российские одиночники с трудом выдерживают конкуренцию с лучшими из лучших, а девушки-фигуристки не знают себе равных.

Можно сказать, что окончательно эту тенденцию закрепили Олимпийские игры — 2014 в Сочи.

В мужском катании от России в индивидуальных соревнованиях был заявлен лишь Плющенко, пребывавший в солидном для спорта возрасте, однако неудовлетворительное состояние здоровья вынудило его отказаться от участия.

В то же время в женском одиночном катании победу одержала Аделина Сотникова, став первой российской / советской олимпийской чемпионкой в данной дисциплине. Вторым самым вероятным претендентом на золото была другая россиянка — Юлия Липницкая.

Победную поступь российской женской «одиночки» подхватили Елизавета Туктамышева и Евгения Медведева, а Алина Загитова завершила новый олимпийский цикл триумфальной победой на Играх-2018 в южнокорейском Пхёнчхане.

На текущий момент Загитова остается лучшей фигуристкой мира, в ее активе золотые медали всех крупных международных турниров, которые только существуют в природе. Но у нее также есть конкуренция, пришедшая, что примечательно, из группы ее тренера Этери Тутберидзе.

Королевы четверных прыжков Александра Трусова и Анна Щербакова, а также, возможно, лучшая фигуристка мира по части представления программ Алена Косторная с этого сезона переходят во взрослый уровень, и их борьба с признанными чемпионками обещает быть чрезвычайно захватывающей.

Из остальных стран самыми главными конкурентками российских фигуристок являются японки Рика Кихира, Каори Сакамото и Сатоко Мияхара, американка Брейди Теннелл и Элизабет Турсынбаева из Казахстана.

Лучшими российскими одиночниками же можно считать бронзового призера чемпионата мира 2018 года Михаила Коляду, а также непотопляемого Сергея Воронова, чья карьера на международном уровне длится уже более 13 лет. Однако главными действующими силами в мужском катании являются невероятно одаренный технически американец Натан Чен и живая легенда японец Юдзуру Ханю.

Заклон в фигурном катании: техника выполнения

Основные элементы

Для того чтобы в полной мере наслаждаться прокатами фигуристов, крайне желательно хоть немного разбираться в тонкостях закулисья. В отличие от парного катания, в одиночном количество элементов не так уж и велико. Дорожки шагов, как и вращения, по большей части различаются типами захода на них.

За хорошо исполненное комбинированное вращение со сменой ноги можно получить в сумме порядка пяти и выше. Именно поэтому фигуристам принципиально важно исполнять все вращения и дорожки шагов на четвертый уровень сложности.

Ведь данные элементы, в отличие от прыжков, легче контролировать, и терять баллы на них — себе дороже. В короткой программе девушки исполняют по два вращения, мужчины — по три. В произвольной — по три у одиночников и одиночниц.

Еще одним элементом является хореографическая последовательность. Фигуристы исполняют один такой элемент в произвольной программе. Его базовая стоимость составляет всего-то три балла, еще порядка двух спортсмены получают за него по GOE. Хореографической последовательностью может служить практически все, что угодно.

Прыжковые элементы — основа основ любой программы в одиночном катании. В среднем порядка 70% технической оценки составляют прыжки, и без понимания того, какой конкретно прыжок в тот или иной момент исполнил фигурист, каши не сваришь.

Здесь элементы делятся на две условные категории — сольные прыжки или же комбинации. Они же — каскады. В этом случае фигурист сразу после исполнения первого прыжка делает второй, а в некоторых случаях — и третий.

Комбинации из трех прыжков (чаще всего — в вариации «тройной + двойной + двойной») исполняются только один раз за прокат.

Всего же фигуристы в мужском и женском катании могут исполнить по одному каскаду в короткой программе и по три — в произвольной.

Так как стоимость каскадов значительно выше, чем у одиночных прыжков, наиболее выносливые фигуристы стараются исполнить их в так называемой бонусной зоне, или же попросту во второй части проката.

Правилами Международного союза конькобежцев (ISU) допускается перенос одного прыжкового элемента в «бонус» в короткой программе и трех — в произвольной.

Исполнение в бонусной зоне дает надбавку 10% от базовой стоимости элемента.

Как правило, каскады формируются по принципу «дорогой прыжок + более дешевый». Зачастую в роли дешевого прыжка выступает тулуп, так как его легче всего «прицепить» после приземления с первого.

Теперь — об одиночных прыжках. В короткой программе фигуристам разрешается исполнить три вида прыжковых элементов (включая один каскад), в произвольной — семь (три из них могут быть каскадами). Всего существует шесть видов прыжков. Самым дорогим и самым сложными из них считается аксель.

К примеру, четыре оборота на нем не смог скрутить на соревнованиях еще ни один фигурист в мире. Аксель легче всего определяется начинающими любителями фигурного катания из-за того, что он, в отличие от всех остальных прыжков, исполняется фигуристами лицом вперед и приземляется на ход назад.

Из-за этого спортсменам приходится при исполнении акселя скручивать дополнительные полоборота. Вот так, к примеру, выглядит тройной аксель Елизаветы Туктамышевой.

Как и четверные, тройной аксель считается элементом повышенной сложности у девушек (или же «ультра-си»), в мировом топе его на соревнованиях исполняют единицы.

Вторым по стоимости прыжком является лутц. Его очень часто путают с «братом-близнецом» — флипом. Определить, лутц перед вами или флип, достаточно сложно, но все же возможно. Один из верных признаков лутца — долгий, от трех до пяти секунд, заход на прыжок по прямой траектории на левой ноге.

