Карвинговый поворот на горных лыжах: учимся держать равновесие

Я не очень люблю копаться в вопросах физики и заниматься осмыслением горнолыжной техники на молекулярном уровне состава горных лыж, рисовать вектора сил и рассчитывать давления и усилия которые при этом возникают, но, все же, на своем опыте, могу заметить, что минимальное понимание элементарной физики поворота на горных лыжах иногда помогает для развития техники у начинающих лыжников и лыжниц. Вот объяснение физики поворота на современных горных лыжах.

Итак, вы наверное замечали, что горные лыжи есть двух форм. Наверное слышали, что есть такая техника которая зовется «Карвинг» и которая завется «Классика». Что это такое и в чем разница.

Раньше, некоторое время назад горные лыжи были прямыми. Для катания на таких лыжах была своя техника катания. Потом кто-то придумал новую конструкцию горных лыж и сделал для них новую форму.

Различие в том, что у новых лыж появилась талия. Смотрите на рисунок:

Карвинговый поворот на горных лыжах: учимся держать равновесие

Как можно видеть, у лыжи есть талия — сужение в середине, широкий носок и задник который немного уже носка, но шире талии.

Зачем это сделано, а точнее, что это дало для лыжников? Это дало то, что лыжи такой формы стали поворачивать совершенно по другому в отличии от прямых «Классических» лыж.

Я не стану рассказывать в чем отличие техники поворота «классики» и современной «карвинговой» лыжи. Я расскажу физику процесса поворота на современных лыжах. Ведь мы живем сегодняшним днем и нам ни к чему изучать дела минувших дней.

Когда вы кладете лыжу на склон и пристегиваете ее к ботинкам и она лежит «плашмя» на снегу, то новая форма вам не дает ничего. Вы давите своим весом на центр лыжи, она пытается прогнуться, но упирается в склон. В таком положении лыжа лежит на склоне на скользящей поверхности и может двигаться в любом направлении. Смотри на рисунок:

Карвинговый поворот на горных лыжах: учимся держать равновесие

Однако, если поставить лыжу на бок и создать угол между продольным краем лыжи (кантом) и склоном, то получится интересная ситуация. Смотри на рисунок:

Карвинговый поворот на горных лыжах: учимся держать равновесие

Лыжа упирается на склон только носком и пяткой. В то время. как в районе талии у нее появляется пространство между кантом и склоном. Это происходит именно за счет новой формы лыжи. Что это нам дает? Дает нам это то, что именно в области талии на лыже закреплены наши ботинки. И если мы с вами надавим ботинками на лыжу, то она…. Прогнется. Смотри на рисунок:

Карвинговый поворот на горных лыжах: учимся держать равновесие

На рисунке изображен вид сверху лыжи поставленной на бок под углом к склону. Зеленая стрелка это усилие которое создает ботинок. Лыжа гнется за счет того что в районе талии есть пространство и она в этом месте не упирается в склон.

И гнется лыжа до тех пор пока она не упрется в склон кантом в области талии. То есть, пока та часть лыжи в которой расположены крепления не упрется в склон кантом.

Если в этот момент посмотреть на лыжу спереди, то картина будет такой:

Карвинговый поворот на горных лыжах: учимся держать равновесие

Таким образм лыжа прогибается по определенному радиусу.

А теперь представьте, что вы движетесь вниз по склону и ваши лыжи скользят продольно вдоль своей оси и вы ставите лыжу набок. Она цепляется носком и пяткой, прогибается по причине давления вашего веса на середину и… Лыжа врезается острым железным кантом в склон и начинает движение по дуге с радиусом прогиба лыжи. И все. Больше ничего не надо делать для поворота.

Это и называется «резаным поворотом», а технику такого катания на горных лыжах «карвинговой».

Теперь, немного развивая мысль, естественным становится то, что чем больше угол между лыжей и склоном, тем больше она может прогнуться и тем меньше будет радиус у вашего поворота. Следовательно, хотите сделать маневренный поворот малого радиуса — больше наклоняйте лыжу и давите на неё и она сама поедет именно так, как вам надо.

Источник: https://www.yourski.ru/article/fizika-povorota-pri-katanii-na-gornykh-lyzhakh

Карвинговый поворот на горных лыжах: учимся держать равновесие

Карвинг, техника катания на лыжах: что это такое и как научиться

Лыжный спорт является наиболее популярным видом активного отдыха в зимнее время года. Жители многих теплых стран вынуждены прибегать к услугам баз искусственных склонов или отправляться в туристические поездки, чтобы хоть немного вдохнуть той чарующей атмосферы скоростного спуска, которая доступна россиянам до пяти месяцев в году.

Что и говорить, поклонники зимних развлечений в России просто счастливы, с климатом им явно повезло. И одним из самых распространенных и интересных подвидов сегодня по праву считается карвинг. В этом обзоре мы детально разберем карвинговые горные лыжи, что это такое и что собой представляет сама дисциплина. А также узнаем, как подобрать себе отличный спортивный инвентарь.

Что же это за стиль

Само понятие можно дословно перевести, как «подрезать». И оно довольно точно отражает суть методики. Она заключается в постоянном выполнении маневра поворота. Но в отличие от классического, в данном случае разворот не снижает скорость движения, он, напротив, даже увеличивает ее.

Секрет кроется в особой модели инвентаря, которая позволяет во время смещения подниматься на кант. Он, в свою очередь, оставляет глубокую, но узкую борозду в снегу. И спортсмен скользит по ней, словно по рельсам. В классическом же виде ложбинка получается менее глубокой, более плавной и широкой.

И такое, естественно, тормозит.

Маневр достигается сгибанием коленей с переносом центра тяжести в сторону поворота, чем-то напоминает аналогичный прием на мотоцикле. Только сам спортивный инструмент должен выдерживать мощные нагрузки. Классические модели не справляются с нагрузкой, они гнутся, могут даже сломаться. Поэтому используется особая форма – карвы.

Это приталенный вариант, обладающая узкой серединой, но широким носком и пяткой. Она позволяет овладеть данной техникой не только ассу своего дела, но также и новичку, который пока еще не обзавелся опытом.

