Заточка кантов на сноуборде: пошаговая инструкция

Думаю, что каждый, кто катается на лыжах или сноуборде знает, что канты (металлические вставки по краям) этих спортивных снарядов нужно время от времени точить. Но немногие знают, что в этом, с виду простом, деле есть масса тонкостей и нюансов. Давайте рассмотрим подробнее особенности заточки канта лыж и досок перед катанием. И так: чем и как затачивать кант?

Заточка кантов на сноуборде

Чем точить?

Нам понядобятся:

  • Канторез
  • Абразив для притупления кантов
  • Алмазный камень для снятия затвердений и финальной обработки кантов

Канторезы отличаются друг от друга. Рассмотрим на примере представленных в нашем магазине:

Канторез Holmenkol Edge Trick (mit Oxidstein) 90°-85°/  Канторез Holmenkol ERGO SEMI 90°-85° /Канторез Holmenkol ERGO PROFI Racing 90°-85°/  Канторез Holmenkol Carve Edge

Удобный канторез небольшого размера отлично подходит для быстрой доводки канта прямо на склоне. Угол заточки им изменить не получится, зато оперативно «обновить» существующий – запросто! Этим канторезом уже можно варьировать углы заточки в диапазоне от 90°до 85°. Профессиональный канторез. Оснащен роликами для облегчения скольжения. Углы заточки — углы заточки в диапазоне от 90°до 85°. Отлично подходит для использования в небольшом сервис-центре. Профессиональный канторез, на борту которого присутствуют не только ролики, а еще и поворотные вставки, обеспечивающие лучшее прилегание в местах изгиба лыж и сноубордов. Подходит для снарядов с технологией MagneTraction.

Для притупления заточенных кантов в передней и задней части используется Абразив Holmenkol для притупления кантов Schleifgummi, что предотвращает опасные перекосы лыж и обеспечивает более мягкое вхождение в поворот.

Заточка кантов на сноуборде

Перед заточкой обязательно нужно снять небольшие заусенци и неровности канта, полученные в процессе эксплуатации. Только после этого уже приступать к непосредственной работе. Это можно сделать с помощью мелкозернистого точильного камня (файла) или наждачки.

Канты лыжи затачиваются со стороны скользящей поверхности и с боковой поверхности. Заточка канта со стороны скользящей поверхности:

Заточка кантов на сноуборде

Кант со стороны скользящей поверхности затачивается с помощью специальной направляющей для напильника, например Канторез Holmenkol BASE EDGE FILE GUIDE 0.5°-1.5°

Заточка кантов на сноуборде

Однажды заточив кант на нужный угол с помощью направляющей, вернуться к первоначальному углу заточки вы не сможете, т.к. помешает материал скользящей поверхности. Дальше будет возможным заточить кант только на больший угол. У новой пары лыж канты заточены меньше, чем на пол градуса.

Заточка канта со стороны боковой поверхности:

Заточка кантов на сноуборде Угол заточки выбирается индивидуально, исходя из опыта райдера и характеристик его лыж. А так же исходя из стиля и условий катания:

Для новичков и неспортивного катания 90°-89°(в зависимости от уровня лыж)
Для уверенных лыжников 89°-88°
Для профессионалов 87°-85°

Для новых лыж и сноубордов для первоначального формирования канта используют короткий чешуйчатый напильник. Чешуйчатый напильник легко срезает неровности и уплотнения, которые могут остаться после машинной обработки.

Заточка кантов на сноуборде

Полировка кантов

Отполированные канты дольше остаются острыми и позволяют развить большую скорость. При обработке канта напильником остаются маленькие заусенцы, которые если не убрать, приведут к тому, что кант быстрее затупится. Для удаления заусенец можно использовать алмазный камень, например Файл Holmenkol Diamond File World Cup Medium 600.

Подрезание боковой поверхности лыжи

После того как вы несколько раз обработали боковую поверхность канта напильником возникает следующая проблема: невозможно сохранить угол заточки, так как напильник задевает боковую поверхность лыжи.

В этом случае можно подрезать боковую поверхность канта с помощью инструмента для подрезания боковой поверхности. Такая обработка открывает стальной кант и позволяет дальше заточить кант на нужный угол.

Этапы работы:

  1. Закрепляем лыжу. Зачищаем канты от заусениц и отвердений.
  2. Точим канты (обязательно направляя канторез НА себя для более плавной работы)
  3. Повторяем процедуру со второй лыжей.
  4. Щеткой чистим скользяк от металической стружки, доводим канты алмазным файлом.При необходимости притупляем канты (10-15 см от носа и от хвоста лыжи) для более мягкого вхождения в поворот (можно обойтись и без этой процедуры, тут всё очень индивидуально).
  5. Хвалим себя. Убираем инструмент. Едем кататься. Лучше нас на склоне нет никого

Как видите, в самостоятельной заточке кантов нет ничего сложного.

Источник: https://www.ridershop.by/info/sovety_po_vyboru/sharpening-the-edges-how-manual-and-tips.html

О заточке кантов горных лыж или сноуборда

Кант — это металлическая полоска-лезвие, которая проходит по контуру горных лыж и сноуборда. Обычно канты производят из сравнительно мягких сплавов стали, чтобы их было проще затачивать. Кант представляет собой уголок из двух граней, одна из которых расположена со стороны скользящей поверхности, а вторая — со стороны боковой стенки лыж или сноуборда.

Канты вклеиваются между сердечником и скользящей поверхностью снаряда. Для этого в их конструкции предусмотрены тонкие сегментированные металлические пластинки, которые являются продолжением внешнего уголка-лезвия.

Заточка кантов на сноуборде

Стальные канты для горных лыж и сноубордов

Заточка кантов на сноуборде

Часть скользяка вырвало камнем, от чего обнажилась вклеенная часть канта

Лыжами и сноубордом мы управляем именно с помощью кантов. Ими снаряд врезается в плотную поверхность склона, обеспечивая нам сцепление с ним. Без этого лыжи двигались бы практически бесконтрольно.

Только в пухлом снегу канты почти не участвуют в работе. Но даже во внетрассовом катании всегда есть риск вылететь с мягкого снега на участок жёсткого обледеневшего склона.

И в этом случае, чтобы не потерять управление, хорошо наточенные канты необходимы.

Заточка кантов на сноуборде

Кант — это лезвие. И если оно скруглено, затупилось, то снаряд перестаёт цепляться за поверхность склона, и мы теряем управление над ним. У нас нет возможности совершать красивые контролируемые резаные повороты, лыжи или сноуборд срываются при закантовке даже на пологих и мягких склонах. Поэтому затупленный кант почти равносилен его отсутствию.

Существуют два основных способа заточки кантов:

  • Ручная заточка. Кант точится вручную с помощью напильников и точильных камней. Этот способ ориентирован на горнолыжников-спортсменов и агрессивно катающихся райдеров, которым необходима максимальная чёткость управления на жёстких склонах. Как правило, при ручной заточке с кантов снимается бОльший слой металла, так как мастер вытачивает с них все ямки, выбоины и щербины, чтобы добиться идеально ровной направленной поверхности граней.
  • Машинная заточка. Кант точится на специальных станках с помощью вращающейся наждачной ленты. Её будет достаточно большинству райдеров-любителей. При таком способе, вопреки расхожему мифу, снимается меньший слой металла в процессе заточки, так как перед машинной обработкой не стоит задача добиться идеально ровных граней канта. В некоторых случаях машинная заточка даже предпочтительнее ручной. Например, при работе с волнистыми кантами MagneTraction и их аналогами на сноубордах. Кроме того, такая услуга стоит дешевле ручного труда.