Так как лутц — зубцовый прыжок, то отталкивание от льда маховой (в данном случае — правой) ногой происходит с помощью зубца конька. В это время конек левой ноги должен находиться на четком внешнем ребре — и это еще один из признаков того, что спортсмен исполняет лутц, а не флип.

Заметить то, на каком ребре скользит фигурист, можно по тому, в каком направлении наклонен конек. Если спортсмен как бы выгибает его в сторону от себя — это внешнее ребро, а если к себе — внутреннее.

Впрочем, некоторые фигуристы пренебрегают правилами исполнения лутца и прыгают его с неверного (внутреннего) ребра, за что полагается штраф от техбригады. К примеру, подобным часто грешила японка Мао Асада, а Евгения Медведева пытается «починить» свой лутц и по сей день.

Эталонный четверной лутц от Михаила Коляды. Здесь представлены все фазы правильного исполнения этого прыжка.

Третий по стоимости прыжок — флип. При заходе на него фигурист непосредственно перед отталкиванием совершает оборот вокруг своей оси, после чего сразу же следует толчок зубцом правой ноги. Левый конек должен лежать на внутреннем ребре.

Риттбергер — четвертый по стоимости прыжковый элемент. Как и аксель, является реберным прыжком — то есть отталкивание происходит полным ребром конька, а не зубцом, как на лутце или флипе. При заходе на риттбергер ноги фигуриста должны быть в положении крест-накрест, при этом левая должна быть выдвинута чуть вперед относительно правой.

Один из подвидов «младших» прыжков — тулуп. Как и лутц с флипом, является зубцовым прыжком. Он считается последним по стоимости. По заходу немного напоминает флип, однако отталкивание при тулупе происходит не правой, а левой ногой.

Предпоследний по стоимости прыжок — сальхов. Его очень легко спутать с тулупом. При определении данного прыжка следует помнить, что в отталкивании на сальхове фигурист не делает акцентированного движения левой ногой. Напротив — при исполнении данного прыжка левая нога должна лежать на полном ребре позади правой, но не перпендикулярно друг другу.

Сальхов — любимый прыжок Евгении Медведевой. Надо сказать, этот элемент получается у двукратной чемпионки мира и Европы восхитительно. На этом примере Евгения исполняет тройной сальхов в каскаде с другим тройным прыжком. Каким — попробуйте определить сами.

Ну и в самом-самом конце — ойлер. Формально это даже не самостоятельный прыжок, отдельно на соревнованиях вы его вряд ли когда-то увидите.

Но зато в наши дни он помогает фигуристам соединять тяжелые прыжки в комбинации, добавив к ним также балл с небольшим по базовой стоимости.

К примеру, вот тут Александра Трусова собрала в каскад тройной лутц и тройной сальхов именно при помощи ойлера, исполненного ею между двумя прыжками.

Следует также помнить, что в мире фигурного катания присутствуют и левши. Некоторые из них не стали переучиваться на технику для правшей, из-за чего время от времени при просмотре их прокатов может возникать путаница. Однако на самом деле сложного тут ничего нет — достаточно просто заменить местами маховую и толчковую ногу с сохранением всех остальных принципов.

Источник: https://tass.ru/sport/7006366

Азбука Фигурного Катания. Элементы от А до Я

Продолжаем изучать самый красивый вид зимнего спорта. Мы уже знаем  главные турниры и на что, в фигурном катании,  не стоит распыляться. Теперь учим матчасть — элементы. Знание даже половины из них произведет неизгладимое впечатление на Вашу девушку и добавить Вам плюсов в её глазах… 

А

Аксель (axel jump) — один из шести стандартных прыжков фигурного катания; рёберный прыжок, единственный, выполняемый при движении вперёд. Назван в честь норвежского фигуриста Акселя Паульсена.

Арабеск (arabesque) — то же, что ласточка.

Б

Бабочка (англ. butterfly) — 1. Невращательный прыжок, в котором туловище находится параллельно льду, а ноги совершают высокую дугу. 2. Ошибка, при которой вместо многооборотного прыжка получается одинарный прыжок.

Бауэр, Ина Бауэр (англ. Ina Bauer) — скольжение, при котором коньки расположены параллельно: один направлен вперёд, второй назад. Назван в честь немецкой фигуристки Ины Бауэр.

Беговой шаг — простейший шаг, применяемый для набора скорости вперёд в повороте. Существует и «задняя» версия бегового шага, применяемая не для разгона, а как декоративный шаг. Английское crossover относится к беговому шагу вперёд и подсечке назад.

Бедуинский прыжок — то же, что бабочка.

Бильман (англ. Biellmann spin) — поза фигуриста (и вращение в этой позе), когда свободная нога поднята выше головы и удерживается руками за конёк. Выполняется большинством женщин, из мужчин доступно мало кому. Названо в честь швейцарской фигуристки Денизе Бильманн.

Читайте также:  Мини лыжи: описание снаряжения и рекомендации по сборке

Борт — ограждение катка.

В

Вальсовая позиция (также закрытая позиция) — в парном катании расположение партнёров лицом друг к другу, один катится вперёд, другой назад.

Вальсовая тройка (waltz three) — комбинация «(LFO) → тройка наружу (LBI) → подсечка (RBO)».

Взрослые любители — фигуристы возрастом 16 лет и более, не участвующие в ледовых шоу и рейтинговых соревнованиях. Соревнования взрослых любителей делают акцент на точности исполнения и красоте скольжения, а не на сложных элементах; оборотность прыжков ограничивается. Одиночники/пары выполняют одну укороченную программу, танцоры — два танца (обязательный и произвольный).