Ранее выполнять смещение можно было только на высокой скорости, но новые виды лыж дают возможность сделать это даже в относительно неспешном темпе.

Немного истории
Карвинговый поворот на горных лыжах: учимся держать равновесие

В XX веке лыжный спорт начинает потихоньку покидать горные склоны. Его буквально выдавливал его самый суровый конкурент – сноуборд. Многим казалось, что это не только более эстетичный и красивый вид, но также и более простой для новичков, коих было множество.

Ситуацию исправили талантливые конструкторы из команды Альберто Томба. Они разработали те самые карвы, которые могли под давлением менять форму, изгибаясь дугой. Носок и пятка прочно оставались сцеплены со снегом, а движение происходило строго на канте. Конечно, такая модель нуждалась в идеальном и ухоженном склоне, но и позволяла приблизиться к технике любому человеку без опыта.

Фактически, революция технологии произошла уже в 90-ых годах.

Карвинг в горных лыжах – что это такое и его основы

Стоит знать, что карвы – это неоднородное понятие. Под ним скрывается целая линейка различных моделей, которые отличаются друг от друга длинной, шириной и материалом. Идентичным остается лишь один параметр –  соотношение середины и концов. Конкретные детали зависят от степени подготовленности спортсмена и желаемом способе исполнения приемов.

Ключевые особенности стиля

Существуют два основных направления в подобной методике. Первая строится на коротких поворотах, когда продолжительность одного маневра не превышает 16 метров. А в среднем в принципе останавливается на 10.

Для этого обычно принято использовать карвы покороче, которые конструируются из мягкого материала с максимальной возможностью изгиба. Они позволяют совершать отрывистые движения, обладают повышенной маневренностью.

Но и минус имеется – они не так устойчивы на высокой скорости. А как мы помним, длина уклона влияет на ускорение.

Поэтому для дистанции в 16-20 метров используются длинные аналоги, сконструированные из жесткого материала. Уровень изгиба у них чуть меньше, да и откликаются на движение они не сразу, хотя устойчивы.

Для реализации стиля в целом нам понадобятся три главных элемента:

  • Инвентарь. Подходящий инструмент, который выбран в соответствии с желаемой техникой. И конечно, хорошего качества. Этот тот случай, когда экономить не стоит. Произведенная из некачественного материала основа может просто переломиться при нагрузке.
  • Техника. То есть, умение выполнять технические приемы. Хотя, этот вид и доступен для новичков, но на базовое обучение все равно уйдет одна-две недели. И это при условиях нормальной интенсивности занятий. Благо на современных курортах или горнолыжных базах всегда найдутся свободные инструктора, готовые поделиться знаниями.
  • Площадка. Стоит знать, что подходит далеко не каждый склон. Нужен небольшой уклон, довольно пологий, без резких переходов и увеличения угла. И, конечно, идеально расчищенный. Вот почему заниматься рекомендуется в первой половине дня, когда чистка только закончилась.

Некоторые нюансы процесса

Этот стиль привлекает толпы неофитов по одной простой причине. Обучение очень легкое и, если можно так выразиться, нестрашное. Ведь исполнять маневр можно даже на минимальной скорости.

Нет особой технологии, не нужно третировать тело, заставляя привыкать к новому. Достаточно лишь поставить лыжу на кант. А дальше особенность формы Вашего инструмента сделает все самостоятельно.

Вас поведет без каких-либо усилий, контролируй ход и держи равновесие, только и всего.

Палки же теперь выступают не опорой. Они предназначаются лишь для одного – сохранение баланса и поддержка равновесия. Если Вас «ведет» сверх меры, то быстрый укол поможет скорректировать траекторию.

Учитывая тот факт, что наклон корпуса помогает держать баланс, он обязателен. Но одновременно с этим он же и увеличивает давление, а значит и ускоряет. Поэтому, чем глубже Вы входите в поворот, тем больше придется увеличивать уровень наклона корпуса, сгибаясь на коленях. Но при это вес тела стоит фокусировать на внешней стороне.

Поскольку внутренняя нога сильно сгибается в колене, в отличие от внешней, то от скорости движения и угла траектории будет зависеть наклон. И в некоторых случаях спортсмен буквально ложится на снег.

Техника карвинга на горных лыжах: способы применения основных приемов

Несмотря на эстетическую красоту и популярность, данный стиль на самом деле обладает весьма узкой специализацией. Поэтому его стоит в какой-то мере считать дополнительным.

Конечно, многие люди занимаются исключительно им, вообще не прибегая к классике или коньку. Но вариаций у метода все же немного. Это ясно даже исходя из условий – пологий склон, чистая поверхность.

Фактически, это спуск с постоянным маневром.

Поворот

Этот прием, в отличие от классики, в данном случае исполняется дугообразно. Фундаментальный аспект заключается в закантовке. Если понять принцип действия, уметь кантовать в любой момент, то дальнейшее становится очень простым. После кантовки остается лишь держать равновесие. Но ставить на кант нужно учиться на мягких и лучше всего, коротких лыжах. Это проще, тело легко адаптируется к таким упражнениям.

Наибольшую сложность вызывает переход от одного движения к следующему. Когда предыдущий прием на исходе, и спортсмену нужно входить в новый поворот, сменяя ноги и полностью перераспределяя баланс тела. Почувствовать этот момент не так-то просто. На самом деле, именно этому и нужно учиться в первые пару недель – искать момент и резко менять баланс.

Техника на буграх

Это высший пилотаж стиля. По сути, преодоление естественных препятствий, усложняющих процесс во много раз. Но рекомендуется только для опытных спортсменов. Если Вы только начинаете обучаться, то трассы с горками Вам строго противопоказаны. Каждый из них – потенциальное падение, которое может привести к нешуточным травмам.

Читайте также:  Фигурное катание для взрослых: как научиться?