Миф о том, что машинная заточка снижает ресурс кантов, возник благодаря недобросовестным мастерам, которые в погоне за скоростью обработки стачивали на наждачной ленте заведомо бо́льшую толщину металла, чем нужно. Но в профессиональном сервисе, который дорожит своим именем, бояться машинной заточки не стоит!

Заточка кантов на сноуборде Заточка кантов на сноуборде

Нужно ли точить новые лыжи

Каждый случай стоит рассматривать индивидуально. Иногда заводская заточка отличается достаточно высоким качеством исполнения, но порой даже новым лыжам/сноуборду требуется поправить кант. Если вам самим сложно «на глаз» оценить заточку только что приобретённого снаряда, то можете показать его мастеру сервисного центра при магазине.

Как часто нужно точить канты лыж/сноуборда

Всё зависит от частоты катания, характера и состояния склонов, а также от целей, которые вы преследуете. Дефицит снега на склоне может буквально износить канты за один день катания так, как их не закатывают за два-три сезона.

Райдерам, которые катаются нечасто и по хорошо подготовленным трассам, обработка кантов требуется всего раз за сезон, а вот спортсмены поддерживают заточку после каждой тренировки. Важно постоянно следить за её состоянием. Ведь сильно «убитая» режущая кромка в процессе заточки потребует снятия слишком большого слоя металла, что ощутимо снизит ресурс кантов.

Чем отличается заточка лыж райдера-любителя и спортсмена

В первую очередь углом заточки. Ведь чем он острее, тем лучше сцепление лыж и сноуборда с жёстким снегом или льдом на крутом склоне, то есть в условиях, характерных для спортивных соревнований.

Но чем острее угол заточки, тем быстрее тупится кант. Поэтому спортсмены и правят его практически после каждой тренировки. Частая заточка, в свою очередь, приводит к быстрому износу лыж.

Так что не стоит увлекаться выведением углов под спортсмена без необходимости.

Заточка кантов на сноуборде Заточка кантов на сноуборде

  • 90° — под такой угол точат канты детских лыж. Маленькие дети 4–7 лет не катаются на высоких скоростях и не обладают достаточно большим весом для полноценной закантовки.
  • 89° — этот угол используется при заточке кантов новичковых лыж, большинства сноубордов, а также широких фрирайдовых лыж с талией более 110 мм, на которых сложно заложить острый угол закантовки.
  • 88° — наиболее распространённый угол заточки. Ориентирован на технично катающихся лыжников, способных корректно выполнять резаные повороты.
  • 87° — такой угол ориентирован на экспертов, которые катаются по хорошо подготовленным склонам чистыми резаными дугами на лыжах с узкой талией (или жёстком карвинговом сноуборде) или в стиле фан-карв.
  • 85–86°— наиболее агрессивные углы заточки используются в спорте высоких достижений. Подбираются очень индивидуально — в зависимости от техники спортсмена, геометрии лыж и характера склонов.

Заточка кантов на сноуборде

Павел Cеребровский на тестах лыж «Спорт-Марафон»

Как понять, что пора точить кант

Напомним, что кант отвечает за сцепление снаряда со склоном.

Поэтому если на привычном вам спуске вместо красивой резаной дуги при закантовке вас сносит в боковое проскальзывание, то кант явно затупился.

Уточнить это можно, просто проведя ногтем поперёк канта от скользящей поверхности к внешней стороне снаряда. Если лезвие канта не снимает с его поверхности стружку, то, вероятнее всего, необходима заточка.

Заточка в домашних условиях: кому целесообразна, насколько трудоёмка

Заточка кантов в домашних условиях с соблюдением необходимой технологии — это достаточно трудоёмкий, но посильный процесс.

Она требует комплекта специального инструмента, а также определённого опыта и сноровки. В процессе первых заточек всегда есть риск «завалить» кант и порезать руки.

Поэтому, если есть такая возможность, лучше тренировать навыки заточки на старых лыжах или сноубордах.

Для большинства райдеров, которые катаются 1–2 недели в году, покупка напильников, тисков, камней-файлов различной зернистости, канторезов и прочего инструмента для самостоятельной заточки кантов — неоправданные траты.

Доверив своё снаряжение профессиональному мастеру, вы в этом случае сэкономите и время, и деньги.

Но в некоторых ситуациях самостоятельная заточка вполне оправдана, если вы способны кропотливо и аккуратно выполнить все требуемые операции.

  • Вы родитель ребёнка, который занимается горнолыжным спортом. Точить и править канты вам придётся не только в течение сезона, но и на протяжении нескольких лет, пока растёт ребёнок и меняются лыжи.
  • Если вы бывший спортсмен или агрессивно катающийся райдер. В этом случае вам критично важна максимально качественная и регулярная подготовка кантов, чтобы обеспечить отличное и предсказуемое сцепление с жёстким склоном на больших скоростях и крутых уклонах.

Заточка кантов на сноуборде

Наконец, ничто не мешает вам приобрести комплект инструментов, если самостоятельное обслуживание снаряжения для вас хобби. Главное — оборудовать удобное рабочее место, чётко следовать технологии и «набить руку».

Источник: https://sport-marafon.ru/article/servis-tsentr/o-zatochke-kantov-gornykh-lyzh-ili-snouborda/

Всё о заточке кантов на горных лыжах и сноуборде

Статья знакомит с понятием обработки лыжного канта, объясняет его необходимость, рассказывает о потребности производить заточку, способах и частоте её совершения, а также о том, как произвести заточку в домашних условиях.

Заточка кантов на сноуборде

Кант – это специальная металлическая полоска-лезвие, проходящая по контуру сноуборда или горных лыж. Как правило, канты производятся с использованием сравнительно мягких сплавов стали для того, чтобы было не сложно производить их заточку. Если визуально рассматривать лыжи или сноуборд, то уголок по их контуру, состоящий из двух граней, — это и есть кант.

Один из этих двух уголков расположен со стороны скользящей поверхности, а второй расположен со стороны боковой стенки сноуборда или горных лыж.  Так как канты вклеиваются между сердечником и скользящей поверхностью лыж или сноуборда, в их конструкции предусмотрены тоненькие сегментированные металлические пластинки, которые являют собой продолжение внешнего уголка-лезвия.

Заточка кантов на сноуборде Заточка кантов на сноуборде
Канты из стали для сноубордов и горных лыж Вклеенная часть канта, которую стало видно, так как часть скользяка вырвало камнем

Почему возникла необходимость создания кантов в горных лыжах и сноубордах?

Управление горными лыжами и сноубордом происходит как раз с помощью кантов, так как лыжи или сноуборд способны полностью врезаться в плотную поверхность склона именно благодаря кантам, обеспечивая горнолыжнику отличное сцепление. Без кантов контролировать сноуборд или лыжи было бы практически невозможно.