Винт (upright spin, scratch spin) — вращение стоя.

Заклон в фигурном катании: техника выполнения

Волчок (sit spin, duck spin) — вращение в позе «пистолетик».

Выброс (throw) — в парном катании элемент, когда партнёр выталкивает партнёршу, она вращается в воздухе и самостоятельно приземляется на лёд.

Заклон в фигурном катании: техника выполнения

Д

Двойной прыжок (double jump) — прыжок с вращением в два оборота (2,5 для акселя).

Дорожка шагов (step sequence) — комбинация из шагов и поворотов, выполняемая в такт музыке.

Дуга (lobe) — скольжение на ребре одного конька. В отличие от спирали — продолжительного скольжения на одном коньке в красивой позе — дуга не является самостоятельным элементом.

Ж

Жим (также «поддержка 4 группы») — в парном катании поддержка типа «рука в руку», когда партнёр поднимает партнёршу силой.

Заклон в фигурном катании: техника выполнения

И

ИСУ — то же, что Международный союз конькобежцев.

З

Заклон (layback spin) — элемент, приспособленный под женскую пластику; вращение с выгнутым туловищем и запрокинутой назад головой.

Заклон в фигурном катании: техника выполнения

Закрытая позиция:

  1. Позиция, в которой свободная нога впереди по движению. В элементах открытость/закрытость определяется по позиции на выходе.
  2. В парном катании — то же, что вальсовая позиция.

Зубец — зубья на носке конька, применяемые в некоторых элементах (прыжки, зубцовые шаги, «циркуль», тодес…).

Зубцовые прыжки — прыжки, исполняемые со свободной ноги. Чтобы оттолкнуться, фигурист упирается зубцом свободного конька в лёд. Из стандартных — тулуп, флип, лутц.

К

Кантилевер (кораблик Климкина, cantilever) — разновидность «кораблика», когда таз оказывается над коньками, а тело укладывается горизонтально.

Заклон в фигурном катании: техника выполнения

Каскад (jump combination) — несколько прыжков, следующих друг за другом, без промежуточных шагов или перегруппировок.

Кауфман — выброс акселем.

Командные соревнования — соревнования, призванные определить, чья школа сильнее. Исполняются по две программы в четырёх основных дисциплинах (мужчины, женщины, пары, танцоры). Место в каждой из восьми программ переводится в очки; выигрывает та команда, у которой очков больше.

Комбинация вращений, комбинированное вращение (combination spin) — вращение со сменой позы (стоя/сидя/либела) и опорной ноги.

Комбинация прыжков (jump sequence) — несколько прыжков, разделённые связующими элементами (не шагами). Также в качестве исключения комбинацией считается аксель после любого стандартного, например, тулуп-аксель. Считается одним прыжковым элементом, засчитываются два лучших прыжка с коэффициентом 0,8.

Кораблик (spread eagle) — скольжение на двух коньках, поставленных пятками друг к другу.

Короткая программа — первая из двух дисциплин одиночного и парного (спортивного) катания; длится до 2:50 и требует выполнения определённых обязательных элементов.

Короткий танец — первая из двух дисциплин танцевального катания; длится 2:50 и совмещает обязательную танцевальную серию с творческой интерпретацией. С сезона 2010—2011 заменил обязательный и оригинальный танцы.

Кроссролл (crossroll) — танцевальный шаг, когда фигурист, едущий на внешнем ребре, заносит свободную ногу накрест с опорной и едет на внешнем ребре другой ноги. Заодно — упражнение на езду на внешнем ребре.

Кэрриган (Kerrigan) — спираль в позе «ласточки», свободная нога удерживается одноимённой рукой за колено. Приём назван в честь американской фигуристки Нэнси Кэрриган.

Л

Лассо (также «поддержка 5 группы») — в парном катании поддержка типа «рука в руку», когда партнёрша обводится вокруг тела партнёра. Наиболее сложная из поддержек. Названа так за сходство с действиями ковбоя, замахивающегося лассо.

Ласточка (arabesque) — спираль, в которой туловище расположено горизонтально, а свободная нога отведена назад.

Заклон в фигурном катании: техника выполнения

Либела (camel spin) — вращение в позе «ласточки».

Лутц (Lutz jump) — один из шести стандартных прыжков; зубцовый прыжок, исполняемый (левым фигуристом) с внешнего ребра левого конька. Назван в честь австрийского фигуриста Алоиза Лутца.

М

Международный союз конькобежцев — международная организация, управляющая конькобежным спортом, шорт-треком и фигурным катанием.

Н

Недокрут (cheat, underrotation) — ошибка при выполнении многооборотных прыжков, когда спортсмен не делает в воздухе нужное число оборотов, доворачиваясь уже после приземления. Недокрут до 90° считается нормой и не штрафуется; до 180° — даёт 70 % стоимости прыжка, больший — оценивается как прыжок ступенью меньше.

Новая судейская система — система оценок выступлений в фигурном катании на коньках, появившаяся в 2004 году. Выступление оценивается как сумма баллов за выполнение элементов, плюс оценки за общее впечатление от программы, плюс призовые/штрафные баллы.

О

Одинарный прыжок (single jump) — прыжок с вращением в один оборот (1,5 оборота для акселя).

Одиночное фигурное катание — разновидность фигурного катания, в которой спортсмен выступает в одиночку. Бывает мужским и женским.

Ойлер (half loop, Euler jump) — нестандартный прыжок; однооборотный прыжок с заходом как у риттбергера и приземлением на маховую ногу. Применяется как промежуточный между каким-либо стандартным и сальховым/флипом.