Что собой представляют горные лыжи для карвинга

Такой инвентарь имеет много названий. Самые расхожие термины – параболические или приталенные. Суть в совершенно новой геометрии конструкции. Она отличается от классики расширенным носком и пяткой, которые увеличены на 10-20 мм. Середина же осталась примерно такой же, как и в оригинале.

Для чего они нужны

Разумеется, такая конструкция будет нефункционально при ходьбе по глубокому снегу. Спортсмен банально застрянет, а вот для спуска с пологого и расчищенного склона приталенный вариант подходит просто идеально.

Еще одной отличительной чертой можно назвать состав материалов производства. Это особый пластик, который легко поддается сгибанию. В итоге во время спуска модель принимает дугообразную форму, нисколько не опасаясь перелома. Соответственно, даже если угол маневра весьма ощутимый, а протяженность и скорость движения огромны, никакой опасности излома все равно не появляется.

Критерии выбора, на что обратить внимание

Карвинговый поворот на горных лыжах: учимся держать равновесие

Все параметры, которые только могут иметь место рассчитываются исходя из двух категорий. Первая – это цель эксплуатации. Новичкам лучше подбирать инструмент для малых поворотов, без резких углов, соответственно, короткие. Профессионалы предпочитают более твердые и длинные модели.

Второй фактор – это весовой и ростовой показатели спортсмена. Чем больше вес, тем выше нагрузка, это логично.

Стоит также отличать такие конструкции, как полукарвинговые лыжи или универсальные. Они являются частым выбором новичков так, как не предназначаются сугубо для узкопрофильного катания. Ими можно выполнять большинство приемов. По основным параметрам универсального вида мы и пройдемся.

Ширина

Ключевой точкой считается 73мм. Если талия более узкая, то данный образец не предназначается для катания по неподготовленному склону, неглубокой целине и так далее.

В нашем случае мы ориентируемся на критерий в 66мм, то есть, только расчищенный плацдарм, вообще без заснеженных участков. Универсальная же модель имеет ширину вплоть до 81мм.

И она легко позволяет пересекать практически любые преграды, будь то наледь или достаточно глубокий, или даже «битый» снег.

Универсальность и боковой вырез

Этот параметр отвечает за глубину предполагаемого поворота. Он один из главнейших для новичков. Радиус бокового среза находится в диапазоне 11-13 метров. Это расчет на частую смену направления, постоянные и небольшие маневры. Удобно для тех, кто пока не освоил катания на высоком уровне.

Профессионал может даже длинный вырез с канты легко загнать в небольшую дугу, скажем, 10-12 метров. Поэтому, если говорить про универсальность, то лучше ориентироваться на большую глубину. Но помните, что такие технические приемы достаточно сложны.

Радиус поворота

Часто возникает путаница, когда неопытные спортсмены выделяют этот параметр в отдельный критерий. На самом деле, это показатель предыдущего фактора – бокового выреза. Поэтому, отдельно о нем говорить нет смысла.

Рокер

Он же обратный прогиб. Это своеобразной изгиб, который приподнимает носок в области крепления. Весьма полезный аспект для тех, кто хочет наиболее плавно и мягко вставать на кант, входить в дугу. Приятно и то, что благодаря ему полезная длина сокращается, а значит и вся поверхность воспринимается словно более короткой. То есть легче входить в резкие и небольшие дуги.

Поэтому для универсальных моделей рокер – это обязательный фактор. Он упрощает исполнения большей части технических действий. А если на трассе наблюдаются комья снега или небольшие бугры, он их нивелирует, словно на рессорах, не позволяет спортсмену на препятствие выйти из равновесия.

Пара слов о снаряжении

Карвинг – катание на горных лыжах на чисто убранных трассах. Такие дороги доступны на специальных базах, курортах и так далее. Соответственно, Вы точно будете находиться среди людей, всегда сможете обогреться в близлежащих кафе, попить кофе, получить медицинскую помощь, если необходимо.

Но райды сопряжены с постоянным контактом со снегом, а для новичков, еще и с падением. Поэтому лучше всего подобрать крепкую спортивную куртку и штаны, которые не пострадают от активной эксплуатации.

Не стоит экономить на этом товаре, чтобы не пришлось покупать новый после пары спусков. Отличным вариантом станет продукция бренда Stayer, которая обеспечит как свободу движений, так и сохранение тепла.

Не забудьте о специальных очках, ведь летящий из-под полозьев снег имеет дурную привычку попадать в глаза. Особенно актуально, если трасса запружена спортсменами, и вы будете кататься среди массы других людей.

Также для неопытных любителей рекомендуется приобретать или брать в аренду специальный защитный шлем. Он убережет голову от повреждений в случае падения. Тем более, если упасть на оживленном участке, то можно легко получить удар в голову от другого атлета, который шел следом и просто не успел среагировать.

Где можно тренироваться

Карвинговый поворот на горных лыжах: учимся держать равновесие

Как уже не раз отмечалось, склон должен быть убранным и чистым, с плотным снегом, пологий, без резких изменений угла наклона. Желательно также, чтобы на участке не было никаких бугров и иных препятствий естественного происхождения.

Но, если Вы только начинаете познавать искусство спуска с гор, то лучше присмотреть территорию небольшой длины. Чтобы усталость и нервное напряжение не помешали Вам преодолеть дистанцию. И, конечно, не стоит выбирать районы, где количество поворотов превышает все разумные пределы.

Советы начинающим

Под завершение нашего обзора мы скомпилируем основную информацию в качестве прикладных советов:

  • Лучше всего начинать освоение этого вида спорта не самостоятельно, а под руководством опытного инструктора.
  • Выбирайте на первое время короткие карвы. Радиус, то есть, боковой вырез до 14 метров, минимальный – 7.
  • Начальные упражнения практикуйте только в тот момент, когда трасса практически пустая. Или выбирайте нелюдные участки. Множество участников – это дополнительное усложнение, которое начинающему ни к чему.
  • Будьте готовы к тому, что скорость спуска окажется значительно выше Ваших ожиданий.

Карвинг – стиль катания на горных лыжах, который доступен каждому. Если Вы хотите пристраститься к экстриму, но для начала интересуетесь безопасным его вариантом – это просто идеальный выбор.