Канты практически не принимают участия только во время катания в пухлом снегу. Однако, даже если Вы предпочитаете кататься за пределами специально подготовленных трасс, всё равно есть риск, что Вы можете вылететь с мягкого снега на жёсткий обледеневший склон.

В таком случае на лыжах и сноуборде крайне необходимы хорошо наточенные канты, так как это Вам поможет не потерять управление над своим горнолыжным инвентарём.

Заточка кантов на сноуборде

Почему возникает необходимость затачивать канты?

Не стоит забывать, что кант – это лезвие и для того, чтобы лыжами или сноубордом можно было управлять, оно не должно быть затупленным или скругленным. Иначе Ваш горнолыжный инвентарь будет цепляться за поверхность склона и Вы потеряете над ним управление.

Читайте также:  Сноубордические шлемы: обзор, описание, размеры

Можно сказать, что затупленный кант равносилен его отсутствию.

В таком случае горнолыжник не сможет совершать красивые резанные повороты и контролировать свои горные лыжи или сноуборд, которые будут срываться при закантовке даже во время катания на мягких или пологих склонах.

Заточка кантов на сноуборде

Основные способы заточки кантов:

  •   Ручная заточка.

Вручную канты можно заточить, используя напильник или специальные точильные камни. Такой способ заточки подойдёт для горнолыжников-профессионалов и агрессивно катающихся спортсменов, для которых важно максимально чёткое управление на жёстких склонах.

Во время ручной заточки, как правило, снимается более толстый слой металла, чем при машинной заточке. Мастер вытачивает все выбоины, ямки и щербины, и, таким образом, добивается идеально ровно направленных поверхностей граней.

  • Машинная заточка.

Машинная заточка производится на специальных станках, благодаря вращающейся наждачной ленты. Для большинства горнолыжников-любителей такой заточки будет вполне достаточно. Во время машинной заточки будет сниматься меньший слой металла, так как она не предусматривает достижения идеально ровных граней кантов.

Иногда для лыж или сноуборда машинная заточка на много лучше ручной, как, к примеру, во время работы с волнистыми кантами MagneTraction и их аналогами на сноубордах. И, ещё один немаловажный фактор, — машинная заточка на порядок дешевле ручной.

  Не стоит бояться машинной заточки, особенно если Вы будете её производить в профессиональном сервисе. Мастера в профессиональном сервисе не будут стачивать толщину металла больше, чем это требуется.

Заточка кантов на сноуборде Заточка кантов на сноуборде
Ручная заточка Машинная заточка

Стоит ли затачивать новые лыжи?

Невозможно однозначно ответить на этот вопрос. Каждую пару лыж и каждый сноуборд необходимо рассматривать индивидуально. Бывает, что заводская заточка выполнена просто отлично и приобретённый Вами горнолыжный инвентарь уже готов к использованию.

Но бывают случаи, когда кант на новых горных лыжах или сноуборде необходимо слегка поправить перед тем, как начинать свои сеансы катания на таком снаряжении.

Если самостоятельно Вам тяжело оценить заточку на новоприобретённом горнолыжном инвентаре, Вы можете показать его мастеру в сервисном центре при магазине, в котором Вы производите покупку.

Как часто необходимо точить канты на горных лыжах и сноуборде?

Многие факторы влияют на частоту производимости заточки: частота катания, состояние и характер склона, цели, которые ставит себе горнолыжник во время своих сеансов катания.   Недостаточное количество снега на склоне буквально за один день катания может так износить канты, как это невозможно сделать при активном катании за два-три сезона.

Для тех горнолыжников, которые катаются нечасто и на специально подготовленных склонах, обрабатывать канты будет достаточно всего лишь один раз в сезон. А для профессиональных спортсменов проверять и подправлять заточку необходимо после каждого сеанса катания.

Сильно «убитая» режущая кромка может стать следствием того, что во время заточки будет снят больший слой металла и это ощутимо снизит ресурс кантов.

За состоянием кантов необходимо следить постоянно!

Заточка кантов на сноуборде

Различия между заточкой лыж горнолыжника-любителя и профессионального спортсмена

Самое большое различие – это угол заточки. Чем острее будет угол заточки, тем лучше будет сцепление лыж и сноуборда с жёстким снегом и льдом на крутом склоне. Такие условия характерны для местности, на которой проводятся спортивные соревнования.

Однако, чем острее будет угол заточки, тем быстрее будет тупиться кант, поэтому профессиональным спортсменам необходимо проверять и править его после каждой своей тренировки.

Так как частая заточка становится причиной быстрого износа лыж, не стоит без необходимости выводить углы.

Углы заточек:

  •   900 – это угол заточки кантов для детских лыж. Маленькие горнолыжники 4-7 лет не обладают большим весом и не катаются на больших скоростях, поэтому они не будут совершать полноценную закантовку.
  • 890 – это угол заточки лыж и большинства сноубордов для новичков.Так же этот угол заточки подходит для широких фрирайдовых лыж с талией более, чем 110 мм.
  •  880 – самый распространённый угол заточки, подходит для отлично катающихся лыжников, которые могут корректно выполнять резанные повороты.
  • 870 – угол заточки для горнолыжников-экспертов, отлично катающихся на хорошо подготовленных склонах, совершающих чистые резанные дуги на лыжах с узкой талией или на жёстком сноуборде для карвинга.
  • 85-860 – самые агрессивные угли заточки, которые используют для профессиональных горнолыжников.

В зависимости от техники райдера, характера выбранных для катания склонов и геометрии лыж, эти углы заточки подбираются индивидуально для каждого спортсмена.

Заточка кантов на сноуборде

Когда пора точить кант?

Если во время катания на привычном для Вас склоне Вас сносит в боковое проскальзывание вместо совершения красивой резанной дуги, значит явно кант уже затупился.

Чтобы в этом убедиться, достаточно провести ногтем поперёк канта от скользящей поверхности к внешней стороне изделия.

В том случае, если лезвие канта не снимает с его поверхности стружку, значит, скорее всего, уже необходима заточка.

Заточка в домашних условиях

Заточка в домашних условиях – это достаточно трудоёмкий процесс, для которого необходим специальный инструмент, опыт и определённая сноровка. Совершая свои первые заточки, существует большой риск порезать руки и «завалить» кант.

Поэтому навыки заточки лучше оттачивать на старых лыжах или сноубордах, если есть такая возможность.  Для многих горнолыжников покупка специального инструмента для осуществления заточки – ненужные, неоправданные траты. Да и правда, если Вы катаетесь всего 1-2 недели в году, в этом нет резона.

Дешевле, быстрее и проще будет доверить свой спортивный инвентарь мастеру в профессиональной мастерской.

Однако, если Вы способны аккуратно и кропотливо выполнять всё самостоятельно, тогда почему бы и не попробовать!?  Если у Вас есть ребёнок, который занимается горнолыжным спортом, то пока растёт Ваше чадо и меняются его лыжи, на протяжении нескольких лет Вам необходимо точить и править канты. Если Вы научитесь делать это самостоятельно – это будет неоценимый навык для Вас.