Сразу после введения новой судейской системы каскады с ойлером считались комбинациями, что привело к снижению популярности этого элемента. С 2010 года связка «прыжок-ойлер-сальхов/флип» считается каскадом, что возродило этот прыжок.

В каскадах ойлер получает стоимость одинарного риттбергера.

Опорная нога — в «одноногих» элементах та нога, на которой фигурист едет.

Открытая позиция:

  1. Позиция, в которой свободная нога позади по движению. В элементах открытость/закрытость определяется позицией на выходе.
  2. В парном катании — то же, что фокстротная позиция.

П

Параллельное вращение — то же, что синхронное вращение.

Параллельный прыжок — приём парного катания, когда оба партнёра одновременно совершают один и тот же прыжок.

Парное вращение — приём парного катания, когда оба партнёра вращаются как единое целое.

Парное фигурное катание — разновидность фигурного катания, в которой участвуют пары из мужчины и женщины.

Перекидной (waltz jump) — простой, но красивый прыжок, аксель в половину оборота. Применяется как связующий элемент.

Перебежка:

  1. Бег простейшими шагами от одного элемента к другому.
  2. Простонародное название подсечки.

Пистолетик (duck) — позиция в приседе на одной ноге, вторая вытянута.

Поддержка (lift) — приём парного катания, когда партнёр поднимает партнёршу, удерживает в этом положении и ставит на лёд. Какие-либо акробатические трюки в поддержке запрещены. В спортивном катании поддержка должна быть выше плеч, в танцевальном — наоборот, поддержки выше плеч запрещены.

Подкрутка (twist lift) — приём парного катания, когда партнёр подбрасывает партнёршу в воздух и ловит.

Произвольная программа — вторая часть соревнований в одиночном и парном (спортивном) катании; длится 4:30 у мужчин и пар, 4:00 у женщин. В отличие от короткой программы, количество исполняемых элементов только ограничено сверху.

Произвольный танец — последняя из двух дисциплин танцевального катания. Правила требуют от фигуристов лишь выполнить некоторый набор элементов — ритм, музыка и программа остаются на их усмотрение. Длится 4 минуты у взрослых, 3:30 у юниоров.

Профессионал — фигурист, получающий деньги из запрещённых ИСУ источников. Не может участвовать в соревнованиях ИСУ.

Прыжки — правила фигурного катания «прыжками» считают исключительно многооборотные прыжки: шесть стандартных (сальхов, риттбергер, аксель, тулуп, флип, лутц) и ещё несколько нестандартных (валлей, ойлер).

Прыжковый элемент — прыжок, каскад или комбинация прыжков.

Р

Ребро (edge) — одна из двух заострённых кромок конька. Одно ребро называют внутренним, второе — наружным.

Рёберность — в некоторых элементах соблюдение (или несоблюдение) требования, на каком ребре конька скользить. См. также Спираль, Тодес, Флутц, Лип.

Рёберные прыжки — прыжки с опорной ноги. Из стандартных таковыми будут аксель, риттбергер и сальхов. Несмотря на то, что современная техника предписывает исполнять их с зубца, перед «наколом» всегда есть глубокий след — дуга, совмещённая с толчком.

Риттбергер (loop jump) — один из шести стандартных прыжков; рёберный прыжок, исполняемый (левым фигуристом) с внешнего ребра правого конька. Вращение достигается за счёт поворота туловищем и маха левой ногой вверх-назад. Пригоден на роль второго прыжка в каскаде. Назван в честь немецкого фигуриста Вернера Риттбергера.

С

Сальто — прыжок с вращением через голову. В соревновательном катании запрещён. По-английски: somersault для переднего сальто, backflip для заднего.

Сальхов (Salchow jump) — один из шести стандартных прыжков; рёберный прыжок, исполняемый (левым фигуристом) с внутреннего ребра левого конька. Вращение достигается за счёт маха правой ногой вперёд-вниз. Назван в честь шведского фигуриста Ульриха Сальхова.

Свободная нога — в «одноногих» элементах та нога, которая поднята.

Связующие элементы — элементы, соединяющие сложные трюки в цельную программу. За связующие элементы ставят отдельную оценку, иногда — за «креативный» заход на элемент могут поднять его GOE.

Синхронное вращение — в парном катании вращение обоих партнёров синхронно и независимо друг от друга.

Синхронное фигурное катание — разновидность фигурного катания; на льду выступает команда из 8—20 человек.

Скобка (bracket turn) — относительно сложный разворот на одной ноге со сменой ребра. Называется так потому, что прочерченный коньком след напоминает фигурную скобку.

Совместное вращение — то же, что парное вращение.

Спираль — продолжительная езда на одном коньке на чётко выраженном ребре, в то время как вторая нога поднята. Обязательный элемент женского и парного катания, мужчинами исполняется нечасто.

  • Спортивная пара — пара в дисциплине парного катания, в противоположность танцевальной паре.
  • Судейская система ИСУ — то же, что Новая судейская система.

Судейский борт — длинный борт катка, около которого располагаются судьи. Программы (особенно парные) компонуют с учётом расположения судей, чтобы показать сильные стороны фигуриста/пары и скрыть слабые.

Т

Танцы на льду (ice dancing) — одна из дисциплин фигурного катания, основанная на сложных шагах и вращениях. В танцах выступает пара из мужчины и женщины; запрещены поддержки выше плеч, прыжки и прочие «акробатические» элементы.

Твизл (twizzle) — вращение в движении.

Технический специалист — член судейской бригады, фиксирующий название и сложность элемента.