Источник: http://SkiNsk.ru/karving-tehnika-katanija-na-lyzhah-chto-jeto-takoe-i-kak-nauchitsja/

Базовый (основной) курс поворотов на кантах (он же резаный, он же карвинговый). Горные лыжи и сноуборд

Поворот на кантах (он же резаный, он же карвинговый) — разновидность поворота, когда снаряд (горные лыжи, сноуборд и т. д.) движется в направлении совпадающем с кантом, без бокового смещения.

Резаными такие повороты называют потому, что канты врезаются в склон и прорезают канавку, подобно ножу. А слово карвинг заимствовано из английского, сurve — кривая. В зависимости от контекста и автора значения могут быть не вполне синонимичны, приобретать какой-либо специфический оттенок, но в целом это одно и то же.

Карвинговая техника позволяет ехать по склону максимально быстро, с минимальными потерями энергии. Быстрее только по прямой — но для этого склон должен быть идеально ровным. Казалось бы, тем, кто не желает ехать быстро, это умение совсем ни к чему.

Но нет — на курортах встречаются пологие протяжённые склоны, ехать по которым без владения техникой резаных поворотов и скучно, и утомительно. Техника поворотов на кантах не является необходимой для обеспечения безопасного катания.

Но назвать себя продвинутым горнолыжником или сноубордистом, не владея ей хотя бы на минимально приличном уровне, вы не можете.

Карвинговый поворот на горных лыжах: учимся держать равновесие

По факту некоторое боковое смещение в большей части условий всё же происходит, поскольку снежный наст уминается под давлением лыжника или сноубордиста. Такое смещение не является признаком нечисто выполненного поворота. На льду и специально подготовленной для соревнований трассе бокового смещения при чистом повороте на кантах не будет происходить.

Многие, если не большинство горнолыжников и сноубордистов, искренне полагают, что они катаются именно на кантах, на том простом основании, что они ставят лыжи на кант, для того чтобы повернуть. Однако, это совсем не так. Простое переваливание с канта на кант даёт нужный эффект лишь на совсем пологих склонах.

На склонах лишь чуть покруче с ростом скоростей такая «техника» желаемого результата не приносит, райдера начинает срывать и он переходит либо в проскальзывание, либо в такое своеобразное боковое движение «дыр-дыр» как по стиральной доске. Причины просты — неспособность чисто вести дугу и рефлекторный страх при потере контроля.

Начинаются проблемы и при катании в глубоком снегу.

Сильно упрощённо, секрет резаного поворота заключается в нужном и своевременном распределении давления вдоль снаряда по фазам поворота. А для горных лыж ещё и в распределении между ногами. О том, как именно, написано много слов. Однако, сколько ни говори слово «сахар», во рту сладко не станет. Так и нужные движения нарабатываются в упражнениях, а не теоретических разговорах.

Карвинговый поворот на горных лыжах: учимся держать равновесие

Своевременность распределения давления требует хорошо развитого автоматизма, нарабатываемого многократными повторениями разнообразных упражнений. С ростом скоростей требования к чёткости исполнения возрастают.

На крутых и жёстких склонах выполнить чистый поворот на кантах могут далеко не все, даже среди посвятивших значительную часть жизни спорту. Так что выйти на высокий уровень не так то просто.

Любителю в таких условиях для сохранения контроля однозначно рекомендуется перейти к поворотам проскальзыванием. Но научиться эффективно резать на склонах средней крутизны посильно большинству.

Базовый курс поворотов на кантах Прогрессивной Системы обучения в концептуальном плане похож на Базовый курс поворотов проскальзыванием. Система здесь именно в том, что навыки и последовательность упражнений в обоих техниках схожи и взаимодополняемы. И в основе лежит смещение центра тяжести для создания условий, в которых горные лыжи или сноуборд сами осуществляют поворот.

Карвинговый поворот на горных лыжах: учимся держать равновесие

Для занятий резаной техникой с туристом (любителем) потребуется хорошо подготовленный и достаточно широкий склон. Очень желательны короткорадиусные и не широкие лыжи, противное замедлит прогресс. Очень желательно, чтобы обучаемый уже владел поворотами проскальзыванием и имел приличный «накат».

Отсутствие уверенности в большинстве случаев приведёт к боязни ученика потерять контроль и срыву дуги.

В отдельных случаях, когда на курорте не имеется условий для курса поворотов проскальзыванием, но имеются для поворотов на кантах, и это достаточно безопасно для обучаемого, возможна обратная последовательность.

Учить карвингу должен инструктор не менее 2й категории по российской классификации (по австрийской — B, у французов все инструкторы нужного уровня, и далее по национальным особенностям). К инструктору начального уровня при его подготовке и аттестации не предъявляется требований к умению катания на кантах и не даётся методология обучения.

Источник: https://proski.pro/skiing-program/basic-programs-ski-training/basic-programm-of-curving-turn

Горные лыжи для чайников. Карвинговая техника

Прошло 6 лет после издания книги “Горные лыжи для чайников. Карвинговая техника”. Тираж в 2000 экземпляров полностью разошелся и в настоящее время книгу купить, увы, невозможно. Поэтому думаю, что настало время опубликовать ее в интернете.

Книга первоначально создавалась для того, чтобы помочь инструктору объяснить начинающему, как и почему осуществляется поворот.

В процессе написания, как мне кажется, удалось добиться определенной глубины и фундаментальности изложения, что сделало книгу, или по крайней мере ее вторую половину, интересной и для экспертно катающегося лыжника.

Поэтому, если считаете, что вы еще можете что-то улучшить в своем катании, возможно эта книга поможет.

Книга не предназначена для тренеров, занимающихся подготовкой чемпионов – если бы я знал, как натренировать чемпиона по горным лыжам наши горнолыжники давно бы начали побеждать. Не советую также принимать ее близко к сердцу людям, занимающимся подготовкой различных методик обучения горнолыжной технике.

Как таковой методики в книге не содержится. Это ни коим образом не догма, а руководство к действию.