  •   Спортсменам и профессиональным райдерам чрезвычайно важна предельно качественная и регулярная подготовка кантов для обеспечения великолепного и предсказуемого сцепления с жёстким склоном при катании на больших скоростях и крутых склонах.
  •   Если у Вас есть возможность оборудовать для себя удобное рабочее место, Вы готовы чётко следовать технологии совершения заточки, тогда Вы сможете приобрести необходимый комплект инструментов и самостоятельно обслуживать своё снаряжение.

Источник: https://sportzone.com.ua/blog/zima/gornolyizhnyiy-sport/vsjo-o-zatochke-kantov-na-gornyikh-lyizhakh-i-snouborde

Как правильно заточить кант горных лыж или сноуборда

Один из самых главных вопросов горнолыжника и сноубордиста является вопрос безопасности. Важно поддерживать уход за скользящей поверхностью и вовремя затачивать канты. Кант — металлические вставки на боковой части скользящей поверхности.

Именно кант получает наибольшие повреждения в результате эксплуатации горных лыж и сноубордов. А когда кант находится в плохом состоянии, значительно ухудшается и качество катания, теряется контроль над лыжами, ухудшаются тормозящие свойства, соответственно страдает безопасность катающегося.

Особенно опасно кататься на облезлых и обледенелых склонах.

У новых лыж и сноубордов кант прекрасно заточен, а вот через год-два уже пора его снова затачивать. Самый надежный способ проверки — потрогать канты пальцем, если много заусенцев – точно пока затачивать. Это можно сделать и самому, и в специализированном сервисном центре. Канты лыжи затачиваются со стороны скользящей поверхности и с боковой поверхности.

Если вы решили взяться за дело сами, то следующая инструкция для вас: Заточка канта начинается с выбора кантореза, так как в домашних условиях кант по-другому не наточить. Выбор канторезов очень большой, в основном все зависит от суммы, на которую вы рассчитываете.

Также, выбирая канторез необходимо сразу решить для себя – вам нужен карманный или профессиональный вариант. Первый подходит для лыжников и сноубордистов, для которых катание – это хобби, увлечение.

Если вы уже всерьез «заболели», то есть катаетесь очень часто, вам уже не так важны погодные условия, приятная компания, вас увлекают новые вершины и разные склоны – тогда вам нужно выбирать профессиональный канторез. Но очень важно им правильно пользоваться.

Заточка кантов на сноуборде Заточка кантов на сноуборде

Главное условие работы – правильно выбрать угол заточки (а не сделать кант очень острым). Поэтому вам будет необходим канторез. Важно соблюдать некоторые правила: Канторез устанавливаем вплотную к канту лыж или сноуборда со стороны острого лезвия и четко и плавно, но не слишком сильно, проводим по всей длине.

Какой угол заточки канта?

У канторезов есть специальный регулятор для выбора правильного угла заточки. На производстве обычно устанавливают прямой угол (90 градусов). Подходит для любительского катания на хорошо подготовленном склоне.

Если склон жесткий и на нем присутствует лед, рекомендуем точить 89-88 градусов. Для отдыха в горах — 89 градусов, самое то! У спортсменов на соревнованиях угол заточки может быть в пределах от 88-85 градусов, это обеспечивает великолепный зацеп, но быстрый износ канта.

Про угол со стороны скользящей поверхности можно забыть, а для спортсменов точат от 0.5 до 1 градуса.

Такая заточка подходит только для профессионалов, нужно уметь очень хорошо кататься, канты в этом случае немного быстрее тупятся и важно придать канту идеальную гладкость.

Как часто затачивать кант?

Многих интересует вопрос, как часто можно затачивать лыжи и можно ли менять угол заточки время от времени? Ответ такой — бесконечно затачивать лыжи нельзя, следует учитывать, что каждая заточка стачивает с лыж небольшой слой, а смена угла требует еще большего среза. Поэтому рациональнее затачивать лыжи под один и тот же угол, это продлит срок их эксплуатации. И, самое главное, прислушайтесь к своим ощущениям. Если при катании вам комфортно, вы не ощущаете ухудшения маневренности и торможения, то затачивать лыжи и сноуборд вам, возможно, пока и не нужно. Некоторые активные лыжники и сноубордисты применяют легкую заточку каждые три дня, другие затачивают лыжи пару раз в год между поездками на горнолыжные курорты, кто-то обращается к профессионалам только перед началом горнолыжного сезона. Решать Вам.

Источник: https://www.mighty-sport.ru/stati/podgotovka-gornolyzhnogo-snaryazheniya/kak-pravilno-zatochit-kant-gornykh-lyzh-ili-snouborda/

Как узнать, что канты пора затачивать

Заточка кантов на сноуборде

Это свидетельствует о том, что пришло время производить заточку канта, что выступает лезвием, благодаря которому в процессе катания производится сцепление с поверхностью заснеженного склона. Произвести заточку канта можно разными способами. Если вы только осваиваете этот вид спорта, желательно обратиться к специалисту, который сможет выполнить правильный угол заточки. В это время профессиональные спортсмены и люди, которые активно занимаются горнолыжным спортом, нередко производят заточку кантов самостоятельно.

В любом случае не стоит приступать к подобному процессу, если вы не уверены в своих силах.

Нельзя назвать универсальной частоты заточки кантов, поскольку лыжники применяют разные техники катания, да и сами склоны могут отличаться уровнем заснеженности и обледенения.

Если вы применяете свой сноуборд или лыжи практически ежедневно или очень часто, лучше всего выполнять заточку лезвий не реже раза в месяц.

Катаетесь лишь время от времени, например, когда отправляетесь на неделю на горнолыжный курорт? Тогда затачивать канты нужно как минимум раз в сезон. Чем сложнее условия трассы, по которой вам чаще всего приходится кататься, тем чаще нужно подправлять лезвие, делая его оптимально острым.

Вы должны понимать, что кант в значительной мере влияет на устойчивость и маневренность сноуборда, а также его поведение во время спуска со склона. Если чувствуете, что кататься стало менее удобно, сразу же осмотрите кант сноуборда или лыж.

Чаще всего оценка этого элемента определяется исключительно в процессе визуального осмотра. Не стоит думать, что чем лучше заточен кант, тем лучше.

Если вы слишком сильно наточите лезвие, в значительной мере повыситься вероятность получения травм во время катания, ведь случаи, когда лыжники ранятся о лезвие сноуборда, являются нередкими. К тому же чересчур острые канты практически моментально затупляются при первом же спуске.

Источник: http://niidg.ru/interes/kak-uznat-chto-kanty-pora-zatachivat/

Заточка кантов

Не секрет, что спортсмен не катается на скользяке, за редким исключением малых скоростей. Катание происходит на кантах, которые должны врезаться в поверхность склона и обеспечивать с ним хорошее сцепление.

Вы часто видите, как на вытертом к 12-ти часам склоне катающиеся еле-еле сползают на сноуборде, шкрябая задним кантом о лед. Причины в этом две: слабый уровень катания, тупой или не правильно заточенный кант. Если с первой причиной можно бороться только тренировками, то кант можно и нужно точить. С наточенным кантами вы сможете уверенно кататься даже по вытертому склону со льдом.