Читайте также:  С какого возраста стоит заниматься фигурным катанием

Тодес (death spiral) — элемент парного катания, когда партнёр выполняет «циркуль», держа за руку партнёршу, которая описывает круги вокруг него, выгнув тело параллельно льду.

Тройка (three turn) — разворот на одной ноге со сменой ребра. Назван так, потому что конёк рисует на льду цифру «3».

Тройной прыжок (triple jump) — прыжок с вращением в три оборота (3,5 для акселя).

Тулуп (toe loop jump) — один из шести стандартных прыжков; зубцовый прыжок, исполняемый (при вращении влево) с внешнего ребра правого конька. Часто применяется как второй прыжок в каскаде.

У

Уголок слёз и поцелуев (Kiss and cry) — место, где фигурист ожидает оценки судей.

Уровень сложности элемента — по особым критериям техническая бригада относит элемент к уровню B (базовому), 1, 2, 3 или 4 и по таблице определяется базовая оценка (SOV). Например: дорожка шагов 4 уровня должна содержать разнообразные шаги и повороты, исполняемые в разных направлениях и сочетающиеся с поворотами туловища, и быстрые смены направления вращения.

Ф

Флип (flip jump) — один из шести стандартных прыжков; зубцовый прыжок, исполняемый (левым фигуристом) с внутреннего ребра левого конька.

Фокстротная позиция (также открытая позиция) — в парном катании позиция, когда партнёры находятся бок о бок и скользят одним и тем же фронтом.

Ц

Центровка — способность (или неспособность) фигуриста вращаться на одном месте, не «съезжая» в сторону.

Ч

Чемпионат четырёх континентов — объединённый чемпионат Азии, Африки, Америки и Океании (всего остального мира, кроме Европы).

Четверной прыжок (quadruple jump) — прыжок с вращением в четыре оборота (4,5 оборота для акселя).

Чистое исполнение — исполнение элемента или программы без ошибок, которые могли бы привести к вычитанию очков (недокрут, приземление на две ноги, задевание рукой льда, неуместное пользование зубцом конька, падение…).

Чоктау (choctaw turn) — шаг со сменой ноги, ребра и направления. Из-за сложности применяется преимущественно в танцах.

Ш

Шаг — любое движение, приводящее к смене опорной ноги, опорного ребра и/или фронта движения.

Шестибалльная система — система оценивания выступлений фигуристов, в которой каждый из судей выставляет оценки от 0,0 до 6,0 баллов. Применялась с 1901 до 2004 года.

Источник: https://by.tribuna.com/tribuna/blogs/figureskating/712340.html

Вращения

В арсенале фигуриста имеется большое количество вращательных движений, возникающих естественно и выполняемых сравнительно легко. К таким движениям относятся опорные вращения — пируэты. Они разнообразят произвольную программу, позволяют спортсмену продемонстрировать способность сохранять равновесие в сложных позициях. Пируэт представляет собой длительное вращательное движение тела вокруг вертикальной оси. В зависимости от направления вращения различают пируэты вперед, когда вращение происходит в сторону опорной ноги, и назад, выполняемые в сторону свободной ноги.

С точки зрения позы пируэты делят на три основные группы: пируэты стоя, пируэты в приседе (волчки) и пируэты в положении «ласточка» (рис. 49). Оригинальной разновидностью пируэтов являются так называемые заклоны.

Эти вращения могут выполняться в любом из перечисленных выше положений, однако основным признаком заклона считается характерный прогиб или скручивание тела при вращении.

Среди заклонов встречаются пируэты с захватом ноги (рис. 50).

Заклон в фигурном катании: техника выполнения
Рис. 49. Три основные группы вращений: а — стоя, б — в приседе, в — в ласточке
Заклон в фигурном катании: техника выполнения
Рис. 50. Заклоны и пируэты с захватом ноги

Различают простые пируэты, в которых вращение происходит в относительно неизменной позе, и сложные пируэты со сменой позы (например, с переходом из положения стоя в положение сидя) или со сменой опорной ноги во время вращения. В коротких и произвольных программах важное место занимают комбинации вращений со сменой позиций и опорной ноги.

Пируэты могут выполняться на одной и двух ногах. В последнем случае понятие «направление вращения» (вперед или назад-) теряет смысл, так как обе ноги являются опорными.

Основы техники исполнения вращений. Пируэт состоит из подхода, въезда, вращения и выезда. На рис. 51 показаны следы, оставленные при выполнении пируэта вперед. Дуги 1, 2, 3 и 4 соответствуют подходу, дуга 5 — въезду, точка 6 — вращению, а дуги 7 и 8 — выезду.

Заклон в фигурном катании: техника выполнения
Рис. 51. Схема следов пируэтов вперед (а) и назад (б)

Подход. Есть несколько вариантов подходов. Наиболее удобным и поэтому целесообразным для начального обучения является сочетание тройки вперед-наружу с перебежкой назад.

Используют подходы в виде тройки вперед-внутрь — назад-наружу, а также ходом вперед-наружу.

В подходе важно сохранять плавность скольжения, хорошую осанку, чтобы вращение было естественным, а приготовление к нему—незаметным.

Въезд. Это наиболее сложная и ответственная часть пируэта. Именно здесь возникает вращение.

Если фигурист сообщил телу устойчивое вращение, то, как правило, сохранять и поддерживать его уже не так сложно. След, оставляемый коньком при въезде, представляет собой линию с плавно меняющейся кривизной.

Выполняют въезд на согнутой ноге и не выпрямляют ее до тех пор, пока не возникнет устойчивое вращение.