Читайте также:  Заточка коньков в домашних условиях: пошаговая инструкция с фото

Как показывает опыт прошедших 4 сезонов, если вы достаточно мотивированы для того, чтобы овладеть современной техникой, и умеете читать и понимать прочитанное, данная книга вполне способна заменить вам инструктора со всеми его методиками.

Зачем люди едут в горы?

Каждый, кто планирует провести свой отдых зимой в горах, отвечает на этот вопрос по-своему.

Одни рассматривают поездку в горы как прекрасное средство укрепить здоровье, их манит чистый воздух и горное солнце.

Другие превыше всего ценят тишину и покой вдали от сумбура больших городов, величественные горные пейзажи, первозданную красоту природы, не затронутой пагубной деятельностью Homo Sapience.

Третьи стремятся в горы, чтобы в полной мере насладиться любимым спортом, их привлекает разнообразие склонов, километры спусков и паутина подъемников.

Четвертые пытаются обрести в горах ту остроту ощущений, которой не хватает им в повседневной жизни, для них в первую очередь важен риск, кипение адреналина в крови, спорт на грани, а порой и за гранью разумного и возможного. Пятые просто слышали от друзей, знакомых или по телевизору, что зимой в горах хорошо, и хотят приобщиться к новому, модному увлечению олигархов и президентов.

Простите мне избитую цитату в эпиграфе, но лучше просто невозможно ответить на вопрос: почему каждую зиму нас так неодолимо тянет в горы? Считайте данную книгу попыткой поделиться счастьем, а еще лучше самоучителем по получению своей порции счастья на снегу.

Для кого эта книга?

Вот уже несколько лет на нашем книжном рынке продается серия книг по компьютерной тематике, объединенных единым и емким слоганом “для чайников”.

Забавно, но в данном случае перевод оказался лучше оригинала: на английском языке название серии звучит “… For Dummies”, что дословно означает — для тупых. У россиян особенная гордость, и издатель видимо посчитал, что тупых у нас нет, либо они книг не читают.

В результате сложилась интересная ситуация, когда в названии книг по компьютерным технологиям прописался горнолыжный термин.

Чайниками на заре развития горнолыжного спорта в СССР окрестили любителей сниматься на фоне гор, гордо упершись одной рукой в бедро (ручка чайника), а второй указывая куда-нибудь в сторону очередной вершины (носик).

Естественно, что в подтексте предполагалось, что товарищ ничего кроме как красиво фотографироваться не умеет, и емкое понятие “чайник” прочно прописалось в русском языке как синоним неумехи. Встретив на горе англо-говорящего чайника, не стоит обзывать его teakettle (англ. чайник). Он вас не поймет, поскольку термин “чайник” чисто русское изобретение.

В английском языке ближе всего по смыслу Lamer (angl. неумеха) . Кстати, термин “ламер” постепенно стал появляться и в русском языке.

Так вот, как это следует из названия, книга адресована чайникам — тем, кто, вставая на лыжи, отдает себе отчет в том, что ему есть в чем совершенствоваться. По большому счету, возможность научиться чему-то новому это одна из множества приятных сторон отдыха на лыжах.

Поэтому не стоит комплексовать по поводу того, что вы чайник. Более того, спешу вас заверить, данную книгу писал для вас тоже чайник. Чайник, и горжусь этим! Ибо осознание того, что ты еще чего-то не умеешь, дает мотивацию для дальнейшего прогресса.

А что может быть печальнее на свете, чем эксперт, переставший прогрессировать?

Занимаясь обучением горнолыжников-любителей, тренер, к сожалению, сталкивается с необходимостью ставить перед обучаемым узкие и легко выполнимые задачи. В то же время необыкновенно важно, чтобы в голове обучаемого выстраивалась полная и законченная система понимания того, чем он занимается.

К сожалению, времени на обсуждение глобальных тем на склоне постоянно не хватает, не говоря уже о тонких философских материях.

Поэтому, затевая авантюру с написанием еще одной книги по горнолыжной технике, я в тайне надеюсь, что она поможет вам не только в освоении тех или иных конкретных приемов, но и позволит лучше понимать мир горных лыж как единое, многогранное и необыкновенно прекрасное целое.

Все, что мы будем обсуждать в дальнейшем, не является догмой, но это и не отвлеченные теоретические идеи. Данная методика была успешно опробована на живых людях. Так что вы можете смело следовать советам автора — они относительно безопасны.

Книга предназначена для того, чтобы обеспечить максимально быстрый прогресс в области современной карвинговой техники. За скобками останутся многие приемы и упражнения, еще несколько сезонов назад считавшиеся обязательными при обучении.

В идеале, для того, чтобы стать действительно разносторонним и универсальным лыжником, вы должны стремиться овладеть всем техническим арсеналом. Однако на практике гораздо важнее с первых шагов почувствовать быстрый прогресс в новом виде спорта.

В этом случае начинающий лыжник получает сильнейшую мотивацию к продвижению вперед и, естественно, массу положительных эмоций.

Если вы до настоящего времени не вставали на горные лыжи, то, следуя предложенной методике тренировок, вы, скорее всего, сможете уверенно и с удовольствием кататься уже в первый сезон.

А через пару сезонов сумеете выполнить динамичный карвинговый поворот на достаточно крутом подготовленном склоне.

Поскольку большинство склонов сегодня относятся именно к этой категории, вы сможете с этого момента с полным основанием считать себя экспертом.

Если вы уже неплохо чувствуете себя на склоне, но пока не уловили кардинальной разницы между своими новыми лыжами и тем инвентарем, на котором вы проходили «школу молодого бойца», вам тоже следует читать эту книгу внимательно. Не исключено, что вы начнете прогрессировать существенно быстрее.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=543733&p=8

 Горные лыжи для чайников. Карвинговая техника (СИ)

Основная проблема, возникающая при катании со скоростями близкими к критической, связана с тем, что вы перестаете успевать достаточно глубоко закладывать тело внутрь нового поворота.