Чем более вытерт склон, чем более тверда его поверхность — тем острее должен быть кант, и наоборот — мягкий склон прощает все ваши ошибки и тупость канта.

Как часто необходимо точить кант?

За 10 дней катания мы точим канты примерно два-три раза. Чем выше ваш уровень катания, тем больше вы врезаетесь в склон, тем более наточенные канты вам нужны для комфортного (безопасного) катания и тем чаще вам нужно их точить.

Как определить остроту кантов?

Опытным путем. Пробуют обычно подушечкой пальца — так или иначе, для этого тоже необходим навык.

Теперь определимся что такое угол заточки кантов лыж или сноуборда

Угол заточки канта — угол между плоскостью канта со стороны скользящей поверхности (базы) и плоскостью канта с боковой стороны.

При заточке канта проще всего точить его с боковой стороны (не со стороны базы). Такой односторонний способ заточки плох тем, что любая острая кромка для качественной заточки должна точиться в двух плоскостях.

Читайте также:  Либела (camel spin) - элементы фигурного катания

Поэтому канты точат в двух плоскостях — со стороны базы и с боковой стороны:

  • со стороны базы точат под углом 0.5-2.0°;
  • с боковой стороны — под углом 87-89°.

Такой способ заточки кантов в двух плоскостях обеспечивает:

  • желаемое поведение лыж/сноуборда на склоне;
  • качественную заточку кромки канта;
  • равномерное снятие металла по диагонали канта, за счет чего его можно точить по многу раз;
  • отсутствие необходимости снятия материала со скользящей поверхности (поскольку со стороны базы кант точится под углом и практически не затрагивает базу);

Подведем промежуточный итог. Угол заточки канта в 89° означает что вашу доску или лыжи могут наточить под углами:

  • с боковой стороны на 0°, со стороны базы на 89°;
  • с боковой стороны на 1°, со стороны базы на 88°;
  • с боковой стороны на 2°, со стороны базы на 87°;

В 90% скисервисов, когда вы попросите наточить канты на угол в 89° вам заточат канты на углы 89/1, что соответствует 90°. Как избежать путаницы? Говорить сразу оба угла, и это правильно.

Потому, как угол заточки канта в 89° — это три возможных варианта: 89/0, 88/1, 87/2. При каждом из этих соотношений углов ваш снаряд будет вести себя по разному.

  • В зависимости от вашей подготовки, покрытия склона, снаряда на котором вы катаетесь требуется разный угол заточки кантов.
  • Ниже приведены типовые таблицы, которые помогут вам в этом разобраться.

Класс лыж, сноуборда/Жесткий снег/Укатанный снег/Мягкий снег

Традиционный 87° 88° 89°
Supershaped race carver Слалом гигант
High speed all-mountain carver Универсальный, высокие скорости
Hypercarver Для карвинга
Low-fat Для целины, мягких трасс 88° 89° 89°
Cruising all-mountain carver Универсальный прогулочный, средние скорости
Fun carve Фан-карв

Класс лыж, сноуборда/Эксперт/Катающийся/Новичок

Традиционный 0,5-1,0° 1,0° 1,0-2,0°
Supershaped race carver Слалом гигант 0-0,5° 1,0° 1,0°
High speed all-mountain carver Универсальный, высокие скорости
Hypercarver Для карвинга
Low-fat Для целины, мягких трасс 1,0° 1,0° 1,0°
Cruising all-mountain carver Универсальный прогулочный, средние скорости 0,5° 1,0° 1,0°
Fun carve Фан-карв

Угол заточки канта в плоскости скользяка в основном зависит только от профессионализма катающегося и дисциплины катания: эксперты используют угол в диапазоне 0,5-1°. Выше уровень катания — меньше угол.

Это связано с тем, что угол со стороны базы заваливается для лучшей стабилизации снаряда в его незакантованном движении — мы получаем более предсказуемое его поведение.

Однако, слишком большой угол заточки канта со стороны базы приводит к увеличению времени неконтролируемого нахождения снаряда вне зацепа со склоном при перекантовке и отрицательно сказывается на способности держаться на льду.

Второй угол — угол заточки канта с боковой стороны снаряда в основном зависит только от состояния склона и дисциплины катания. Эксперты используют угол в диапазоне 87-89°.

Угол заточки с боковой стороны влияет на поведение снаряда только в его закантованном ведении — чем тверже поверхность склона, тем больше необходимо завалить угол.

Заваливать этот угол до бесконечности тоже нельзя, поскольку с заваливанием будет увеличиваться: сложность перекантовки и сила трения лыжи о склон в закантованном ведении.

Далее… ареал вашего катания примерно одинаков, уровень катания обычно скачкообразно не растет. Из этого следует, что вы должны выбрать ваши углы заточки кантов, запомнить их и по возможности всегда придерживаться, сообщая углы мастеру.

Мы всегда поможем вам советом, сами спросим углы, проверим их соответствие и только после этого сделаем заточку. Но так делают не во всех ски сервисах. Точат, как придется, перетачивая углы — тем самым сокращая срок службы ваших кантов.

Преемственность углов важна для увеличения срока службы кантов ваших лыж или сноуборда.

Чем точат канты?

Канты точат тремя способами:

  • вручную, используя два кантореза с напильниками. Один канторез для заточки со стороны базы, другой канторез — для заточки в другой плоскости;
  • полуавтоматическим способом. Вручную двумя полуавтоматическими дисковыми канторезами;
  • полностью автоматическим способом на специальном станке.

Первые два способа обеспечивают хорошую заточку канта и минимальное снятие кромок канта, поскольку заточка происходит вручную. Полностью автоматический способ обеспечивает хорошую заточку но (в связи со спецификой работы автомата) снимает с кромок канта хорошую стружку — выбирая заточку канта на автомате вы существенно сокращаете срок службы лыж или доски.

Резюмируем:

  • угол заточки канта характеризуют на самом деле два угла заточки по разным плоскостям;
  • вы должны выбрать эти углы: угол со стороны базы в зависимости от уровня катания, с боковой стороны — от покрытия склона. Дополнительно, оба этих угла зависят от дисциплины катания;
  • запомните эти углы;
  • точите на оба угла одновременно;
  • точите канты преимущественно у одного мастера в одном ски сервисе на те-же углы, что и раньше;
  • точите вручную или полуавтоматически;
  • точите часто, от этого может зависеть как ваша безопасность, так и безопасность других катающихся.

Источник: https://www.service4ski.ru/zatochka-kantov/

Заточка кантов сноуборда

Металлическое окаймление доски, оказывающее большое влияние на управляемость и устойчивость скольжения сноуборда по льду и снегу, называется кантом.

При активном катании эти стальные усиления подвергаются абразивному воздействию снега и льда. Форма излома постепенно становится смазанной, закруглённой.

Но больше всего на быстроту их притупление влияют различные частицы, встречающиеся в снегу на спуске. Это мелкие камешки, грязь, песчаные вкрапления.

Основными операциями поддержания доски в рабочем состоянии является уход за скользящей поверхностью (базой) и заточка кантов.

Независимо от того, какой доской пользоваться (кэпом, гибридной или сэндвичем), она требует периодической шлифовки и заточки.