Вращение телу можно придать двумя способами: толчком ноги при переходе с последней дуги подхода на въездную дугу, а также круговым маховым движением свободной ноги и руки при въезде. Во вращении стоя и в волчках используют оба способа. При вращениях в ласточке маховое движение не всегда эффективно.

Здесь оно может привести к выведению свободной ноги вперед, и для принятия положения «ласточка» фигурист будет вынужден в конце въезда резко отводить свободную ногу назад. Это движение часто вызывает потерю равновесия.

К более простым и надежным относится въезд с отведенной назад свободной ногой и одноименной рукой.

При въезде же в волчок круговое маховое движение весьма целесообразно и эффективно. Мах, т. е. выведение рук и ноги вперед, следует начинать только тогда, когда дуга достигает максимальной кривизны.

Въезд во вращение стоя по существу не отличается от въезда в волчок, но опорная нога здесь выпрямлена больше. Не следует, однако, выпрямлять ее полностью, ибо это может привести к нарушению равновесия.

Для устойчивости вращения очень важно правильно выполнить конечный участок дуги въезда. В пируэтах вперед в конце въезда, когда дуга достигнет максимальной кривизны, происходит поворот тройкой вперед-наружу, после чего следует окружность диаметром 20—30 см, и только тогда начинается вращение.

Вращение. В этой фазе важна точность положения тела, стабильность положения оси и центра вращения. В ласточке необходимо вращаться на плоскости конька, не касаясь льда зубцами.

Начинающие фигуристы часто теряют равновесие уже в начале вращения, так как чрезмерно перемещают центр тяжести тела вперед.

Чтобы избежать этого, необходимо на протяжении всего вращения, особенно в начале его, оттягивать свободную ногу назад.

Вращение в волчке происходит на передней трети конька. Для повышения устойчивости в начале вращения допустимо легкое касание льда зубцами. Наиболее распространенная ошибка здесь — падение назад.

Чтобы избежать этого, нужно развернутую свободную ногу и руки вытянуть вперед. Опорная нога при этом согнута, плечи опущены.

Вращение стоя также происходит на передней трети конька с легким касанием льда зубцами.

Сложные пируэты требуют группировки тела. Рассмотрим, как выполняется группировка в пируэте стоя, называемом винтом. При вращении на левой ноге вытянутую правую ногу, не опуская, выводят вперед, сгибают в колене и скрещивают с левой. Затем правую ногу опускают, скользя задней поверхностью голени по левой.

Одновременно с этим или несколько позже происходит группировка рук. В заключительной фазе руки плотно прижимают к телу, а слегка согнутую опорную ногу выпрямляют, что дает дополнительное увеличение скорости вращения. Необходимо следить за симметрией группировки, ибо неодинаковое движение рук вызывает нарушение равновесия.

В этом пируэте скорость вращения наибольшая — до 2 и более оборотов в секунду.

Выезд. Его выполнению всегда предшествует движение, обратное группировке,— разгруппировка. Делается это для уменьшения скорости вращения, что облегчает выполнение выезда. Важно, чтобы разгруппировка заканчивалась небольшим сгибанием опорной ноги.

Обычно выезд выполняют со сменой ноги: ранее свободная нога становится опорной, и вращение завершается толчком, аналогичным толчку назад-наружу в обязательной фигуре. Такой вариант выезда самый распространенный, его рекомендуют при разучивании пируэтов.

В программах мастеров встречаются более сложные выезды (например, вперед-наружу со сменой ноги, назад-внутрь без смены ноги, въезд в остановку, в прыжок).

При любом варианте следует стремиться к слитности всех движений, к такому выполнению, при котором выезд является естественным продолжением вращения.

Заклоны. Их выполняют со значительным прогибом назад или в сторону с откинутой головой.

Вращение с необычным положением головы усложняет пространственную ориентировку, вызывает нарушение координации движений, порой сопровождается головокружением.

В то же время заклоны — очень ценное упражнение для совершенствования равновесия. Прежде чем осваивать заклоны, фигурист должен научиться уверенно принимать нужную позу без коньков.

Подход и въезд делают как в обычных вращениях. Положение заклона принимают после начала вращения.

Далее прогиб рекомендуется увеличить и вместе с тем по возможности (незаметно для наблюдателя) выполнять группировку.

Опытные фигуристы иногда поднимают одну руку вверх или опускают вниз, чтобы ее положение совпадало с положением оси вращения: это обеспечивает дополнительную группировку, что увеличивает скорость вращения.

Пируэты назад. Исключительно ценными для дальнейшего овладения прыжками являются пируэты назад. Их выполняют в тех же позах, что и пируэты вперед. Но есть у них и некоторые особенности.

Так, несмотря на то что направление вращения тела в пируэтах назад и вперед может быть одно и то же, ощущения, испытываемые фигуристом, различны.

Пируэты назад наиболее точно имитируют движения тела в полете при выполнении прыжков, поэтому важны как подготовительные упражнения. Они очень зрелищны, вот почему их включают в различные комбинации.

При обучении вращениям назад рекомендуется выполнять подход (рис. 51) в виде крутой дуги вперед-внутрь (дуга 1).

Въезд представляет собой дугу вперед-внутрь на другой ноге (дуга 2), описывая которую фигурист делает энергичное вращательное движение свободной ногой и руками.

Вращение (точка 3) может выполняться в любом положении (в ласточке, волчке, стоя), а также в промежуточных положениях. Выезд (дуга 4) лучше всего разучивать на той же ноге, на которой происходило вращение: это помогает совершенствовать выезд из многооборотных прыжков.