На начальных этапах обучения, когда скорость была не слишком высока, вы легко закладывались внутрь новой дуги в надежде, что лыжи, поворачивая, дадут вам опору и возможность обрести равновесие. Теперь, когда скорость возросла, вы просто не успеваете этого сделать.

Реакция лыж на скорости происходит настолько быстро, что уже в самом начале нового поворота центробежная сила выбрасывает ваше тело наружу дуги, в результате чего, поворот заканчивается, еще толком не начавшись.

После того, как тело перенесено над лыжами, центробежная сила начинает противодействовать дальнейшему заваливанию внутрь новой дуги. Чем выше скорость движения лыжника, тем данное противодействие оказывается сильнее.

Если не предпринять контрмер, то заложить тело глубоко внутрь новой дуги скорее всего не удастся. Иными словами, вы не сможете почувствовать никаких преимуществ того, что теперь потерять равновесие, заваливая тело глубоко внутрь дуги, невозможно.

Потому, что подобное заваливание становится трудновыполнимым.

Задача, стоящая перед нами, предельно проста -ам нужно максимально эффективно использовать время перехода из одного поворота в другой, максимально глубоко заложив тело внутрь новой дуги.

Первое, что можно посоветовать в подобной ситуации, это максимально эффективно использовать отдачу лыж в финальной фазе поворота. В конце дуги, когда к углу закантовки, задаваемому лыжником, добавляется угол падения склона, лыжи оказываются закантованными под максимальным углом. Соответственно, радиус выписываемого ими поворота будет минимален.

След карвингового поворота напоминает перевернутую запятую. Резкое сокращение радиуса поворота в конце дуги приводит к резкому нарастанию центробежной силы, действующей на лыжника. Как правило, в этот момент лыжи сами начинают перебрасывать вас в новый поворот.

Однако, как только ваше тело начинает поперечный переход над лыжами внутрь новой дуги, угол закантовки неминуемо уменьшается, а это ведет к распрямлению траектории движения, и, следовательно, к уменьшению центробежной силы.

В итоге, если лыжник в фазе сопряжения поворотов ведет себя пассивно, он может как бы зависнуть в состоянии, когда лыжи на входе в новую дугу закантованы либо довольно слабо, либо и вовсе стоят на склоне плоско.

Чтобы избежать подобного зависания, перенос тела над лыжами должен происходить максимально быстро. Первое, на что следует обратить внимание -то, что перенос тела над лыжами должен происходить с максимальным использованием центробежной силы.

Ни в коем случае не следует затягивать момент входа в новый поворот.

Попытка проехать еще немного поперек склона, прежде чем войти в новый поворот ведет, как правило, к уменьшению закантовки лыж в конце дуги, а это немедленно сказывается на кривизне вашей траектории и следовательно, приводит к потере центробежной силы.

С точки зрения действий лыжника, перенос тела над лыжами может осуществляться либо за счет сгибания внешней ноги, либо за счет разгибания внутренней.

Перекантовка и выпуск ног сгибанием

В конце дуги, когда кривизна траектории максимальна, совершаем резкое сгибание внешней ноги. В этот момент именно внешняя нога лыжника принимает на себя весь груз сопротивления центробежной силе в повороте.

У вас должно возникнуть ощущение, что вы мгновенно перестали сопротивляться давлению центробежной силы и ваше тело начинает прямолинейное движение, выброшенное из дуги, подобно камню, пущенному из пращи.

В то время, как внешняя нога лыжника начинает сгибаться, лыжи заканчивают поворот, проходя под телом лыжника.

Обратите внимание, как выполняет перенос тела над лыжами Олимпийский чемпион в слаломе Ж.П Видаль. В то время, как лыжи проходят под телом лыжника, спортсмен активно использует ангуляцию коленями, для того чтобы еще больше ускорить это движение лыж.

В момент переноса тела над лыжами ноги лыжника оказываются согнутыми, а это, как мы знаем, позволяет эффективно применять ангуляцию коленями.

В результате, лыжи продолжают резать дугу даже в тот момент, когда наклон тела внутрь поворота полностью исчезает и не может уже повлиять на закантовку ваших лыж.

Во второй фазе движения, после того как ваше тело проходит над лыжами, включаем активное разгибание новой внешней ноги. Это необходимо для того, чтобы активно врезать и прогнуть новую ведущую лыжу и запустить механизм нового поворота.

На более ранних этапах освоения карвинговой техники мы в той или иной степени использовали опору на внутреннюю ногу при входе в поворот. Это позволяло нам до некоторой степени компенсировать потерю равновесия в начале новой дуги. Теперь задача кардинально меняется.

Нашей целью становится максимально глубокое закладывание тела внутрь новой дуги уже в самом начале поворота .

Поэтому при входе в новый поворот следует следить не только за активным разгибанием новой внешней ноги, но и за тем, чтобы опора на внутреннюю ногу не мешала нам глубоко заложить тело в новую дугу.

В результате на входе в поворот лыжник как бы выпускает из-под себя лыжи, начиная вход в новый поворот. Если движение выполняется агрессивно и быстро, то на входе в новую дугу тело лыжника оказывается максимально глубоко заложено внутрь нового поворота, а это, в свою очередь, гарантирует максимальные углы закантовки и, соответственно, максимально плотное прохождения новой дуги.

Использование вертикальной работы в карвинговой технике. Вход в поворот разгибанием.

Если в докарвинговой технике понятие «вертикальная работа» было основополагающим и обязательным к изучению и применению, то при изучении современной техники мы до сих пор сознательно обходили этот термин своим вниманием.

Основной смысл активной вертикальной работы при катании на горных лыжах состоит в разгрузке лыж.

Возможны варианты, когда вертикальная работа носит компенсационный характер, как, например, при преодолении бугров, однако в этом случае амплитуда движения должна быть строго дозирована, иначе неизбежно произойдет потеря контакта лыж со склоном – то, что мы и называем разгрузкой лыж.