Особенно быстро притупление кантов происходит у профессионалов-сноубордистов, так как виражи и низкие наклоны на больших скоростях создают большие нагрузки именно на эти крайние элементы доски.

Врезаясь на поворотах глубоко в снег, доска даже может задевать грунт, который по абразивным свойствам близок к наждачному кругу или напильнику.

Форма и углы кантов

Форма поперечного сечения профиля канта Г-образная, близкая к прямоугольной. Нижняя же и верхняя полки имеют наклон к базе доски α1 и к вертикали α2. Эти углы, базовый и боковой, задаются конструкцией сноуборда и являются оптимальными для средних скоростей движения.

Если при катании не было сильных ударов об лёд и препятствий, то профили кантов сохраняются, а вот основной угол заточки, образующий режущую кромку и под которым изогнут сам кант (обозначен красными стрелками на рисунке), притупляется.

После этого сноуборд перестаёт резать снег и лёд, теряет сцепление с трассой. Если сглаживается угол заточки, то хуже становится управляемость доски и её тормозящие свойства. Вот этот недостаток и приходится время от времени исправлять – заново затачивать режущий угол

Инструменты для заточки кантов

Для точения и шлифовки используется специальный напильник – канторез. Он продаётся вместе с приспособлением для заточки. Напильник вставляется в приспособление (рисунок внизу), и только после этого можно начать заточку.

Самыми надёжными инструментами для восстановления сноуборда являются канторез Тoko и канторез Swix. В комплекты продаж входят абразивные инструменты с оправками, которыми можно быстро и легко выполнить работу. Используя в работе канторез Тoko или канторез Swix, можно быть уверенным в высокой точности обработки снежной доски и в её отличной управляемости.

Инструменты для заточки сноуборда – канторезы – в большинстве случаев должны соответствовать определённым моделям самих досок. Ведь конструкции сноубордов отличаются одна от другой не только внешним видом и материалами, но и профильными изгибами окантовки. Для каждого профиля лучше подходят свои напильники со специальными оправками.

Для подрезания боковой поверхности базы и приведения её в полное соответствие с нижней поверхностью канта используется специальный рубанок-канторез. После подрезки уголка базы рубанком вся поверхность нижней полки окантовки открывается для обработки напильником и шлифовки по плоскости.

Для подрезания рубанок плотно прижимается к днищу доски и двигается от носка сноуборда к пятке. Поле каждого прохода осматривается результат. Если материал доски больше не выступает над боковой проекцией нижней полки, то операцию подрезания можно считать законченной.

Технология заточки кантов

Разобраться в том, как точить сноуборд, может едва ли не любой молодой человек, который уже что-то умеет хорошо делать своими руками. В противном случае стоит обратиться к специалисту по слесарным работам любой квалификации.

Прежде всего, нужно отшлифовать нижнюю сторону окантовки, прилегающую к базе. С помощью плоского напильника со средней или мелкой насечкой нижняя сторона шлифуется до блеска.

Желательно оправку напильника при этом располагать строго параллельно шлифуемой поверхности во избежание получения глубоких царапин. Движение напильника или бруска должны быть направлены от носа сноуборда к его хвостовой части.

Оправка напильника должна точно повторять технологический угол α1.

Затем производится заключительная шлифовка боковой стороны, и оправка бруска или напильника теперь должна составлять с базой величину α2, равную наклону боковой полки к вертикали.

Выражаясь проще, брусок или плоский напильник в своей оправке должен равномерно, без закосов прилегать к металлу во всех точках, и это положение нужно стараться сохранять при всех его рабочих движениях.

Это будет достигаться, если оправку со вставленным напильником равномерно прижимать к обрабатываемым поверхностям.

Металл при шлифовке нижней стороны будет сниматься заодно с материалом скользячки (базы). Нужно следить, чтоб при этом брусок не терял свою параллельность именно поверхности полки. В противном случае, если база будет образовывать ступеньку в месте сочленения с окантовкой, основная режущая кромка будет скругляться. А это недопустимо!

На рисунке показано, как при неснятой кромке доски и вследствие этого неправильном расположении инструмента между ним и нижней поверхностью канта образовался угол, пустота.

При этом будет скругляться основной угол профиля канта.

Нужно сначала сточить деревянную кромку базы-скользячки, а затем, убедившись в плотном прилегании бруска или напильника к нижней стороне канта, приступить к его шлифовке.

При шлифовке боковой полки канта ничто не мешает мастеру выполнять операцию, равномерно прижимая инструмент с оправкой к поверхности металла. Для полировки нижней и боковой поверхностей нужен специальный полировочный брусок с мелким зерном. Он обычно продаётся в комплекте с напильником и оправкой.

Движения инструмента при заточке и шлифовке должны быть плавными и положение оправки с инструментом сохраняться в одной плоскости. Движения инструмента при заточке повторяется несколько раз с поэтапным контролем степени завершения и качества работы.

Поверхности полок заточенного канта должны выглядеть равномерно блестящими и не иметь глубоких царапин. А вот само качество заточки режущего угла проверяется на ощупь. Если при проведении плацами по нёму ощущается острота, то это говорит о правильной заточке.

Проверку заточки угла нужно делать с осторожностью, так как при этом можно легко порезать руку.

Характерной и важной деталью заточки является то, что профильный угол канта вблизи носовой и хвостовой части доски должен быть притуплен. Это будет способствовать плавному, нерезкому входу сноуборда в повороты.

Для такого профиля следует несколько раз провести напильником по участкам ребра канта вблизи носовой и хвостовой части доски. Причём, чем дальше уходит напильник от края канта, тем слабее должен быть нажим на него.

В этом случае образуется плавный переход от тупого участка угла канта к острой режущей кромке.

Заточка кантов подручными инструментами своими руками

Если у сноубордиста есть опыт слесарных работ, то заточку кантов он сможет выполнить своими руками и без оправки и специальных инструментов. Для этого потребуются абразивные бруски прямоугольной формы со строго выверенной рабочей поверхностью.

Изначально следует работать бруском с крупным зерном, а затем уже доводить поверхность до нужной кондиции бруском для шлифовки.

Именно крупным бруском, не используя рубанок-канторез, можно будет без особого труда подрезать выступающий угол доски, чтобы потом правильно и точно обработать нижнюю сторону канта.

Нередки случаи, когда сноубордисты изготавливают в мастерских самодельные канторезы и успешно ими пользуются.

Главное при работе подручными инструментами и с самодельной оправкой – соблюдать параллельность рабочей поверхности бруска и обрабатываемой полки канта. По большому счёту, человек с умелыми руками заточит сноуборд ничуть не хуже, чем тот, кто будет работать специальными инструментами.

Источник: http://glader.ru/content/zatochka-kantov-snouborda.htm

Полезные статьи

Многие  компании-производители спортивных лыж или сноубордов рекомендуют заваливать кант снизу на один градус и затачивать его под углом 3 градуса сбоку.

Многие спортсмены экспериментируют с заточкой кантов под углом 4 и даже 5 градусов сбоку. Безусловно, это приводит к лучшему врезанию кантов на агрессивной поверхности типа льда или твердого снега, но в случае с любителями или мало тренированными спортсменами  может вызывать сложности при отпускании кантов при переходе из поворота в поворот или при смене направления движения лыжи.