Освоение пируэтов вперед и назад открывает большие возможности для выполнения различных комбинаций: волчок со сменой ноги, вращение в ласточке со сменой ноги, варианты смены положения тела и ноги.

Обучение вращениям. Для успешного овладения пируэтами важно определить удобную для спортсмена сторону вращения. Большинство фигуристов быстрее овладевают вращениями влево и лучше их переносят.

Читайте также:  Профилирование лезвий хоккейных коньков - для чего это нужно?

Наиболее простой и верный способ определения «своего» направления вращения — выполнение пируэта назад с выездом без смены ноги.

Если пируэт и выезд увереннее и легче получаются на правой ноге, следует лучшие варианты своих вращений планировать влево, и наоборот.

Важным направлением в тренировке вращений вне льда является работа над . гибкостью. При этом необходимо сочетать упражнения для развития пассивной гибкости (шпагаты, махи и т. п.) с упражнениями для развития активной гибкости.

Например, для совершенствования положения «ласточка» целесообразно применять утяжелитель, прикрепляемый к стопе свободной ноги: он позволяет добиваться хорошего результата при развитии как пассивной гибкости (выполнение махов назад), так и активной (удержание свободной ноги с грузом в требуемой позе).

Этот же способ эффективен и в занятиях на льду. Хорошим способом совершенствования положения тела во вращении в ласточке является разучивание так называемой качающейся ласточки— поочередно на обеих ногах.

Для совершенствования точности позы и чувства равновесия целесообразно использовать тренажер «Грация». Повышению уровня общей выносливости фигуриста к вращательным нагрузкам помогают специальные тренажеры в виде вращающихся платформ с электроприводом и плавной регулировкой скорости вращения до 3 об/с и более.

В тренировках на льду основное внимание следует уделять поиску оптимального варианта въезда во вращение и анализу характера следов на льду, обращая главное внимание на то, чтобы не было скобления и касания льда зубцами.

Хорошим средством совершенствования въезда во вращение, повышения стабильности его выполнения являются тренировки с отключением зрения.

Надевая специальные непрозрачные очки, фигурист выполняет требуемое вращение. При этом обостряется деятельность двигательного, вестибулярного, тактильного и слухового анализаторов.

Такие упражнения повышают устойчивость навыка, делают выполнение вращений увереннее, стабильнее.

Разучивание пируэтов вперед и назад в различных позах помогает подготовить организм фигуриста к вращательным нагрузкам, которые он постоянно испытывает во время катания.

Источник: https://www.tulup.ru/articles/93/vrathenija.html

Самоучитель по Фигурному Катанию для начинающих

Итак, «волчок». Напоминать о том, что мы проходили на предыдущем уроке, не буду — он должен быть еще совсем свеж в вашей памяти. Прежде чем выйти на лед, давайте освоим правильное положение в «волчке». Проделаем следующие упражнения на полу вначале без коньков, а затем и на коньках.

Садитесь на самый край низкого стула (скамейки). Поскольку все вращения мы изучаем в левую сторону, то опорной будет левая нога. Поставьте ее под себя.

Правую ногу с развернутым коленом немного согните и обхватите руками так, чтобы большие пальцы лежали на внутренней стороне ботинка. Туловище при этом наклонено вперед, но спина прямая.

Постепенно перенесите вес тела на левую ногу, то есть приподнимитесь со стула (скамейки) и перейдите на переднюю часть левой ступни. Запомните эту позу.

Еще одно упражнение на полу без коньков. Оно поможет скорее освоить правильный вход в «волчок».

Возьмитесь левой рукой за спинку стула, поставьте правую ногу сзади на носок, приподнимите и сильным круговым движением прямой ноги проведите ее вперед.

Мах делается таким образом: положение ноги сзади несколько выше, а положение ноги спереди — ниже. Словом, при круговом махе нога еще идет сверху вниз.

Когда правая нога очутилась впереди, она уже должна быть согнута в колене и развернута. Обратите внимание на работу колена левой ноги: в начале маха левая нога немного согнута в колене, а к концу маха вы уже в глубоком приседе. Туловище наклонено вперед.

А вот теперь уже можно и на лед.

Заход в «волчок» такой же, как и при вращении стоя. Левая рука и левое плечо при входе во вращение делают сильный замах, правое плечо, правая рука и правая нога, как бы догоняя их, тоже двигаются влево.

Уже при заходе во вращение левая нога немного согнута в колене, туловище подается вперед (руки тоже впереди), для того чтобы вас не бросило назад во время исполнения маха свободной ногой. Дугу постарайтесь сделать круче и мах свободной ноги заканчивайте тогда, когда закончилось поступательное движение.

Затем конек опорной ноги сделает «тройку», и вращение начнется. Вращаясь, конек движется назад-внутрь. Часто в начале вращения происходит падение на левый бок. Как правило, это случается вследствие чрезмерного наклона влево и неправильной работы правой маховой ноги.

Нога в этом случае не успевает обойти круг, полностью развернуться и принять нужное положение (тут вспомните упражнение для маховой ноги, которое мы проделывали на полу). Еще раз напоминаю: когда правая нога пришла вперед, она должна быть сильно развернута.

Заклон в фигурном катании: техника выполнения

Сразу после маха, когда правая нога сделала мах и пришла вперед, ее нужно взять двумя руками, как это мы делали во время тренировки на полу.

Вращение происходит на передней части конька; необходимо сразу же найти это положение, почувствовать его. Если туловище будет чрезмерно отклонено назад, вы, ребята, начнете вращаться на задней части конька и упадете на спину.