Читайте также:  Сноуборд: прогибы и их особенности при спуске

Для неопытного лыжника разгрузка лыж вредна в первую очередь потому, что создает искушение начать разворачивать оторванные от склона лыжи. Как мы уже знаем, развернутые поперек движения лыжи неминуемо начинают проскальзывать. А это совсем не то, к чему мы стремились на протяжении всей этой книги.

И тем не менее, далее мы собираемся научится использовать разгрузку лыж в своем катании. Мы не собираемся использовать возможность свободно вращать разгруженные лыжи. Вместо этого попробуем найти применение другому важному эффекту разгрузки лыж, а именно возможности на некоторое время освободится от необходимости взаимодействовать со склоном. Итак, отталкиваемся и полетели…

Как уже обсуждалось выше, основная проблема при катании со сверхкритическими скоростями состоит в том, что как только тело прошло над лыжами и лыжи перекантовались, возникающая центробежная сила начинает противодействовать заваливанию тела внутрь новой дуги. Вот здесь нам и должна помочь старая добрая разгрузка лыж разгибанием.

Мы можем попробовать просто оттянуть момент, когда ваши лыжи начнут поворачивать. Внешне прием выглядит почти так же, как это выполнялось в рамках классической техники. На выходе из поворота лыжник разгибаясь бросает свое тело вверх, что приводит к частичной, а иногда и к полной (с отрывом от склона) разгрузке лыж.

Однако, спешу разочаровать приверженцев классической техники, это абсолютно другой технический прием.

Главное отличие разгрузки лыж в карвинговой и классической технике заключено в тех целях, которые преследует лыжник, совершая данное движение. При катании на лыжах в докарвинговую эпоху разгрузка использовалась в основном для того, чтобы облегчить начальный разворот лыж для последующего активного использованием рулящего эффекта проскальзывающей лыжи.

В карвинговой технике никакого разворота лыж не происходит. Разгрузка используется для того, чтобы затянуть момент перехода в новый поворот и, соответственно, дать лыжнику время перенести тело над лыжами внутрь нового поворота. При этом в момент восстановления контакта со снегом лыжи ни в коем случае не должны начинать проскальзывать.

Именно это и составляет основную сложность при выполнении данного элемента в новой технике.

Попробуйте несколько раз выполнить активную разгрузку разгибанием при входе в новый поворот. Главную роль в данном движении играет разгибание внутренней ноги.

Поскольку внешняя нога в процессе ведения дуги практически распрямлена, движение выглядит как перебрасывание тела лыжника в новый поворот верхом, через прямую внешнюю ногу.

Разгибание внутренней ноги должно выполняться достаточно активно, чтобы обеспечить необходимую инерцию вашему телу. Именно за счет этой инерции вы и собираетесь на некоторое время потерять контакт со снегом.

Источник: https://dom-knig.com/read_218364-24

Александр Каниовский — Горные лыжи для чайников. Карвинговая техника (СИ)

Книга первоначально создавалась для того, чтобы помочь инструктору объяснить начинающему, как и почему осуществляется поворот. В процессе написания, как мне кажется, удалось добиться определенной глубины и фундаментальности изложения, что сделало книгу, или по крайней мере ее вторую половину, интересной и для экспертно катающегося лыжника.

Книга не предназначена для тренеров, занимающихся подготовкой чемпионов – если бы я знал, как натренировать чемпиона по горным лыжам наши горнолыжники давно бы начали побеждать. Не советую также принимать ее близко к сердцу людям, занимающимся подготовкой различных методик обучения горнолыжной технике. Как таковой методики в книге не содержится.

Это ни коим образом не догма, а руководство к действию.

Средства борьбы: Уменьшите загрузку внутренней лыжи. Иногда для этого следует держать лыжи немного уже. Иногда достаточно слегка разогнуть внутреннюю ногу.

Наращивание сложности спусков

Если катание по учебным склонам уже не представляет для вас никаких сложностей, можно попробовать перейти на склон чуть покруче. Но не забудьте проверить, можете ли вы досчитать до десяти, катаясь по прямой по новому склону.

Если вы не в состоянии выполнить два чистых поворота подряд с последующей гарантированной и безопасной остановкой, возвращайтесь на пологий склон — вы пока не готовы к увеличению сложности спусков. Особо следите за начальной фазой нового поворота.

Если в момент перекантовки и входа в новую дугу лыжи начинают проскальзывать, а вы не в состоянии быстро искоренить эту проблему, нужно срочно вернуться на более простой склон, где такая проблема не возникала.

Скорее всего, эта ошибка связана с тем, что при увеличении сложности спуска вы подсознательно стремитесь ускорить процесс поворота, “помогая” своим лыжам, а делать это ни в коем случае не следует. Покатайтесь денек там, где вы можете спокойно довериться своим лыжам, и снова попробуйте выйти на более сложный склон.

Торможение в повороте

На учебном склоне в процессе освоения карвинговой техники вопросы торможения не должны отвлекать вас от главного — максимально чистого и, как следствие, быстрого скольжения в дуге. Если скорость кажется вам чрезмерной, лучшим техническим приемом на начальном этапе обучения будет остановка.

Постепенно пороговая величина скорости, на которой вы начинаете чувствовать дискомфорт, будет увеличиваться и необходимость останавливаться сменится желанием разогнаться посильнее.

Переходя на более сложные склоны, начинающий лыжник неизбежно снова столкнется с необходимостью контролировать свою скорость в процессе спуска. В то же время, на достаточно сложном склоне полная остановка не всегда бывает оправданной, а порою и просто невозможной.

Таким образом, наращивая сложность спусков, не лишним будет провести ревизию приемов контроля за скоростью. Необходимо научиться сбрасывать излишки скорости, не прибегая к полной остановке.

Фактически для контроля скорости в процессе спуска следует просто выполнить несколько некачественных поворотов, воспользовавшись списком ошибок из предыдущей главы как руководством к действию. Если при этом вы умудритесь удержаться на ногах, то ваши скребущие в повороте лыжи неминуемо погасят излишки скорости – ШУТКА.