Заваливание кантов под углом 1 градус снизу требует большего заклона внутрь поворота для того, чтобы кант врезался в снег или лед.. Поэтому при подготовке лыж  рекомендуется заваливать кант на угол 0,5 градуса снизу и затачивать его под углом 2 градуса сбоку, или на 88 гр. По мере улучшения техники и повышения скорости можно переходить к 1 градусу снизу и 3-4 сбоку.

Читайте также:  Коньки Bauer Supreme: обзор, размеры, качество

Не стоит забывать, что всегда намного легче увеличить угол завала и заточки канта. Уменьшить угол завала невозможно, не прибегая к дополнительной машинной обработке лыжи, поэтому прежде чем принять решение на какой угол заваливать кант, учитывайте, что вернуть угол в предыдущее положение труднее и сложнее технологичнее, чем запаливать его понемногу, по 0.5 гр., постепенно доводя кант до нужного для вас угла.

Итак, с чего же нужно начинать заточку или доводку кантов? Я рекомендую всегда начинать с заваливания кантов со стороны скользячки. Лыжа должна быть надёжно закреплена в специальных тисках типа HABRUS ALPINE WC-PRO скользящей поверхностью вверх.

Для закрепления лыж с округлыми боковинами используются специальные насадки на тиски. Важно, чтобы стол или верстак был крепким и не качался.

При переездах удобно использовать складные столы для заточки и смазки лыж для лыж универсальный вариант будет готовый лыжный сервисный столик Habrus SKISPANNER ALPIN WORLD CUP PRO MOBIL, а для сноуборда идеально подойдет сервисный столик для сноубордов HaBrus SKISPANNER snowboard CUP1

Ски-стопы (тормоза) должны быть подняты и зафиксированы резинкой или специальным ФИКСАТОРОМ СКИСТОПОВ ДЛЯ ГОРНЫХ ЛЫЖ HABRUS SKI ALPIN.

Прежде чем начинать работу над заваливанием канта, я рекомендую пройтись по всей длине канта чёрным фломастером (спиртовым маркером) так, чтобы кант был полностью затемнён на всю свою ширину.

Перед началом работы следует подождать полминуты, чтобы дать краске засохнуть.

Чтобы завалить кант, используется обычный напильник. Такой же напильник используется и для заточки канта сбоку. Рекомендуется приобретать специальные лыжные напильники, покрытые хромом для большей жёсткости и долговечности.

Наиболее точными являются фирменные напильники TOKO, SWIX, а так же немецкий производитель Friedrich Dick, изготавливающий лыжные напильники для HaBrus. Простого напильника из хозяйственного магазина хватит лишь на одну заточку, так как канты современных лыж делают из весьма жёстких сплавов.

Кроме того, обычный напильник оставит большее количество заусениц. Прежде чем использовать любой напильник, стоит также проверить его с помощью эталонной палочки. Небольшой загиб напильника встречается весьма часто, а согнутый напильник приведёт к неправильному завалу кантов. И для завала, и для заточки канта рекомендуется брать самый мелкий напильник.

Чем мельче зубцы напильника, тем точнее будет угол завала и заточки канта. Я бы рекомендовал напильник, имеющий 18-20 зубцов на сантиметр. На напильниках Friedrich Dick эта величина обозначена.

Завалить кант под углом 0,5 градуса или на 1 градус можно с помощью специального направляющего инструмента.

К сожалению, представленные здесь инструменты достаточно дороги. Каждый инструмент для конкретного угла завала канта стоит около 40-100 долларов. Не всем это по карману и лишь одним-двумя инструментами группе спортсменов не обойтись.

Более дешёвые инструменты не обеспечивают задание нужного угла в районе носков и задников лыж.

Поэтому при работе с юниорами вполне можно обойтись напильником с намотанной на него изолентой, учитывая то, что заваливание кантов производится лишь один раз в самом начале или после очередной прогонки лыж на машине. Всё остальное время канты точатся только сбоку.

До недавнего времени сервисмены-техники на Кубке мира заваливали канты с помощью обыкновенной изоленты. Два слоя ленты соответствуют половине градуса, а четыре — одному градусу. Напильник со стороны ручки обматывается двумя или четырьмя слоями ленты. Заваливание канта осуществляется таким же образом, как и с помощью направляющего инструмента

Напильник держится примерно под углом 45 градусов по направлению движения. При этом обмотанная лентой часть идёт по одному канту, в то время как другая часть напильника режет противоположный кант под заданным углом. Заваливание канта на 0,5 градуса не требует больших усилий.

Как только с канта сошла нанесённая фломастером краска и он начал блестеть по всей свой ширине, угол задан. При заваливании канта нужно всегда вести напильник таким образом, чтобы стружка летела в сторону от скользячки, а не втиралась в неё.

Для этого правшам рекомендуется находиться у лыжи так, чтобы её носок был слева от спортсмена, когда обрабатывается дальний от него кант. При этом кант обрабатывается от пятки лыжи к носку.

Многие ошибочно считают, что лыжи всегда нужно точить от носка к пятке. На самом деле это совершенно не важно. Гораздо более существенно не портить скользячку в ходе заваливания канта.

Необходимо внимательно следить за тем, чтобы напильник резал только кант, не снимая материала скользячки. Если это происходит, то кант уже завален на необходимый угол и идёт ненужный завал скользячки.

Для правильного завала канта рекомендуется очень мягко и плавно давить на напильник, ни в коем случае не перегибая его. Следует делать плавные, длинные перехлёстывающиеся проходы.

Как только краска исчезла и кант заблестел по всей своей ширине, он завален в этом месте на необходимую величину.

После каждой пары движений рекомендуется прочищать напильник специальной металлической щёткой и сметать частички стружки с лыжи кисточкой.

Делается это для того, чтобы избежать втирания металлической стружки в скользящую поверхность. Многие техники используют дешёвые малярные кисти.

Наибольшие трудности вызывают участки канта, находящиеся в самой широкой части лыжи, у носка и у пятки. Обработка этих мест требует определённого навыка.

Сразу оговорюсь, что младшие и даже средние юниоры, как правило, не в состоянии хорошо завалить кант, не испортив его. Рекомендую тренерам выполнять эту процедуру самим.

Все остальные аспекты заточки и смазки лыж вполне доступны даже младшим юниорам.

Итак, канты завалены на необходимый угол. Остаётся лишь отшлифовать их при помощи специального бруска. Я рекомендую делать это после заточки канта сбоку, так как при этом могут появляться заусенцы с нижней стороны канта. Таким образом, полировка канта снизу после заточки обеспечит его стопроцентную гладкость и остроту.

Многие юниоры усиленно точат лыжи, но пренебрегают шлифовкой кантов. Неотшлифованный кант, каким бы острым он ни был, всегда имеет массу микроскопических заусениц.

Эти заусеницы весьма быстро «скатываются», что и приводит к преждевременному затуплению канта. При хорошей шлифовке кант не нуждается в ежедневной заточке напильником.

В большинстве случаев вполне хватает обработки алмазными камнями и шлифовки.