Освоение начального махового движения — дело кропотливое. Когда вы закрепите «волчок», необходимо будет еще научиться и вставать из него и заканчивать вращение стоя. Одновременным, подчеркиваю, одновременным движением колена занятой ноги, рук, туловища и свободной ноги поднимите себя вверх.

Сейчас, сейчас я объясню, ребята, как это сделать.

Руки разводятся в стороны и помогают спине принять вертикальное положение. Свободная нога резким махом поднимается вверх и выпрямляется. Левая нога тоже выпрямляется. Сейчас вы уже стоите в стартовом положении вращения стоя. После этого можете подвести свободную ногу к занятой, опорной, собрать руки, повращаться несколько оборотов стоя и после этого сделать выезд.

Несколько слов о положении рук при «волчке». Обхват двумя руками свободной ноги намного облегчит в начальной стадии освоение «волчка».

В дальнейшем, когда вы почувствуете положение свободной ноги, можно ее придерживать или одной рукой, или вообще опустить руки, или скрестить руки на груди так, как это делают вприсядку в украинском танце гопак.

Вообще положений рук при «волчке» может быть много. Можно держать руки и так: одна рука — левая — лежит на колене занятой ноги, а правая поддерживает свободную ногу.

Дети любят такое вращение. Объясняется это просто: с «волчка», как говорится, низко падать, тут не расшибешься, а потому и страха меньше. Я, начиная заниматься на открытом катке московского стадиона Юных пионеров, тоже очень любила этот элемент и все связанные с ним игры.

Только вот хлопот доставляла своей маме очень много, потому что всегда приходила домой после них промокшая до нитки. Игры устраиваются самые простые. Все ребята должны вместе подготовиться к выполнению «волчка», присесть и попытаться сделать как можно больше оборотов.

Один из фигуристов может считать количество оборотов. Кто-то сразу выходит из игры, кто-то борется до конца поддерживаемый теми, кто состязание уже закончил.

А можно обороты не считать, а принимать во внимание только продолжительность выполнения волчка: кто дольше всех просидит во вращении.

Игры надо устраивать непременно: они развивают интерес к соревнованиям, помогают быстрее и лучше осваивать элементы.

Следующий раздел урока — вращение в «ласточке», или «либела». Подход к нему такой же, как и к предыдущим вращениям.

При входе во вращение делается энергичная дуга на левой ноге с одновременным наклоном вперед (спина должна быть прогнута). Левая нога согнута. Туловище наклонено и находится в горизонтальном положении — параллельно льду.

Двигаясь по дуге левой вперед-наружу, делаем сильный замах левой рукой и левым плечом в сторону движения

Заклон в фигурном катании: техника выполнения

Далее резко выпрямляем опорную ногу. Правая, свободная, нога поднимается вверх, спина прогнута. В таком положении и продолжаем вращение.

Положение рук при вращении в «ласточке» может быть различным. Вначале освоим вращение в «ласточке» с левой рукой впереди. В дальнейшем можно попробовать вращение с двумя руками, выброшенными в стороны или уложенными вдоль туловища, или с правой рукой вперед. Опытные мастера во время вращения могут менять положение рук, придавая этим вращению еще большую динамичность, выразительность.

Характерной ошибкой здесь является глубокий наклон туловища вперед при заходе во вращение. Запомните, что туловище должно быть в горизонтальном положении, с очень сильной спиной, которая поможет затем вам прогнуться.

Другая ошибка: чрезмерный подъем туловища после выпрямления в колене занятой ноги и отсюда подъем на зубец конька. В данный момент вращения вы должны сохранять положение «ласточки», то есть туловище должно быть наклонено и прогнуто. Теперь о подъеме на зубец.

Не забывайте, что опорная нога выпрямляется и при этом не нужны никакие дополнительные движения в голеностопе опорной ноги. Вставать на зубец нельзя!

О свободной ноге. В момент захода на вращение она должна остаться сзади, в положении «ласточки». Превращавшись в «ласточке», поднимите туловище до вертикального положения, сделайте мах свободной ногой из положения сзади до положения вперед-в сторону. Руки разведите в стороны, перейдите во вращение стоя, далее остается только выезд из элемента.

Освоив «либелу», попробуем исполнить ее в комбинации с «волчком». Для этого надо зайти во вращение в «ласточке», сделать несколько оборотов и перейти в «волчок».

Заклон в фигурном катании: техника выполнения

Раскладка движений такова: приподнимаем туловище, делаем мах свободной правой ногой из положения сзади до положения ее в «волчке» (нога должна только успеть развернуться, не забывайте об этом!) и одновременно на левой ноге опускаемся в присед. Несколько оборотов делаем в «волчке», встаем и можем вместо выезда попробовать сделать остановку зубцом правого конька.

Мы с вами изучали простейшие вращения в левую сторону. Эти же вращения могут быть исполнены в ту же сторону, но на правой ноге. Это так называемые вращения с переменой ног. Фигурист совершает вращение в левую сторону на левой ноге, а затем переходит на правую ногу, продолжая вращение в левую сторону.

Назову вам еще несколько вариантов вращений. Существует вращение «в заклоне». Его в основном исполняют девочки. Фигуристка вращается на одной ноге с приподнятой свободной ногой, резко прогнувшись назад и откинув голову.

Помимо самих вращений существуют еще прыжки во вращения. Прыжок в «волчок», прыжок в «ласточку» часто встречаются в соревнованиях даже среди обязательных элементов. Но поскольку главная задача у нас — освоение начальных, простейших элементов, то мы сделаем здесь остановку.

Источник: https://skate.kiev.ua/urok-chetyrnadcatyy

Ссылка на основную публикацию