На самом деле, техника правильного выполнения тормозящих поворотов в режиме проскальзывания достаточно сложна и если вы почувствуете, что поворот с торможением у вас не получается, то, может быть, на первых порах и вовсе не стоит тратить время на его освоение. Ограничьтесь активным использованием торможения в заключительной фазе дуги.

Для этого измените в конце дуги режим взаимодействия ваших лыж со снегом, перейдя от резаного скольжения к проскальзыванию. Если, выкатываясь из очередного поворота, вы уменьшите угол закантовки, то в какой-то момент лыжи прервут чистое скольжение и начнут проскальзывать.

Еще лучше, если одновременно с уменьшением угла закантовки вы выполните небольшой разворот лыж за счет независимого разворота ступней (бракаж), как это делалось при хоккейной остановке.

Осваивая данное движение, проведите несколько экспериментов с амплитудой разворота лыж. Попробуйте добиться того, чтобы лыжи, чуть притормозив, снова перешли в режим резаного скольжения, или, напротив, сильно разворачивая их относительно направления движения, добейтесь практически полной остановки.

Главное, о чем всегда нужно помнить, это то, что приемы контроля скорости следует выполнять как разовую акцию между сериями из нескольких чисто выполненных поворотов.

Если вы замечаете, что в каждом повороте вы так или иначе прибегаете к умышленному или неумышленному торможению, немедленно уходите на более легкий склон.

Это значит, что ваш технический уровень пока не позволяет кататься на сложном склоне без вреда для собственной техники, а может быть и для собственного здоровья. Не волнуйтесь и не расстраивайтесь, работайте над собой и через некоторое время вы вернетесь на этот склон во всеоружии

Совершенствуем базовую карвинговую технику

На следующем этапе обучения основной задачей станет совершенствование техники базового карвингового поворота. Грубо говоря, вам предстоит научиться выполнять его на больших скоростях и на склонах большей крутизны. Переход к новым склонам и скоростям автоматически поставит перед вами целый ряд новых вопросов и проблем.

Но в целом задача остается предельно простой, а именно – поддерживать необходимую закантовку лыж и сохранять равновесие.

Условия равновесия. Динамика бокового равновесия

Человек — существо прямоходящее. Всю свою жизнь мы оттачиваем один и тот же навык поддержания равновесия.

С точки зрения физики, чтобы не упасть человек должен обеспечить, чтобы вертикальная линия проведенная из центра тяжести (центра масс) не выходила за границы площади опоры.

В повседневной жизни, потеряв равновесие, например, на скользкой тропинке по пути на гору, нам достаточно сделать шаг в сторону падения, расширив тем самым площадь опоры, и таким образом восстановить равновесие.

Вставая на лыжи, мы попадаем в несколько иные условия. Поскольку на лыжах мы непрерывно куда-нибудь поворачиваем, на нашу устойчивость начинает активно влиять центробежная сила, возникающая всякий раз, как только мы начинаем менять направление движения.

В принципе, каждый из нас так или иначе встречался в своей жизни с центробежной силой, и все мы знаем, что для того, чтобы не упасть в повороте, нужно наклоняться внутрь дуги. Так, например, делают все велосипедисты и мотоциклисты, и даже сидя в автомобиле, мы наклоняем тело в ту сторону, куда поворачиваем.

Казалось бы и на лыжах все должно происходить в точности так же, однако отличия существуют и носят принципиальный характер.

Условия равновесия лыжника в повороте.

В процессе поворота на лыжника действуют сила тяжести и центробежная сила. Причем центробежная сила возрастает по мере того, как лыжник наклоняется внутрь поворота.

Это связано с тем, что угол закантовки при наклоне тела растет, а это приводит к уменьшению радиуса поворота и, следовательно, к увеличению центробежной силы.

Рассмотрим, как меняются условия равновесия лыжника в зависимости от степени наклона тела внутрь дуги.

Если наклон внутрь поворота недостаточен, тело лыжника будет опрокидываться наружу дуги. По мере того, как тело лыжника смещается наружу поворота, центробежная сила ослабевает. Однако полностью она исчезнет только, когда лыжник примет вертикальное положение, т.е. лыжи встанут на склон абсолютно плоско.

Если лыжник закладывает тело глубже внутрь дуги, то наступает момент, когда суммарная сила, приложенная к центру тяжести лыжника, проходит через точку опоры внешней лыжи

С этого момента тело лыжника обретает устойчивое равновесие. Дальнейшее смещение центра тяжести внутрь дуги приводит к перераспределению давления между внешней и внутренней лыжами.

При этом лыжник продолжает находится в устойчивом равновесии с опорой на обе ноги.

Продолжая наклоняться внутрь дуги, лыжник попадает в положение, когда вектор равнодействующей силы проходит через точку опоры канта внутренней лыжи. Равновесие здесь все еще возможно, но вся нагрузка приходится на внутреннюю ногу – внешняя лыжа полностью разгружена .

Дальнейший наклон внутрь дуги приведет к неконтролируемому заваливанию тела лыжника. При таких условиях равновесие невозможно, а последствия фатальны.

Таким образом, наклоняя тело внутрь дуги, лыжник попадает в одну из трех зон:

  • I – зону опрокидывания наружу дуги;
  • II – зону устойчивого равновесия;
  • III – зону фатальной потери равновесия.

С ростом скорости, а также с переходам на лыжи с более ярко выраженной карвинговой геометрией зона I расширяется, а зона III сокращается. Это означает, что лыжник может смелее закладывать корпус внутрь дуги, так как вероятность ошибок, связанных с потерей равновесия, сокращается.

Необычайно интересным следствием изложенного является тот факт, что, в принципе, на достаточно высокой скорости зона фатальной потери равновесия может полностью исчезнуть. В разделе “Динамический Карвинг” мы подробно рассмотрим, как это влияет на технику катания.

Но сейчас, когда мы только начинаем наращивать скорость, нам это пока не настолько важно.

Источник: https://nice-books.ru/books/domovodstvo-dom-i-semya/sport/page-17-231623-aleksandr-kaniovskii-gornye-lyzhi-dlya-chainikov.html

Ссылка на основную публикацию