Затем переходим непосредственно к заточке. Для заточки лыжа закрепляется в тисках боком, таким образом чтобы скользячка была направлена в сторону от точащего.

Для заточки лыж необходимы несколько простых инструментов: хромированный напильник, направляющий уголок и зажим-струбцина.

Если кант не был предварительно обработан на машине, то при заточке даже под углом 2 градуса напильник всегда будет скользить по пластику, находящемуся непосредственно над кантом.

О том, чтобы сточить этот пластик обычным мелким напильником, и таким образом добраться до канта, не может быть и речи. Это займёт слишком много времени. Для срезания пластика боковой стенки лыжи используются специальные инструменты-кантонез Habrus для снятия пластика с боковины лыжи.

Цена подобных инструментов может доходить до 50-60 долларов, в зависимости от качества резца.

Не вижу большой целесообразности в их покупке, учитывая то, что необходимы они бывают только один раз, в самом начале подготовки лыжи. Но всё же тренеру неплохо иметь один на всех спортсменов.

При отсутствии данного инструмента многие техники высокого класса используют небольшой напильник-фрезу, который стоит около 10 долларов.

    Этот напильник прикрепляется зажимом к направляющему уголку. Не стоит слишком сильно давить на этот очень «агрессивный» инструмент. Снять пластик и задать угол канта вполне можно одним проходом фрезы. Далее, используя тот же направляющий уголок и зажим , кант точится до острого состояния тем же мелким напильником, которым производился завал канта со стороны скользячки.

Рекомендую всегда надевать перчатку на руку, которая ведет уголок и напильник. Автор не раз был свидетелем очень сильных и глубоких порезов, вплоть до повреждения сухожилий и потери функциональности большого пальца.

Как и при завале канта, при заточке рекомендуется вести напильник плавными перехлёстывающимися движениями. Необходимо часто смахивать стружку с напильника и с лыжи.

Некоторые специалисты, работающие на Кубке мира, рекомендуют при заточке заклеивать скользящую поверхность специальной плёнкой, чтобы избежать втирания в неё мельчайших частиц металлической стружки.

   При подготовке юниорских лыж считаю это излишним. Однако хочу остановиться на одном нюансе подготовки современных юниорских лыж, имеющих большой боковой вырез. Рекомендую ограничиваться использованием лишь алмазных камней при заточке юниорских лыж и взрослых слаломных лыж.

Однако если возникает необходимость использования напильника, то обычный, даже самый короткий напильник, для этого не подойдёт. До недавнего времени все техники самого высокого уровня ломали обычные напильники на куски длиной 4-6 см. Это был единственный вариант использования напильников на современных слаломных лыжах.

Сейчас на рынке есть специальные коротенькие напильники для заточки кантов на коротких лыжах с большим боковым вырезом.

Лыжа заточена, теперь остаётся только отполировать кант сбоку и снизу. Насколько кропотливо вы будете это делать, зависит от времени и того, к чему готовятся конкретные лыжи.

Хочу ещё раз подчеркнуть, что чем лучше отполирован кант, тем дольше он будет оставаться острым, так как не будет происходить «скатывания» микроскопических заусениц, являющегося причиной затупления канта. В ходе тренировок или соревнований лыжи точатся каждый день.

Однако занимает это не более 10-15 минут. Очень часто дело не доходит до использования напильника. Кант просто подправляется алмазными брусками

Как правило, вполне достаточно двух брусков. Сначала берётся более крупный, а затем мелкий. Алмазные бруски бывают четырёх цветов: чёрный, синий, красный и зелёный (грубый, средний и мелкие соответственно). Алмазный брусок прикрепляется к направляющему уголку таким же образом, как и напильник — с помощью зажима.

Затем кант полируется. Для этого вместо алмазного камня к уголку прижимается обычный плоский брусок. При полировке канта также вполне достаточно двух-трёх брусков. И завершается заточка канта проходом керамическим или так называемым мраморным камнем. Он тоже бывает двух видов : тёмный — погрубее и белый -мелкий, кажущийся на ощупь идеально гладким.

Полировка канта со стороны скользячки осуществляется просто красным (мелким) алмазным камнем, мелким бруском и мраморным камнем без направляющих уголков. Наиболее удобно использовать брусок треугольного профиля

Техника заточки и полировки канта с помощью направляющего уголка и зажима практически не отличается в зависимости от того, какой именно инструмент прижат к уголку. Поэтому обычная заточка и полировка канта могут быть легко выполнены даже младшими юниорами.

В задачу тренера входит научить юниоров тому, как правильно точить и мазать лыжи. Ведь до того момента, когда это за них будет делать техник, может быть еще очень далеко.

Тренерам необходимо понять, что, добровольно превращая себя в сервисменов-техников, они всегда делают это в ущерб другим, более важным аспектам своей работы. Автор не раз видел на соревнованиях коллег-тренеров с красными глазами после подготовки 10-12 пар лыж, занявшей добрую половину ночи.

Такие тренеры считают себя очень трудолюбивыми, но в день соревнований они совершенно не в состоянии выполнять свою работу ни при разминке, ни при просмотре трассы. Весьма часто их подопечные выступают ниже своих возможностей, несмотря на идеально подготовленные лыжи.

Я считаю, что лучший подход к подготовке лыж — когда тренер проверяет на остроту все лыжи и рекомендует, чем и как мазать. Спортсмены же готовят свои лыжи самостоятельно, а тренер лишь контролирует подготовку лыж.

В том случае, когда кант был «забит» о камни или лёд, на нём могут возникнуть серьёзные заусеницы. Не стоит пытаться снять их напильником. Зачастую кант затвердевает от удара и заусеницы могут быть жёстче любого напильника.

В этих случаях нужно сначала «ослабить» кант крупным алмазным камнем и затем уже доводить его напильником. В ряде случаев кант может быть забит настолько сильно, что единственным вариантом его восстановления будет очередная прогонка лыжи на станке.

При этом снимается слой канта сбоку и снизу и тем самым создаётся новая режущая поверхность, которая может быть эффективно заточена.

Последнее что нужно сделать при подготовке кантов, это чуть притупить бритвенную остроту у носков лыж. Делается это при помощи «резинового камня» — резины с вплавленной в нее мелкой абразивной крошкой.

Этот камень позволяет, не тупя кант, лишь слегка ослабить его остроту и степень «врезаемости». Я рекомендую тренерам всегда иметь резиновый камень в кармане и использовать его по всей длине канта, если трасса становится мягкой или появляется свежий снег. Наиболее актуально это бывает в скоростных дисциплинах.

При заточке лыж следует пройтись резиновым камнем по кантам на расстоянии 10—15 см в области носка лыж. Это сделает врезание кантов более плавным.

При заточке современных слаломных лыж использовать резиновый камень у носков и пяток не рекомендуется, однако снимать бритвенную остроту по всей длине внешнего канта может быть полезно при определённом состоянии склона или в тех случаях, когда спортсмен слишком заваливается на внешний кант внутренней лыжи.

Очень важно, чтобы все лыжи данного спортсмена были заточены совершенно одинаково.

Источник: https://habruswax.ru/articles

Ссылка на основную публикацию